Love, Life, Luck, Light. 2 страница

Рис. 4. 7) фасции — эмблема Великой Французской революции 1789 г.

В число нацистских символов можно включать специфические эмблемы СС, гестапо и других организаций действовавших под эгидой Третьего рейха. Но элементы, входящие в состав этих эмблем (руны, дубовые листья, венки и т.п.) не должны быть запрещаемы сами по себе. Хорошим подспорьем здесь послужил бы перечень конкретных эмблем нацизма в прошлом и современных пронацистских организаций.

Однако, по нашему глубокому убеждению, даже составление такого перечня не снимает проблемы. Радикальным её решением стала бы полная легализация свастики, особенно в местах компактного проживания «белого» населения, где действуют пронацистские организации. Запретный плод сладок, и неонацизм лишился бы львиной доли своего сомнительного очарования, если бы свастика снова появилась на узорах, продуктовых этикетках, промышленных товарах, транспорте, учреждениях, церквях и т.п. ... без всякого намёка на экстремизм, а лишь как декоративный элемент, торговая марка, государственный или религиозный символ. Настало время задуматься с чем же мы боремся: с фашизмом или... со свастикой?!

Свастикофобия.Последствия варварского отношения к свастике оказываются весьма плачевными для современной культуры российских народов. Известен факт, когда во время II Мировой войны работниками Каргопольского краеведческого музея был уничтожен ряд уникальных вышивок, содержащих орнаментальный мотив свастики из-за боязни быть обвинёнными в гитлеровской агитации. До наших дней в большинстве музеев (особенно провинциальных) памятники искусства, имеющие свастику, не включаются в основную экспозицию. Тем самым по вине общественных и государственных институтов, поддерживающих «свастикофобию», пресекается многотысячелетняя культурная традиция. Предвзятое отношение к свастике отрицательно влияет на употребление её ныне здравствующими народными мастерами. Вышивальщицы Севера (не только русского) и сейчас используют узоры со свастикой, но говорят о ней уже как о «немецком знаке». Среди мастериц, сохранивших свастику в браном ткачестве, упомянем А.И. Черемную (Пинежский район Архангельской области).

Негласный запрет наложен на использование этого знака при выпуске товаров массового потребления (тканей, керамики, металлических, деревянных изделий и т.п.). В поисках примеров использования свастики отечественной промышленностью натыкаешься лишь на... канализационные люки, где её вихревой тип присутствует в качестве организующего орнаментального мотива.

И это при том, что по общепризнанному мнению мастеров дизайна свастика является одним из наиболее распространённых вариантов креста, интенсивно использующимся элементом декора. Однонаправленное движение лопастей, которому соответствует свастика в механике, присуще громадному числу вращающихся устройств. Не иначе как из опасения перед грядущими запретами, архитектор XIII в. Виллар д'Оннекур настойчиво употребляет схему свастики, демонстрируя закономерности симметрии в системе пропорций, привязанной к движениям человека [484, taf. 36.49-50; 314, с. 82, рис. 1].

Рис. 11. 4) свастика — схема для изучения симметрии и пропорции в движениях человека (по Виллару из Синекура, XIII в.) [484. taf. 36.49-50];

В 1997 г. Национальная ассоциация мануфактур и экспортёров испанской мебели ANIEME предложила конкурсный проект на моделирование оригинальной ножки для стола. Лишь один из его титулованных участников, Алессандро Мендини, большой радикал, отважился использовать в своём произведении свастику и то лишь как предмет эпатажа: «...я решил сделать Ногу микроархитектурным элементом с помощью переноса символа столь же элегантного, сколь драматичного, который я заключил в объём и трактую с иронией», признался он. «Этот символ коловорот ужаса и смерти, знак, погружённый в пустоту забвения под давлением миллионеголосого "вето" утрат и боли, указывает дизайнерский журнал Salon interior. Исполненный в жизнеутверждающих красно-жёлто-зелёных тонах, он выглядит даже дружелюбно и только силуэт, узнаваемый в срезе, останавливает взгляд: "Свастика?! не может быть!". Но говорят, всё проходит - может быть и это пройдёт?» [520, с. 12].

Видимо, не скоро - в каталоге типичных композиций для росписи по батику, выпущенном для англоязычного читателя, свастика встречается только один раз [518, № 65], хотя на самом деле этот мотив гораздо популярнее.

