Культуры лесных и лесостепных территорий Сибири
Памятники этого периода лучше всего изучены в Западной Сибири и Прибайкалье.
Эпоха ранней бронзы в Зауралье представлена так называемой сартыньинской культурой, известной по памятникам Сартынья, Салехардская стоянка, Малый Атлым XVIII—XIII вв. до н. э. Основной археологический материал — керамика. Сосуды, как правило, выпуклодонные, но встречаются и с уплощенным дном. Керамику отличает богатый орнамент, в котором геометрические узоры образуют решетчатые пояса и ромбы; чередуются три-четыре декоративных пояса, выполненных оттисками гребенки. В памятниках ранней бронзы встречаются многочисленные каменные орудия, много наконечников стрел, удивительно разнообразных по форме.
На большей части Западно-Сибирской равнины открыты памятники, где керамика украшена гребенчато-ямочным узором. Хорошо изучены поселения на Тоболе — Пеньки I, Венгерово III. Культура ранней бронзы здесь представлена посудой выпуклодонной формы. Для ранней бронзы в Приишимье характерны памятники так называемого одинцовского этапа, изученного по материалам Одинцовского и Шапкульского поселений.
В середине II тысячелетия до н. э. в южной таежной и предтаежной зонах Западной Сибири — от Притоболья на западе до низовьев Томи на востоке — сложилась так называемая самусьская общность, включавшая ряд родственных культур.
Огромный материал получен в результате раскопок грунтовых погребений Ростовкинского могильника. Ритуал захоронений был самый различный: трупосожжение, трупозахоронение, захоронение умерших без черепов. Ростовкинский могильник — это памятник эпохи развитой бронзы в лесной и лесостепной части Западной Сибири. Об этом свидетельствует большое количество бронзовых предметов: кельты, наконечники копий с вильчатым или ромбическим стержнем, долота, шилья, листовидные ножи. На большом массивном ноже со скульптурным навершием на рукоятке изображена лошадь, влекущая за собой человека на лыжах. Бронзовые предметы Ростовкинского могильника близки к находкам в Турбинском и Сейминском могильниках в Волго-Камском регионе.
На востоке этой обширной культурно-исторической зоны исследованы поселения Самусь III и IV на р. Томь, Крохалевка I в районе Новосибирска и др. Наиболее полное представление о самусьской культуре дает поселение Самусь IV. Хронологически самусьская культурная общность относится к XV—XII вв. до н. э.
В ходе раскопок обнаружен археологический материал: крупные каменные удлиненные зашлифованные тесла, топорики, изготовленные из отщепов ножи, скребки, тщательно обработанные ретушью удлиненные наконечники стрел и копий, литейные формы кельтов и копий турбинского типа. Самусьская керамика представлена посудой горшковидной и баночной форм. Ее орнамент состоит из рядов мелких и косых насечек, образующих горизонтальную елочку, а также неглубоких желобков. Днища сосудов украшены сложными геометрическими фигурами, многоугольниками, спиральными узорами, изображениями солнечных знаков и личин. Вероятно, богато украшенная керамика носила культовый характер.
Население самусьской культуры вело в основном охотничье-рыболовче- ское хозяйство, о чем свидетельствует обилие орудий охоты и рыболовства. Важное место отводилось производству бронзовых орудий, встречающихся на огромной территории лесной и лесостепной зон — от Оби и Томи на востоке до Прикамья и Поволжья на западе. Вопрос о месте появления бронзовых изделий этого типа остается пока спорным.
В лесостепной Барабе в эпоху бронзы сложилась кротовская культура, изученная по поселениям Кротово в Приобье, Преображенка III, Венгерово II, III, Черноозерье III, IV в Омской области, могильникам Сопка и Ордынское. Представители кротовской культуры проживали в наземных постройках, немного углубленных в землю. Известны однокамерные и двухкамерные жилища с земляными очагами в центре. Погребения в основном одиночные, вытянутые в грунтовых ямах. Погребальный инвентарь зависел от половозрастных особенностей. Инвентарь кротовской культуры — каменные тесла и ножевидные пластины, диски с отверстиями, мраморная булава, шары и подвески; масса костяных наконечников стрел, проколки, иглы, гребни. На поселении Преображенка III обнаружен целый комплекс литейных форм и предметов из бронзы: листовидные двулезвийные ножи и кинжалы, однолезвийные ножи и кельты, браслеты со спиралевидными закрученными концами, масса колец, трубчатых подвесок. Много изделий из глины — пряслица, цилиндрики и шары, диски и фаллические изображения.
