Раздел iii. первые раннесредневековые государства татарского народа
ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ
...Всех жителей города Гунхоя истребил молодой хан Сарымбэт, оставив в живых лишь красавицу Майю, которую взял с собой в свой родной город Шибэ и женился на ней. Между ними возникла настоящая любовь. В один из дней Майя сообщила ему, что подарит хану наследника, а сама умрет. Она просила своего мужа похоронить ее после этого в степи, на высоком берегу озера Кара-Куль.
Майя родила мальчика и на второй же день умерла. Хан исполнил ее последнюю просьбу – похоронил ее у озера Кара-Куль. Каждое утро Сарымбэт ездил к ее могиле и оплакивал свою Майю... Прошли годы, хан состарился, но каждый день посещал могилу своей жены. Наконец, он отрекся от престола в пользу сына, оделся дервишем, взял кошел, посох и навсегда оставил свой родной город.
Поселился Сарымбэт на берегу Кара-Куль у могилы Майи и начал там жить как отшельник. Прошли годы. Стал бывший хан седым, глубоким старцем. Приходили к нему люди – приходили издалека, чтобы поведать ему свое горе и научиться у него мудрости.
Сарымбэт вырыл себе могилу рядом с могилой Майи и спал в ней. Но вот однажды, проснувшись утром, он увидел перед собой старого Олой-хана, бывшего правителя Гунхоя. Олой сказал Сарымбэту, что хотя и много пролил тот тогда чужой крови – крови его племени, но нынче искупил ее своим подвижничеством. Заплакал Сарымбэт, услышав слова своего бывшего врага, вспомнил разрушение им Гонхоя и истребление его жителей, попросил похоронить его после своей смерти здесь же, рядом с Майей. На другой день хан-отшельник умер, и Олой исполнил его просьбу.
...С давних времен на берегу озера Кара-Куль возвышаются рядом две могилы – Сарымбэта и красавицы Майи. Издалека приходят туда люди, чтобы поклониться их праху – так сильно любили они друг друга...
Через сто лет племя Гунхоя под предводительством внука Олой-хана напало на Шибэ и разрушило город. Все было истреблено, выжжено и разрушено, кроме могилы Майи. Молодой хан приехал осмотреть святое место и прослезился. “Хан Сарымбэт показал, как нужно любить, – сказал он. – Все проходит, разрушается, исчезает, а остается одна любовь...”
Так гласит древняя легенда, которую записал в прошлом веке известный русский писатель Д.И.Мамин-Сибиряк в Средней Азии. Ее могли создать киргизы, казахи или другой тюр-коязычный народ. Однако, как бы там ни было, эта легенда своими корнями уходит в далекие времена существования первого официального тюркского государства. Хотя тюркоязычные народы обитали там с глубокой древности и носили различные имена (“хунну–гунны”, “гаогюй”, “теле” и др.), но общего государства у них не было. Таким общим государством, включившим преобладающее большинство тюркоязычного населения с наименованием “тюрк” и получившим широкое этническое значение, стал Тюркский каганат. Возник он в 552 году, кстати, ровно за 1000 лет до падения Казанского ханства, одного из последних национальных государств татарского народа.
Еще в 460 году гуннское племя известного уже нам рода Ашина, обитавшее тогда в провинциях Западного Китая, подчинилось жужаням (жужане – это кочевые племена Центральной Азии). Вскоре они переселились на Алтай, где и образовали союз местных племен и приняли название “тюрк” (“тукю”, “тюркют”). В 545 году они разгромили уйгур, а в 551 году – жужаней. И вот через год, в 552 г., был создан Тюркский каганат; иногда его называют Великим Тюркским каганатом. Его первый правитель Бумын (в некоторых источниках – Тумын) принял титул “Ил-хан” или “кахан” (каган), что означает великий хан. Однако Бумын скончался в том же 552 году. На похороны Бумын-кагана и чуть позднее его брата Истеми-кагана прибыли представители многочисленных народов, среди них и племенного союза “отуз-татар” (тридцать татар) – о них, а также о племенном союзе “токуз-татар” (девять татар) подробнее будет еще рассказано ниже, в разделе о Золотой Орде. Здесь только отметим, что об этих татарских племенах рассказано в древнетюркских письменных памятниках–намогильных камнях VII–VIII веков. Это – первые исторические сведения о татарах.