Самая комфортабельная поза для сна у человека напоминает свастику, почему и получила соответствующее наименование. В ней человек лежит на животе, одна рука вытянута над головой, а одна из ног согнута в колене. Так достигается необходимая для восстановления сил организма релаксация. Хотя большинство реклам матрасов изображают людей, спящих именно в этой позе, «свастика» довольно редка в реальной практике [101, с. 141-142]. Вероятно, антифашистский призыв «люди, будьте бдительны!» распространился и на постельные позы. Факт, что «свастика» «столь редка... это ещё одно важное свидетельство того, что позы, выбираемые нами для сна, диктуются не столько физическим комфортом, сколько отражают наш личный образ жизни», пишет Д-р Самюэл Данкелл, президент Американского общества феноменологической психиатрии.

Рис. 11. 5) поза «свастики» во сне — самая лучшая и самая редкая... [101, с. 141];

Слава Всевышнему, общественные пристрастия ещё не настолько сильны, чтобы кардинально изменить строение человека. Если взглянуть на естественное «завихрение волос» головы (vortices pilorum) вокруг «тихой точки», то будет видна спиралевидная свастика, закрученная по часовой стрелке.

У многих людей знак свастики находится на ладони между большим и указательным пальцами. Хирологи утверждают, что он отражает святость, служение высоким идеалам, счастье. Если свастика встречается в нижней части ладони в «зоне Меркурия», под мизинцем, она несёт богатство (при этом руки должны быть рельефными, пальцы прямыми, кожа тонкой и нежной). Чем выше знак взбирается по руке, тем в большей степени его владелец освобождается от материальных привязанностей, а образование свастики на пальцах отражает усиление аскетизма в характере [357, с. 42].

Рис. 11. 6) хиромантический знак Свастики и его место на руке [357, с. 42];

Ничего не зная о свастике (и не подозревая в ней криминала), её часто рисуют дети: «она сама появляется из-под руки маленького рисовальщика, никогда и не видавшего её раньше, когда, желая выразить быстроту и стремительность.., ребенок преобразует в свастику простой квадрат» [209, с. 48]. К сожалению, детская «дружба» со свастикой столь же скоротечна. Всегда найдётся бдительный доброхот, который устыдит ребёнка, поведав ему о жутком «человеконенавистничестве» этого символа. Только вот что считать человеконенавистничеством: здоровый интерес к законам вселенной, истории, религии или маниакальные страхи военного поколения? Социальные психологи Т.Н. Самсонова и Н.В. Карпова отмечают тревожный феномен: с 9-летнего возраста у российских детей появляется охлаждение интереса к символам, которое усиливается вплоть до 12-летнего возраста [294, с. 78-79]. Учёные никак не объясняют этого обстоятельства, однако мы рискнём предположить, что оно связано с разочарованием в адекватном объяснении символов, которого дети ожидают от взрослых. Ребята инстинктивно чувствуют, что символы значат гораздо больше, чем могут рассказать им родители или учителя. А когда они наталкиваются на противоестественные запреты, доверие к миру взрослых резко снижается. Не желая вступать в конфликт, дети подсознательно обходят эту сферу, пока в них не начинает проявляться подростковая оппозиционность к нездоровому обществу, которая часто остаётся на всю жизнь.

Печальным случаем «свастикофобии» является регулярная (с 1995 г.) вырубка лиственниц в государственном секторе леса под Зерниковым (в 60 милях к северу от Берлина). Посаженные в 1938 г. местным предпринимателем, лиственницы каждую осень образовывали жёлтую свастику из хвои посреди вечнозелёных сосен. Свастику из 57 лиственниц площадью в 360 м^2 можно было заметить только с воздуха. После воссоединения Германии вопрос о вырубке встал в 1992 г., а первые деревья уничтожили в 1995-м. По данным Ассошейтед Пресс и Рейтер, к 2000 году было вырублено 25 лиственниц из 57. но власти и общественность проявляют беспокойство, что символ можно еще по-прежнему видеть. Дело и впрямь нешуточное: из оставшихся корней ползут молодые побеги [562]... Жалость тут вызывают, прежде всего, люди, чья ненависть дошла до грани психоза.

