Неандерталоидные цивилизации
Применение термина «цивилизация» по отношению к негроидному (неандерталоидному) типу палеолитического человека несколько натянуто, поскольку достижений, аналогичных достижениям неоантропа того же времени, среди негроидов (неандерталоидов) не засвидетельствовано. Однако для пущей толерантности изложения, а также ввиду того, что неандертальцы и неоантропы сосуществовали в верхнем палеолите в одно и то же время, мы будем применять термин «цивилизация» и по отношению к неандертальцам эпохи верхнего палеолита (начиная с 50-ти тыс. до н.э.).
До 2006 – 2007 гг. считалось, что неоантропы являлись эволюционным развитием неандертальского человека.
После обширной серии научных публикаций последнего времени стало ясно, что это два разных вида человека (см. п. 10.2.3. гл. III). В связи с чем, вопрос о происхождении неоантропа принял открытую форму.
Между тем, археологическая линия развития неандертальцев хорошо изучена и представляет собой ряд последовательно сменивших друг друга археологических культур.
При этом отдельные учёные говорят о полном исчезновении неандертальцев с территорий Русской равнины, Европы и вообще – с лица Земли. А ещё более отдельные лица связывают это исчезновение с геноцидом неандертальцев со стороны неоантропов (см. п. 10.4.1. гл. III) – как будто «пришедшие», по их же мнению, в Европу неоантропы могли уничтожить не только европейских неандертальцев, но и неандертальцев Китая и Южной Африки.
Научные данные свидетельствуют о чрезвычайно длительном и мирном сосуществовании указанных двух видов человека – начиная с 50-го тысячелетия до н.э. и несколько раньше, вплоть до 20-го тысячелетия до н.э., а, возможно, и до наших дней. Эти данные приведены нами ниже в описании неандертальских археологических культур.
Часть неандертальских стоянок, в основном мустьерского времени, мы перечислили в п. 10.2.3. гл. III и п. 6.2. гл. IV. Поздние из них датированы 35 – 30-ым тыс. до н.э. и распространены самым широким образом от Палестины до Западной Европы, а также в заметно меньшем объёме, но территориально – по всей Азии и Африке.
Устоявшимся маркером неандертальской культуры является техника мустье (см. п. 6.2. гл. IV).
Стоянки мустьерской культуры открыты также по всей Европе и Русской равнине: пещера Маррилак (Центральная Франция, 43 тыс. до н.э.) [2146]; Складина (слой 1В), Эглис, пещера Бетч-аль-Роше (Бельгия, 38 тыс. до н.э.) [2147, 2148]; Валлония (38 тыс. до н.э.) [2149]; Сен-Сезар (Франция, 34 тыс. до н.э.) [2149]; грот Ля-Шаппель-о-Сен, Ля Ферраси 1, Спи II, Неандерталь (юг Франции, до 28 тыс. до н.э.) [2150, стр. 59 – 65]; пещера Виндижья (Хорватия, 26 тыс. до н.э.) [2151]; Белая скала (Украина, 22 тыс. до н.э.) [2007] и др.
О размахе географии расселения неандертальцев можно судить по следующим стоянкам. Англия – в пещере Сванскомб позднеашальский неандерталец [369]. Франция – в гроте Ла-Шапель-о-Сен (La Chapelle-aux-Saints) классический неандерталец (т.н. шапелец), лежащий в позе спящего с подогнутыми ногами [1049]; в Ла-Кина (La Quina; 55 – 35 тыс. лет назад) кости 20 неандертальцев позднего типа [437]; под навесом под скалами Ла Ферраси (La Ferrassie) мустьерские и позднепалеолитические неандертальцы: мужчина, женщина и 4 детей [369]. Бельгия – в пещере Спи (Spy; 50 – 40 тыс. лет назад) поздние неандертальцы (очень крупный мозг – 1500 – 1600 см³); в гроте Ла-Нолет (la Naulette) неандерталец вюрмского времени [1624]. Швейцария – в пещере Драхенлох (Drachenloch) мустьерские неандертальцы (более 50 тыс. лет назад). В Австрии и Южной Германии останки неандертальцев. В гроте Монте-Чирчео (Monte Circeo) на западном побережье Италии мустьерский неандерталец, сходный по строению с найденным в Ла-Шапель-о-Сен. В пещере Тешик-Таш в Узбекистане мустьерский ребёнок – неандерталец [2179]. Крым – в пещере Староселье мустьерский ребёнок – неандерталец [2180]; в гроте Киик-Коба на правом берегу р. Зуя, близ Симферополя неандерталец классического типа, лежавшего на правом боку со слегка подогнутыми ногами и погребение годовалого ребёнка в утробном положении [1853]. В пещере Азых в Азербайджане неандерталец шелльской эпохи. В пещере Шинидар в северном Ираке (близ оз. Урмия; 70 – 50 тыс. лет тому назад) вместе с леваллуазскими каменными орудиями мустьерской культуры найдены скелеты 9 неандертальцев, антропологически близких к неандертальцам Западной Европы [1850]. В пещере Караин (Karain), близ г. Анталья в Турции мустьерский, предориньякский неандерталец [1852]. Древнейшими известными археологам жителями Палестины были неандертальцы. В Урта-Тубе на западном берегу оз. Карабалыкты (Башкирия, Урал) в слоях эпохи мезолита, неолита и более позднего времени – нижнем палеолитическом слое мощностью более 2 м орудия ашельской культуры и мустьерской культуры. Материалы свидетельствуют о первоначальном заселении Урала неандертальцами, продвигавшимися с юга на север [1841].
