Словарь основных археологических терминов каменного века
Предмет и задачи археологии.
Археология (греч. архайос – «древний», логос – «наука») – отдел исторической науки, изучающий развитие человеческого общества и закономерности этого развития преимущественно по вещественным историческим источникам («история, вооруженная лопатой»). Археология не относится к вспомогательным историческим дисциплинам. В археологических исследованиях используются данные вспомогательных наук: нумизматики (о монетах), сфрагистики (о печатях), эпиграфики (о надписях на камнях) и др. Исторические источники делятся на письменные и вещественные. Отсутствие письменных источников для древнейшего периода истории – одна из причин обособления археологии в особый отдел истории. В основном археология не поднимается выше XV-XVI вв., но имеются случаи, когда она полезна и в XX в. (например, военная археология). Предметом археологии выступают найденные вещи, подвергнутые тщательному анализу. Изучение этих вещей не самоцель – они выступают в качестве материала для исторических исследований в целом. Археологический источник должен рассматриваться в контексте всех найденных материалов, в рамках культурного слоя – исторически сложившейся системы напластований, образовавшейся в результате деятельности человека (толщина от неск. см. до 30-35 м.). Изучение источников начинается уже в период их поисков (разведок), то есть до раскопок. Приемы разведок: авиаразведки, геомагнитные разведки, химический анализ почвы, подводные разведки. Методы датировки памятников: радиокарбоновый, калий-аргоновый, археомагнитный, по содержанию фтора, по кольцам на деревьях и т.д.
Понятие «археологический источник», особенности археологических источников.
Каждое древнее погребение, поселение, найденные в них вещи, произведения искусства, постройки, сооружения, даже отбросы — все, что создано человеком, а также останки самих людей пред ставляют собой археологические источники (или археологические памятники). Археологические источники содержат в открытом или скрытом виде информацию о деятельности людей. Они созданы людьми для удовлетворения своих потребностей, и их утилитарный характер является известной гарантией доброкачественности содержащихся в них сведений. Археологические источники по своей природе бо лее достоверны, чем письменные, за исключением очень редких случаев. Даже преднамеренный подбор некоторых комплексов (на пример, погребальных) не делает их менее достоверными. Не сле дует лишь требовать от археологических источников больше, чем они могут дать. Изучение археологических источников начинается еще в период их поисков (археологических разведок) и археологических раско пок. И разведки, и раскопки строго документируются составлением чертежей, фотографированием и описанием в дневниках. Ес ли полевая документация составлена неквалифицированно или не добросовестно, надежность археологических источников резко па дает. Из археологических источников наиболее многочисленны вещи, и для их изучения в археологии выработаны в значительной мере устоявшиеся приемы. Вещей много в древних погребениях и остат ках древних поселений, которые чаще всего находят при осмотре местности. В расположении археологических памятников есть определенные закономерности. Так, стоянки неолита обычно рас положены у самого берега реки или озера. Могильники бронзового века в Средней России, напротив, занимали водоразделы. Горо дища раннего железного века той же местности расположены у рек, но на высоких крутых мысах. Среди археологических памятников немного таких, которые легко обнаружить с первого взгляда. К ним относятся курганы и городища, рельеф которых ярко выражен. Большинство же памят ников требует поисков: они скрыты землей и не имеют наземных частей. Это могильники, стоянки, селища, святилища, древние до роги, каналы и др. Кроме того, насыпи многих курганов и валы некоторых городищ бывают распаханы и становятся плохо замет ными. Такие памятники открываются прежде всего по вещам, вы павшим из культурного слоя вследствие его разрушения полыми водами, выдувания ветром, распахивания; по предметам, встречен ным при разных земляных работах. Так иногда открывают могиль ники, а также клады, которые тоже изучаются археологами.
Словарь основных археологических терминов каменного века
Австралопитек – вымерший род семейства гоминиды. Поздний австралопитек – человек умелый впервые стал изготавливать орудия труда, что стало началом выделения человека из царства животных благодаря формированию разума.
Ангоб — декоративное покрытие в виде тонкого слоя глины, наносимой на поверхность сосуда для сглаживания неровностей и придания изделию более эстетического вида и создания фона для нанесения орнамента.