Рис. 11. 7) участок лиственниц в форме свастики, посаженный в 1938 году и регулярно вырубаемый по требованию антифашистов с 1995 года. Зерников. Германия [562];

Конечно, подобная установка присуща в основном немцам, которым, благодаря действующему законодательству, опасно наклеивать свастику даже на авиамодели времён второй мировой войны [436]. Статья 86 Конституции ФРГ 1949 г. (Grundgesetz) запрещает все формы флагов, знаков, частей униформы, лозунгов и форм приветствия, употреблявшихся в национал-социалистических организациях [506, р. 257; 592].

Границы свастикофобии. Вне Германии, где название/начертание свастики не связано с нацистской символикой, она по-прежнему (хотя и не столь широко, как до войны) продолжает использоваться как логотип и торговая марка: Swastika series в составе National Cooperative Soil Survey U.S.A., Swastika Enterprises в Индии и др. [606; 587]. Этим именем нередко называют туристические туры в страны юго-восточной Азии. Свастика в числе астамангала (см. III гл.) появилась 9 декабря 2000 года на реверсе юбилейной монете достоинством в 1000 рупий, посвящённой 50-летию Шри-Ланкийского Центрального банка [591]. Более 60-ти лет в Сингапуре действует The Red Swastika Charity Foundation со множеством дочерних учреждений, в том числе школ [578].

Рис. 11. 8) праздник в «чайнатауне» американского мегаполиса; 9) концерт молодёжной рок-группы в Таиланде на реке Ча-ам. Здесь нет не «фашистов», ни «антифашистов». За ношение свастики к суду привлекать не станут. Всем весело. Редкий случай, когда европейцы завидуют жителям Азии. Фото из таиландской прессы.

Рис. 12. Примеры употребления символа свастики в наши дни:1) юбилейная монета в 1000 рупий, выпущенная к 50-летию Шри-Ланкийского Центрального банка в декабре 2000 года. Реверс [591]; 2) школа «Красной Свастики» в Сингапуре [578];

Love, Life, Luck, Light. 2 страница - student2.ru В религиеведении эмблема свастики закреплена преимущественно за буддизмом [84, с. 120,255], так же как Love, Life, Luck, Light. 2 страница - student2.ru (крест) за христианством, C (полумесяц) за исламом, шестиконечная звезда за иудаизмом, знак АУМ за индуизмом и т.д. Однако её значение сейчас гораздо шире.

Свастика не менее популярна в индуизме и боне, а на официальном флаге джайнской религии она с 1975 г. сменила эмблему Loka-Akasa [579] (см, подробнее III гл.). В марте 1998 г. под давлением местной джайнской общественности (в лице Пракаша Моди, подавшего жалобу в Совет по делам печати штата Онтарио) канадская газета «Toronto Star» вынуждена была признать, что оскорбила религиозные чувства верующих, некорректно использовав свастику на антинацистской карикатуре. Газета обязалась впредь сопровождать изображение нацистской свастики соответствующей подписью [574].

Рис. 12.3) флаг джайнской религии с 1975 года [579]; 6-7) современные антифашистские карикатуры, где свастика используется как символ нацизма.

Одна центральная свастика в окружении четырёх периферийных и четырёх тай-чи (символа инь-ян) является ныне эмблемой «колеса закона» в китайском религиозном движении Фалуньгун (fah-luhn goong) или Фалунь Да-фа, известном с 1992 г. [579; 596].

Рис. 12.4) эмблема религиозного движения фа-лун гун из Китая [579];

Свастика продолжает традиционно использоваться в религиозных обрядах индейцев Северной и Центральной Америки.

СВАСТИКА СНАРУЖИ
2

Love, Life, Luck, Light. 2 страница - student2.ru

Love, Life, Luck, Light. 2 страница - student2.ru Симметрия свастики. Обычно свастикой считают крест, лучи которого согнуты под прямым углом в одном направлении [603]. Однако рассмотрение свастики только как разновидности креста исключает целый ряд фигур, которые по сути являются свастическими. Археологи, этнографы, искусствоведы на практике вынуждены постоянно отступать от приведённого выше определения, если желают понять смысл символа в контексте изобразительной традиции. Под определение свастики как креста явно не подпадают 3-, 5-, 6- и им подобные n-конечные свастики, которые вместе с «классической» 4-конечной свастикой часто являются вариациями одной и той же идеи вращения.

