Территория, население, соседи

Волжская Булгария занимала довольно большую для тех времен территорию. Ее северная граница в Х–XI веках проходила по правобережью Камы, западная – по Свияге с ее левыми притоками, восточная – по реке Шешме, а южные пределы доходили до Самарской Луки–большой излучины Волги в районе современных Жигулевских гор.

территория, население, соседи - student2.ru

В XII веке в результате социально-экономического и политического роста государства его границы расширились. Так, северные пределы дошли до бассейна реки Казанки – в ее бассейне поисками казанских археологов в последнее время обнаружен целый ряд поселений, возникших где-то к концу именно этого столетия. Примерно в это же время увеличились владения Волжской Булгарии в юго-восточном направлении. В сообщении Лаврентьевской, самой ранней русской летописи, говорится о сражении сторожевого отряда булгар с монголами в 1229 году на реке Яик (Урал). В некоторых поздних источниках, например, в “Казанской истории” русского автора XVI столетия, в татарском историческом повествовании “Дефтер-и Чингиз-намэ” (“Книга о Чингизе”) земли от Волги и Камы до Яика также названы булгарскими. Здесь, конечно, речь идет о землях, находившихся под контролем булгар, о государственных границах Булгарии. Этническая же территория, т. е. земли, заселенные самими булгарами, не выходили, как и до этого, за пределы Шешмы на востоке. На юго-востоке, со стороны степи, эта граница ограничивалась верховьем реки Большой Черемшан и далее на юг она шла неширокой полосой вдоль левобережья Волги на широтах Самарской Луки. Словом, эта территория сохранилась в пределах земель Х–XI веков. За пределами указанной территории археологами не выявлены места компактного проживания булгар. Лишь в золотоордынский период в нижнем течении Самары и реки Кинель возникли отдельные поселения. Вся степь южнее и юго-восточнее не принадлежала этнической территории Булгарии, хотя, как уже отметили, контролировалась ею с целью отражения нападения кочевников.

Этнический состав населения Волжской Булгарии в начальный период существования этого государства, в Х–XI веках, был довольно пестрым. Помимо уже известных нам булгар, берсулы, сувар, баранджаров, в источниках Х века упоминаются еще и эсегелы, или эскелы (искилы). При этом сообщается, что и булгары, и берсула, и эсегелы относительно образа жизни все стоят на одной и той же ступени развития. С именами некоторых из этих основных племен связаны названия отдельных крупных городов, например, булгары – город Булгар, сувары – Сувар. Известный русский историк XVIII века В.Н.Татищев, пользовавшийся недошедшими до нас историческими источниками, но которые были тогда ему известны, назвал Буляр городом билиров. А билиры были известны еще по западноевропейским источникам: в конце Х века какая-то часть из них переселилась на территорию Венгрии во главе с князем Хасаном и основала там город Пешт, т. е. одну из двух половинок древнего Будапешта, столицы этой страны. Тот же Татищев писал о существовании также племени чалмата; название этого племени принято связывать с Чулманом – тогдашним названием реки Кама.

Такая пестрота населения Волжской Булгарии была в основном в начальный период существования государства. Более поздние путешественники, например, араб ал-Гарнати, побывавший в этой стране в XII веке, а также другие географы уже не отмечают среди булгар названных выше племен. В их рассказах отсутствуют также сведения о других, новых племенах. Принято считать, что в XII веке была создана единая народность с общим названием “булгары”.

Помимо самого населения Волжской Булгарии были племена, которые оказались под ее политическим, экономическим и культурным воздействием. Прежде всего это непосредственные, ближайшие соседи булгар, племена финно-угорской языковой группы, более конкретно–финской подгруппы: предки современных марийцев, удмуртов и восточной мордвы-мокшы. В такой же зависимости от булгар оказались некоторые тюркоязычные племена. В первую очередь это маджары, кочевавшие восточнее Волжской Булгарии. По сообщению крупного арабского географа начала Х века ал-Балхи, одна группа маджаров, состоящая из двух тысяч человек (надо понимать как две тысячи воинов!), подвластна булгарам. На основе этого сообщения многие пишут о башкирах. Однако в названном источнике ясно пишется о племенах с названием “маджгары” (в некоторых источниках пишется о “бажджарах”, но здесь известная контаминация начальных “м” и “б”, т. е. замена этих букв, что характерно для целого ряда языков). Эти племена позднее, уже в период Золотой Орды, непосредственно участвовали в формировании татарского и башкирского народов.

У булгар были и более далекие соседи. Они так же, как и ближние, зависели от них, также платили им дань. Так, например, на расстоянии от 20 дней до одного месяца пути (один день пути равнялся примерно 35 км) от булгарской земли на дальнем севере жили племена вису. О них сообщают многие восточные путешественники и географы начиная от Ибн-Русте и Ибн-Фадлана. Арабское название “вису” соответствует “веси” русских летописей. Часть этих племен позднее обрусела, часть же сохранила свое этническое лицо–это современные вепсы, относящиеся к прибалтийско-финской подгруппе финно-угорской группы языков. Другими словами, по своему языку они близки эстонцам, а также карелам и финнам. В настоящее время они составляют всего 8 тысяч населения, проживая в Карелии, частично в Ленинградской и Вологодской областях.

И вот эти далекие северные племена, находившиеся еще на стадии первобытнообщинного строя, были зависимы от Волжской Булгарии – первого раннефеодального государства Северо-Восточной Европы. В таких же отношениях к булгарам находились и племена под названием “йура”, по арабским источникам, русские же летописи их называют “югра” или “угра”. Они находились еще дальше – примерно в трех месяцах пути от своих южных соседей. Йура – это предки современных хантов (остяков) и манси (вогулов).

Помимо сбора десятипроцентной дани, булгары еще и просто торговали с этими северными племенами. Но торговля эта была несколько необычной – меновой, или даже немой. Дело в том, что у северных племен не было еще денежно-торговых отношений. Они просто производили натуральный обмен товаров, иными словами, меняли товар на товар, отсюда и название “меновая”. А немой ее называли потому, что эти племена из-за боязни перед иностранными купцами не сходились с ними лично, не общались, а торговали как бы на расстоянии. Вот как происходила эта торговля. Булгары приезжают в страну йура, оставляют привезенные ими товары на известном месте и удаляются на некоторое расстояние. Подходят люди йура, кладут свой товар и, если находят сделку приемлемой, берут вещи булгарских купцов и уходят, оставив свои на месте. Если же булгарские товары их не устраивают, то они не берут их, просто удаляются и ждут. Приходят купцы, что-то еще добавляют и снова удаляются. Появляются йура из своих укрытий и, если товар подходящий, забирают его, а свой оставляют...

Дальним соседом булгар на западе за финно-угорскими землями было население Киевской Руси. Взаимоотношения между этими двумя государствами в первый период дозолотоордынской эпохи – в Х–XI веках – были в основном добрососедскими, если исключить несколько походов: поход русских 985 года, окончившийся заключением мирного договора, и взятие булгарами города Мурома в 1088 году в ответ на ограбление их купцов на Волге иОке. Более натянутые отношения между Волжской Булгарией и Древнерусским государством установятся чуть позднее.

Наши рекомендации