Иисус Христос – иудейский царь и помощник Яхве
Термин «Иисус» – греческая передача еврейского личного имени Йешу(а) [jesu(a’); греч. Iesous – калька ивритск. Jesua, Jehosua; исходная форма – Йегошуа (Йегова=Яхве), Jehosua’, «помощь Яхве», «бог (Яхве) помощь», спасение» [2, 35, 47, 74, 78, 1197, 1200, 1201, 1210]. Иса – в мусульманской традиции [1208]. В Коране Христос семь раз назван ал-Масих – Мессия. Мухаммед признает Христа высшим из пророков до Мухаммеда и принимает Его рождение от Девы и нетление Его тела, чем Иисус становится даже выше самого Мухаммеда [78].
Термин «Христос» (греч. Christos) – перевод на греческий язык слова мессия (арам. mêsïhä’, евр. mäsïâh, «помазанник»; эквивалент ивритск. Mashiah – мессия, спаситель [2, 35, 47, 74, 78, 1197, 1200, 1201, 1210]. В представлении иудаизма идеальный царь, устроитель судеб «народа божьего», посредник между богом и людьми [74].
Термин «господь» (греч. Κυριος), которым именую Иисуса Христа, по традиции прилагалось к Яхве, заменяя в переводе Ветхого завета его табуированное имя, в бытовом обиходе оно означало не господина, распоряжающегося рабом, а опекуна, имеющего авторитет по отношению к несовершеннолетнему, и т.п.; употреблялось оно и как титул цезарей.
Иисус Христос – наследник династии Давида, «сын Давидов» из колена Иуды (которому принадлежал мессианский царский сан). Так как он рождается от девы Марии, не имея земного отца, можно ожидать, что к Давиду будет возведено родословие его матери. Однако это не так: обе генеалогии И. Х., которые даны в евангелиях (Матф. 1, 1 – 16, Лук. 3, 23 – 38) [2], – это генеалогии Иосифа Обручника, номинального мужа Марии – с точки зрения древневосточного сакрального права, узы легальной адаптации в некотором смысле важнее, чем происхождение от реальной матери. Апокрифическая версия (ранневизантийский апокриф «Изъяснение, как Христос стал священником» [1196, 1200]) связывает происхождение Иисуса Христа также и с коленом Левия, которому принадлежали права на священнический сан.
Слово «Мессия» имеет в иудохристианстве и сакральный, и бытовой смысл, будучи прилагаемо к царям Израиля и Иудеи, например, 1 Царств 12, 3 и 5; 16, 6; 2 Царств 19, 21; 2 Парал. 6, 42; Пс. 17, 51; 19, 7 и др. [2]. Или к первосвященникам, например, Лев. 4, 3 – «священник помазанный» и др. [2, 74]. Получение мессианского титула «Христос» описано в Книге Даниила (Дан. 7, 13 – 14) [2] в виде пророческого видения, в котором «как бы сын человеческий» подошёл к престолу «Ветхого днями» (т.е. Яхве) и получил от него царскую власть над всеми народами и на все времена. Таким образом, царь Иисус Христос, которому дана «всякая власть на небе и на земле» (Матф. 28, 18), есть продолжение идеи «царя Яхве». Словосочетание «сын божий» («отрок Яхве» – Ис. 42 [2]) искони употреблялось в приложении к царю, как эквивалент его титул.
По иудейскому пророчеству (Мих. 5, 2), мессианский царь должен родиться на земле Иудеи (Южная Палестина), в Вифлееме, в городе Давида. Рождение Иисуса Христа предсказано ангелом Гавриилом деве Марии в Назарете (Лук. 1, 26 – 38) и неназванным ангелом Иосифу Обручнику во сне (Матф. 1, 20 – 23), когда они жили в Назарете, в Галилее (Северная Палестина). Мария и Иосиф отправились в Вифлеем, чтобы участвовать в переписи населения по месту исконного проживания своего рода (Лук. 2, 1 – 5). В Вифлееме и рождается Иисус Христос. Младенцу приходят поклониться пастухи и волхвы, приведённые чудесной звездой (Матф. 2, 1 – 11). По прошествии восьми дней младенец подвергнут иудейскому обряду обрезания и получает имя Иисус. На сороковой день он как первородный сын иудейской семьи принесён в иерусалимский храм для ритуального посвящения богу, где узнан Симеоном Богоприимцем (Лук. 2, 22 – 33). Спасая младенца от царя Ирода, Мария и Иосиф бегут с ним в Египет, где остаются до смерти Ирода (Матф. 2, 13 – 21) [2].
