Love, Life, Luck, Light. 1 страница

Роман Багдасаров

СВАСТИКА:

СВЯЩЕННЫЙ СИМВОЛ

Этнорелигиоведческие очерки

Белые Альвы
Москва 2001

СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие

I. «Фашистский» знак?
«Тёмная материя». Love, Life, Luck, Light. Запретное слово, отверженный символ. [Отступление 1. Что является нацистской / фашистской символикой.] Свастикофобия. Границы свастикофобии.

II. Свастика снаружи
Симметрия свастики. Вокруг свастики. Ритуалы в Шанти-Нагар. Свастика в джайнизме. Свастика в природе.

III. Путями свастики
Вынашивание свастики (мезинская культура). [Отступление 2. Происхождение символов.] Рождение свастики (полярная гипотеза). Вскармливание свастики (неолит). Аркаим: город-свастика. [Отступление 3. Священный огонь.] Мандала и лабиринт. Возмужание свастики (бронзовый век). Звёздное вращение. Сакральный хлеб. Свастика на алтарях. [Отступление 4. Меандр.] Античная свастика. Воинская символика свастики. Конноголовая свастика. Символизм животных и свастика. Свастика в индуизме. Свастика в буддизме. Свастика в боне. 10 000 последовательностей (Китай). Ковроткачество. Средняя Азия. Африка. Свастика у индейцев.

IV. Гаммадион
Свастика в раннем христианстве. Свастика в исламе (раздел написан в соавторстве с А.С. Тургиевым).

V. Символ Святого Духа
В круге ветра. [Отступление 5. Сакрализация ветра.] Семеричность даров. Потиры. Украшения источников. Евангелия. Купола храмов. [Отступление 6. Эпитеты Огня и характеристики Святого Духа.] Колокола. Элементы церковного декора. Реликварии. Надгробия. Священнодействие. Священные облачения. Икона, миниатюра. Пелены, завесы, плащаницы. Кресты, распятия. Украшения. Граффити.

VI. Поворот Солнца. Свастика в русской традиции (глава написана в соавторстве с Г.П. Дурасовым).
Cвастика у славян. Соседи славян. Народы Сибири. Болгары. [Отступление 7. Религиозное сознание и естественное восприятие.] «Колея житейская». Солнечный ветер. Русские имена свастики. Свастика-Конь. Предметы быта. Птица-свастика. «Великий Кур». [Отступление 8. Живой огонь.] Прялки. Ткань. Три цвета свастики (белый, красный, золотой). [Отступление 9. Символизм русской одежды.] [Отступление 10. Узоры: вышивка и чтение.] Головные уборы. [Отступление 11. Этимология женских головных уборов.] Дева или Мать? Части рубахи. Пояс, понёва, передник. Полотенца. Варежки, чулки. Ритуальная пища. Круговорот воскрешения.

VII. Свастика изнутри
Присутствие Духа. Признак лидерства. Свастика в России Романовых. Оккультная свастика. Между притяжением и отталкиванием: 1909-1919. Победа Звезды. Знак полюса. Свастика над Россией.

Литература, источники

Список сокращений

Иллюстрации

Резюме

Summary

ПРЕДИСЛОВИЕ

Первая редакция данной работы была помещена под названием «Отверженный символ. Свастика: её происхождение и место в христианской традиции» в IV-Vномерах журнала «Волшебная Гора» за 1996 г. Однако написана она была ещё раньше, в 1993-м, для несостоявшегося монархического сборника. Составителям сборника важно было создать метаисторическую раму для объяснения использования свастики семьёй императора Николая II, поэтому работа мыслилась как материал для дискуссии, связанней с его канонизацией.

Думаем, что поставленные цели, в меру наших скромных способностей, были достигнуты. Об этом свидетельствуют отзывы, появившиеся после публикации в «Волшебной Горе»*. Необходимость и своевременность книги неоднократно отмечалась нашими коллегами, которые, правда, сетовали на несогласованность между методом научного анализа и богословской системой аргументации. Поэтому, готовя новое издание, мы частично учли высказанную критику, но так и не смогли полностью отказаться от теологических рассуждений.

*См. наше интервью: [273, 1997, № 7, Яковлева Е.Ю. Журнал «Волшебная Гора» в борьбе за экологию культуры // Вестник МГУ. Сер. 10 Журналистика. 1999. № 6 и др.