Рис. 14. Разновидности свастики: спиралевидные свастики / свастическне волюты по Томасу Уилсону: с четырьмя рукавами и тетраскелион (6); с тремя рукавами (7); с 5 и 6 рукавами (8); с рукавами отходящими от окружности (9) и от центра круга (10) [548. fig. 13a-d].

В чём же суть свастики как геометрической фигуры? Удобнее подойти к ней со стороны симметрии. В теории симметрии свастика принадлежит к фигурам с полярной плоскостью, точнее - к «односторонним розеткам». Фигуры этого класса обладают так называемой особенной точкой, т.е. точкой, не имеющей в фигуре себе эквивалентных.

Рис. 14.(4) прямоугольные свастики. Между ними — волюта (5);

Поскольку симметричная фигура получается за счёт движения, которое в геометрии называют преобразованием, особенная точка остаётся единственной и инвариантной относительно всех преобразований фигуры. В отличие от других классов симметричных фигур - бордюра, сетки и даже розеток, обладающих зеркальной плоскостью - свастика обладает лишь одним признаком симметрии - поворотной осью (ею выступает особенная точка). Вокруг последней происходит вращение фигуры. Свастика образуется за счёт поворота её равного элемента (угла, крюка и т.п.) вокруг оси, которая расположена перпендикулярно плоскости вращения. При обороте на 360° равный элемент может совмещаться с собой на плоскости от одного до бесконечного числа раз. Число совмещений при полном обороте называется порядком оси [307, с. 29-44; 388, с. 16-17, 38-39, 73; 175, с. 52, 79; 141, с. 36-40]. Например, в свастике с двумя концами (волюте) порядок оси 2, с четырьмя - 4 и т.д.

Рис. 13. Виды орнамента согласно теории симметрии (по С.В. Иванову) [141, с. 37-40, рис. 10-13]: 1) Love, Life, Luck, Light. 2 страница - student2.ru свастические розетки с осевой или полярной симметрией 1, 2, 3 и 4 порядков; 2) розетки с плоскостью симметрии; 3) симметрия бордюров; 4) симметрия сеток.

Исходя из центральной точки, лучи свастики могут не только загибаться под любым углом, но и плавно виться, даже ветвиться в зависимости от смысла, заложенного в символе, и предназначения той вещи, на которой он запечатлен. Иногда трудно провести грань между собственно свастикой и так называемыми «солярными символами».

Однако и это можно сделать, если сопоставить свастику с ведущим солярным символом звездой, относящейся к розеткам с симметричной (а не только полярной) плоскостью. Равный элемент звезды симметричен относительно себя самого (в нём можно обнаружить собственную ось), в то время, как элементы свастики симметричны лишь относительно друг друга в составе целой розетки. Даже если в звезде «исчезнет» поворотная ось и как целая фигура она разрушится, симметрия всё равно сохранится в её отдельных равных элементах. Но если «распадётся» свастика, то её части потеряют всякое подобие симметрии (в рамках розетки, конечно).

Если с одной стороны определение свастики ограничивает звезда, то с другой - спираль. Спираль вообще не является симметричной фигурой. Она образована движением кривой из центра, но её центр не есть поворотная ось симметрии. Спираль не имеет равных элементов (иначе она превращается в свастику, сохраняя лишь видимость спирали*), совмещающихся с собой относительно особенной точки, поскольку в ней никогда не происходит полного оборота на 360°.

*В дальнейшем мы будем называть такие свастики спиралевидными.

Основное внимание в книге уделено свастике как розетке. Хотя по мере необходимости будут привлекаться и бордюры из свастик (например, свастичный меандр), и сетки (например, мезинский свастике-меандровый орнамент, см. III гл.).


Рис. 10. Свастика в Соединённых Штатах и Канаде 1-й четв. XX в. (окончание):4) свастичная орнаментация на потолке второго балкона в Театре Уолкера. Виннипег, Канада [594]; 5) мозаичный пол на Хасгингс-стрит. Ванкувер [594];

Рис. 20. Свастика в орнаментальной сетке верхнего палеолита; штампы-пинтадеры: 1) протосвастическая Love, Life, Luck, Light. 2 страница - student2.ru сетка (ромбо-меандровый орнамент) на браслете. Кость мамонта. Мезин (Черниговская обл., Украина). Верхний палеолит, XXIII-XVII тыс. до н.э. [126, с. 446, № 715];

