Краткая история других татарских ханств
Крупнейшим позднесредневековым татарским государством являлосьКрымское ханство. Еще до выделения собственно Крымского ханства в распадающейся Золотой Орде шла борьба за власть между Улу-Мухаммедом, владевшим Сараем с прилегающими поволжскими землями, и Давлет-Берди, с областью Крымского полуострова и причерноморских земель. Победу одержал Улу-Мухаммед, но у него оказался другой противник – Кичи-Мухаммед, которому удалось заставить своего старшего тезку уйти на север. Кичи-Мухаммед добился значительных успехов в государственном управлении в качестве хана, но уже не Золотой Орды, окончательно распавшейся к тому времени, а ее прямой правопреемницы Большой (Великой) Орды с подчинением ей Крыма. Он выгнал оттуда своего давнишнего соперника Сеид-Ахмеда, захватившего власть в Крыму после Давлет-Берди, но появился новый противник – Хаджи-Гирей, сын бывшего золотоордынского хана Гиас ад-дина, который еще в 1434 году пытался было закрепить за собой Крым, но потерпел неудачу и ушел в Литву.
И вот Хаджи-Гирей снова появился на исторической арене. Его поддержала феодальная аристократия знатнейших родов Крыма и всей Золотой Орды Ширинов, Барынов, Аргынов, Кипчаков, которые добивались превращения Таврии (Крым) в самостоятельное государство. Этот недавно мощный экономический район Средней Евразии, сыгравший огромную роль в системе крупнейшей международной торговли, хотя и начал терять свою былую мощь в период распада Золотой Орды, но еще оставался солидной экономической базой с большими городами. Татарскую аристократию Крыма поддержал в свою очередь великий князь литовский Казимир, и Хаджи-Гирей в 1443 году сел на таврический трон. С этого времени начинается существование Крымского ханства как самостоятельного государства.
Хаджи-Гирей правил Крымским ханством до своей смерти в 1446 году, и период его царствования явился временем возникновения и становления нового позднесредневекового татарского государства на западе. Он основал династию гиреев (вернее будет сказать: род гиреев династии джучидов) в качестве единственной и стабильной династии татарских ханств. Она правила Крымом до его аннексии Русским государством в 1783 году, т. е. в течение 340 лет. Это было самое долголетнее государство среди всех татарских ханств. После Хаджи-Гирея престол получил его старший сын Нур-Давлет, однако он пробыл ханом всего два года и в 1468 году был смещен своим братом Менгли-Гиреем. Правление последнего оказалось самым длительным – около 45 лет с перерывами между 1468 и 1475 годами и непрерывно с 1475 по 1515 годы – и Менгли-Гирей стал одним из самых могущественных ханов не только Крыма, но и всего татарского мира.
Начальный период правления Менгли-Гирея, до 1475 года, был для него неудачным: он имел довольно много братьев и других родственников, которые и повели против него борьбу. Возглавивший эту усобицу Хайдар вынудил его оставить трон, и Менгли-Гирей вынужден был искать убежища у генуэзцев. Воспользовавшись внутренними раздорами, христиане взяли тогда власть над Каффой, Мангупом и другими южно-крымскими городами.
Решила вмешаться в это дело Турция, и ее султан Мухаммед II в 1475 году послал в Крым своего везира Кедюк-Ахмед-пашу с большим войском. Турки быстро овладели этими городами, взяли в плен христиан-правителей и отослали в Константинополь (Стамбул). В числе пленников оказался и Менгли-Гирей, находившийся в это время в Каффе под защитой у итальянцев. Султан распорядился казнить всех крымцев, но в последний момент пощадил молодого хана, оказав ему высокий почет. Крымский покровитель Менгли-Гирея великий эмир Эменек-бек похлопотал за своего протеже у султана, и Менгли-Гирей со всеми почестями, в сопровождении войска был отправлен в Крым. С таким же почетом его приняли на родине и вторично посадили на трон... Передавший эту историю арабский автор XVI века ал-Джаннаби назвал Менгли-Гирея одним из лучших государей тюркского мира.
Вернув себе ханский престол с помощью османского султана, Менгли-Гирей должен был признать над собой турецкое покровительство, а над страной – турецкий протекторат. Однако это не помешало ему составить соглашение и с Иваном III. Бесспорно, он поддерживал весьма близкие отношения и с Казанским ханством, в этом ему помогала жена, уже хорошо известная нам бывшая казанская царица Нур-Салтан. В целом Менгли-Гирей был опытный политик и его долгое стабильное правление Крымом сыграло весьма положительную роль в политической и экономической жизни страны.
