Утраченные памятники культуры в годы ВОВ и проблема реституции ценностей

Общая сумма ущерба, причиненного памятникам и учреждениям культуры страны в период Великой Отечественной войны, составляла 1268,8 млн руб. Н а временно оккупированной территории Советского Союза из 991 музея было разграблено 427, в их числе 173 — в Российской Федерации.

Еще до нападения на СССР фашистское командование основательно подготовилось к выявлению музейных ценностей России. Были созданы исследовательское и просветительское общество «Наследие» и генеральное посредничество «Восток» под руководством рейхсфюрера СС Г. Гиммлера. Кроме того, специальный штаб «Изобразительное искусство» во главе с А. Розенбергом руководил вывозом ценностей с оккупированных территорий.

В Смоленске был разграблен знаменитый музей княгини М. К. Генишевой, разрушены Петропавловская церковь X II в., Спасская и Духовская церкви X V II в., городской кремль. В Германию вывезли бронзовый памятник М. И. Кутузову и пушку с памятника в честь победы русского оружия в войне 1812 г.

Особый ущерб был причинен пригородам Ленинграда. Из 180 220 экспонатов дворцов Павловска, Петергофа и Гатчины немцами было вывезено 116 346 предметов. В Петергофе был разграблен и подожжен Большой Петергофский дворец, взорван Большой каскад, разрушены фонтаны. В Пушкине — поврежден Екатерининский дворец, его мебель и знаменитая Янтарная комната вывезены в Германию. Похищено все убранство Екатерининского и Александровского дворца паркеты, плафоны, мебель, собрания картин, гобелены, книги из дворцовых библиотек, коллекция икон Петра I, насчитывающая 650 экспонатов, собрания фарфора Екатерины II. Обобран до нитки Псковско-Печорский монастырь, уничтожено 43 тысячи библиотек и более 100 миллионов книг, в том числе, много редких.

В Ясную Поляну в октябре 1941 г. вошли немцы. В Литературном музее — доме Волконских был размещен госпиталь для раненых немецких солдат и офицеров. И з воспоминаний директора музея, находившегося в те дни в усадьбе, можно понять, что сохранность уникального памятника находилась под угрозой. Несмотря на заверения немецких офицеров в том, что никакие музейные экспонаты не будут вывезены, потери все-таки были.

В 1990-е годы были изданы законы, связанные с проблемами сохранения «движимых» памятников — музейных ценностей, библиотечных и архивных собраний. Федеральный закон 15 апреля 1998 г. вступил в силу Федеральный закон «О реституции культурных ценностей» («О культурных ценностях, перемещенных в СССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации»).

Реституция, согласно международному праву, означает юридически признанный акт возвращения имущества, художественных и других ценностей, незаконно захваченных во время войны. Реституция не обмен, а добровольное возвращение того, что тебе не принадлежит.

Проблема реституции ценностей состоит в том, что уже после войны СССР совершил ряд ошибок в сфере возвращения наших культурных ценностей. Официально СССР после окончания войны не предъявил Германии никаких претензий. Лишь недавно комиссия по реституции вручила немецкой стороне первый список культурных потерь. Также не была создана специальная служба, которая бы профессионально занималась поисками ценностей (подобные службы были у англичан, американцев, французов, поляков). Также в СССР замалчивалось о том, что находилось в советских запасниках.

Общество и общественные организации в процессе защиты культурного наследия в СССР.

Общество и общественные организации в процессе защиты культурного наследия в СССР.

Общество.

Проблема отношения общества к культурному наследию в советскую эпоху исследована неглубоко. Более тщательно изучены первые послереволюционные годы, «белыми пятнами» остаются 1930-е годы и весь послевоенный период.

В истории охраны памятников искусства и старины советского периода первые послереволюционные годы не без основания считаются наиболее плодотворными. В эти годы еще не было сильного идеологического давления на культуру. Несмотря на прекращение деятельности старых государственных учреждений и обществ, задачи спасения культурных ценностей из усадеб, оставленных хозяевами, выполнялись вполне успешно. На базе спасенных памятников создавались уникальные музеи. Это происходило благодаря активной работе старых специалистов во вновь созданных советских структурах — Отделе по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Наркомпроса Р С Ф С Р , РАИМК, ЦГРМ, многочисленных комиссиях.

Огромный объем работы по спасению художественных ценностей превратил кадровую проблему в проблему государственной важности. К работе привлекались не только профессионалы, но все образованные люди, неравнодушные к сохранению отечественного достояния.

Идеологическая ситуация в сфере культуры изменилась в начале 1920-х годов: с созданием в системе Наркомпроса Главполитпросвета (1920) можно говорить о политической цензуре в сфере культуры. С 1924 г. по России прокатилась волна арестов, затронувшая и музейных работников. Буквально за несколько лет сфера охраны памятников и музеев была «обескровлена».

Формировалось сугубо утилитарное отношение к памятникам искусства и старины — усадьбы, монастыри и церкви стали использоваться в различных хозяйственных целях. Большую роль в этом сыграла антирелигиозная пропаганда. Именно этот период стал одной из самых мрачных страниц в истории охраны культурного наследия — было разрушено огромное количество уникальных объектов как в центре страны, так и на периферии.

В то же время было бы неверно представлять себе отношение общества 1920—1930-х годов к культурному наследию как процесс резкого противостояния государства и общества. Это явление было сложным и неоднозначным. Нередко позиции деятелей культуры не противоречили государственной политике по отношению к памятникам старины.

Если же говорить об отношении разных слоев общества к памятникам старины, то надо подчеркнуть не просто их равнодушие, но агрессивные настроения, основанные на утилитарном подходе к проблеме сохранения ценностей и обусловленные низким уровнем общей исторической культуры. Оказывали свое влияние активная антирелигиозная пропаганда, фактическое отсутствие преподавания гражданской истории отечества в общеобразовательной школе, отсутствие популярных исторических журналов и т. д.

Наши рекомендации