Love, Life, Luck, Light. 2 страница - student2.ru Вокруг свастики. Споры о происхождении и смысле свастики не затихают с середины прошлого столетия. На это в первую очередь повлияло бурное развитие археологии, когда свастика была обнаружена на всех обитаемых материках, причем разнообразие её видоизменений не мешало существованию сходных вариаций, далеко отстоящих друг от друга в географическом пространстве и на шкале времени. Средний и Ближний Восток, Центральная, Северная и Южная Европа, Средняя Азия и Дальний Восток, обе Америки, Полинезия, Африка... поистине, свастика является планетарным символом. В отличие от других примитивных знаков, которые возникать независимо друг от друга в разных частях света и в разные эпохи, свастику стали считать первым символом, сознательно передававшимся по цепи традиции от человека к человеку, от племени к племени, от народа к народу [548, р. 1].

Рис. 23: 1) схема распространения свастики в археологических культурах по Гобле д'Альвьелле [548, ch.l].

Самые ранние находки её классического (четырёхконечного) типа относятся к IV тысячелетию до н.э., а новейшие продолжают существовать в повседневном быту многих народов Востока. Название «свастика» ввёл не позже 1852 г. Эжен Бурнуф [413]. До того она называлась Fylfot, tetraskelion («четвероногим»), triskelion («трехногим»), гамматическим крестом или гаммадионом (так как представляла соединение четырёх греческих букв Г, «гамма»). Сведения о свастике как о христианском символе и варианте креста были напечатаны ученым-иезуитом аббатом М. Мартиньи в знаменитом «Словаре христианских древностей» (1865) [492, р 214]. Аббат Мартиньи обобщил появившиеся ранее труды Джанбаттиста де Росси и других специалистов в области христианских древностей (в основном катакомб Рима и Неаполя).

Другой католический историк Fr. Augustini Antonii Georgii, полагал, что встречающаяся в Тибете свастика символизировала Бога, распятого за род человеческий [402, р. 211, 460, 725; 548, р. 10]. Более взвешенные суждения о свастике содержатся в монографии «Знак креста до Христианства» (1866) Габриэля де Мортилье [498], а развёрнутое объяснение её религиозного смысла было представлено Эмилем Бурнуфом (1872) [414]. Одним из первых посвятил свастике специальное исследование директор Нумизматического музея в Копенгагене Людвиг Мюллер (1877), увидевший в ней эмблему вечного кругового движения [502]. Ср. также более раннюю работу Л. Мюллера «Кольцеобразные, крестообразные и крылатые символы в религиях народов мира» [501].

Последовавшие затем работы Э. Томаса (1880) [531], Л. де Милю (1882) [496], X. Гайдоз (1884) [449], Г. Дюмутье (1885) [441], Роберта Филипса Грэга (1885) [462, р. 292-326, 2 pl.] и графа Гоблс д'Альвьсллы (1889) [453] закрепили древнеиндийские письменные и материальные памятники, дожившую до нас индуистскую обрядовость в качестве основного источника по истолкованию символа свастики. Отталкиваясь от них, большинство учёных рассматривали бытование свастики в культурах древней Европы, Нового Света и, прежде всего, народов Азии [464; 410; 540; 450; 469]. См. также работы этого периода Е. Pincott, Percy-Gardener, M. Man, J. Morgan. К моменту выхода обобщающего труда Томаса Уилсона «Свастика: самый ранний известный символ и его перемещения» [548], число публикаций на тему достигло 114.

Фундаментальная монография Т. Уилсона была представлена в 1894 г. как доклад Национальному Музею Соединенных Штатов. В этот период изучали почти исключительно религиозный смысл свастики. Будучи куратором отдела доисторической антропологии Музея, Уилсон постарался выявить наиболее доказательные теории, сложив из них непротиворечивую мозаику . Однако пестрота оказалась неизбежной. Являясь одним из 385 вариаций креста, известных по орнаментике и геральдике, свастика идентифицировалась как знак Зевса, Ваала, Агни, Индры, Брамы, Вишну, Шивы и Юпитера-Громовержца, Афины, Артемиды и других богов. Большинство исследователей конца XIX века сошлись во мнении, что свастика является древнейшим арийским (индоевропейским) символом, обозначавшим солнце, небо, свет, свечение зигзагообразной молнии, воду; она также была эмблемой Великого Бога, Создателя и Правителя Вселенной; позже она получила значения, связанные с культами Будды и Христа.