К 555 году многие народы и племена Центральной Азии оказались в подчинении Тюркского каганата. В 60-х годах VI века тюрки разгромили государство Эфталитов в Средней Азии. Вообще, каганат объединил многие племенные союзы Алтая, Центральной и Средней Азии. Вскоре тюркские племена захватили все евразийские степи. Восточная граница каганата упиралась в Китайскую империю, западная доходила почти до Крыма.
В Тюркском каганате уже с момента образования возникли раннефеодальные отношения, в отличие от Гуннской империи, находившейся на стадии военной демократии – на последнем этапе разложения первобытного общества и преобразования его в классовый строй. Со временем во внутренние дела Тюркского каганата начала вмешиваться Китайская империя династии Суй. Возникли также внутренние противоречия в самом тюркском обществе. В результате всего этого в начале VII века каганат распался на две части: на Западный Тюркский каганат и на Восточный Тюркский каганат.
Западный занимал в основном среднеазиатские земли и состоял из десяти тюркских племен. Он достиг могущества при правлении Датоу-кагана, сына известного уже нам Истеми-кагана. После образования на восточноевропейских степях Хазарского каганата Тюркский каганат потерял свои владения на западе вплоть до Крыма, однако он восстановил свои границы на Алтае. К концу 60-х годов VII века основные рубежи Западно-Тюркского каганата были оккупированы китайскими войсками. Хотя каганат к началу VIII века освободился от протектората Китая, однако вторжения на его земли новых племен с севера привели к падению государства в 740 году.
Древнетюркские намогильные камни
Восточно-Тюркскому каганату еще больше приходилось защищаться от Китая по причине территориальной близости. На первых порах он смог отстоять свою самостоятельность, но вскоре снова попал в зависимость от этой империи. К концу VII века тюрки подняли крупное антикитайское восстание, и каганат восстановил свою мощь. В конце VII–начале VIII века границы государства значительно расширились, доходя вплоть До восточных районов Западного каганата. Однако снова обострились отношения с Китаем, на этот раз уже с империей династии Тан. В жестоких боях, проходивших в 30-х годах VIII века, каганату снова удалось отстоять свою независимость. Большой полководческий талант в этих войнах проявили Бильге-каган (он правил в 716–734 годах) и особенно его брат принц Кюль-Тегин – выдающийся тюркский военачальник раннего средневековья.
Падение Восточно-Тюркского каганата произошло в 745 году при правлении последнего кагана Озмыш-Тегина в крупном сражении с Уйгурским каганатом. Об этом сражении армии каганата, состоявшей из древнетатарских и огузских войск, написано на намогильной плите уйгурского хана Моюн-Чура. По сведениям этого памятника, на поле битвы сражалось 30 тысяч татар. Это большая цифра для тех отдаленных времен.
Несколько слов об экономике и культуре Тюркского каганата. Основу его хозяйства составляло кочевое скотоводство. Существовало и раннее земледелие. Древние тюрки были также искусными металлургами; помимо различных видов орудий труда и оружия, найдены остатки металлургических горнов. Довольно высокого уровня развития достигло производство по обработке продуктов животноводства, например, шкур, кожи, шерсти. Развитие производства и торговли привели к денежному обращению. Еще с концаVII века тюркские правители чеканили собственную монету; были, например, города Тараз, Суяб, Отрар, где чеканились такие монеты. Да уже тогда наши далекие предки имели города, поэтому раннетюркскую культуру нельзя представлять себе только в виде кочевой.
Древнетюркское каменное изваяние
Высшим достижением тюркской культуры, особенно культуры Восточно-Тюркского каганата, стало появление письменности. Первые древнетюркские, т. н. рунические надписи на могильных камнях в долине реки Орхон в Северной Монголии были открыты еще в прошлом веке. Весьма широкую известность в мировой науке получили надписи на могильных камнях названных выше Бильге-кагана и Кюль-Тегина, а также советника первых правителей Восточного каганата Тоньюкука. Эти надписи подробно и ярко повествуют о жизни и подвигах глав государства и полководцев на фоне общей истории Тюркского каганата.
Большого совершенства достигло также изготовление древнетюркских каменных изваянии. Они изображают воинов с подвешенным к поясу оружием и сосудами в руках. Эти изваяния изображают умерших в боях воинов. У ранних тюрков было развито также искусство наскальных рисунков, которые изображают воинов на конях, различных животных–барсов, горных козлов, верблюдов и пр. Для различных видов народного декоративного искусства был характерен довольно богатый растительный орнамент.