Естественно, как и многие крупные правители, Менгли-Гирей в целях укрепления своего государства использовал все возможные средства политической борьбы. В 1502 году он разгромил Большую Орду, вражда между которой и Крымом шла еще с начального периода царствования Кичи-Мухаммеда и Хаджи-Гирея. Большую часть ее территории Менгли присоединил к своему государству, и именно после этого количество татар в Крымском ханстве сильно возросло, намного превзойдя проживавших там генуэзцев, греков, армян, евреев, готов и т. д.
Менгли-Гирей вел энергичную внутреннюю и внешнюю политику, развивал экономику страны, много внимания уделял строительству, основывал новые города. При нем столица ханства была перенесена из Иски-Крыма в Бахчисарай, построенный при Хаджи-Гирее. Ханский дворец в Бахчисарае почти полностью сохранился до наших дней. Сам дворец с Джами (Соборной) мечетью, с Золотым кабинетом ханов, Кофейной комнатой, Фруктовой беседкой, Соколиной башней, «Фонтаном слез», воспетым А.С.Пушкиным, и другими не менее интересными объектами и сегодня поражают своим великолепным архитектурным решением, эстетически оформленными интерьерами залов и покоев, средневековой таинственностью...
В Крыму продолжали существовать знаменитые античные и средневековые города, которые известны нам по предыдущей главе: Су-Даг (Судак, Солдайя), Херсон (Сары-Кирман), Мангуп (Готия), Кефе (Каффа), Балаклава (Чембало), Иски-Крым (Сол-хат), Чуфут-Кала (Кырык-Ер). Возникли новые, среди них названный Бахчисарай, Гезлев (Евпатория), Ак-Мечеть, или Солтан-Сарай (Симферополь), Ор-Капусы (Ворота рва – Перекоп), Янги-Кала (Новый город), прежняя, но сильно измененная Ялита (Ялта) и др. Крым был краем высокой городской культуры еще с античности, таковым он оставался в периоды Золотой Орды и Крымского ханства. Профессор Галльского университета в Саксонии Тунманн, располагавший огромной информацией о Крымском ханстве и сам посетивший его в середине 70-х годов XVIII века, т.е. в последний период существования государства, зафиксировал там 48 округов во главе с городами и крупными поселениями, отдельно 9 городов и 1399 деревень (это намного больше, чем в Казанском ханстве).
Все эти города., деревни и кочевья занимали большую территорию. Помимо собственно Крыма в состав ханства входили: обширные приднепровские и прибужские степи Северного Причерноморья, огражденные с севера русскими и польско-литовскими владениями; западные земли между Днестром и Дунаем под названием Буджак (Бессарабия) – это самый западный район бывшей Золотой Орды; восточные земли в бассейне Кубани, включая Таманский полуостров во главе с городом Тамань (бывшая Таматарха) и целым рядом других средневековых городов и крепостей, многие из которых также продолжали существовать с периода античности.
Все эти древние, богатейшие земли принадлежали Крымскому ханству. Если на юге, на Крымском полуострове, особенно в его прибрежной части, располагались крупнейшие города-порты, центры большой морской и караванной торговли, очаги ремесла и городской цивилизации, северная зона в основном была занята степью. В средневековой арабской географии она, по традиции, называлась еще Дешт-и-Кипчак, или просто Дешт (Степь). Почва этих земель, согласно сообщениям очевидцев, являлась одной из самых плодородных, где росла трава выше человеческого роста, и весь воздух был пропитан приятным запахом. Там обитало бесчисленное количество степных животных, среди которых можно было встретить даже табуны диких коней.
Эта степная зона ханства в самом Крыму называлась Ногай и состояла из двух частей: Восточный Ногай в Приднепровье и Западный – в междуречье Буга и Днестра. Тунманн говорит, что степных татар «называют ногаями по имени одноименного знаменитого полководца, основавшего в этих местах в конце тринадцатого столетия свое собственное, но недолго существовавшее государство». Эта история известна учащимся по начальному периоду Золотой Орды, когда темник Ногай пытался отделить от Улуса Джучи западные земли, но был побежден в битве с ханом Токтаем. А в западноевропейских географических картах XVI – XVII веков вся эта степь, и далее на восток до Яика, включая Ногайскую Орду, названа Тартарией – слова «татары» и «Татария» на западе писались также через «р» в середине.