Дело в том, что проблемы, обсуждаемые в книге (к счастью или к сожалению) не столь абстрактны, но отражают подспудные течения в этнорелигиозном сознании. Отторжение свастики имело глубокие социальные и психологические корни, изучение которых дело будущего. В то же время, религиозно-ориентированной частью общества свастика по-прежнему воспринимается как священный символ. Главная причина отторжения свастики - утрата культурной преемственности прошлого, которая наметилась задолго до второй мировой войны. Устранить её (хотя бы теоретически) главная задача монографии, отсюда научно-популярный, а не просто научный или богословский, стиль изложения.

То что символ свастики до сих пор обладает мощной интеграционной силой доказывает сам процесс работы над этой книгой, объединивший людей самого разного происхождения и религиозных убеждений, которые вряд ли стали бы сотрудничать друг с другом при иных обстоятельствах... Мы просто не имеем возможности перечислить всех, кто словом и делом поддерживал нас, но прежде всего хочется сказать слова благодарности В.Б. Авдееву, Д.С. Воронцову, В.В. Горячеву, И.М. Денисовой, Г.Д. Джемалю, независимой газете «Еркрамас», А.И. Жеребцову, Д.В. Жукову, Ю.И. Красовской, В.П. Кузнецову, А.В. Медведеву, Ю.Б. Сурхайханову, А.С. Тургиеву, С.Н. Удаловой, В.В. Хачикяну и, конечно, Геннадию Петровичу Дурасову, соавторство с которым в первой редакции книги принесло свои добрые плоды и в настоящем издании.

В ночь с 24 на 25 июля 1918 года войска Белой Армии заняли Екатеринбург. А уже утром все офицеры, свободные от службы и боевых нарядов, потянулись к дому Ипатьева, где содержалась в заключении и 8 дней назад была расстреляна Царская семья. «Каждому хотелось повидать это последнее пристанище Августейшей Семьи... Каждый почувствовал, что здесь что-то произошло, что-то большое, мрачное и трагичное... Но что? Убили?.. Да, кровь здесь была. Не может быть, думал почти каждый. И зверству есть предел. И перебирая бесчисленное количество вещей домашнего обихода... никто не допускал, что зверство может и не иметь предела» [107, с. 77-78].

Раскрыли двери угловой комнаты верхнего этажа, служившей спальней Государю императору, государыне императрице и Наследнику цесаревичу. Четыре окна этой комнаты выходили на Вознесенскую площадь и Вознесенский переулок. Оглядывая разорённое помещение, офицеры заметили странный знак на левом косяке правого окна. Там, рукою Александры Феодоровны был начерчен правильный четырёхконечный крест с загнутыми в левую сторону концами и поставлена дата «17/30 Апреля 1918 г.» день приезда их величеств в Ипатьевский дом. Такой же знак, только без числа, был нарисован на обоях стены на высоте кровати, принадлежавшей, видимо, Наследнику. Спустя еще 3 месяца в эту спальню попадёт бывший воспитатель царевича Алексея Пьер Жильяр, который сделает ряд уникальных снимков, воспроизводящих таинственную веху крестного пути Царственных мучеников...*

*Снимки комнат Ипатьевского дома впервые были опубликованы в «I'Illustration» 18.12.1920, № 4059, а затем перепечатаны в издании «Русский Очаг: Русская летопись» (Париж, 1921). См.: [52, с. 187].

Love, Life, Luck, Light. 1 страница - student2.ru

Рис. 1. Девочка с тетёрой (обрядовым северорусским печеньем) в виде спиралевидной свастики. Дер. Гарь, Каргопольского р-на, Архангельской обл. 22 марта 1977. Весеннее равноденствие. Фото Г.П. Дурасова. Рис. 2. Собирающая свастика — символ подвига Царственных мучеников. Начерчена св. царицей Александрой Феодоровной на оконном косяке дома инженера Н.Н. Ипатьева в День приезда Царской семьи в Екатеринбург «17/30 апр. 1918» [69, с. 127].

ФАШИСТСКИЙ ЗНАК»?

Теперь-то каждый, подчас и не имеющий никакого образования, человек знает название этого знака «свастика». А лондонская Times, рецензируя американский фильм «Николай и Александра», даже назвала Александру Феодоровну «фашиствующей Брунгильдой» [159, с. 379-380].

Love, Life, Luck, Light. 1 страница - student2.ru Рис. 3. «Счастливый» кармашек для часов компании Кока-Кола. 1925 [594].