Санскритское восклицание «свасти!» переводится, в частности, как «благо!» и по сей день звучит в ритуалах индуизма, обрамляя произнесение священного слога АУМ («АУМ Снасти!»). Анализируя слово «свастика», Густав Дюмутье раскладывал его на три слога: su-auti-ka. ou корень, обозначающий «добро», «благо», превосходную степень или suridas, «преуспеяние». Auti форма третьего лица единственного числа в изъявительном наклонении настоящего времени от глагола as «быть» ( латинскому sum). Ka субстантивный суффикс [441, р. 329; 548f p. 4].

* Позже вошла в его же книгу La migration des symboies [454; последняя публ. на англ.: 456]. Далее текст этой работы цитируется по собранию трудов д'Альвьеллы: [455].

* О месте выдающегося труда Томаса Уилсона в развитии антропологического интереса к теории символа см.: [ 445 р.120].

Санскритское название suastika, писал Макс Мюллер Генриху Шлиману, приближается к греческому «возможно», «можно», «позволено». Существует англосаксонское название знака свастики Fylfot, которое Р.Ф. Грэг производил от fower fot, four-footed, т.е. «четверо-» или «многоногий» [462, р. 298]. Само слово Fylfot скандинавского происхождения и состоит из старонорвежского fiel, эквивалента англо-саксонского fela, немецкого viel («много») и fotr, foot («нога»), т.е. «многоножная» фигура. Однако в научной литературе и Fylfot, и упоминавшиеся выше «тетраскелис» с гамматическим крестом, и ошибочно отождествлявшийся со свастикой «молот Тора» (Мьёлльнир) были постепенно вытеснены санскритским названием [548, р. 4-5].

По М. Мюллеру, правосторонний гамматический крест (suastika) является знаком света, жизни, святости и благополучия, который соответствует в природе весеннему, прибывающему солнцу. Левосторонний знак, suavastika, напротив, выражает тьму, гибель, зло и разрушение; он соответствует убывающему, осеннему светилу [455, р. 13-14]. Подобную цепь рассуждений находим у индолога Чарльза Бирдвуда [408, p. XI-XII]. Suastika - солнце дневное, активное состояние, день, лето, свет, жизнь и слава; эта совокупность понятий выражается санскритским pradakshina, проявляется через мужское начало, покровительствуемое богом Ганешей. Suavastika также солнце, но подземное или ночное, пассивное состояние, зима, тьма, смерть и безвестность; ему соответствует санскритское prasavya, женское начало и богиня Кали [408, р. Х-ХП]. В годовом солнечном цикле левосторонняя свастика является символом летнего солнцеворота, с которого начинается убывание дневного света, а правосторонняя зимнего, от которого день набирает силу [ср.: 84, с. 122].

Рис. 14. Разновидности свастики: правосторонняя suastika (1) и левосторонняя «suavastika» (2) по Максу Мюллеру [548, fig. 9-10];

Существует большая неопределённость между обозначением и смыслом право- и левосторонней свастики даже в одной Индии, не говоря о других регионах планеты. Тем более не следует переносить противоположность между двумя видами знака в сферу этики. Именно этим грешат сочинения псевдооккультных авторов, уже более века рассуждающих о «пагубном» и «благотворном» направлениях свастики. Зло приносит якобы та, которую М. Мюллер называл suavastika, а добро suastika. Характерно, что приняв гипотезу о кардинальном различии двух типов свастики, подобные авторы путают правое и левое направления. Мюллеровскую suavastika называют «свастикой», a suastika «суавастикой» или «совасти-кайей».

Большинство учёных (первым из которых был Р.Ф. Грэг) давно, правда, сомневаются, что право- и левосторонние виды свастики следует именовать по-разному. «Санскритское слово свастика есть единственное, применяемое во всех случаях для обозначения этого символа, подытожил эти сомнения Рене Генон, термин же саувастика, которым иногда стремятся обозначить одну из таких форм с тем, чтобы отличить её от другой (и последняя в этом случае одна выступала бы как подлинная свастика) в действительности есть лишь прилагательное, производное от свастики и обозначающее то, что относится к этому символу или его значениям» [81, с. 95]. Основные традиции человечества (индуизм, буддизм, христианство, ислам и др.) содержат как право-, так и левостороннюю свастику, которые оцениваются не по шкале «добро-зло», а как две стороны единого процесса. Так, «разрушение» не есть для восточной метафизики «зло» в дуалистическом понимании, а только обратная сторона созидания и т.д.