Степные татары занимались скотоводством (разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот, верблюдов), земледелием (сеяли просо, ячмень, гречиху), охотой и торговлей – продавали на юг хлеб, мед, воск, шерсть, меха и шкуры диких и домашних животных и некоторые другие товары. Жили в прочных степных юртах и жилищах, по внешнему виду несколько отличались от южных татар примесью монголоидности. По вероисповеданию являлись мусульманами-суннитами, но у них сохранилось также немало языческих обрядов.
____________________________________________________________________________________________________
Сунниты – наиболее многочисленные последователи учения ислама. Главное их отличие от шиитов, последователей второго, менее распространенного направления, состоит в непризнании ими возможности посредничества между Аллахом и людьми после смерти Мухаммеда, основателя ислама. Между суннитами и шиитами существует и ряд других различий: в решении юридических вопросов, в характере праздников, в деталях молитвы и ритуала. Среди основных признаков принадлежности к суннизму считается, например, признание законности всех четырех первых халифов – Абу Бекра, Омара, Османа и Али (шииты признают только Али). К суннитам относится около 80% всех мусульман мира, в том числе и татары (шиитами являются иранцы, иракцы и азербайджанцы).
____________________________________________________________________________________________________
По данным немецкого путешественника Н.Клеемана, посетившего Крым в конце 1760-х годов, в Восточном Ногае было 500000 татар (на Крымском полуострове их проживало 400000). К сожалению, об их численности на остальных территориях точных сведений нет – лишь о татарах бурджукской стороны сказано, что они могут выставить до 40000 воинов (в переводе на численность населения это составляет 200 000). Это уже больше миллиона, но с учетом населения Западного Ногая и густозаселенной Кубани с Таманским полуостровом общее число крымских татар могло составить тогда около двух миллионов.
Главой государства являлся хан, при котором имелся диван (совет) из представителей высшей титулованной знати. Среди них наиболее влиятельными, как в бывшей Золотой Орде, так и в других татарских ханствах, были роды Ширин, Барын, Аргын, Кипчак (в Крыму позднее Аргын и Кипчак выпали и появились роды Мансур от племени «мангыт» и Сучувуд). Наиболее могущественным был род Ширин, который держал свою особую резиденцию в Иски-Крыме; на государственном совете мнение ширинского бека имело наибольший вес, порой его слово значило больше, чем слово самого хана.
Здесь, также как и в Золотой Орде, была должность беклери-бека, однако он, в отличие от прежней персидской формы, назывался по-татарски: беклер беги, т.е. тот же князь князей, великий князь. Высшая феодальная ступень называлась «кырым беклери» (крымские князья), это, в сущности, улусные эмиры, руководители округов. Рангом ниже стояли мурзы (дворяне) – дети князей. Принц крови рода гиреев, т.е. царевич, назывался султан.
Из высших государственных должностей, кроме беклер беги, были: калга-султан – в роли командующего всей армией; каймакан – наместник хана в его отсутствии; муфтий – глава всех мусульман страны и руководитель кадиев, т.е. судей, решавших дела на основе законов шариата. Как видно, в феодальной иерархии, в системе государственных должностей имеются сходства с другими татарскими ханствами и прежней Золотой Ордой, в то же время появились новые титулы и термины.
Армия Крымского ханства также была ополченской. Это хорошо видно из слов упомянутого Тунманна: «Каждый татарин является солдатом (т.е. военнообязанным). Хану нужно только указать место сбора, и они являются со всех сторон» Далее он говорит, что «трудно найти более легкую конницу, чем крымско-татарская». Боеспособность крымской армии общеизвестна. Так, в 1687 и 1689 годах они разгромили русскую армию, когда она дважды ходила с походом на Крым; во второй раз она имела численность в 150 тысяч человек. Такое крупное поражение русских явилось
Крымский хан Ислам-Гирей
причиной отставки правительства князя Голицына. Храбро сражались крымцы и на русско-турецкой войне 1768 – 1774 годов.
Причина насильственного присоединения Крымского ханства к Русскому государству в 1783 году состоит отнюдь не в военной слабости Крыма, а в т.н. Кучук-Кайнарджийском мире, составленном в 1774 году между Россией и Турцией после вышеназванной войны. Турция тогда потерпела поражение и практически отдала Крым, своего вассала, России.