Основную массу керамики составляют крупные сосуды баночной формы, поверхность их украшена оттисками гребенчатого штампа, насечкой, ямками, вдавлениями и валиками.
Кротовское население было знакомо со скотоводством. Среди находок кости быка, лошади и барана. Однако в слоях кротовских памятников много костей диких животных — косули, лося, медведя, волка и соболя.
В Барнаульском Приобье расположены памятники елунинской культуры XVIII—XIV вв. до н. э.: Озерки, Ляпустин Мыс, Елунинский могильник. По ряду признаков комплекс елунинской культуры — бронзовый инвентарь и керамика — близок кротовской. Умерших хоронили в групповых ямах, скорченными. Разводили крупный рогатый скот и лошадей, охотились на лося, занимались бронзолитейным производством. Вероятно, особую роль в хозяйстве и представлениях людей играла лошадь, потому что с этой культурой связаны ее скульптурные изображения.
Во второй половине II тысячелетия до н. э. (примерно в XIII в. до н. э.) самусьскую и родственные ей культуры сменила еловская культура, изученная по Еловскому поселению и могильнику, Десятовскому поселению в Томской области и другим памятникам. Для этой культуры характерны каменные, обработанные по всей поверхности костяные и бронзовые наконечники стрел, костяные гарпуны, каменные скребки, ножи, глиняные пряслица, литейные формы и бронзовые ножи.
Племена еловской культуры вели комплексное хозяйство: занимались скотоводством и земледелием. Заметную роль в хозяйстве играли охота и рыболовство, что было вызвано условиями обитания в лесах и лесостепях. Значительное место отводилось бронзовой металлургии. Керамика еловской культуры со временем менялась от баночных форм к горшкообразным. Сосуды украшали обычно оттиском гребенки. По рисунку орнамент близок к андроновскому.
В Барнаульско-Бийском Приобье в XI—IX вв. до н. э. выделяются памятники так называемой корчажкинской культуры (поселение Корчажка V и др.). Известны могильники этой культуры. В целом материалы культуры близки еловским и свидетельствуют о сложных процессах «дробления» в конце эпохи бронзы крупных культурно-исторических ареалов на местные, территориально небольшие группы населения, отмеченные археологическими культурами рубежа II—I тысячелетий до н. э. и начала I тысячелетия до н. э.
Культура лесного Урала, Притоболья, Поишимья отражена в памятниках поселений Алексеевское, Явленка, Черкаскуль II и других. Выделяется несколько вариантов культуры. На черкаскульских поселениях преобладают кости домашних животных, обнаружены следы бронзолитейного производства. Черкаскульская посуда имеет горшковидную форму с мягким перехватом шейки. Она близка андроновской (федоровской), в узорах присутствуют желобчатые линии и меандры.
Эпоха поздней бронзы в лесной и лесостепной полосе Западной Сибири представлена двумя близкими культурами. Западную часть территории занимает межовская культура, а район Обь-Иртышья — ирменская. Межовская культура изучена по поселениям Межовское, Березовское, Палкино и др. В инвентаре поселений прослеживаются традиции предшествующей культуры. Отличительной особенностью керамики является преобладание в узорах рядов косых насечек, решетчатых поясов и зигзагообразных линий, а в материалах памятников, расположенных к востоку,— выпуклых бугорков («жемчужины») на шейке сосудов.
В конце бронзового века в Томско-Нарымском Приобье сложилась молчановская культура, известная по материалам городища Остяцкая Гора близ пос. Молчаново, Десятовского поселения и Шанхайского городища. Наиболее характерна для нее керамика горшковидной формы с высокой выгнутой наружу шейкой. В орнаменте присутствуют степные, близкие к андроновским элементы.
К западу от территории карасукской культуры в лесостепном Приобье от Присалаирья до Прииртышья существовала ирменская культура, названная по раскопанным поселению и могильнику Ирмень. Исследованы могильники Венгерово, Преображенка, Журавлево и др.
Погребения совершались под небольшими курганными насыпями. В насыпях прослеживаются остатки поминальной тризны. Хоронили в ямах, в оградках из дерева, камня. Погребения скорченные. Отмечены разные типы жилища ирменской культуры: большие наземные, небольшие, углубленные в землю, вероятно, с земляными крышами. Форма жилищ прямоугольная.