Другой крайностью (проявляющейся уже не в псевдомистической, а в академической среде) является полное игнорирование различия между направлением движения свастики, из-за чего теряется смысл целого ряда традиционных композиций.

В данной работе мы выделяем два основных вида символа - с концами загнутыми против солнца, справа налево, и слева направо, по солнцу. Первая свастика в дальнейшем называется свёртывающейся (центростремительной или собирающей), вторая развёртывающейся (центробежной или сеющей).

Рис. 14.центробежная (разворачивающаяся) (3) и центростремительная (свёртывающаяся) (4) прямоугольные свастики.

Солярное истолкование свастики возобладало. Граф Гобле д'Альвьелла и другие доказали родственность брахманических ритуалов Индии, сопровождающихся круговыми, вращательными движениями участников, аналогичным обрядам кельтов. Индуистский культ стал рассматриваться большинством специалистов как основа для интерпретации символа. Спектр гипотез, впрочем, и по сей день остаётся широким. Полагают, что свастика это: текущая вода (J.B. Waring), воздух или божество воздуха (R.P. Greg), пламя или возгорание (Emile Burnouf), молния (W. Schwartz), женский пол (George Birdwood), соединение двух полов (J. Hoffman), монограмма среднеиндийского языка пали (Gal Cunningham), объединение 4-х каст Индии (Fred. Pincott), «аргонавт» или осьминог (ср. греч, тголлэлоиу, многоногий; см. у Frederic Houssage), летящие журавли (Karl von der Steinen), первоначальное божество индоевропейцев (М. de Zmigrodzki) и, наконец, согласное с большинством, солнце в круговом движении (Max Miiller, Ludwig Muller, Percy Gardner, Edw.B. Thomas, Henri Gaidoz, Goblet d'Alviella) [455, p. 75]. В стремлении дать знаку исчерпывающее объяснение возникали целые школы. Писали о том, что свастика отображает собой луну, годовое вращение созвездия Большой Медведицы, страны света, вечность, 7 божеств Индии (среди них Агни, Индру, Вишну и Ганешу).

Большинство толкований можно разделить на две половины: одни специалисты обращают внимание на концы знака и связанную с ними цикличность (так, иногда свастику отождествляют со сменой сезонов и земледелием), другие концентрируют внимание на центре, усматривая в нём первопринцип (д-р Колли Марч один из первых предположил, что свастика обозначает вращение вокруг небесной оси) [491; 548, р. 13; 163, с. 454]. Эти точки зрения взаимно дополняют друг друга.

Ещё Эмиль Бурнуф заметил, что свастика напоминает инструмент arani о котором говорится в Ведах. Арани употребляется для разжигания священного огня Агни перед жертвенником и состоит из двух брусьев, положенных крест-на-крест. Их загнутые концы крепили четырьмя гвоздями, а в том месте, где брусья пересекались, делали в земле углубление и ставили туда вертикально третий брус в форме копья (Pramantha). Вертя последний, производили трение, вследствие которого вспыхивал огонь [414, р. 252,257; 363, с. 159-160]. Ф.М. Иевлев упоминает об устройстве, состоящем из верёвочки, скрученной из конопли, и коровьей шерсти, обвитой вокруг верхнего конца деревянного стержня. С помощью этой верёвки палочку быстро вращают. Основание, где находится дырка, также крестообразное, причём наружные концы планок, изогнутые под прямым углом, крепятся четырьмя бронзовыми гвоздями так, чтобы они не могли уклониться ни в ту, ни в другую сторону [144, с. 20-21; ср.: 292, с. 5]. Бурнуф считал, что свастика из палочек символизировала женский принцип, а вертикальная прамата* мужской. Их трение иллюстрировало миф о рождении огня. Эта теория вызвала оживлённую дискуссию [548, р. 11], в итоге которой выяснилось, что устройства, с помощью которых добывают священный огонь, не связаны со свастикой функционально, следовательно, их форма символизировала не сам огонь, но некий принцип, из которого он возникает (см. ниже III Т) не менее, связь свастики со стихией, необходимой брахманического священнодействия, существенно продвинула изучение символа в XIX веке.

Наши рекомендации