В целом Тюркский каганат, как принято считать в исторической науке, сыграл важную роль в консолидации, объединении тюркоязычных племен. Особо нужно сказать, что каганат, особенно Восточный, в составе основного населения которого были древние татары, бесспорно, является начальной формой государственности татарского народа.
КИМАКСКИЙ КАГАНАТ
В названной выше книге персидского историка XI века ал-ГардиЗи «Краса повествований» приводится один любопытный рассказ, восходящий к VII—VIII векам. Давайте и мы обратимся к нему.
...Правитель татар умер, оставив двоих сыновей; старший сын завладел царством, младший стал завидовать ему; имя младшего было Шад. Сделав неудачное покушение, он убежал от брата, взяв с собой рабыню-наложницу, нашел место, по которому текла большая вода. Там же было много деревьев и обилие дичи. На этом месте царевич поставил свой шатер и начал жить-поживать. Каждый день они со своей спутницей ходили на охоту, питались мясом, а одежду шили из меха соболей, белок и горностаев.
В один прекрасный день к ним пришли семь человек из родственников татар—их звали Ими, Имак, Татар, Баяндар, Кипчак, Ланиказ, Аджлад. Эти люди пасли табуны коней своих господ на своей родине, где к тому времени уже не осталось пастбищ. В поисках травы они пришли в тот край, где жил Шад. Увидев их, рабыня сказала: «Иртыш», что значит «остановитесь» — отсюда и река получила свое название Иртыш. Узнав женщину, все остановились и разбили свои шатры. Вернулся с охоты Шад, принес с собой много добычи и приветил гостей, которые остались там до зимы. Вот выпал снег и они уже не могли вернуться назад. На новой земле травы было много, и всю зиму пришлые, т. е. Имак, Татар, Кипчак и другие, провели там. Когда растаял снег и земля вернула к себе свой прежний красивый вид, они послали одного человека обратно в татарский лагерь—на их прежнюю землю, чтобы он привез оттуда известие о соплеменниках. Тот, когда пришел туда, увидел, что местность опустошена: пришел враг, ограбил и перебил народ. Остатки татарского племени, увидев гонца, спустились с гор, и тот рассказал им о новой земле Шада. После этого все они направились к Иртышу и, прибыв туда, приветствовали Шада как своего правителя и стали оказывать ему почет. Другие люди, узнав обо всем этом, тоже стали приходить к ним. Собралось семьсот человек. Долгое время они оставались на службе у Шада; потом, когда их стало больше, они расселились по горам и образовали семь племен по именам названных семи человек...
Татары, о которых речь идет в этом рассказе, представляли собой ту часть древнетатарского населения, которая ушла на запад после падения Восточно-Тюркского каганата в 745 году. Тогда часть из них была подчинена победившим их уйгурам и чуть позднее вошла в союз с киданями (кидане—это кочевые племена на территории Северного Китая; больше известны под названием кара-китаев), а часть ушла на запад. Вот они-то и сыграли важную роль в образовании нового государства в Западной Сибири— Кимакского каганата. Основным населением каганата были кимаки—также тюркоязычные племена, родственные уже известным нам кипчакам. Вернее, одна большая часть этого союза племен, а именно западная, называлась кипчаками. Позднее, в период Золотой Орды и существования последующих татарских ханств, кипчаки сыграли важнейшую роль в этногенезе татарского народа («этногенез» состоит из двух греческих слов: «этнос» — народ и «генезис» — начало, и все вместе означает про-
исхождение народа). Следовательно, ранняя история этих племен—и древних татар, и кимаков, и кипчаков — была взаимосвязана, т. к. они были родственными племенами.
Сами кимаки—наиболее древняя форма «йемеки»—в VII веке входили в Западно-Тюркский каганат и кочевали тогда севернее Алтая. Большую роль в росте кимакского союза племен сыграл потом и распад Восточно-Тюркского каганата, в результате чего к кимакам-кипчакам присоединились татары, баяндары и некоторые другие тюркские племена, что наглядно представлено в приведенном выше рассказе ал-Гардизи.