С подобным утверждением смешно спорить, однако молчаливое табу на использование одного из древнейших символов человечества отменять никто не спешит. Население Европы и США связывает этот символ прежде всего с Третьим Рейхом и идеологией нацизма. Вот, что писала по этому поводу в 1944 г. Большая советская энциклопедия: «Гитлер и немецкие фашисты сделали свастику своей эмблемой. С тех пор она стала символом варварства и человеконенавистничества, неразрывно связанных с фашизмом» [49, с. 375]. Сходное резюме содержит и последнее издание БСЭ (т. 23, с. 31). Хотя такая категоричность свойственна лишь советским справочникам (в зарубежных энциклопедиях обычно уточняется, что свастика является религиозным символом для последователей индуизма, буддизма и ряда других религий), употребление свастики в современной западной сфрагистике, геральдике и символике наталкивается на утвердившееся мнение о нежелательности присутствия этого знака.

С другой стороны, пятиконечная звезда, обагрённая кровью десятков миллионов жертв коммунизма по всему миру, почти ни у кого не вызывает реакции отторжения.

Даже в самые кровавые дни большевистской диктатуры пятиконечная звезда не сходила с флагов и рекламных проспектов «цивилизованного мира». Странно, не правда ли?..

«Тёмная материя».По свидетельству Конрада Хайдена, биографа Адольфа Гитлера, символ свастики появился рядом с ним на первом публичном выступлении в 1921 году: «Новое красное знамя... с чёрной свастикой в белом диске было развёрнуто в первый раз. Эффект был столь ошеломляющим, что даже сам Гитлер был приятно удивлён. Свастика стала одним из самых действенных мистических орудий Гитлера...Неведомая сила исходила от загадочного знака» [466, р. 45-46, 142-144]. В 1923 году на съезде нацистов будущий фюрер так объяснил значение партийного флага: белый круг на красном фоне - символ национальной чистоты и силы, чёрная свастика - призыв к беспощадной борьбе с коммунистами и евреями.

Это, конечно, заведомо предвзятое толкование. Достаточно сказать, что в средневековье свастика никогда не противопоставлялась шестиконечной звезде как якобы специфическому символу иудаизма. На миниатюре к «Песнопениям Святой Марии» Альфонсо Сабейского свастика и две шестиконечных звезды изображены рядом с еврейским ростовщиком [407, р. 526]. До второй мировой войны свастичная мозаика украшала синагогу в Хартфорде (Коннектикут) [409].

Рис. 4. 1) государственный флаг Германии с 1933 по 1945 годы;

Love, Life, Luck, Light. 1 страница - student2.ru Рис. 4. 6) средневековая миниатюра к «Песнопениям Святой Марин» Альфонсо Сабенского [407, р. 526);

Love, Life, Luck, Light. 1 страница - student2.ru Различные версии о мотивах использования свастики национал-социалистами приведены: [398; 411; 537; 432; 399; 431; 490, s. 468-479; 433, s. 310-315; 463, р. 32-33; 209, с. 48; 551; 457]. В последнее время стало модным рассуждать об «оккультной» природе национал-социализма, о мрачном секрете или, того пуще, недавно открытом «веществе» (Dark Matter), скрывающемся за свастикой [479]. К началу XX в. свастика действительно играла важную роль в символике тайных обществ Германии, членом одного из которых в 1918 г. стал Гитлер [70, с. 55, 79, 82-83, 86]. Вопрос, что двигает историю - воля Творца, эволюция, прогресс, экономика или Dark Matter - относится к сфере идейных убеждений. В любом случае исследователь не имеет права игнорировать факты. А они свидетельствуют не в пользу «оккультной» версии. Интерес тайных обществ к свастике был не причиной её популярности, а следствием.

Ср.: Рис. 30. 4) свастичный меандр обрамляет иудейский семисвечник. Развалины древнего здания в районе Тивериадского озера [550, s. 445, taf.171.2];

В конце XIX века археология пришла к выводу, что среди знаков благополучия и успеха свастика является древнейшим [548; 549]. Национал-социалистической партии была необходима эмблема с одной стороны всем известная, с другой «не занятая» конкурентами, с третьей вызывающая однозначно положительную реакцию и способная мобилизовать народ [см.: 589]. Кто бы ни руководил Гитлером, он должен был исходить из объективной ситуации в области пропаганды. Свастика идеально соответствовала вышеназванным требованиям. Она была вполне традиционна для христианской Европы, но имела (как утверждали учёные) арийское (индо-европейское) происхождение. Это, разумеется, стало дополнительным плюсом в деле возбуждения у немцев расового инстинкта.