Антропогенез — учение о происхождении человека.
Антропоморфный (букв. человекообразный) — изображение каких-либо существ и животных в человеческом облике.
Артефакт — созданный человеком предмет, вещь.
Археологический комплекс — совокупность археологических объектов. Археологические комплексы бывают открытые и закрытые. В закрытый комплекс вещи попадают одновременно (клады, инвентарь, вещи из неожиданно разрушенного жилища). Открытые комплексы формируются в течение длительного отрезка времени.
Ассимиляция — слияние одного народа с другим путем усвоения его языка, культуры, обычаев. В археологии — вытеснение признаков одной культуры другой.
Ашель – культура раннего палеолита.
Бифас – см. Рубило.
Венчик — верхний край сосуда, по форме различный: прямой, отогнутый, валиковый и т.д.
Височное кольцо — украшения над висками, разнообразные по форме. Крепились к волосам, а также на лентах, шнурах, опоясывающих голову.
Галечная техника — древнейшая техника обработки камня и изготовления орудий из галек путем отбивки.
Гарпун — метательное орудие из кости или металла, наконечник имеет зазубрины с одной или с двух сторон.
Галечные орудия — наиболее ранний и примитивный тип орудий. Сделаны из гальки техникой скола.
Глинобитные — сделанные из глины стены жилищ, печи, площадки.
Гоминиды— семейство отряда приматов. Подразделяется на вымершие роды: авсралопитеки, ардипитеки, парантропы и некоторые другие, а также современный род: люди.
Горит — футляр из кожи и дерева для лука. Украшался металлическими или костяными пластинами с тиснением, рельефами и т.п.
Граффити — фигуры, рисунки или надписи, прочерченные на поверхности: на скалах, стенах домов, на керамике.
Грунтовая могила — могильная яма, вырытая в материке, овальной, четырехугольной или квадратной в плане формы.
Доместикация — приручение, одомашнивание диких животных.
Дресва — толченый камень, добавлявшийся в глину в качестве отощителя при изготовлении посуды, придавал керамике прочность, предотвращал растрескивание.
Жертвенник — сооружение из камней, дерна, дерева, где приносились жертвы.
Зооморфный — стилизованный под животное, часто определенного вида.
Ингумация — захоронение тела умершего, трупоположение в могильную яму.
Индустрия — определенные, устойчиво повторяющиеся приемы обработки камня и изготовления каменных орудий труда.
Инкрустация — украшение изделий путем вставок из другого материала (перламутра, мрамора, дерева и пр.) или драгоценных камней.
Камера погребальная — помещение для погребения со стенами, укрепленными деревянным срубом или каменными плитами.
Катакомба — специальное сооружение, подбои в землю в сторону от могильной ямы для погребения.
Кенотаф — ложное погребение, не содержавшее тела или праха умершего.
Кливер — в археологии орудие с косым сколом.
Колесница — повозка на двух или четырех колесах. Древнейшие имели колеса-диски, более поздние — на спицах и втулке. Появляется в энеолите.
Колчан — футляр для стрел, изготовленный из дерева, кожи, бересты или металла.
Костяк — археологический термин, то же, что скелет.
Кремация — сжигание тела умершего.
Кромлех — отдельно стоящие крупные камни, в комплексе образующие круг.
Культурный слой — слой земли, образованный в результате жизнедеятельности людей. Включает остатки жилых и хозяйственных строений, предметы, отбросы. Слои различаются между собой, содержат археологическую и хронологическую информацию.
Курильница — изделие из камня или керамики для горящих углей, благовоний, небольших жертвоприношений.
Леваллуа — двойная техника обработки камня: 1) скалывание правильной формы пластин (треугольных, овальных) с тщательно подготовленного, нуклеуса (ядрища) дисковидной формы; 2) дальнейшая обработка пластин для получения нужного орудия.
Личина — схематичное изображение человеческого лица или маска.
Лощило — инструмент для шлифовки изделий, поверхности сосудов.
Мадлен – культура позднего палеолита. Настенная пещерная живопись.
Макролиты — крупные грубо оббитые каменные орудия.
