Сложноподчиненные предложения
Упражнение 1.Выпишите сложноподчиненные предложения. Подчеркните грамматические основы, составьте схемы.
Мало сказать, что это были просто интересные книги. Это были книги Катиного отца, полярного капитана, без вести пропавшего среди снега и льда, как пропали Франклин, Андрэ и другие.Никогда в жизни я так медленно не читал! Почти на каждой странице были пометки, некоторые строчки подчеркнуты, на полях вопросительные и восклицательные знаки. То капитан был "совершенно согласен", то "совершенно не согласен". Он спорил с Нансеном - это меня поразило. Он упрекал его в том, что, не дойдя до полюса каких-нибудь четырехсот километров, Нансен повернул к земле. На карте, приложенной к книге Нансена, крайняя северная точка его дрейфа была обведена красным карандашом. Видимо, эта мысль очень занимала капитана, потому что он неоднократно возвращался к ней на полях других книг. "Лед сам решит задачу", - было написано вдоль одной страницы. Я перевернул ее - и вдруг листок пожелтевшей бумаги выпал из книги.(В. Каверин)Упражнение 2.Выпишите предложения в следующем порядке: а) те, в которых придаточное находится в препозиции; б) те, в которых придаточное находится в постпозиции; в) те, в которых придаточное находится в интерпозиции. Составьте схемы предложений
1) Двойное небо, когда облака шли в разные стороны, кончилось дождем на два дня. (Пришв.) 2) Он видел, что глубина ее души, всегда прежде открытая перед ним, была закрыта для него. (Л.Т.) 3) Когда стемнело, я зажег лампу. (Пришв.) 3) Оттого, что мы встали очень рано и потом ничего не делали, этот день казался очень длинным. (Ч.) 5) Благодаря тому, что лето очень жаркое и сухое, понадобилось поливать каждое дерево. (Ч.) 6) В солнечном огне все гудело в цветах, заваривалось, благоухало, как будто все вместе тут общими силами варили варенье. (Пришв.) 7) В жаркие июльские дни, когда каменный город изнывал от солнца и глох от уличной трескотни, здесь приятно чувствовалась тишина и прохлада. (Купр.) 8) Кабы он получше платил за руды, так и Янко бы его не покинул. (Л.)
Упражнение 3.Выпишите предложения в следующем порядке: а) с союзами; б) с союзными словами. Определите, какими членами предложения являются союзные слова. Составьте схемы предложений.
1) Он уже понял, что дело не просто в бестолковом начальнике штаба батальона. (Сим.) 2) И мы все были счастливы, как могут быть счастливы только археологи на удачных раскопках. (Г.Ф.) 3) Я считал, что такая любовь, конечно, не зависит ни от времени, ни от разлуки. (Ф.И.) 4) Не мог щадить он нашей славы; не мог понять в сей миг кровавый, на что́ он руку поднимал! (Л.) 5) Очень хорошо, что Настя постарше брата на два года. (Пришв.) 6) У Тани было хмурое лицо, на котором застыла гримаса вечного противоборства. (С.Д.) 7) Служите мне, как вы ему служили. (П.) Дорогою свободной иди, куда влечет тебя свободный ум. (П.)
Упражнение 4. Перепишите, расставив недостающие знаки препинания. Определите тип придаточного, составьте схемы предложений..
I. 1) После моста было небольшое пространство где их легко можно было заметить с улицы. (Ф.И.) 2) Дед во дворе прорубал канавку чтобы весенняя вода не разлилась по двору. (Л.В.) 3) Дядя и нам с сестрой делал подарки если случайно попадал в дни именин или рождений. (Н.И.) 4) А еще его называли либералом хотя от политики он был так же далек, как марсианин какой-нибудь от нашей земной суеты. (Н.И.) 5) Мы собрали все монеты и остатки свинцового горшка и отнесли их в избу к Николаю Прокофьичу который с минуты обнаружения клада буквально места себе не находил. (Г.Ф.) 6) Сто раз я объяснял старику для чего ведутся раскопки. (Г.Ф.) 7) Когда Василий подошел Левин велел ему отвести лошадь на рубеж. (Л.Т.) 8) Дорогою свободной иди куда влечет тебя свободный ум. (П.) 9) К вязкому серому небу прилипли бурые пласты облаков как будто некто гигантский прошелся в грязной обуви и наследил. (Д.Р.) 10) Ветер относил и путал слова так что разобрать ничего было невозможно. (В.П.) 11) Пока мы приводили в порядок дневники и чертежи описывали клад и говорили о нем между собой Прокофьич только вздыхал бросая на нас укоризненные взгляды. (Г.Ф.)