Love, Life, Luck, Light.

Трудно вообразить, но когда свастика (Гитлер, кстати, избегал собственно арийско-санскритского Swastika и всегда называл её Hakenkreuz) возникла на флаге национал-социалистов, это событие прошло незаметно в ряду других применений данного символа. Попробуем вернуться к началу 1920-х годов, когда вообще мало кто знал о существовании Адольфа. Вот он, «мир свастики», до второй мировой войны...

Свастика издавна служила организующим мотивом на гербах европейских аристократов фон Тале из Брауншвейга (ecartele en equerre de gueules et d'argent), Чэмберлена (ок. 1394 г.) и других. Во французском языке геральдическая свастика именуется Croix cramponnee, Croix patte или Croix crochet. Она чертится внутри квадрата со стороной в пять клеток на основе греческого или «георгиевского» креста, от которого отходят загнутые концы. Таким образом из 25 клеток квадрата фигура Croix cramponnee занимает 17 [475, fig. 2-4]. Франклин приводит два случая довоенного употребления символа: на кресте Angas of Fulmer Chase и на гербах Fatia (в последнем случае свастика имеет солярное значение, на что указывает выражение In splendour) [582; 593]. Употребительное в норвежской геральдике украшение щита в виде спиралевидной свастики называли gyronny-arondee [593].

Love, Life, Luck, Light. 1 страница - student2.ru Рис. 5. Свастика в геральдике: 1) способ начертания свастики (Croix cramponnee) в геральдике [475, fig. 2-4]; 2) gyronny-arondee — вид свастики, распространённый в норвежской геральдике [593];

После получения Финляндией независимости, свастика вошла в государственную геральдику этой страны, как символ солнечных лучей. Жёлтая свастика внутри голубого равноконечного креста образует «крест свободы» в левом верхнем углу президентского флага (1920). Свастикой украшены почётные цепочки на государственных наградах [538; 579]. В 1918-1945 гг. свастику использовали вооруженные силы Суоми (в том числе, на танках и аэропланах). Когда шведский барон фон Розен подарил финской армии первый самолёт, на обоих его крыльях были помещены свастики как знаки счастья [582].

Рис. 5.4) почетная цепь с финскими государственными наградами (фрагмент). 5) флаг президента Финляндии 1920 г.; 6) флаги индейцев Куна и республики Тула: 1925 года (6); 1942 года (7); современньй вид (8) [579].

Love, Life, Luck, Light. 1 страница - student2.ru В феврале 1925 году индейцы Куна изгнали со своей территории панамских жандармов, объявив о создании независимой республики Тула, на знамени которой была свастика [79, с. 20 со ссылкой на: 478; 579]. «Тула» переводится как «люди», самоназвание племени, а свастика является их древним символом.

Рис. 117. Пауль Клее. «Лесное строительство». 1919.

В 1942 г. флаг был несколько изменён, чтобы не вызывать ассоциаций с Германией: на свастику одели «носовое кольцо», «потому что каждый знает, что немцы не носят носовых колец». Впоследствии свастика Куна-Тула вернулась к первоначальному варианту и до сих пор является символом независимости республики (см. «Flags of Aspirant Peoples» и др. справочники). Сейчас в Тулу входят три местных района, включая Comarca de San Bias, a.k.a. Kuna Yala [579].

Вплоть до 1933-го (года прихода к власти нацистов) свастику в качестве личного герба использовал писатель Редьярд Киплинг. Для него она воплощала Силу, Красоту, Оригинальность и Озарение. Благодаря Паулю Клее, свастика стала эмблемой авангардного художественно-архитектурного объединения «Баухаус».

Love, Life, Luck, Light. 1 страница - student2.ru Рис. 6. Англоязычные поздравительные открытки начала XX века с использованием знака свастики (1-7) [570; 593].