В сочинениях средневековых арабо-персидских географов и путешественников вообще приводятся любопытные сведения о кимаках и кипчаках, об их местожительстве и соседях, хозяйстве и обычаях, религиозных представлениях. Так, они отмечают, что кимаки в большинстве своем живут в бассейне Иртыша, кипчаки же — ближе к Уральским горам. В некоторых работах кимаки указаны живущими даже в более южных районах. Арабский географ середины X века Ибн-Хаукаль, например, на приложенной к своей работе карте отмечает, что кипчако-кимак-ские племена кочуют вместе с огузами в степях севернее Аральского моря; великий персидский поэт Фирдоуси в своей всемирно известной поэме «Шах-намэ» называет Каспийское море даже Кимакским, из чего можно предположить, что ки-макские кочевья доходили до Каспия.
Кимакский каганат, подобно другим, например, Тюркскому и Уйгурскому, представлял собой, особенно на рубеже IX—X веков, раннефеодальное тосударственное объединение, во главе которого стоял каган с наследственной властью. Кроме него были и наследственные удельные князья-беки—их было 12, иными словами, в составе каганата было 12 княжеств. Правители некоторых из них, например, кипчакского, назывались даже ханами. Каган же, т. е. глава всего государства, означал — великий хан, другими словами,—хан ханов, подобно тому, как иранцы своего великого шаха называют «шахиншах», т. е. шах шахов. Словом, Кимакский каганат был достаточно крупным раннесредневековым государством.
Столицей этого государства, где находилась ставка кагана, являлся город Имакия, расположенный на Иртыше. Кимаки, в отличие от западной кипчакской группы, начали уже вести полуоседлый образ жизни и были знакомы с земледелием. Средневековые арабские географы пишут также, что кимаки возделывают пшеницу, ячмень и даже рис. У них есть сведения о существовании у кимаков и других городов. Выдающийся ученый-географ Востока ал-Идриси отмечает, например, что эти города хорошо укреплены, а в городе кагана, где проживала также и вся верхушка кимакского общества, находились базары и храмы. Конечно, в городах тогдашних полукочевых народов много было также полуземляночных жилищ и юрт.
Кимакское войско состояло из конницы и пеших воинов. Оружие состояло в основном из прямых палаш и слегка изогнутых сабель, были в вооружении копье и лук со стрелами. Они обнаруживаются при археологических раскопках. Раскопками выявлены также различные предметы быта, орудия труда и украшения; к последним, например, относятся металлические зеркала, бусы, различные подвески, орнаментированные бляшки, остатки поясов конской сбруи.
У кимаков, как и у многих других тюркоязычных народов, был обычай ставить каменные изваяния героев-воинов и других знатных людей. Эти памятники, в отличие от изваяний кипчаков-половцев и населения Тюркского каганата, отличались простотой, схематичностью. Кимаки в массе своей были язычниками и поклонялись реке Иртыш, считая, что река—это бог человека. Почитали они также огонь, солнце и звезды. Кимаки и кипчаки, по сведениям арабских географов, занимались даже астрологией, пользовались показаниями звезд. Некоторая часть кимакского общества, прежде всего его верхушка, приняла манихейство и ислам.
_______________________________________________________________________________________________________
Манихейство—это религиозное учение, основанное в III веке н. э. Мани, который проповедовал свою веру в Персии, Средней Азии и Индии. В основе манихейства лежит дуалистическое учение («дуализм» от латинского «дуалис» и означает двойственность, равноправие двух начал) о борьбе добра и зла, света и тьмы. Оно распространялось от Китая почти до Испании, подвергалось гонениям со стороны римского язычества, христианства и ислама. Манихейство являлось господствующей религией в Уйгурском каганате.
Ислам—одна из трех мировых религий наряду с христианством и буддизмом. Основан в VII веке н. э. Мухаммедом на Аравийском полуострове (современная Саудовская Аравия). Основным учением является поклонение единому богу—Аллаху и признание Мухаммеда Его посланником. Главные принципы ислама изложены в священной книге Коран. Весьма широко распространен в арабском мире, в странах Ближнего и Среднего Востока, в целом ряде стран Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Центральной Африки. Имеется много исламских общин в Западной Европе и Америке. Сторонниками ислама, т. е. мусульманами; является большинство тюркоязычных и некоторых ираноязычных народов бывшего СССР.
_______________________________________________________________________________________________________
Кимакское металлическое зеркало с рунической надписью (обратная сторона)
В кимакское общество проникла и руническая письменность. Об этом свидетельствуют исторические и архе- ологические источники. На одном металлическом зеркале, найденном в женском погребении в верхнем течении Иртыша, написано, например, такое изречение: «Знатная женщина освобождается от своего [чувства] зависти. Ее счастливый удел наступает...»
