Первые раннесредневековые государства тюркских народов
§ 3. Тюркский каганат
В ходе Великого переселения тюркское общество пережило глубокие изменения. Родопле-менной строй, существовавший на протяжении многих тысячелетий, распался, его сменило классовое общество. Появились условия для возникновения первых государств.
Уже упоминалось в I главе о таких государственных образованиях, как гуннский союз в Центральной Азии под предводительством Модэ, Гуннская империя Аттилы, Аварский каганат. Эти образования, возникшие в результате завоевательных походов выдающихся полководцев, не были еще государствами в полном смысле этого слова. На научном языке такие образования называются протогосударственными.
Со временем тюркские племена и народы создали настоящие государства, хотя, конечно, не следует забывать, что это были раннесредневековые государства, не отличавшиеся прочностью.
Одним из них был Тюркский каганат, возникший в 552 году. Создателем этого государства, просуществовавшего до середины VIII века, был Бумын-каган. Центр каганата находился на Алтае. Именно Алтай был местом обитания большого союза племен, принявших название «тюрк» («тукю», «тюркют»).
Тюркский каганат возник, как это бывало и в большинстве других случаев, в результате успешных войн с соседними народами. Алтайские тюрки в 545 году разгромили уйгур, живших к юго-западу от Алтая, а в 551 году — жужаней, кочевья которых находились юго-восточнее. В 60-х годах VI века тюрки завоевали государство Эфталитов в Средней Азии. Таким образом, под властью Бу-мын-кагана, а после его смерти — Истеми-кагана оказались обширные территории Центральной и Средней Азии, Алтая, населенные многочисленны-
ми племенами и народами. В дальнейшем все евразийские степи попали под власть Тюркского каганата. Его восточная граница упиралась в Великую китайскую стену, западная — доходила почти до Крыма.
В отличие от Гуннской империи, находившейся на стадии военной демократии, в Тюркском каганате уже с самого образования возникли раннефеодальные отношения. Основу хозяйства составляло кочевое скотоводство. Вместе с тем возникло и стало развиваться раннее земледелие.
Довольно высокого уровня достигло ремесло. Археологи нашли остатки металлургических горнов, а также изготовленные из бронзы и железа орудия труда и оружие. Важными видами ремесла были обработка шкур, шерсти, выделка кожи.
С конца VII века тюркские правители налаживают чеканку собственной монеты. Центрами чеканки, как и ремесла и торговли, были города. Известны города Тараз, Суяб, Отрар.
Высшим достижением тюркской культуры стало появление письменности. Это была так называемая руническая письменность. Сохранившиеся до наших дней рунические тексты были обнаружены в конце XIX века в долине реки Орхон в Северной Монголии, на могильных камнях советника первых правителей каганата Тоньюкука, последнего правителя Бильге-кагана и его брата Кюль-Тегина. Надписи подробно и ярко повествуют о жизни и подвигах властителей государства и полководцев на фоне общей истории Тюркского каганата.
Значение названных исторических памятников для нас состоит еще и в том, что в них содержится первое упоминание о «татарах». В частности, представители «отуз-татар» (тридцать татар) участвовали в похоронах Бумын-кагана и Истеми-кагана в середине VI века.
Древние тюрки достигли большого мастерства в изготовлении каменных изваяний. Они изображали погибших в боях воинов с подвешенным к поясу оружием и сосудами в руках. Была развита также наскальная живопись — изображались воины на конях, различные животные: барсы, горные козлы, верблюды и другие.
История Великого Тюркского каганата была заполнена внутренними междоусобицами, внешними угрозами и конфликтами. Во внутренние дела каганата постоянно вмешивались китайские императоры из династии Суй. В результате всего этого уже в начале VII века государство распалось на две части: Западный Тюркский каганат и Восточный Тюркский каганат.
Западный каганат достиг могущества при правлении Датоу-кагана, сына Истеми-кагана. После образования в Прикаспии Хазарского каганата западная граница Тюркского каганата приблизилась к Аральскому морю. Во второй половине VIIвека значительная часть Западного Тюркского каганата была занята китайскими войсками. Хотя каганат в начале VIII века освободился от чужеземного господства, новые вторжения на
его земли соседних племен привели к падению государства в 740 году.
Столь же драматической была политическая история Восточного Тюркского каганата. Ему также приходилось вести бесконечные войны с Китайской империей. Длительное время Восточному Тюркскому каганату удавалось сдерживать китайскую агрессию. Большой государственный и полководческий талант в этом противостоянии проявили Бильге-каган (он правил в 716— 734 годах) и его брат Кюль-Тегин.
Падение Восточного Тюркского каганата произошло после 745 года при правлении последнего кагана Озмыш-Тегина. В том году войска уйгурского хана Моюн-Чуры нанесли тяжелые поражения армии каганата, состоявшей из татар и огузов. По данным, извлеченным из текста на могильной плите Моюн-Чуры, на поле боя сражалось 30 тысяч татар. Эта цифра говорит о многочисленности татарских племен, упоминавшихся в памятниках того времени под названием «отуз-татар» и «токуз-татар» (девять татар).