Посёлок золотодобытчиков в пяти милях от Киркланд Лейк (штат Онтарио) носит название «Свастика». Соответствующий знак использовался там как символ удачи по крайней мере с 1904 г. [359, с. 223; 598]. Свастику часто печатал Э. Филлипс и другие производители почтовых открыток в Соединённых Штатах и Великобритании 1900-1910-х гг., называя её «крестом счастья», состоящим из «четырёх L»: Light (света), Love (любви), Life (жизни) и Luck (удачи) [597; 573]. До конфронтации с гитлеровской Германией свастику нередко вышивали домохозяйки США и Канады [580], поскольку она входила в число наиболее употребительных орнаментов [494]. Символом украшались ювелирные изделия (викторианская брошь 1911 г.), покерные фишки U.S. Playing Card Company и латунные пуговицы [468, р.82; 594].

Love, Life, Luck, Light. 1 страница - student2.ru

Рис. 7. Свастика в Соединённых Штатах я Канаде 1-й четв. XX в.: 1) посвящение в учащиеся колледжа в 1920-е годы. Одежды участников украшены свастичными лентами [593]; 2-5) примеры свастичного орнамента, широко использовавшиеся в США и Канаде до второй мировой войны: бордюры (2); розетки (3) сетка; (4) [494, fig.8. 10, 5-7, 1-3]; американки на ковре с орнаментом из свастик (5) [581].

Love, Life, Luck, Light. 1 страница - student2.ru

Рис. 8. Свастика в Соединённых Штатах и Канаде 1-я четв. XX в. (продолжение) [594]:1-2) викторианская брошь в виде свастики. 1911. Лицевая сторона и оборот; 3) покерные фишки начала XX века; 4) американская латунная пуговица; 5) товарная упаковка в виде жестяных коробок со знаками свастики. США; 6) вкладыш от жевательной резинки с выигрышем «хот-дога». Свастика означает удачу;

Знак ставили на продуктовых упаковках и фруктовой таре (например, калифорнийской) [573]. На вкладышах от жевательной резинки свастика обозначала выигрыш (хот-дога). В 1925 г. знаменитая компания Кока-Кола выпустила «счастливый» кармашек для часов в форме свастики с надписью: «Пейте Кока-Колу в бутылках за 5 центов» [468, р.82]. Раньше свастика была и на этикетках пивной продукции Carlsberg, она до сих пор красуется на Elephant Gate в Копенгагене [582]. В кафе на East 7 Street Нью-Йорк Сити до сих пор сохранились столы с мозаикой в виде свастик [594].

Love, Life, Luck, Light. 1 страница - student2.ru Свастика с лилией в центре изображалась на «значках благодарности» у бой-скаутов вплоть до 1940 г. [409]. Основатель скаутского движения Роберт Баден-Пауэлл объяснял, что она изображает схематическую карту Атлантиды с 4-мя реками, вытекающими из единого центра [403, ch. 7; 600]. В ходе первой мировой войны оранжевая свастика была нашита на наплечные шевроны 45-й пехотной дивизии США (её четыре ноги соответствовали штатам, откуда набирались солдаты) [468, р.86; 593; 409]. Свастика служила эмблемой как минимум трёх спортивных обществ (например, с 1916 г. женской хоккейной команды Эдмонтона) [566]. Её использовали в костюмах цирковых артистов (аттракцион с лилипутами из Barnums Circus) [594]. Клуб девушек (Girl's Club) выпускал ежемесячник «Свастика» [409]. Когда девушки успешно справлялись со своими обязанностями по клубу, они награждались подвеской в виде алмазной свастики. Девиз гласил: «Каждая девушка хочет иметь собственную свастику» [468, р.90]. Сохранилась фотография Жаклин Бувье, будущей жены американского президента Дж. Кеннеди, где она стоит в «индейском» платье со свастикой [570].

Рис. 9. Свастика в Соединённых Штатах и Канаде 1-й четв. XX в. (продолжение): 1) «значок благодарности» у скаутов. 1921 г. [403; 600]; 2) свастика на шевронах 45-й пехотной дивизии США (довоенный период) [593]; 3) женская хоккейная команда Эдмонтона (Канада). 1916 [594]; 4) аттракцион с лилипутами. Barnum's Circus [594]; 5) детский фотопортрет Жаклин Бувье (будущей супруги президента Д. Кеннеди) в платье со знаком свастики. 1930-е гг. [570].