НебольшоеКасимовское ханство было образовано как буферное княжество между Москвой и Казанью в 1452 году, когда второй сын Улу-Мухаммеда Касим получил от московского великого князя Василия II в качестве пожалования за свою военную службу Мещерский городок на Оке, переименованный потом в его честь в город Касимов. В сущности, ханство было создано Москвой как опорный пункт для борьбы против Казани, и не зря московские правители назначали позднее ханами в Казань некоторых угодных им царевичей из «Мещеры», например, Шах-Али, Джан-Али. В самом Касимове отсутствовала какая-либо своя династия правителей; ханы, часто не имевшие между собой никакого родства, просто назначались «центром».
Касимов как мещерский (мишарский) городок и раньше был заселен выходцами из Золотой Орды – «Городецкими» татарами, к которым присоединились татары из войска Каеима, перешедшие к нему как часть армии его отца Улу-Мухаммеда после его смерти в 1445 году. Городское население – в основном служилые татары – находились на службе Русского государства; часть занималась торговлей и ремеслом. Сельское земледельческое население после ликвидации ханства в 1681 году было приписано к разряду государственных крестьян.
Потомки населения Касимовского ханства – современные касимовские татары – живут в старой, татарской части города Касимова Рязанской области и в близлежащих деревнях. Они говорят на т. н. среднем, т. е. казанско-татарском диалекте татарского языка со значительной примесью мишарских слов; исповедуют ислам, имеют общетатарскую материальную и духовную культуру с отдельными местными особенностями. Памятниками монументальной архитектуры периода Касимовского ханства являются находящиеся на территории города Касимова Минарет ханской мечетиXV века (сама мечеть и остатки находившегося рядом ханского дворца были разрушены в XVIII веке; тогда же была построена на месте старой, рядом с минаретом, новая мечеть); Мавзолей Шах-Али с сохранившимися внутри намогильными камнями самого хана. и его приближенных, XVI век; Мавзолей Авган-бека, XVII век.
Сибирское ханство было основано в 1429 году при Махмутеке, сыне Хаджи-Мухаммеда из династии, вернее, рода шайбанидов династии золотоордынских джучидов. Шайбан был братом Бату-хана, выделившего ему улус в Западной Сибири между Уралом и Иртышом – на этой территории и возникло Сибирское ханство. Если раньше татары этого улуса занимались скотоводством и таежной охотой в северной лесной зоне, то период ханства характеризуется распространением земледелия и городской культуры. Известны, например, древний город Искер (Иски-Йир, т.е. Старая земля в смысле старого города), столичные Чинги-Тура (позднее Тюмень) и Кашлык, а также Табул (Тобольск), Тонтур, Касим-Тура и другие. Данные археологических исследований и сохранившиеся до прошлого столетия развалины средневековых сооружений свидетельствуют о наличии в городах каменной архитектуры, различных видов ремесла, ювелирного искусства. Велась международная торговля с Западом (Казанское ханство, Русь) и Востоком (вплоть до Китая). Главным экспортом подобной торговли были дорогие меха и шубы.
После завоевания Казанского и Астраханского ханств очередь дошла до Сибири. Иван Грозный поручил эту миссию казацкому атаману Ермаку, объявленному в свое время вне закона самим же царем: Ермак отослал с Урала к царю награбленное им золото, и был прощен. Более того, Грозный послал к нему, по его просьбе, большое подкрепление, и началось завоевание Сибири. Последний сибирский хан Кучум вел долгую и изнурительную борьбу за сохранение своего государства. Ермак погиб в войне с татарами, однако наступление на Сибирь продолжалось новыми силами. Кучум потерпел поражение в 1598 году в последней войне с русскими воеводами. Сибирское ханство было завоевано, и, как правильно заметил потом К.Маркс, «так была заложена основа азиатской России».
Сибирские татары проживают на своей исторической родине – Западной Сибири: в Тюменской, Томской и Новосибирской областях. Они говорят на восточно-сибирском диалекте татарского языка, по вероисповеданию мусульмане; делятся на три этнотерриториальные группы – тобольские, барабинские и томские, с небольшими различиями в культуре и языке.
Медный кувшин астраханских ханов. XVI век.
Астраханское ханство образовано в 1459 году Махмудом, старшим сыном Кичи-Мухаммеда, положившим начало местной династии правителей нового татарского государства на Нижней Волге. Территория была заселена слабо, основными занятиями населения являлись кочевое скотоводство, а также бахчеводство, рыболовство и охота. Единственным городом и столицей ханства являлась Астрахань – бывший золотоордынский город под названием Хаджитархан с правом чекана джучидских монет. Расположенная на месте впадения Волги в Каспий, Астрахань являлась крупным центром транзитной международной торговли и славилась как «великое татарское торжище».