Документ
Из надписи на могильном камне полководца Восточного Тюркского каганата Кюль-Тегина (умер в 731 году) о народах, прибывших на похороны правителей Тюркского каганата Бумын-кагана и Истеми-кагана (середина VI века): «...Они скончались. [В качестве] плачущих и стонущих [то есть для выражения соболезнования] [пришли] спереди, из [страны] солнечного восхода, народ степи Бекмитской, [а также] табгач [китайцы], тибетцы, авары и Рим [византийцы], киргизы, учкурыканы, отуз-татары, кытай [кара-китаи], тата-быйцы, сколько народов придя, стонали и плакали: столь знаменитые каганы были Они».
В целом Тюркский каганат сыграл важную роль в консолидации тюркоязычных племен. Следует подчеркнуть, что Тюркский каганат, в особенности Восточный, среди населения которого были древние татары, является, безусловно, начальной формой государственности татарского народа.
Кимакский каганат
После распада Восточного Тюркского каганата часть татар и других тюркских племен оказались под властью уйгурских ханов. Другая часть переселилась к северо-западу, в район Северного Алтая и Западной Сибири. Здесь в IX веке они создали новый союз племен. Эти события, очевидно, нашли отражение в древнетюркс-кой легенде о Шаде, пересказ которой содержится в книге персидского историка XI века аль-Гардизи «Краса повествований».
Вот о чем повествует легенда.
...Правитель татар умер, оставив двоих сыновей; старший сын завладел царством; младший стал завидовать ему; имя младшего было Шад. После неудачного покушения он убежал от брата, взяв с собой рабыню-наложницу. Они пришли на место, по которому текла большая река. Здесь было много деревьев и
обилие дичи. На этом месте царевич доставил свой шатер и начал жить-по-яшвать. Каждый день он ходил на охоту, и они питались мясом, а одежду шили из меха соболей, белок и горностаев.
Кимакское металлическое зеркало с рунической надписью (обратная сторона) |
В один прекрасный день к ним пришли семь человек из родственников татар — их звали Ими, Имак, Татар, Ба-яндар, Кипчак, Ланиказ, Аджлад. Забрели они сюда в поисках южных пастбищ. Увидев их, рабыня сказала: «Ир-теш», что значит «остановитесь» — отсюда и река получила свое название. Узнав женщину, все остановились и разбили свои шатры.
Вернулся с охоты Шад, принес много добычи и приветил гостей. Травы здесь было много, и пришельцы остались со своими табунами до следующей весны. Когда растаял снег и земля вновь оделась в красивые наряды, один из них отправился навестить своих сородичей в татарский лагерь. Когда пришел туда, увидел, что местность опустошена: враг ограбил, перебил народ. Остатки татарского племени, увидев гонца, спустились с гор, и тот рассказал им о новой земле Шада. После этого все они направились к Иртышу и, прибыв туда, приветствовали Шада как своего правителя и стали оказывать ему почет. Другие люди, узнав обо всем этом, тоже стали приходить к ним. Собралось семьсот человек. Долгое время они оставались на службе у Шада, потом, когда их стало больше, они расселились по горам и образовали семь племен по именам названных семи человек...
Именно на базе этих племен в IX веке на Иртыше образовалось новое тюркское государство — Кимакский каганат. Основным населением каганата были кимаки, предки которых под именем йемеков в VII веке входили в Западный Тюркский каганат. Они кочевали тогда севернее Алтая. После распада Восточного Тюркского каганата к ним присоединились татары, кипчаки, баяндары и некоторые другие тюркские племена, что отражено в приведенном выше рассказе.
Кимакский каганат, подобно другим, представлял собой на Рубеже IX—X веков раннефеодальное государственное объединение. Во главе государства стоял каган с наследственной властью. Кроме него были и наследственные князья-беки, их было 12 — иными словами, каганат составляли 12 племенных княжеств. Правители некоторых из них, например кипчакского, носили титул хана. Это означает, что Кимакский каганат был достаточно Крупным раннесредневековым государством.
Столица государства — город Имакия — располагалась на Иртыше. Значительная часть населения каганата, особенно кимаки,
начала уже вести полуоседлый образ жизни и была знакома с земледелием. Средневековые арабские географы сообщают, что кимаки возделывали пшеницу, ячмень и даже рис. Кимакские города были хорошо укреплены, в Имакии имелись большие базары и храмы.
Кимакское войско состояло из конницы и пеших воинов. Они были вооружены прямыми палашами и слегка изогнутыми саблями, копьями и луками со стрелами. Археологическими раскопками выявлены, кроме оружия, также различные предметы быта, орудия труда и украшения. Среди последних — металлические зеркала, бусы, подвески, орнаментированные бляшки, остатки поясов, конской сбруи.