Love, Life, Luck, Light. 1 страница - student2.ru В 1995 г. произошёл инцидент в Глендейле (Калифорния), когда небольшая группа фанатиков-антифашистов попыталась принудить городские власти заменить 930 (!) фонарных столбов, установленных между 1924 и 1926 гг. Причина: чугунные постаменты опоясывает орнамент из 17 свастик. Местному Историческому обществу пришлось с документами на руках доказывать, что столбы, закупленные в своё время у Union Metal Company of Canton (Огайо) не имеют никакого отношения к нацистам, а следовательно никак не могут оскорблять чьи-либо чувства. Свастичный дизайн был основан как на классическом искусстве, так и на местных традициях индейцев Навахо, для которых свастика издавна служила благоприятным знаком. Кроме Глендейла подобные столбы в 1920-е годы были установлены в других местах округа (см. рапорт городского прокурора) [569].

Рис. 10. Свастика в Соединённых Штатах и Канаде 1-й четв. XX в. (окончание):1) фонарные столбы, изготовлявшиеся Union Metal Company of Canton. Ohio. 1924-1926. Глендейл, Калифорния;

Свастиками орнаментировали металлические лестничные пролёты (в Лос-Анджелесе) [594], они до сих пор украшают ряд общественных и частных зданий Лас Вегаса, Виннипега, других городов США и Канады [569].

Рис. 10. 3) металлические летничные пролёты в Лос-Анджелесе [594];

Свастичные меандры вкраплены в мозаичный пол на Хастингс-стрит в Ванкувере [594]. В 1905 г. Департаментом мелиорации США был построен мост Laguna Bridge (Юма), украшенный рельефами из прямоугольных свастик [594]. В 1929-м возведён отель «Свастика» с соответствующим знаком на крыше в Ратоне (штат Нью-Мехико). Хотя символика была продиктована местными американскими обычаями, в период войны отель был переименован в Yucca Hotel [601].

Рис. 10. 2) прежний вид американского отеля «Свастика». 1929. Ратон, Нью-Мехико; 6) мост Laguna Bridge (штат Юма). 1905 [594].

Использование свастики на электрооборудовании было достаточно распространено. Шведская фирма по производству электромашин ASEA (известная сейчас как ABB, ASEA Brown Boveri) до второй мировой имела на своем логотипе свастику [582]. По сведениям Сирье Палло (Эстонский Национальный музей) свастика до сих пор употребляется на некоторых картах для обозначения электростанций [577].

Love, Life, Luck, Light. 1 страница - student2.ru

Рис. 11. 1) миланское отделение ASEA (шведской фирмы по выпуску алектрооборудования) [594]; Среди появившихся недавно книг см.: [468; 511; 510]; а также электронную версию книги Servando Gonzalez [457].

Рис. 11. 2-3) одна из самых ранних, известных археологической науке свастик на глиняном сосуде, найденном в Самарре. Датируется 4000 г. до н.э. Хр.: Slaatliche Museen zu Berlin [447, p. 71] (2). В советских послевоенных репродукциях этого памятника центральная свастика, как правило, отсутствует. См., например, заднюю обложку научно-популярной книги А.Л. Монгайта «Археология и современность» (М., 1963). Свастика здесь сознательно полузатёрта, чем создается ложное впечатление плохой сохранности оригинала (3);

Запретное слово, отверженный символ. Вспомним теперь доперестроечный Советский Союз. ...Автор, уделивший свастике больше одного предложения, как бы постоянно оправдываясь, вынужден напоминать, что она использовалась задолго до Германского Рейха практически всеми народами мира. В то время как зарубежная литература, посвящённая происхождению, бытованию и символическому значению свастики, насчитывает десятки монографий и сотни специальных статей, советские авторы застенчиво уклоняются от обсуждения данного вопроса. В научных публикациях (археологических, этнографических, искусствоведческих) свастика не называется своим именем, а завуалированно обозначается как «крест с загнутыми концами», «гаммарный знак». В систематизированных таблицах орнамента при публикации в изданиях Академии Наук СССР изображение свастики вымарывается.

В художественных альбомах от неё также стараются избавиться. Так, в 1980-х гг. издательство «Художник РСФСР» готовило альбом «Русское народное искусство в собрании Государственного Русского Музея» [46]. На одной из «выкидок» (иллюстрации большого размера, сложенной гармошкой) был помещён олонецкий подвес, на котором среди орнаментальных мотивов встречались свастики. При изготовлении пробных отпечатков на типографии в ГДР немецкие исполнители обвели свастики на отпечатке и поставили знак вопроса. Напуганному издательству не оставалось иного выхода, как только заменить «вызывающую» иллюстрацию. Изданный альбом «крестов с загнутыми концами» на публикуемых произведениях народного творчества уже не имел.