Внешняя политика ханства зависела вначале от Большой Орды, позднее от Ногайской Орды и Крымского ханства. После завоевания Казани, в 1554 году, русское войско заняло Астрахань, сместив хана Ямгурчея и посадив на престол Дервиш-Али в качестве вассала Ивана Грозного. Дервиш-Али в 1556 году попытался выйти из подчинения Москвы, русские повторили поход и окончательно завоевали ханство.
Сейчас на территории бывшего Астраханского ханства, наряду с другими народами, живут и астраханские татары, прямые потомки населения бывшего ханства. Их язык очень близок к языку средневолжских татар с элементами современного ногайского языка, вероисповедание – ислам, делятся на небольшие группы юртовских, кундровских и карагашских татар.
Ногайская Орда как самостоятельное княжество начало выделяться из Золотой Орды еще при Идегее на рубеже XIV – XV веков; окончательно оформилась при его преемнике, младшем сыне Нуретдине в 1420 – 1430 годах. Она занимала огромную территорию кочевых степей от Волги до Иртыша к югу от Казанского и Сибирского ханств. Основным населением были татары-ногаи из родов мангыт и кунграт, а также некоторые другие родственные племена, которые занимались кочевым скотоводством, прежде всего коневодством, а также ремесленным производством, торговлей, частично и земледелием. Столицей был город Сарайчик – прежний золотоордынский центр, располагавшийся в низовьях реки Яик и являвшийся крупным торговым пунктом на караванном пути из Средней Азии в Крым и в центры других татарских ханств.
После падения Казани и Астрахани Ногайская Орда распалась на несколько улусов.Их население откочевало на Северный Кавказ и подчинилось позднее Русскому государству. В настоящее время они живут на Северном Кавказе, называя себя ногайцами, однако долгое время за ними сохранялся этноним «татары» (татары-ногаи), как самоназвание населения бывшего татарского княжества. Между Ногайской Ордой и почти всеми татарскими ханствами существовали весьма тесные этнополитические и культурные связи. Татары-ногаи XV – XVI веков явились важнейшим компонентом в формировании казанских, крымских и астраханских татар. Из Ногайской Орды вышли национальные герои татарского народа Идегей и Сююмбике, знаменитая казанская и крымская царица Нур-Салтан.
Большая Орда, известная также под названием Великой, образовалась как непосредственная правопреемница Золотой Орды в 1433 году при известных нам Кичи-Мухаммеде и Сеид-Ахмеде. Борьба между ними кончилась победой Кичи-Мухаммеда, который и считается основателем Большой Орды. Это было крупное кочевое государство, расположенное на обширных степях между Волгой и Днепром, однако резиденция его ханов, особенно в зимнее время, находилась в городе Азаке. Итальянец Иосифат Барбаро, живя в этом городе до 1452 года, писал в основном о татарах Большой Орды.
Государство значительно окрепло в годы правления Ахмата (1459 – 1480), сына Кичи-Мухаммеда и брата основателя Астраханского ханства Махмуда. Располагая 100-тысячной армией, Ахмат предпринял попытку восстановить былую власть татар над Москвой: в 1476 году он отправил послание Ивану III с требованием выплаты ежегодной дани, но получил отказ, хотя великий князь за два года до этого признал себя вассалом хана и обещал платить дань. В 1480 году войска сторон встретились на Угре, притоке Оки (по сообщениям русских летописей, «Великое стояние на Угре»). Татарская конница, неудачно попытавшись переправиться через реку, отступила в степи.
Большая Орда существовала до 1502 года, когда ей нанес последний удар Менгли-Гирей, присоединив ее основное население и западные земли к Крыму. Остальная часть большеордынских татар вошла в состав населения Астраханского ханства и Ногайской Орды.
Вопросы и задания:
1. Как развертывались события в конце 40-х годов XVI века? Расскажите о «казанских походах» Ивана Грозного.
2. Как сложилась судьба Сююмбике? Охарактеризуйте политические события перед взятием Казани. т
3. Как произошло завоевание Казани? Дайте ему военно-политическую оценку.
4. Какие события произошли на казанско-татарской земле после октября 1552 года? Перечислите причины падения Казани и Казанского ханства, добавляя и свои суждения на этот счет.