Менгиры — вертикально поставленные продолговатые каменные плиты, образующие ряды, иногда параллельные, длиной в несколько сотен метров или несколько километров («аллеи менгиров»). Связаны с погребальными, культовыми комплексами.
Микролиты — мелкие каменные пластинки, как правило, в форме трапеции, сегмента, треугольника и др.; часто использовались как вкладыши в составных орудиях.
Могильник — комплекс погребений. Выделяют могильники курганные, грунтовые, склеповые, мавзолеи.
Мустье – культура неандертальцев среднего и позднего палеолита.
Нарезной орнамент — встречается на керамике. Наносился на глину до обжига острым инструментом.
Неандертальцы – вид вымерших людей мустьерской эпохи.
Ножевидные пластины — кремневые удлиненные пластины, полученные скалыванием с призматического нуклеуса. Служили универсальными заготовками для изготовления орудий, вкладышей путем вторичной обработки отжимной ретушью; характерны для верхнего палеолита и мезолита.
Неолит – период (ок. 8-3 тыс. до н.э.) перехода от присваивающего хозяйства (собирательство, охота) к производящему (земледелие, скотоводство). В этот период изделия из камня шлифовались, сверлились, появились глиняная посуда, прядение, ткачество.
Нуклеус (ядрище, сердцевина) — специально обработанный камень, с которого скалывали пластины для изготовления орудий; самые ранние нуклеусы — дисковидные (овальные), затем пирамидальные (эпоха мустье) и призматические (верхний палеолит).
Оббивка — ударная техника обработки каменных орудий. Самая древняя в истории каменной индустрии.
Ориньяк – культура среднего палеолита. Характерны костяные изделия. Зарождение искусства.
Олдувай – культура раннего палеолита. Первые орудия труда, созданные человеком умелым (Homo habilis) в Восточной Африке.
Орнамент — ритмично повторяющийся геометрический или другой стилизованный узор на каких-либо предметах. В археологии большое значение имеет орнамент на керамике. Выделяются расписной (рисованный), штампованный, нарезной, прочерченный орнаменты.
Острога — орудие для ловли рыбы, имеющее несколько костяных зазубренных наконечников.
Остроконечник — каменное вытянуто-треугольное орудие из отщепа, крепилось на древко.
Остеологический материал — костный материал скелетов.
Отбойник — камень, которым наносились удары при обработке каменных орудий.
Отжимная ретушь — техника обработки каменных орудий, при которой мелкие чешуйки отделялись при помощи костяных или каменных инструментов.
Отжимник — заостренная костяная палочка, использовавшаяся для скола каменных чешуек.
Отщеп — осколок, отбитый с поверхности камня при обработке.
Очаг — место для разведения открытого огня в жилище, определяется по наличию очажной ямы, каменной выкладки, остаткам пятна, угля или изменению цвета земли, глиняной вымостки или каменной обкладки.
Палеолит – первый период каменного века. Человек использовал оббитые каменные, деревянные, костяные изделия, занимался охотой и собирательством. Продолжался примерно с 2,5 млн. лет до 10 тыс. лет назад.
Палеопочвы — древние почвы, перекрытые другими, не почвенными слоями грунта.
Петроглифы — рисунки, изображения на каменных плитах, скалах.
Погребальное сооружение — сооружение типа дольмена, кургана, камеры и т.д., предназначенное для погребения.
Подбой — вырытое в боковой стенке ямы углубление для захоронения человека, животного или вещей.
Подъемный материал — археологический материал: керамика, отщепы, кости и пр., который находится на поверхности разрушенного культурного слоя или захоронения.
Пещерное искусство — палеолитические гравировки и росписи, реже — барельефы и одиночные образцы лепки из глины в пещерах позднего плейстоцена.
Пифос — большой широкогорлый глиняный сосуд для хранения зерна и других продуктов.
Пластина ножевидная — длинный отщеп с параллельными краями, полученный от специально подготовленного нуклеуса. Она может быть орудием сама или служить заготовкой для другого орудия (например, резца или скребка). Появляются в начале верхнего палеолита.
Погребальный инвентарь — предметы, помещавшиеся в могилу вместе с умершим. Сюда входили личные вещи, жертвоприношения и провизия для покойника.
Погребальный обряд — действия, совершаемые над умершим человеком во время его погребения.