Ирменская культура (по В.И. Молодину, Т.Н. Троицкой)
Обширный археологический материал получен в ходе раскопок: плоскодонные сосуды с прямым венчиком, чаши с выпуклым дном, украшенные на сечками, образующими треугольники, ромбы, зигзаги. Орнамент покрыва верхнюю часть сосудов. Бронзовый инвентарь представлен прямыми ножами шильями и украшениями: подвески в форме изогнутого гвоздя, кольца, серьги, пронизки и браслеты. Ирменскую культуру отличает большое количество костяных изделий: удлиненные наконечники стрел, накладки луков, терочники, проколки, костяные штампы для нанесения орнамента на керамику.
Остеологические данные с поселений подтверждают факт разведения коров, овец, лошадей, встречаются кости собаки, лося, утки. Присутствуют признаки земледелия.
В инвентаре ирменской культуры наблюдаются черты сходства с карасукской в орнаментах, форме выпуклодонных сосудов, в бронзовых украшениях. Находки свидетельствуют о том, что обе культуры принадлежат к эпохе поздней бронзы конца II — начала I тысячелетия до нашей эры.
В Центральном и Восточном Казахстане, частично на Алтае этот хронологический период отмечен бегазы-дандыбаевской культурой. В геометрическом орнаменте сосудов просматриваются андроновские традиции и черты так называемой валиковой керамики. Наличие выпуклых валиков, опоясывающих сосуды,— обязательный элемент керамики.
К концу эпохи бронзы (очевидно, X—VIII вв. до н. э.) в Южном и Среднем Зауралье, Притоболье и Приишимье распространяется межовская культура.
В Восточной Сибири начало эпохи металла известно по могильникам глазковской культуры, открытым на берегах Лены и Ангары. Они имеют вид площадок, выложенных камнями. Внутри встречаются скелеты в скорченном, вытянутом и даже сидячем положении. Погребенных клали головой по направлению течения реки, что свидетельствует о значении последней в жизни людей.
В погребениях глазковской культуры основными являются орудия труда из камня. Металлических орудий, как и везде в эпоху ранней бронзы, здесь не так много. Из меди и бронзы глазковцы отливали лезвия ножей, иглы, шилья и разнообразные украшения, а также самые древние известные в Сибири металлические рыболовные крючки.
Хозяйство и инвентарь глазковской культуры тесно связаны с предшествующими культурами эпохи камня. Традиции хозяйства охотников конца каменного века были настолько сильны, что даже форму орудий, выработанную в прошлом, люди переносили на медь и бронзу. Медные иглы являются точной копией костяных, а листовидные ножи копируют серовские каменные вкладышевые клинки. Очевидно, основой хозяйства населения глазковской культуры были охота, рыбная ловля и собирательство, что подтверждается многочисленными предметами охотничьего быта, и прежде всего разнообразными наконечниками стрел. Об особом значении рыболовства свидетельствуют рыболовные крючки (металлические, составные с каменным или костяным стерженьком) и новые типы гарпунов.
Материалы глазковских погребений позволяют представить в некоторой степени и одеяние людей той поры, благодаря сохранившимся на скелете многочисленным украшениям. Существенной частью костюма был передник, украшенный кольцами и кружками из нефрита, бусами или клыками. На головной убор, вероятно, меховую шапку, нашивали полоски из перламутровых бус, диски из нефрита и мрамора. Рядом с некоторыми погребенными лежали антропоморфные изображения из рога, нефритовые кольца, амулеты из челюстей щуки, колотушки из рога, возможно, атрибуты шаманства.
Керамика, каменные шлифованные ножи и наконечники копий, кинжалы эпохи бронзы Дальнего Востока, Приморья (по В.И. Дьякову)
Сложным и дискуссионным является выделение археологических культур на территории русской Восточной Азии, или, как принято говорить, на Дальнем Востоке. Суть проблемы в том, что в материальном производстве здесь не прослеживается признаков палеометаллической металлургии и металлообработки, находки бронзовых предметов единичны. Правы те исследователи, которые считают, что бронзового века на Дальнем Востоке не было. Его действительно нет как комплекса характерных для культур эпохи бронзы изделие из металла и сопутствующих им археологических предметов. Однако как археологическую эпоху бронзовый век вряд ли правомочно отрицать для этой региона, особенно его южной части.