5. Расскажите об образовании и первом периоде существования Крымского ханства. Как вы оцениваете деятельность Менгли-Гирей-хана?
6. Расскажите об этническом составе и государственном устройстве Крымского ханства. Что общего в этом плане у Крыма с Казанским ханством и прежней Золотой Ордой?
7. Попробуйте оценить с этой точки зрения политическую и этническую историю Сибирского, Касимовского, Астраханского ханств, Большой и Ногайской орд. Определите общее в их исторических судьбах.
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
Из книги «Записки о московитских делах» немецкого путешественника и дипломата Сигизмунда Герберштейна, XVI век:
О татарах и их группах:
«Царство Казанское, город и крепость того же имени, расположены на Волге, на дальнем берегу реки, почти в семидесяти нем, милях ниже ниж-няго Новгорода; с востока и юга по Волге это царство граничит с пустынными степями; с летня го же востока (т. е. откуда летят перелетные птицы) смежны с ними татары, называемые шей-банскими (сибирские)... За татарами казанскими прежде всего встречаем татар с прозвищем ногаи, живущих за Волгою, около Каспийского моря, по реке Яику, вытекающей из области сибирской. Они не имеют царей, а только князей... Эти страны почти все богаты лесом, за исключением той, которая простирается у Сарайчика: она степная... Астрахань, богатый город и великое татарское торжище, от которого получила имя вся окресть лежащая страна, лежит на десять дней пути ниже Казани, на ближнем берегу Волги, почти у ее устьев... Между Казанью и Астраханью, на обширном пространстве вдоль по течению Волги до Борисфена (Днепра) находятся степные поля, на которых живут татары, не имея никаких постоянных поселений, кроме городов Азова и Ахаса, который лежит на Танаиде (Дон) в двенадцати милях выше Азова... В Херсонесе (имеется в виду Крым) находится город Крым (Иски-Крым), некогда местопребывание царей Тавриды, отчего они именовались крымскими...
О социальной и общественной структуре татар:
Обозначения людей с почетными званиями у татар приблизительно следующие. Хан, как выше сказано,— царь, солтан—сын царя, бей — князь, мурза—сын князя, олбоуд (алпаут)—знатный или советник, олбоудулу—сын какого-нибудь знатного, сеид — верховный жрец, частный же человек— кси (кеше). Из чиновников же второе по царе достоинство имеет улан, ибо цари татарские имеют четырех лиц, к совету которых они предпочтительнее всего прибегают в важных делах. Первый из них называется Ширни (Ширин), второй Барни (Барын), третий Гаргни (Аргын), четвертый Ципциан (Кипчак)».
Из книги «Взятие Казани» русского воеводы в походе на Казань в 1552 году, публициста Андрея Курбского:
О городе Казани:
«...стоит оный град (кремль) и место (посад) не на Волге, но речка под ним, Казань реченная (названная), от нее же и наречень... Егдаж (когда) приидохом близ места Казанского, еже в великой крепости (укрепленной местности) лежит: с востоку от него идет Казань река, а с западу Булак речка, зело тиновата и непроходима, под самое место течет и впадает под угольную вежу (башню) в Казань реку; а течет из озера, Кабана глаголе-маго (называемого), не малого, которое озеро кончится аки полверсты от места; и як (как) пе-реправитися тую нужную речку, тогда междо озером и местом, лежит с Арского поля гора зело прекрасная и ко восхождению нужная. А тое реки, около места, ров копан, зело глубокий (Тезиц-кий ров?), аж до озерка, реченнаго Поганого, еже лежит подле самую Казань реку; а от Казани реки гора так высока, ижи оком воззрити прикро (охватить взглядом недоступна—имеется в виду кремлевский холм): на ней же град стоит и палаты царские и мечети, зело высокие, мурованные (каменные), идеже (там же) их умершие цари
клались; число памятамися (мне помнится) пять их ...»
О татарских землях Заказанья:
«... в земле той поля великия и зело (очень) преи-зобильныя и гобзующия (богатые) на всякие плоды; тако же дворы княжат их и вельможей зело прекрасны и воистину удивления достойны, и села часты. Хлебов всяких такое там множество, воистину вере ко исповеданию неподобно: аки бы (как бы) на подобие множества звезд небесных; такоже и скотов различных стад безчисленное множество, и корыстей (добыч) драгоценных, наипаче (особенно) от различных зверей, в той земле бывающих: бо (ибо) тамо родятся куны дорогие, и белки и прочие зверия ко одеждам и ко ядению (применению) потребные; и мало (немного) за тем далей соболей множество, такожде (также) и медов: не вемь, где бы под солнцем больше было».