Многочисленные легенды распространённые у различных народов, говорят об идолах, рушившихся перед лицом Иисуса Христа, о плодовом дереве, склонившем по его приказу ветви к деве Марии (ср. яблоню в русской сказке «Гуси-лебеди»), о поклонении зверей, об источниках, пробивающихся в безводном месте, чтобы утолить жажду, и т.п.
Годы, проведённые затем в Назарете, окружены безвестностью (сообщается, что Иисус выучивается ремеслу плотника; Мк. 6, 3). По достижении Иисусом Христом двенадцатилетнего возраста (религиозного совершеннолетия) семья совершает паломничество в Иерусалим на пасху, во время которого отрок исчезает. Его находят в храме «посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их», и рабби, с которыми он говорил, «дивились разуму и ответам его» (Лук. 2, 47) [2]. А матери своей он отвечает: «зачем было вам искать меня? или вы не знали, что мне должно быть в том, что принадлежит отцу моему».
В апокрифах отрок Иисус Христос изображается могущественным, таинственным, изумляющим школьного учителя каббалистическими тайнами; он лепит в субботу птичек из глины, а когда его корят за нарушение субботнего покоя, хлопает в ладоши и птички улетают (евангелие Фомы [1196, 1200]).
Приняв от Иоанна Крестителя крещение и от Яхве утверждение в мессианском достоинстве (Матф. 3, 13 – 17; Мк. 1, 9 – 11; Лук. 3, 21 – 22; Ио. 1, 32 – 34), Иисус Христос ушёл в пустыню на 40 дней, чтобы в полном уединении и воздержании от пищи (напомним об изобилии в пустыне галлюциногенной манны) встретиться в духовном поединке с дьяволом (Матф. 4, 1 – 11; Лук. 4, 1 – 13) [2]. При этом в иудохристианском образе дьявола мы отчётливо видим славянских богов: дьявол от греч. διαβολος – Дий + Волос. Это подтверждает и сегодняшняя иудохристианская пропаганда, утверждающая, например, что с дьяволом коррелируют славянские народные поверья о чёрте (прибалт. название Велеса, Волоса) [1236-1240].
После этого Иисус Христос, находясь в возрасте иудейской зрелости (Лук. 3, 23), возвещает о наступлении мессианского времени (Матф. 4, 17). В дни перед главным иудейским праздником – пасхой – Иисус Христос торжественно въезжает в Иерусалим на ослице (символ кротости и миролюбия), принимает приветствия от народной толпы, обращающейся к нему с ритуальными возгласами как к мессианскому царю, и властно изгоняет из иерусалимского храма менял и торговцев (Матф. 21, 1 – 13; Мк. 11, 1 – 11, 15 – 17; Лук. 19, 28 – 46; Ио. 12, 12 – 19) [2].
Иудейские старейшины решают предать его как нарушителя обрядовой дисциплины суду синедриона (греч.; евр. санхедрин), особого религиозно-административного и судебного учреждения, и выносят ему смертный приговор. Пилат, для подтверждения приговора, на вопрос, считает ли Иисус Христос себя царём иудеев, получает утвердительный ответ (Мк. 15, 2 и др.) [2]. Его казнят.
Иисус Христос мыслится в христианстве не как «полубог», т.е. смешение полу-божественности и полу-человечности, но как «вполне» бог и «вполне» человек, «единый не через смешение сущностей, но через единство лица» («Псевдо – Афанасиев символ веры», V в.). При этом предполагается, что происходит не просто «воплощение» божества, т.е. принятие им чувственно-материального обличья (человеческая природа при этом могла пониматься просто как маска – точка зрения докетов). Происходит его «вочеловечение», т.е. «реальное» соединение с природой человека во всей её целостности – не только с телом, но и душой, и умом, и волей. Полная невообразимость и логическая неописуемость такого соединения не только не отрицается, но всячески подчёркивается раннехристианской и средневековой религиозной литературой. Это чудо, в отличие от всех частных чудес выходящее не только за рамки законов природы, но и за рамки нормы бытия бога как такового: если по евангельской формуле «богу всё возможно» (Матф. 19, 26 и др.), то вочеловечение, строго говоря, как бы невозможно и для самого бога [1189-1194, 1197-1199, 1201-1207, 1212-1216].
Таким образом, Иисус Христос – это урождённый иудей, обрезанный по законам иудаизма; помощник, слово и проявление Яхве; царь Израиля и Иудеи из династии Давида, из колена Иуды, наследник мессианского царского сана, устроитель судеб народа еврейского; раввин, священник из коленом Левия; владеет каббалой.