В Приморье бронзовому веку соответствуют синегайская, маргаритовсказ Я лидовская культуры, которые выше упомянуты в связи с поздним неолитом региона. К синегайской культуре относятся верхний слой поселения Синш Гай I, стоянка Харинская, памятники Северной Кореи (Дуныпаньгоу, Ту чанцзы, могильник Ананцзы) и Маньчжурии. Культура датируется примерно XII—VIII вв. до н. э. Поселения расположены на возвышениях, открыты остатки жилищ округлой формы, стены которых выложены плоскими каменными плитами. Основной археологический материал — керамика: посуда горшковидной формы и чаши, напоминающие по форме пиалы или кесе, сосуды баночной формы и крупные корчаги. Керамика обычно украшена гладким валиком и желобком. Встречаются небольшие керамические скульптурки. Широко использовался сланцевый камень. Из него сделаны наконечники стрел, копий, топоры, тесла, ножи и украшения. Из более твердого песчаника делали зернотерочные плиты, куранты и песты. Показательно, что на поселении Синий Гай обнаружены бронзовые изделия: лезвия ножей карасукского типа, выпуклые бляшки с петелькой, которые также относятся к предметам карасукской эпохи.
Памятники лидовской культуры расположены в основном в долинах рек на восточных склонах Сихотэ-Алиня и в Приморском крае. Это Лидовка I, Самарга, Усть-Зеркальная IV, Благодатное III, всего около 50 поселений. К характерным именно для этой культуры предметам относятся тонкостенная крашеная керамика, шлифованные и ретушированные каменные предметы, амфоровидные сосуды.
Среди каменных шлифованных изделий обращает на себя внимание группа предметов, форма которых соответствует широко известным в Евразии бронзовым изделиям. Таким образом, дефицит бронзы покрывался здесь за счет изготовления орудий из камня. Инвентарь представлен каменными ножами, бронзовыми наконечниками копий, кинжалами позднеандроновских типов, ножами карасукско-иньских типов. Лидовская и синегайская культуры датируются первой половиной I тысячелетия до н. э. Они, по-видимому, сложились на местной неолитической основе. С ними связано распространение в этом регионе производящего типа хозяйства, прежде всего земледелия с преобладанием возделывания проса.
Вторая половина II тысячелетия до н. э. в юго-восточной части Приморья отмечена маргаритовской культурой. Известны поселения Синие Скалы, Пермское, на р. Маргаритовка и другие поселения открытого типа и в пещерах. Население занималось металлургией. Обнаружены каменные литейные формы для изготовления втульчатых наконечников копий, стрел, рыболовных крючков и украшений. Охота и рыболовство, а также скотоводство (в основном разводили свиней) составляли основу хозяйства. Возможно, было земледелие.
В бассейне Лены, на территории Якутии открыты памятники усть-мильской археологической культуры эпохи бронзы: поселения Бельначи 1, Билир 1 й др. Основной материал — круглодонная по форме керамика, украшенная разнообразным орнаментом и наклонными валиками. Среди каменных орудий скребки, ножи, треугольные наконечники стрел. На поселениях у с. Покровка, Якупина и Старый Сыктях обнаружены остатки плавильных горнов и обломки глиняных литейных форм и льячки. Такой же материал получен при раскопках на других памятниках этой культуры
Расселение
Археологические памятники бронзового века обнаружены почти на всей территории Евразии. К I-й половине III-го тыс. до н. э. относятся памятники бронзового века на Кавказе, в Северном Причерноморье и др. В конце III-го -I-й четверти II-го тыс. до н. э. технологию выплавки бронзы освоили племена лесостепной и лесной зон Восточной Европы, Западной Сибири, Алтайско-Саянского региона. Сохранялась в основном первобытно-общинная форма социальной организации. Учёные установили существование в бронзовом веке самостоятельных обособленных территориально групп населения со своеобразными особенностями духовной и материальной культуры (культурные группы, археологические культуры, культурно-исторические общности). В южной зоне (Кавказ, Средняя Азия, отчасти Южная Сибирь) возникали земледельческо-скотоводческие комплексы с развитым ремесленным производством. В степной, лесостепной и отчасти в лесной зонах преобладал скотоводческий тип хозяйства со вспомогательной ролью земледелия. В лесной (таёжной) зоне скотоводство сочеталось с охотой и рыболовством. Существовали долговременные поселения, где развивалось ремесленное производство. В раннем бронзовом веке в Закавказье и на Северо-Восточном Кавказе существовала куро-аракская земледельческо-скотоводческая культура. Поддерживались связи с цивилизациями Ближнего Востока. В позднем бронзовом веке в центральных районах Кавказа распространилась кобанская культура. На территории степей