Из русской летописи «Летописец начала царства царя и великого князя Ивана Васильевича», XVI век:
О зверствах при взятии Казани:
«О избиение поганых (татар). Бояре же и воеводы божиим милосердием побили множество поганых и тамо они толико (столько) множество побили, от реки от Казани и до леса и в лесе многие мертвии лежяща, и немногие утекли, многими ранами ранены.
Одоление царское на враги. И уже помочию всесильного господа нашего Исуса Христа ...наш царь православный и великий князь Иван Васильевич (Иван Грозный) самодержец всея Руси брав-ся с нечестивыми и одоле их до конца и царя Казанского Едигер-Магметя изыме (поймал, взял в плен) и знамена их взяша и царство и град многолюдной Казанской восприят (взял, присвоил себе). В полон (плен) же повеле царь имати (взять) жены и дети малые, а ратных за их измены избити (перебить) всех и столь множество взяша полону Татарского, якоже всем полком Руским наполнитися, у всякого человека Рускаго полон Тотарскои бысть. Крестия некого (христианского, т. е. русского) же полону множество ты-сящь душь свобод ил и. А побитых во граде толико множество во граде лежяше яко по всему граду не бе где ступати не на мертвых. За царевым (ханским) же двором, где на бегство предалися ис стен градцких, и по улицам костры (большие груды, кучи) мертвых лежяше с стенами градными ровно. Рвы же на той стороне града полны мертвых лежяше и по Казань реку и в реке и за рекою по всему лугу мертвии погании лежяще».
Из книги «Крымское ханство» Галльского (Саксония) ученого-путешественника Тунманна, 1777 год:
О крымских татарах (татарах Крымского полуострова):
«По большей части они (крымские татары) среднего роста, но 'при этом прекрасного, правильного сложения, задушевность сквозит в их чертах; на лицах читается их честность и добродушие. Они ценят человечность и общественные добродетели. Они просты и легковерны, смирны, приветливы, услужливы и понятливы. Они одарены прекрасным природным умом и гибким духом, что делает их в высшей степени способными к образованию. Вообще они утратили очень многое из той дикой храбрости, которая делала их столь страшными во время первого их появления в Европе1. Более знатные из них стараются превзойти друг друга обходительностью и хорошим тоном. Одеваются они очейь чисто, аккуратно, и, если обладают средствами,— роскошно. Их одежда не только удобна, чем турецкая, возвышает и украшает наружность. Их шапки (кал-пак) зеленые, каковым цветом они отличаются от других народов (османов, манкатов, персов)...
Они чрезвычайно гостеприимны и охотно уделяют все, что могут, путнику, независимо от его религии. Вообще в Крыму в мирное время можно путешествовать, если и не так удобно, но столь же безопасно и бесконечно более дешево, чем в самых благоустроенных странах Европы. Дома крым-цев построены по большей части по османской манере; они плохо,выглядят снаружи, но внутри они не лишены удобства и даже нарядности. Они живут на одном месте (т. е. не кочуют), их дома и деревни окружены большей частью рощами и аллеями кипарисов и других деревьев..
Язык крымских татар является тюркским наречием (языком), но в нем имеется также множество арабских и монгольских слов. Османы (турки) понимают их не без труда. Язык ногайцев (степных татар) для них еще менее понятен, так как они говорят очень поспешно и сильно гортанно, почти как арабы. Ногайский язык между тем тот же,.что и крымский, хотя не такой развитой...
Татары все следуют учению Магомета и очень правоверны (сунниты). Даже после восстановления независимости (от Турции, в 1774 году) они признаю.т императора османов своим духовным главой. Они имеют муфтия, своих мулл, своих коджей (учителя в медресе), своих кадиев; эти последние — их судьи. Они молятся в своих мечетях (месджидах) и джами (соборная мечеть) пять раз в день, копают колодцы и учреждают ханы (каравансараи), чтобы быть угодными богу, но не преследуют никого за его религию. У них имеются школы, где объясняется коран и преподаются другие менее важные науки (с точки зрения христианина Тунманна). Христианам и иудеям они предоставляют много религиозной свободы; армяне и греки в городах -и деревнях имеют свои церкви...