В целом раннесредневековый кимакский период неплохо известен в научном мире. Кимакский каганат, образованный после распада Тюркского каганата, оставил заметный след в этнической и политической истории татарского народа, прежде всего сибирских татар. Одним из ранних, дозолотоордынских компонентов формирования сибирских татар являются именно кимаки.
ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ
Хазарский каганат–это первое раннефеодальное государство Восточной Европы, оставившее значительный след в истории народов Поволжья, Северного Кавказа, да и всей Средней Евразии. С краткой историей хазар с момента их появления в восточноевропейских степях до создания отдельного государства мы ознакомились выше. Там же были названы, помимо хазар, болгары, барсилы, беленджеры, савиры, а также аланы, вернее, та часть северных алан, которая оказалась сильно тюркизированной, постоянно проживая среди упомянутых тюрко-язычных племен. И вот примерно в начале VII века все они создали федерацию–Хазарский союз племен, превратившийся вскоре, с середины этого же века, в настоящее государство – Хазарский каганат. К 80-м годам VII века господство каганата распространилось не только на северо-кавказские степи между Каспием и Азовом, но и на Причерноморье вплоть до Крыма.
В VIII столетии, особенно во второй его половине, Хазария вела постоянные войны с Византией и Арабским халифатом за Крым и Закавказье. В 731 году хазары разбили арабский гарнизон и заставили платить ясак Албанию, которая начала было вести самостоятельную политику (здесь под Албанией имеется в виду т. н. Кавказская Албания–родоначальница современного Азербайджана). В ответ на это халиф послал многочисленное войско, арабы разбили хазар и начали занимать их земли на юге. С большими трудностями кагану удалось остановить арабов. Через шесть лет арабы снова напали. Нависла серьезная угроза над хазарской столицей на Кавказе Семендером и в целом над самостоятельным существованием каганата. Хазарский каган вынужден был принять ислам, чего требовали от него арабы.
В результате этих войн многие племена Хазарии ушли на север–в низовья Волги и на берега Дона. Столица государства была перенесена в начале VIII века в город Итиль, расположенный в приустьевой части Волги, ближе к Каспию. Хазары, перейдя на оседлость, начали заниматься земледелием и промысловым рыболовством. Родилась богатая и своеобразная культура. Ее основу составила т.н. салтово-маяцкая археологическая культура. Хотя ее называют государственной культурой Хазарского каганата, однако в ее создании и развитии большую роль сыграли болгары и аланы. Об этой культуре мы расскажем чуть подробнее в следующем параграфе. А теперь рассмотрим дальнейший ход политических событий.
К концу VIII века хазарский каган отказался от мусульманства. Возобновились войны с арабами за земли в Закавказье. Помогала каганату в этой войне Византия, она делала это главным образом с целью распространения среди хазар христианства. Однако каган и его приближенные в целях самостоятельности государства искали иную форму религии. Таковым стал иудаизм, заимствованный у евреев, переселившихся в Хазарию в начале VII века из той же Византии. В то же время иудаизм приняла лишь хазарская аристократия, основная масса населения осталась мусульманами и язычниками; было немало и христиан. Религиозная пестрота в каганате, веротерпимость хазар была общеизвестна и нашла значительное освещение в арабо-персидской исторической географииIX–Х веков. Сохранилось даже несколько анекдотичное сообщение: савиры (хазары) ходят в пятницу в мечеть, в субботу в синагогу, а в воскресенье в церковь. Это, конечно, не значит, что один и тот же человек одновременно является и мусульманином, и иудеем, и христианином. Это означает, что среди хазар есть и те, и другие, и третьи – одним словом, в хазарском обществе разрешалось любое вероисповедание. Демократия существовала и в государственных делах: правосудие вершили семь судей–по два представителя иудаизма, ислама, христианства и один язычник. Если в Итиле было больше мусульман, то в Семендере – христиан.