II. 1) Он разозлился на себя за то что имел дурацкую привычку задумываться над ненужными вещами. (Ф.И.) 2) Едва на Ближних Мельницах распространился слух что выпускают арестованных Гаврик тотчас побежал к участку. (В.К.) 3) Это и в самом деле была каторга ибо я не работала лишь создавала видимость работы сидела не на своем месте не умела делать порученного мне дела ощущала себя самозванкой обманщицей подозревала всех в желании меня разоблачить надо мной посмеяться. (Н.И.) 4) Пала роса что предвещало завтра хорошую погоду. (М.-С.) 5) И только Белочка хотя она была довольно маленькой собачкой залаяла на собаколова и бесстрашно правда иногда оглядываясь на Чика бросилась на колымагу. (Ф.И.) 5) Я очень хорошо помню апрель 1897 года когда в нашем деревенском доме только и было разговоров о предстоящем переезде в Петербург. (Н.И.) 6) Стволы сосен прозрачно краснели словно какой-то пламень просвечивал изнутри. (Ф.И.) 7) Была она из тех тихих умелых русских женщин которые делают всё споро незаметно и хорошо. (И.Г.) 8) Ей нужно было не опоздать в театр отчегоона очень торопилась. (Ч.) 9) Пока мы ждали Юра много всего порассказал. (В.П.) 10) А старик Кукушкин быстро надел очки позабыв протереть их чего с ним за тридцать лет служебной деятельности никогда не случалось. (И. и П.)
III. 1) Он не мог обманывать себя и уверять себя что он раскаивается в своем поступке. (Л.Т.) 2) Первый лещ был такой что я с трудом мог взять его за хребет. (В.П.) 3) Левин ел и устрицы хотя белый хлеб с сыром был ему приятнее. (Л.Т.) 4) И еще доносились мерные удары колокола из монастыря чья стена белела где-то там, за пустырём. (Н.И.) 5) Было у него обыкновение записывать самое существенное из того что им сделано за день. (Н.И.) 6) Если бы не скрежет звон и синие искры трамвая ходившего по главной улице и связующего все три района города то эта часть Харбина напоминала бы крупное русское село. (Н.И.) 7) Маленькие твердые копытца мелко стучали по полу будто горох сыпался. (Л.В.) 8) Ветер относил и путал слова так что разобрать ничего было невозможно. (В.П.) 9) Он надеялся пока не видно щенка волкодава незаметно перейти двор. (Ф.И.) 10) Он отлично знал историю Средней Азии и рассказывал о ней так красочно и увлекательно что можно было слушать часами. (Г.Ф.)
Упражнение 5. Перепишите, расставив недостающие знаки препинания. Составьте пространственные схемы предложений, определите тип подчинения и типы придаточных.
1) Тетушка утверждала что вся ее цветущая юность прошла в боях с легионами женихов которые штурмовали ее как крепость. (Ф.И.) 2) Я плыл долго на спине и не заметил как оказался на острове вместе с волной которая с шипением ушла в песок. (В.П.) 3) Галина Николаевна вскочила нервно заходила по кухне говоря что Лина неисправима что она погубит растопчет свою молодость и что она должна поставить в этой истории красивую точку. (Д.Р.) 5) Самые дальние из гор и самые высокие были покрыты первым снегом который наверное выпал сегодня ночью потому что еще вчера его не было. (Ф.И.) 6) На душе у мальчика было так тяжело что даже сплющенная гильза от винтовочного патрона которую он нашел по дороге нисколько не обрадовала его. (В.К.) 7) Было совершенно ясно что жизнь вовсе не такая веселая приятная беззаботная вещь какой казалась еще совсем-совсем недавно. (В.К.) 8) Там где можно было на машине проскочить за материалом в один день мы ездили в командировку на несколько дней потому что кампанию по сокращению командировочных расходов тогда еще не проводили. (Ф.И.) 9) Вернее всего пятак пролежал здесь с лета когда его потеряли игравшие в орлянку мастеровые или обронила ночевавшая под кустом нищенка. (В.К.) 10) А я вам серьезно говорю что идите себе домой к родителям которые вас ждут не дождутся и не путайтесь у занятого человека под ногами. (В.К.) 11) Жена узнала что муж был в связи с бывшею в их доме француженкой-гувернанткой и объявила мужу что не может жить с ним в одном доме. (Л.Т.) 12) Полковые интересы занимали важное место в жизни Вронского и потому что он любил полк и еще более потому что его любили в полку. (Л.Т.)