Наиболее значительная торговля производится в Каффе и Гезлеве ... торговля соленой рыбой, икрой, солью, пшеницей, ячменем, просом, маслом и вином. Вывозится также много шерсти, тонких шкур ягнят, черного и особенно серого цвета, обработанных белых бесшерстных бараньих кож, говяжьего мяса, сала, нефти, меда, воска и т. д. Торгуют большей частью товарами за товар.
Турецкая монета обращается везде в Крыму. Настоящие татарские монеты имеются только двух родов: 1) беас-бешлик, белый пятак, сделан из серебра и содержит пять карабешликов или двадцать акче (деньги, рубль); 2) кара-бешлик, черный пятак, сделан из меди с малым количеством серебра и содержит пять акче».
_______________________
1 Издатель работы Тунманна Н. Л. Эрнст говорит, что так раньше представляли их себе средневековые европейцы.
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
100–75 тыс. до и. э. -появление первых стойбищ первобытных людей в Поволжье и на территории Республики Татарстан
VIII–III века до н. э. -время существования ананьинской культуры, одной из самых известных археологических культурпервобытного Волго-Камского региона
IV–VIII века н. э. -время существования именьковской культуры, оставленной тюркоязычными племенами
375 год -начало Великого переселения народов
375–453 годы -время существования Гуннской империи
552 год -образование Тюркского каганата. Первые исторические сведения о древнетатарских племенах, союзе племен“Отуз-татар
Начало VII века -разделение Тюркского каганата на два государства: Западно-Тюркский каганат и Восточно-Тюркский каганат
740, 745 годы -падение Западно-Тюркского и Восточно-Тюркского каганатов
632–нач. 650-х годов -время существования Великой Болгарии в Приазовье
650–965 годы -время существования Хазарского каганата
VIII-X века -время существования Кимакского каганата
конец IX–начало Х вв. -образование нового болгарского государства в Среднем Поволжье–Волжской Булгарии
922 год (310 год по хиджри) -прибытие в Волжскую Булгарию арабского посольства из Багдада и официальное принятие ислама в Булгариипод руководством ее правителя Алмаса
985, 1006 годы -мирные договоры между Киевской Русью и Волжской Булгарией
1164, 1184 годы -походы владимиро-суздальского князя Андрея Боголюбского на Волжскую Булгарию
1229 год -договор между Северо-Восточной Русью и Волжской Булгарией
1236 год -завоевание монголами Волжской Булгарии
1243 год -образование Золотой Орды
1243–1255 годы -правление Бату-хана
1256–1266 годы -правление Берке-хана
1312–1342 годы -правление Узбек-хана
1342–1357 годы -правление Джанибек-хана
1380–1396 годы -правление Тохтамыш-хана
1422, 1424–1438 годы -правление Улу-Мухаммед-хана
1380 год, 8 сентября -Куликовская битва между Русским государством и войсками золотоордынского темника Мамая. ПоражениеМамая
1391 год, 18 июня -битва между Тохтамышем и Тамерланом на реке Кондузче (Кондурча) в Поволжье. Поражение Тохтамыша
1395 год, 15–16 апреля -битва между Тохтамышем и Тамерланом на реке Терек в Северном Кавказе. Поражение Тохтамыша.Дальнейшее разрушение Тамерланом столицы Золотой Орды Сарая-Берке, а также Бельджамена, Укека,Маджара, Хаджитархана и других золотоордынских городов
1431 год -поход Федора Пестрого, воеводы великого князя московского Василия II, на город Булгар
1430–1440 годы -распад Золотой Орды
1438, 1445 годы -победы Улу-Мухаммеда над Василием II в Белевском и Суздальском сражениях
1445 год -образование Казанского ханства
1445–1465 годы -правление Махмутек-хана
1467–1479 годы -правление Иорагим-хана
1487–1496, 1502–1518 годы -правление Мухаммед-Амин-хана
1524–1531, 1536–1546, 1546–1549 годы -правление Сафы-Гирей-хана
1506 год, 25 июня -поражение 100-тысячной русской армии под Казанью
1548, 1549, 1552 годы -походы Ивана Грозного на Казань
1552 год, 2 октября -завоевание войсками Ивана Грозного Казани и Казанского ханства
1552–1556 годы -война за независимость татарского и других народов Среднего Поволжья. Окончательное падение Казанскогоханства
1429–1598 годы -время существования Сибирского ханства
1452–1681 годы -время существования Касимовского ханства
1459–1556 годы -время существования Астраханского ханства
1420–