Погребение — обычай захоронения умершего человека. Выделяют два способа захоронения: кремацию (трупосожжение) и ингумацию (трупоположение). Хоронить могли в земле, на поверхности, на помостах, на деревьях, в скалах и т.п. Покойника хоронили на спине, на боку, в скорченном положении. Погребение появилось в мустьерскую эпоху.
Поселение — место проживания группы людей. Они бывают постоянные и временные, открытые (селища, стоянки) и укрепленные (городища).
Праща — ручное орудие для метания камней. В петлю вкладывался камень, раскручивался в воздухе, один конец отпускался и камень с силой летел в цель.
Ретушь — снятие мелких осколков, чешуек с поверхности обрабатываемого орудия. Известны три типа ретуши: 1) ударная — чешуйки отбивают ударом; 2) контрударная — орудие кладут на наковальню, ударяют по нему отбойником; 3) отжимная — когда мелкие чешуйки отделяются путем нажима острой костяной палочкой, отжимником.
Ритон — кубок в виде рога.
Ритуал — совокупность действий, обрядов, связанных с погребением, принесением жертвы, праздниками и пр.
Рубило — универсальное ударно-рубящее орудие, обработанное с двух сторон (бифас). Распространено в раннем палеолите.
Сакральный — священный. В археологии — культовый предмет или помещенный с погребенным согласно ритуалу.
Святилище — место совершения культовых обрядов, поклонения духам, божествам. То же — культовое место, капище.
Селище — неукрепленное долговременное поселение.
Семантика — в археологии смысловая сторона рисунка, изображения, знака.
Серп — ручное орудие для уборки злаковых. В неолите и энеолите были вкладышевые серпы, позднее металлические с гладким лезвием. Ранние серпы слегка изогнуты, поздние изогнуты полукругом. Известны серпы с отверстием на ручке и с крючком.
Скребло — каменное орудие, наиболее распространенное в мустьерскую эпоху. Могло служить в качестве ножа или скребка.
Солютре – культура позднего палеолита.
Солярный знак — символ солнца, круг, спираль, свастика.
Составные орудия — орудия, состоящие из основы (кость, дерево) и вкладышей — каменных пластин, которые крепились в продольном разрезе основы. Так получались составные ножи, кинжалы.
Стела — вертикальный камень или вертикально поставленная плита, часто украшенная резьбой или надписями.
Стоянка — временное поселение.
Стратиграфия — в археологии изучение залегания слоев, напластований человеческой
Сырцовый кирпич — кирпич, не подвергавшийся обжигу. В областях с сухим климатом кирпичи не обжигали, а лишь высушивали на солнце.
Суфа — специальная лежанка у стены.
Тамга — родовой знак, которым метили различные предметы.
Терракота (букв, обожженная глина) — неглазурованные керамические изделия: сосуды, мелкая пластика, пряслица, грузики ткацких станков, сетей, урны.
Тулово сосуда — основная часть сосуда, имевшая овальную, круглую, яйцевидную, кубковидную или другие формы.
Ударная площадка — поверхность на каменном нуклеусе, по которой наносился удар для получения отщепа или пластины. Площадка подготавливается снятием одного или нескольких сколов или отщепов.
Хум — большой сосуд для хранения припасов.
Человек прямоходящий (Homo erectus) – вымерший вид рода люди семейства гоминиды.
Человек разумный (Homo sapiens) – современный вид людей.
Черешок — узкий выступ в основании орудия для закрепления его на рукояти.
Чоппер — крупное продолговатое каменное орудие из гальки, обработанное одним-двумя ударами с одной стороны.
Чоппинг — крупное каменное орудие из гальки, обработанное несколькими ударами с двух сторон. Рабочий край имел вид ломаной линии.
Шелль – культура раннего палеолита.
Шнуровой орнамент — орнамент в виде оттиска шнура или имитации
шнура на сосуде.
Штампованный орнамент — сочетание разнообразных фигур-штампов, нанесенных по сырой глине специальным орудием — штампом, обычно в виде зубцов гребенки.
Ямочно-гребенчатый. орнамент — орнамент, состоящий из чередования оттисков гребенчатого штампа и углублений, ямок.