Восточной Европы жили скотоводческие племена ямной культурно-исторической общности, возникшей ещё в медном веке. В конце II-го - середине II-го тыс. до н. э. в Верхнем и Среднем Поволжье и междуречье Оки и Волги жили носители фатьяновской и балановской культур. В лесостепной зоне Подонья, Среднего Поволжья и на Южном Урале в середине II-го тыс. до н. э. обитали племена абашевской культурно-исторической общности, для которых характерен высокий уровень развития металлургии, базировавшейся на уральских и поволжских месторождениях меди. Во II-й половине II-го - начале I-го тыс. до н. э. на территории от Приуралья до Левобережья Днепра размещались скотоводческо-земледельческие племена срубной культурно-исторической общности. Сейминско-турбинский культурный комплекс, зародившийся в районе Саяно-Алтая, распространился на тысячи километров к Западу. В Сибири к энеолиту - раннему этапу бронзового века относилась афанасьевская культура в верховьях Енисея и алтайских степях, к раннему бронзовому веку - глазковская культура в Прибайкалье и ымыяхтахская культура в бассейне средней Лены. Распространение металлургии в Восточной Сибири связано с влиянием окуневской культуры, предположительно, сформировавшейся в Минусинской котловине и вытесненной на Восток племенами андроновской культурно-исторической общности. Андроновские племена занимали во 2-й половине II-го - начале I-го тыс. до н. э. территорию от Урала до Енисея и от таёжной зоны до северных районов Средней Азии (Алексеевское поселение и др.). Карасукская культура (XIII-VIII вв. до н. э.) обнаружена в верховьях Енисея, Оби, в Саяно-Алтайском регионе. На Юге Дальнего Востока во 2-й половине II-го - начале I-го тыс. до н. э. существовали синегайская, лидовская, эворонская и другие культуры. В бронзовом веке усилился процесс общественного разделения труда, возрос обмен между племенами. Ремесло стало самостоятельной сферой производства. Главы крупных патриархальных семей обладали значительными богатствами; усилилась имущественная дифференциация, участились столкновения между племенами. В бронзовом веке возникли союзы племён, описанные позднее античными историками и географами.
Бронзовый век на территории Крыма
В соответствии с археологической периодизацией истории древности за неолитом следует эпоха энеолита. Обычно ее характеризуют как переходную от каменного века к бронзовому. Появляются первые металлические, а точнее медные, вещи, но их совсем немного и подавляющее большинство орудий труда по прежнему изготавливают из камня. Датируется эпоха энеолита для различных территорий по разному, в зависимости от того, когда в тот или иной регион попадают первые медные изделия. На большей части Украины это IV - начало III тысячелетия до н. э. В Крыму пока нет памятников, которые с уверенностью можно было бы датировать этим временем, равно как и нет археологических культур, соответствующим по своим характеристикам нашим представлениям об энеолите. Более того, по современным данным, самые ранние погребения эпохи бронзы открытые на полуострове относятся ко второй половине III тыс. до н. э. Если вспомнить, что позднейшие неолитические находки датируются приблизительно рубежом V-IV тыс. до н. э., то получается, что на протяжении более полутора тысяч лет Крым не был заселен. Теоретически это трудно объяснимо. Может быть, дело в археологической случайности и памятники соответствующего времени еще предстоит открыть, а может быть недостаточно точны современные датировки и энеолитическими являются какие-то из уже известных поселений или могильников, ошибочно отнесенных к иным эпохам. Но пока крымский энеолит охарактеризовать невозможно.
Изобретение бронзы — сплава меди с другими металлами, чаще всего с оловом — позволило делать орудия значительно более производительные, чем каменные. Месторождения медных руд встречаются довольно редко, еще реже они сочетаются с оловянистыми рудами или с месторождениями мышьяка и сурьмы, которыми иногда заменяли олово. Поэтому производство бронзы было налажено в относительно немногих центрах. Из них изделия или необходимые для их производства слитки бронзы распространялись путем межплеменного обмена. Для налаживания торговых путей, по которым передвигались руды, слитки, изделия, а также технологии требовалось время. На ранних стадиях бронзового века во многих регионах, в том числе и в Крыму, бронзовые вещи чрезвычайно редки. Их количество постепенно возрастает и к концу эпохи становится довольно значительным. Прослеживается явная тенденция вытеснения бронзовыми орудиями каменных. Но все же камень применялся до самого конца эпохи бронзы, лишь железу удалось окончательно вытеснить его из производства.