Впервые за многие десятилетия в достаточном разнообразии русские народные вышивки, содержащие свастические знаки, были представлены Г.П. Дурасовым и другими авторами в альбоме «Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусства» (М., 1990). Следует упомянуть также брошюру С.В. Жарниковой «Обрядовые функции северорусского женского народного костюма» (Вологда, 1991). Только с середины 1990-х изучение свастики получило относительную свободу. Впрочем, синхронно с этим ужесточились преследования за попытки использовать её в общественно-политической сфере.

26.05.1999 Московская городская дума приняла закон «Об административной ответственности за изготовление, распространение и демонстрацию нацистской символики на территории г. Москвы». 14 июля того же года аналогичный закон был утверждён в Московской областной думе, а 29.03.2000 в Законодательном собрании С.-Петербурга. Нетрудно догадаться, что данные постановления направлены в первую очередь против свастики (в московском законодательстве это прописано чёрным по белому). Основанием для них выдвигается ст. 6 Федерального закона «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»: «В Российской Федерации запрещается использование в любой форме нацистской символики как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесённых в Великой Отечественной войне жертвах». Расплывчатость формулировки Федерального закона («в любой форме») позволяет теперь московским властям привлекать к административной ответственности по самым нелепым основаниям. Если руководствоваться этой статьёй, то необходимо запретить все фильмы о Второй мировой войне, так как там везде присутствует свастика (на немецкой форме, знамёнах, боевой технике и т.д.). Придётся также привлечь к ответственности всех кинорежиссёров за «использование в любой форме нацистской символики».

Упомянутые законы ещё можно было хоть как-то понять, если бы к ним прилагался перечень конкретных эмблем, употреблявшихся нацистами. Но они, судя по всему, направлены против свастики как таковой. Российских законотворцев, как это не раз случалось за историю нашей многострадальной державы, не интересуют подобные «досадные мелочи». Получается, что преследуемый ими нацизм теперь диктует всем остальным гражданам, какие символы использовать, а какие нет. И если назавтра некие экстремисты возьмут на вооружение полумесяц, крест или розу (у ней ведь и шипы имеются!), то будут порушены минареты и храмы, вытоптаны сады? Абсурд? Не торопитесь. Ибо, как изрёк поэт, «и невозможное возможно в стране возможностей больших».

Отступление 1. Что является нацистской фашистской символикой. Под определение «нацистской» символики может подходить лишь свастика стоящая на ребре в 45°, с концами направленными в правую сторону. Именно такой знак находился на государственном знамени национал-социалистической Германии с 1933 по 1945 гг., а также на эмблемах гражданских и военных служб этой страны. Желательно также называть его не «свастика», a Hakenkreuz, как поступали сами нацисты. Наиболее точные справочники последовательно проводят различие между Hakenkreuz («нацистской свастикой») и традиционными видами свастики в Азии и Америке, которые стоят на поверхности под углом в 90° [487, р. 379; ср.: 444 и др.].

Love, Life, Luck, Light. 1 страница - student2.ru Рис. 4. 2-4) примеры употребления свастики на флагах и эмблемах нацистской Германии; 5) отличительная черта нацистской свастики: она поставлен под углом в 45°;

Главным символом фашизма безусловно выступают фасии (от латинского fascis, пучок), которые Бенито Муссолини заимствовал из Древнего Рима. Фасции представляли из себя прутья, связанные кожаным ремнём, с вложенным внутри ликторским топориком. Такие пучки ликторы (служители при высших магистратах и некоторых жрецах) несли перед сопровождаемым ими государственным лицом. Розги символизировали право наказания, топор казни. Внутри Рима топор удалялся, так как здесь высшей инстанцией для смертных приговоров был народ [Словарь античности, М., 1989, с. 316, 599]. Когда Муссолини основал своё Итальянское националистическое движение в марте 1919 г., его знаменем стал триколор с ликторским топориком, символизировавшим единство военных ветеранов. Организация получила название «Фаши ди Комбаттименто» и послужила основой для создания в 1922 г. фашистской партии [359, с. 222]. Следует помнить, что фасции являются распространённым декоративным элементом стиля классицизм, в котором построены многие здания XVIII начала XIX вв. (в том числе в Петербурге и Москве), поэтому их употребление в контексте этого стиля «фашистским» не является. Кроме того, фасции с топориками и фригийским колпаком стали символом Великой французской революции 1789 года.

Наши рекомендации