К мустьерским стоянкам неандертальцев относятся также стоянки: Юдиново в Погарском районе Брянской области, Хотылёво 2 (бассейн р. Десна, Брянская область) [2163] – самая северная мустьерская стоянка неандертальцев (54° с.ш.), датирована по радиоуглероду 23 – 20 тыс. до н.э. [2161]; Бердыж (Гомельская область Белоруссии) [2162].
Мустьерские культуры неандертальцев Индии датированы 10 – 8-ым тыс. до н.э.
На территории Северного Китая также обнаружены остатки ранних первобытных культур среднего палеолита, связанные с существованием архантропа-синантропа, а также, возможно, с произошедшими от него сино-неандертальцами. Останки синантропа найдены в пещерах Чжоукоудянь близ Пекина. Следует особо заметить, что неоантропы пришли в районы Китая (Северный Китай) только к 5-ому тыс. (культура крашенной керамики), с их приходом связано начало неолита в этих местах (культура Яншао и др.). До 5-го тыс. в Китае жили не неоантропы, а другой вид человека, возможно, неандертальцы, либо какие-то их неустановленные потомки.
Вообще, следует заметить, что научное сообщество, выдавая китайский, индийский, африканский, семитский народы чуть ли не за основу всей цивилизации Земли, не может внятно изложить их этногенез и, более того, никоим образом не стремится изучить историю образования указанных народов.
* * *
Мустьерскую культуру неандертальцев сменила перигорская культура (тех же носителей), существовавшая во Франции одновременно с ориньякской (31 – 18 тыс. до н.э.) культурой неоантропов. Перигор I следует за мустье, перигор II предшествует ориньяку, перигор III синхронен ориньяку I – IV, а перигор IV – V синхронен с ориньяком V. Изделия типа граветт [1725].
Ранняя стадия перигора – шательперон (фр. Châtelperronien) – археологическая культура позднего палеолита Западной Европы (35 – 29 тыс. до н.э., интерстадиал вюрм I/II) – ледник на севере Европы создал для перигорской культуры холодный тундровый климат. В чистом виде культура шательперон известна только в юго-западной и центральной Франции. Техника производства орудий обнаруживает связь с мустьерской культурой. Так, на памятнике позднего мустье Абри-Оди (Франция) появляются формы, из которых развивались орудия труда, типичные для шательперона. При этом сохраняются старые типы скребков и острий, характерных для позднего мустье.
Стоянки перигорской культуры: пещера Ла Ферраси; Сен-Сезер (западная Франция) и др.
На территории Венгрии, Чехословакии, юго-западной Польши, Румынии и Болгарии в 36 – 26-ом тыс. до н.э. из местного варианта мустьерской культуры неандертальцев развилась селетская культура, которая также сосуществовала с ориньякской культурой. Характеризуется кремнёвыми листовидными наконечниками копий с двусторонней обработкой, мустьерскими скреблами, пережитками леваллуазской техники раскалывания камня [437].
Стоянки селетской культуры: пещера Селета (Szeleta) в горах Бюкк на севере Венгрии. На юге: на стоянке Адыяман (Adiyaman) (Турция) обнаружено некоторое количество мустьерских (неандертальских) форм, изделия, относящиеся, вероятно, к неолитической эпохе [1852].
Селетскую культуру неандертальцев сменила культура граветт (стоянка La Gravette под скальным навесом на юго-западе Франции в департаменте Дордонь), широко распространённая в позднем палеолите на территории Европы и датируемая 22 – 18-м тыс. до н.э. [2159].