Мы уже знаем, что хазары, в отличие от населения многих предшествовавших государств, сумели создать подлинно классовое, раннефеодальное общество. Хазария была крупным государственным объединением во всей Восточной Европе, с нею считались многие средневековые государства и народы. Более того, целый ряд из них был в подчинении каганату. Киевская Русь, например, на первых порах платила ему дань, даже первые русские (славянские) князья назывались каханами (хаканами). Интересен перечень стран и народов, который дает хазарский каган Иосиф в своем письме Хасдаю ибн-Шафруту, везиру кордовского, т. е. арабо-испанского халифа. Хасдай вначале сам обратился к Иосифу с посланием, в котором рассказал, что от персидских купцов услышал о неизвестном доселе ему “царстве иудеев” недалеко от Византии. Этот Хасдай, хотя и имел мусульманское имя, но был евреем и, естественно, заинтересовался своими единоверцами в северной стране, поэтому он попросил хазарского кагана подробнее сообщить ему о его стране, какие народы ее населяют и т. д. В своем ответном письме Иосиф любезно и очень подробно, даже не без хвастовства рассказал о мощи Хазарии, о ее городах, об истории этой страны, о ее населении, о подвластных ему, Иосифу, народах и племенах. Приведем отрывок из этого письма:
“Я тебе сообщаю, что я живу у реки по имени Итиль, в конце реки Г-р-гана. Начало [этой] реки обращено к востоку на протяжении 4 месяцев пути. У [этой] реки расположены многочисленные народы в селах и городах, некоторые в открытых местностях, а другие в укрепленных [стенами] городах. Вот их имена: Бур-т-с, Бул-г-р, С-вар, Арису, Ц-р-мис, В-н-н-тит, С-в-р, С-л-виюн. Каждый народ не поддается [точному] расследованию и им нет числа. Все они мне служат и платят дань”.
Названия местностей и племен из этого письма требуют, конечно, разъяснения. Итиль–это Волга, вы об этом знаете. Г-р-гана – это Гурган, по-арабски Джурджан, область, примыкающая к юго-восточному побережью Каспийского моря, которое поэтому называлось Гурганским, Джурджанским (или Хазарским) морем. Выражение “в конце реки Г-р-гана” в краткой редакции письма читается “подле реки, примыкающей к морю Г-р-гана”. Вы спросите, дорогие ребята, почему там написано, что начало Волги обращено к востоку, тогда как она течет с северо-запада. Дело в том, что в восточной географии верхним течением этой реки считалась не современная Волга выше устья Камы, а эта Кама и далее ее левый приток Белая, текущая именно с востока, потому что и эти реки имели название Итиль (в современном звучании “Идель”) с прилагательными “Кара” (“Черная”) и “Ак” (“Белая”).
Теперь о племенах. Бур-т-с – это, бесспорно, буртасы; Бул-г-р – булгары; С-вар – сувары. Здесь речь идет о булгарах и суварах как населении Волжской Булгарии в Среднем Поволжье (об этом в следующем разделе). Племя Арису некоторые исследователи считают мордовским племенем эрзя, некоторые же “арами”, т. е. удмуртами. Далее: Ц-р-мис – черемисы, т. е. марийцы; вопрос о народе В-н-н-тит до сих пор не решен – одни историки считают их вотяками, т. е. теми же удмуртами, другие видят в них угорские племена севера, а третьи называют их вятичами, т. е. одним из славянских племен; С-в-р принято считать также славянскими северянами. Много было споров в науке относительно последнего названия–С-л-виюн, этот вопрос до сих пор еще окончательно не решен, но многие полагают, что это славяне, т. е. восточные славяне, славянорусские племена в целом.
Конечно, называя все эти народы своими подданными, Иосиф немножко похвастался перед иностранцами. Он писал о былом величии каганата, ибо к его времени многие из этих племен и народов уже вышли из-под подчинения Хазарии. Тем не менее эти сведения весьма важны для представления хазарской федерации периода славы и мощи этого государства VIII–IX веков.
Хазарский каганат вел международный товарообмен со многими странами и народами, вывозил за границу крупный и мелкий рогатый скот, меха, переправлял невольников, славился продажей т. н. белужьего клея – его получали из плавательного пузыря осетровых рыб и применяли при осветлении хороших виноградных вин. От русских и волжских булгар привозили мед и воск, дорогие меха, с Востока – текстильный товар. Хазары возделывали пшеницу и рис, выращивали арбузы и виноград.
Большое развитие в каганате получила городская культура. Итиль – один из крупнейших городов Восточной Европы, столица Хазарии в VIII–Х веках. Город состоял из двух частей. В западной жили каган, бек и их приближенные, располагались администрация и гарнизон. Каган жил в каменном дворце. Большинство домов–или глинобитные, или юрты. Восточная часть называлась Хазаран (или Хазар) – это город ремесленников, торговцев и прочего городского люда, город мусульман. Там находились соборная мечеть, 30 приходских мечетей, много медресе – начальных и средних школ. Здесь же обитали христиане, иудеи и язычники.