Одновременно с распространением первых металлических орудий в степной зоне Восточной Европы зарождается новый способ ведения хозяйства. Господствующую роль в жизни людей стало играть скотоводство. Разведение скота в условиях степи оказалось более выгодным, чем занятие земледелием. Люди переходили к подвижному образу жизни, почти непрерывно передвигаясь вслед за своими стадами. Над могилами своих соплеменников они насыпали курганы. Постепенно многие тысячи надмогильных насыпей стали непременным атрибутом ландшафта юга Восточной Европы. Благодаря их раскопкам собраны почти все сведения, которыми мы располагаем, об истории и культуре скотоводов эпохи бронзы.
Курганы — это насыпи над древними погребениями. Размеры их различны — от 0,5 до 20 м в высоту, от 10 до 300 м в диаметре. Некоторые из них возведены с использованием камня и представляют собой весьма сложные архитектурные сооружения. В курганах, как правило, хоронили скотоводы-кочевники. Это и понятно: в условиях длительных и продолжительных перекочевок в открытой степи не мудрено было потерять могилу своего соплеменника, если она не имела заметных издалека внешних признаков. Количество труда, затраченного на погребальное сооружение (размеры насыпи, глубина могилы, наличие каменных конструкций, качество и количество погребального инвентаря и т. д.) соответствует социальному статусу погребенного.
Племена и народы, сменявшие друг друга в Восточноевропейской степи, часто хоронили своих умерших в уже существовавшие, бывшие и для них древними, насыпи. Так продолжалось до XIII в. н. э. включительно. Поэтому каждый курган содержит, обычно, разновременные и разнокультурные захоронения.
В течение III—II тыс. до н. э. в Северном Причерноморье не раз происходили смены населения, менялись и археологические культуры. Степной Крым, представляя собой одну из периферийных областей Восточноевропейской степи, никогда не оставался в стороне от этих процессов. Сейчас на его территории, по результатам раскопок, главным образом подкурганных погребений, выявлено несколько археологических культур эпохи бронзы: ямная, кемиобинская, катакомбная, многоваликовой керамики, срубная. Ни одна из них не является сугубо крымской, каждая имеет обширный ареал и степной Крым входил в него как одна из составных частей.
Ямная культура
(вторая половина III — начало II тысячелетия до н. э.)
Ямная культура сформировалась в Поволжье в конце IV тыс. до н. э. Постепенно она распространилась вплоть до Днепра, а отдельные погребения известны и западнее. С юга ее ареал ограничивался морями и горами, а с севера — зоной лесостепи. Ни в горах, ни в лесах скотоводы — носители ямной культуры жить не могли. Ямные племена были первыми строителями курганов. Именно они оставили наиболее древние, перекрытые насыпями могилы.
В Крыму скотоводы, хоронившие в курганах, появились во второй половине III тыс. до н. э. Они заняли всю степную часть полуострова, проникая иногда и в предгорья. Поселения ямной культуры в Крыму не известны, хотя в долинах таких крупных рек как Дон и Днепр некоторые племена переходили к оседлости, сооружая долговременные жилища и даже оборонительные стены. Так что единственным типом памятников, по которым можно судить об этой культуре, в Крыму остаются подкурганные погребения.
Хоронили в довольно обширных прямоугольных ямах, давших название культуре. Умершего клали на дно могилы в вытянутом положении на спине с согнутыми в коленях ногами или, реже, в скорченном положении на боку. Погребенных обычно посыпали охрой. В конце XIX - начале XX века, до того как была выделена ямная культура, археологи именовали такие захоронения "со скорченными и окрашенными костяками".
Могилу накрывали каменной плитой или деревянными жердями и плахами.
Погребальный инвентарь ямной культуры удивительно однообразен. Во многих случаях умершие вовсе не удостаивались заупокойных даров. Там, где они были, в этом качестве чаще всего использовались керамические сосуды, вероятно, наполненные в древности пищей и питьем.