Стоянки граветтской культуры: пещера Сакажиа (в окрестностях г. Кутаиси, Грузия), по характеру инвентаря близка позднепалеолитическим памятникам Восточного Средиземноморья [2160]; пещера Девисхврели в ущелье реки Чхеримела (Грузия) [2153]; пещеры Мгвимеви в Чиатурском районе Грузии (одновременны древнему этапу мадленской культуры) [1773]; пещера Сагварджиле в ущелье рр. Дзирула и Шавицкали (Грузия) (в самом нижнем слое обнаружены мустьерские типы каменных орудий, верхние слои относятся ко времени неолита и энеолита; в верхних слоях – орудия земледелия, охоты и рыболовства из кости, рога, камня (мотыги, зернотёрки, вкладыши для серпа, крючки, гарпуны, грузила, наконечники стрел и копий и др.)) и др.
От франко-итальянской границы близ Ментона (Франция) до южной оконечности Италии (Романетти близ Отранто) распространился локальный вариант граветта – культура гримальди (Grimaldi), неандертальцы которой имели ряд негроидных черт.
В 1933 г. Д. Пейрони объединил шательперон и граветт в одну культуру, которую назвал перигорской (по находкам в горах на плато Перигор в департаменте Дордонь, Франция).
В середине позднего палеолита на территории Франции и Северной Испании распространилась солютрейская культура. Она сменила перигорскую культуру неандертальцев, сосуществовала с ориньякской культурой неоантропов [1725]. Радиоуглеродным методом датируется 18 – 15 тыс. лет до н.э.
Стоянки солютрейской культуры: пещера Ла-Мут (La Mouthe) близ г. Монтиньяк в департаменте Дордонь (юг Франции) [2156]; Солютре (Solutre, департамент Сона и Луара во Франции) [371]; грот Лоссель (Laussel) к востоку от Лез-Эзи в департаменте Дордонь (юго-запад Франции) и др.
Одновременно с завершающими стадиями последнего вюрмского оледенения образовалась мадленская палеолитическая культура 15-го – 8-го тыс. до н.э. (сменила солютрейскую культуру и предшествовала азильской культуре раннего мезолита [1725]). Она распространилась на территории Франции, Испании, Швейцарии, Бельгии, Германии. Носители – кочевники и охотники. Жилища – преимущественно пещеры, а также иногда искусственные из костей и шкур. Следует отметить, что термин «мадленская культура» иногда употребляется в широком смысле для обозначения заключительного этапа развития позднепалеолитической культуры всей европейской приледниковой области от Франции до Приуралья. Однако распространённые на всей этой территории памятники конца позднего палеолита в действительности сильно различаются между собой и принадлежат к разным культурам [369, 371].
Стоянки мадленской культуры: пещеры Мгвимеви в Чиатурском районе Грузии 15-го – 13-го тыс. до н.э. [1773]; пещера Ла-Мадлен (La Madeleine) на правом берегу реки Везер в департаменте Дордонь (Франция); пещера Монтеспан (Montespan) в департаменте Верхняя Гаронна (юго-запад Франции, в предгорьях Пиренеев); пещера Ла-Мут (La Mouthe) (Франция); пещера Альтамира (Altamira) в провинции Сан-тандер (Испания) [369]; пещера Фон-де-Гом (Font-de-Gaume) в департаменте Дордонь (юг Франции) 15-го – 11-го тыс. до н.э. [2157]; скальный навес Шанселад (Chancelade) (юго-запад Франции) 13-го – 10-го тыс. до н.э. (антропологически человек из Шанселад представляет один из вариантов позднепалеолитических людей Западной Европы – т.е. неандертальцев); пещера Пиндаль (Pindal) на севере Испании (провинция Астурия) [2158]; пещера Гримальди (Grimaldi) во Франции и др.
Непосредственно из мадленской культуры развилась азильская культура неандертальцев раннего мезолита (8-е тыс. до н. э.). Распространена, главным образом, на территории Франции, Германии. Носители – охотники, рыболовы и собиратели [369].
Стоянки азильской культуры: пещера Мас-д'Азиль (Mas-d'Azil) на юге Франции (департамент Арьеж) и др.
Для азильской культуры характерно распространение техники гравировки галек.
Поскольку азильская культура (и др.) сохранила палеолитические черты, археологами был введён специальный термин – эпипалеолит – ранняя эпоха мезолита, следующая за палеолитом [35].