Главой государства являлся каган, его звали также хазар-хакан. Однако его власть была лишь номинальна; всеми делами правил его заместитель – бек (или хаканбек). В некоторых источниках он называется и малик, т. е. царь. Несмотря на это, он заходил к кагану, снимая свою обувь.
Хотя у кагана и отсутствовала подлинная власть, культ его был велик. Вот он сидит на большом троне, на высоком месте, а место бека пониже, с его правой стороны. Каган показывается народу всего три раза в год. При его появлении все должны пасть лицом к земле, при этом запрещается взглянуть на него – он подобен солнцу! Когда каган приезжает на место сражения хазар с врагами, то его воины должны лечь на землю, а противник – прекратить войну. Хоронят кагана весьма торжественно и в то же время таинственно: над его могилой сооружают большой дворец, тщательно скрывают в нем могилу, а тех, кто это делает, потом убивают.
Хазарский каганат прекратил свое существование в 60-х годах Х века. Решающий удар при этом был сделан в 965 году киевским князем Святославом. Хазарские земли вошли в состав других государств и союзов племен. В Нижнем Поволжье усилилось влияние Волжской Булгарии, а земли в Приазовье, Подонье и на Северном Кавказе подчинились новообразованному печенежскому объединению. Распаду Хазарского каганата, помимо Святослава, содействовали также внутренние противоречия и участившиеся набеги других кочевых племен с севера.
ВЕЛИКАЯ БОЛГАРИЯ
Приазовских болгар и другие родственные им племена в 80-х годах VI века подчинил себе Тюркский каганат. Однако в борьбе против этих восточных тюрков болгары, объединившись вместе, сумели создать большой и сильный союз племен, известный в истории под названием Великая Болгария. Первым, кто объединил болгар, был князь Органа из рода Дуло (кстати, к этому же роду принадлежал в свое время грозный Аттила, вождь гуннов). Главой же государства Великая Болгария, его ханом стал в 632 году Кубрат, племянник Органы. В отдельных источниках, например, в хронике византийского историка Иоанна Никуисского, Кубрат назван крещенным и воспитанным в Византии при дворе императора Ираклия.
Однако некоторые исследователи берут это сообщение под сомнение и говорят, что был крещен и жил в Константинополе не Кубрат, а его дядя Органа. Кубрат же, очевидно, оставался в язычестве, как и все тюрки того времени верил в “Тенгри” (“тенгрианство” – это начальная форма единобожия), ведь неспроста он получил тюркский титул “хан” и имя его было тюркским. Будучи умелым политиком и талантливым полководцем, Кубрат сумел создать централизованное государство, которое недаром было названо в источниках того времени “Великим”.
Великая Болгария занимала территорию в Приазовье, нижнем течении Дона и на Таманском полуострове. Столицей являлся Фанагурис (Фанагория), бывший греческий город-порт на Тамани. Одним из больших городов был также Таматарха – позднее, уже в русский период, он стал известным под названием Тмутаракань.
Население государства вело полукочевой образ жизни. По берегам Дона располагались летние кочевья; некоторые из них достигали довольно крупных размеров длиной до одного или полутора километров вдоль реки. Но люди жили в основном в поселениях как открытых, так и укрепленных земляными валами. Среди укрепленных поселений были настоящие крепости с каменными стенами толщиной иногда до 7 м. Жили как в юртах, так и в настоящих домах, причем юрты были характерны не только для кочевий, но и для других поселений, даже городов – так было во всем полукочевом средневековом мире.
Эти поселения и жилища со всеми другими остатками материальной культуры составляют салтово-маяцкую археологическую культуру. Название этой культуре дали два известных памятника: Салтовский могильник в Харьковской области Украины и Маяцкое городище в Воронежской области. Хотя салтово-маяцкая (или просто салтовская) культура является государственной культурой Хазарского каганата, считается, что ее создали в основном ранние болгары и аланы, поэтому она в одинаковой степени считается культурой и Великой Болгарии. Эту культуру, кроме поселений и жилищ, представляет также немалое число могильников и множество разнообразных орудий труда и оружия, бытовых предметов, бронзовых, серебряных и золотых украшений, глиняных и стеклянных сосудов, детских игрушек и т. д. Все они свидетельствуют о достаточно богатой земледельческой и степной культуре, развитой экономике, высоком уровне вооружения и военного дела. Присуща была древним болгарам и руническая письменность, проникшая туда через Хазарию из Тюркского каганата. Хотя и редко, но попадаются также и монеты – это в основном арабские диргемы и частично византийские монеты VIII–начала X века. Датируется салтово-маяцкая культура VIII–IX веками.