Азильскую культуру сменила астурийская культура неандертальцев, распространённая на севере Испании и Португалии, на побережье Бискайского залива. По времени относится к позднему мезолиту. Представлена большими скоплениями раковин съедобных морских моллюсков, грубо оббитые ручные кирки из голышей кварцита, служившие для собирания моллюсков на береговых скалах, грубые скрёбла и топорики, а также орудия из оленьего рога. Стоянки обычно располагаются близ гротов и пещер, а также внутри них [2164, 2165].
В гроте Фатьма-Коба в Байдарской долине (Крым) открыта стоянка эпохи мезолита азильской культуры и тарденуазской культуры (захоронение – в яме лёжа на боку в скорченном положении) [2166].
Тарденуазская культура (поздний мезолит, 7 – 4-е тыс. до н.э.) распространена во Франции, Бельгии, Англии, Германии, Центральной Европе и Европейской части бывшего СССР, господствовала на юго-востоке Румынии. В развитии тарденуазской культуры Франции выделяют три этапа. Позднейший из них относится уже к раннему неолиту и характеризуется появлением примитивной керамики. Носители – подвижные группы первобытных охотников, рыболовов и собирателей [119].
Стоянки тарденуазской культуры: в окрестностях г. Фер-ан-Тарденуа (La Fère-en-Tardenois) на севере Франции (департамент Эна) [119]; грот Мурзак-Коба (Крым, близ Севастополя) – двойное погребение кроманьонцев (?) в вытянутом положении на спине в неглубокой яме [2167]; остров Тевьек (Téviec) (Бретань, Франция) – могильник содержал 23 человеческих скелета, антропологически принадлежащих древними европеоидами – представителям кроманьонского, в широком смысле слова, или протоевропейского типа [2168].
Тарденуазскую культуру неандертальцев сменила культура кухонных куч (кьёккенмединги) – это скопления раковин съедобных моллюсков и др. пищевых отбросов. Кухонные кучи являются объединяющим признаком поселений неандертальцев эпохи неолита (5 – 3-го тыс. до н. э.). Эти кучи достигают 100 – 300 м длины и 1 – 3 м высоты (Дания) и содержат по нескольку сотен человеческих захоронений, в основном, в скорченном положении лёжа на боку. Характерны оббитые нешлифованные каменные орудия (макролитические топоры, трапециевидные наконечники стрел), костяные и роговые острия, долота, топоры, рыболовные крючки, рукояти; появляется керамика – толстостенные остродонные сосуды, миски. Хозяйство – рыболовство, охота, ловля моллюсков.
Кухонные кучи распространены по всей территории Евразии. В Мугеме (Португалия, в долине р. Тежу (Taxo)) кухонные кучи оставлены племенами первобытных охотников и собирателей, орудовавших примитивными костяными орудиями (нижние слои датированы по радиоуглероду 5300 годом до н.э.); около 200 погребений большей частью женщин и детей [369].
Кухонные кучи известны в неолите Норвегии (древнейшие следы человека – культуры комса и фосна восходят к послеледниковому периоду). В конце мезолита – начале неолита (конец 5 – начало 3-го тыс. до н.э.) в Северной Германии, в Дании и на юге Щвеции распространена культура кухонных куч – Эртебёлле (ErtebÆlle) [2171].
На юге Русской равнины известны лишь небольшие кухонные кучи в районе Днепра [35].
Кухонная куча в Кульпхо (Северо-Восточная Корея, провинция Хамгён-Пукто) содержит культурные слои эпох палеолита, неолита, а также бронзы. При этом из двух палеолитических слоев верхний относится к позднему палеолиту, нижний – к мустьерской эпохе неандертальцев [2169]. Верхний слой археологического памятника – скопление раковин Ёсиго (юг о. Хонсю, в префектуре Аити, Япония) – содержал находки периода бронзы (Яёи культура), обнаружено 340 человеческих костяков эпохи неолита (позднего и конечного периодов дзёмон). Погребения скорченные, изредка в сидячем и совсем редко в вытянутом положении. Передние зубы иногда отсутствуют или деформированы. Некоторые костяки посыпаны охрой, др. обожжены, третьи подвергались перезахоронению, четвёртые (детские) погребены в урнах. Погребальный инвентарь: раковинные кольца, серьги, браслеты, костяные подвески, глиняные женские статуэтки и др. [2170].
Смена неандертальских эпох в чистом виде представлена на территории Испании и Южной Франции: ашель – мустье – селета – граветт – солютре – мадлен – азиль – астурий – кухонные кучи.
Неандертальцы жили исключительно в пещерах, изображения людей во время охоты на стенах пещер напоминают наскальные рисунки в центральной Сахаре. Кухонные кучи на юго-восточном побережье Испании датированы 2500 лет до н.э.