Кратко описанная нами культура является крупнейшей археологической культурой тюркской раннесредневековой Евразии. Позднее она явилась одной из основ культуры волжских булгар. Об этом уже будет сказано в следующем разделе, а теперь вернемся к дальнейшим политическим событиям в Великой Болгарии.
Кубрат скончался в 50–начале 60-х годов VII века (некоторые отмечают более раннюю и точную дату – 642 год). Его смерть явилась фактическим концом существования созданного им объединения. Вообще, подобные мимолетные государства, пусть с громкими названиями, держались лишь на власти могущественного монарха и после его смерти, как правило, распадались. Так получилось и с Великой Болгарией.
В летописи византийского монаха Феофана Исповедника, составленной в 810–815 годах, приводится древнеболгарская легенда, согласно которой Кубрат оставил после себя пятерых сыновей. Завещал он им никогда не отделяться друг от друга и жить вместе так, чтобы они властвовали над всеми и не попадали в рабство к другим. Легенда эта была широко распространена позднее в устной форме на западе. Там приводится такой эпизод: вот умирающий хан позвал своих сыновей, велел принести связку гибких прутьев и приказал каждому попробовать переломить ее. Никто из них не смог этого сделать. Тогда Кубрат взял из связки один из прутьев и легко его сломал. Вот, сказал он, связку не мог одолеть молодой, сильный воин, тогда как отдельный прут без труда переломил немощный, умирающий старик. И в жизни так: собранные вместе болгары будут непобедимы, а каждая выделившаяся орда будет легко разбита и покорена врагами...
В легенде названы имена трех сыновей Кубрата: старшего звали Батбай, второго – Котраг, третьего – Аспарух (имена Двух последних не указываются). Однако крупные исследователи истории хазар и протоболгар М.И.Артамонов и С.А.Плетнева утверждают, что, согласно историческим источникам, у Кубрата было лишь два сына: Батбай и Аспарух. Имя Котраг они связывают с одним из болгарских племен – с котрагами. В целом же сведения о пяти сыновьях отражают вхождение в состав Великой Болгарии пяти этнических групп, т. е. крупных племен.
К этому времени территория Великой Болгарии была значительно урезана нападавшими с востока хазарами.
Золотой кувшин из Перещепкинского клада.
Сыновья Кубрата остались хозяевами лишь южных районов по Кавказскому предгорью: Батбаю достались земли по Кубани, Аспаруху – верховья этой реки и возвышенность современного Ставрополя.
Хазары все больше теснили болгар. Аспарух с племенем онагуры ушел на запад: вначале он достиг устья реки Дунай, здесь к нему присоединились прибывшие туда ранее другие болгарские племена – кутригуры, а также славяне, которые появились в тех краях сравнительно недавно. Сильная военизированная организация болгар включила в себя славян, и они, составив все вместе сильный союз, вскоре разгромили 50-тысячную византийскую армию – самую крупную регулярную армию того времени. Это произошло в 679 году, а через два года, в 681 году, создали новое болгарское государство на западе – Дунайскую Болгарию со столицей в городе Плиска.
Господствующее положение в стране почти на 200 лет заняла династия болгарских ханов: вначале – Аспаруха (до 816 года), затем – Омутарха. Однако постепенно усилилась славянизация болгар, уже при славянском царе Борисе (852–889) в 865 году было принято христианство, а в 894 году – славянская письменность,
созданная там братьями Кириллом и Мефодием. Славянский язык стал официальным языком церкви и государства. Постепенно исчезло этническое различие между тюркоязычными болгарами и южными славянами. В сущности, болгары были поглощены более многочисленными славянами, но оставили за ними свой этноним, т. е. самоназвание.
Старший сын Кубрата Батбай остался на своих землях в Северном Кавказе и подчинился хазарам. Постепенно его болгары, т. е. кубанские, стали называться “черными”. С ними связывают современных карачаевцев (карач