У кимаков, как и у других тюркоязычных народов, был обычаи ставить каменные изваяния героев-воинов, вождей. Эти памятники отличались простотой, схематичностью.
Кимакское общество знало руническую письменность. Об этом свидетельствуют исторические и археологические источники. На одном металлическом зеркале, найденном в женском погребении в верхнем течении Иртыша, написано, например, такое изречение: «Знатная женщина освобождается от своего [чувства] зависти. Ее счастливый удел наступает...»
Весьма разнообразными, подверженными изменениям были религиозные представления кимаков. Они в массе своей были язычниками. Поклонялись Иртышу, считая, что река — это бог человека. Почитали также огонь, солнце, звезды. Кимаки и кипчаки, по сообщениям арабских географов, занимались астрологией, были сильны также традиции тенгрианства — веры в верховного творца — Тенгри.
В кимакское общество проникали идеи, догмы новых религиозных учений, получивших в это время широкое распространение в Южной и Средней Азии. Речь идет о манихействе и исламе.
Термины
Манихейство — религиозное учение, основанное в III веке Мани проповедовавшим свою веру в Индии, Персии и Средней Азии!
Это— дуалистическое учение (от латинского «дуалис» — двой
ственность, равноправие двух начал) о борьбе добра и зла, света и
тьмы. Манихейство являлось господствующей религией в соседнем Уйгурс
ком каганате.
Ислам — одна из трех мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), основанных на единобожии. Провозглашен в VII веке Мухаммедом на Аравийском полуострове (современная Саудовская Аравия). В VII—VIII веках ислам получил широкое распространение в странах Ближнего Востока Средней Азии, Северной Африки.
Кимакский каганат, образованный после распада Тюркского каганата, оставил заметный след в этнической и политической истории татарского народа, прежде всего сибирских татар. Одним из ранних, дозолотоордынских компонентов формирования сибирских татар являются именно кимаки и другие тюркские племена, входившие в Кимакский каганат.
Хазарский каганат
Краткая история хазар с появления их в степях Прикаспия и Северного Кавказа до создания отдельного государства изложена выше. В VII веке хазары вместе с другими тюркскими племенами — болгарами, барсилами, беленджерами, савирами создали крупный союз племенных княжеств, превратившийся в середине того же столетия в государство — Хазарский каганат. К 80-м годам VII века власть каганата распространилась не только на северокавказские степи между Каспием и Азовом, но и на Причерноморье, вплоть до Крыма.
В VII веке Хазария вступила в острое и длительное соперничество с Византийской империей и Арабским халифатом. В 731 году хазары нанесли поражение арабам и проникли в Закавказье. Кавказская Албания (нынешний Азербайджан) была вынуждена платить ясак хазарскому кагану. Однако арабы не смирились с этим. В последующих битвах они нанесли поражения войскам каганата. Нависла угроза над хазарской столицей на Кавказе Семендером и в целом над каганатом. Хазарский каган вынужден был принять ислам, чего требовали арабы.
В результате этих войн значительная часть населения Хазарин ушла на север — в низовья Волги и на Дон. Столица государства была перенесена в город Итиль, расположенный в устье Волги. Хазары, перейдя на оседлость, начали заниматься земледелием и промысловым рыболовством. Они возделывали пшеницу и рис, выращивали арбузы и виноград.
К концу VIII века хазарские каганы отказались от мусульманства. Возобновились войны с арабами за земли в Закавказье.
Хазарский каганат
в X веке (по Л. Н. Гумилеву)
Помогала каганату в этих войнах Византия, стремившаяся распространить среди хазар христианство. Однако каган и его приближенные, желая сохранить самостоятельность государства, отказались принять византийскую веру; они искали иную форму религии. В конце концов они остановились на иудаизме, который принесли в Хазарию евреи, изгнанные в начале VII века из Византии.
Однако иудаизм приняла лишь верхушка хазарского общества; основная масса населения оставалась мусульманами и язычниками, было немало и христиан. Религиозная пестрота в каганате, веротерпимость хазар были общеизвестны и вызывали удивление. Сохранилось, например, сообщение о том, что правосудие в каганате вершили семь высших судей: по два представителя иудаизма, ислама, христианства и один язычник.
Хазария была крупным и сильным раннефеодальным государством Восточной Европы. Многие соседние народы и государства признавали власть хазарского кагана над собой, платили ему дань. Каган по имени Иосиф в одном из своих писем среди этих народов называл восточных славян, волжских булгар, бур-тасов, суваров, черемисов и некоторых других.
Хазарский каганат вел товарообмен со многими странами, вывозил в них крупный и мелкий рогатый скот, меха, невольников, славился продажей так называемого белужьего клея — его получали из плавательного пузыря осетровых рыб и применяли при осветлении виноградных вин. Из Руси и Волжской Булгарии привозили мед и воск, дорогие меха и кожи, с Востока — шелковые ткани, пряности.
Большое развитие в каганате получила городская культура. Итиль — один из крупнейших городов Восточной Европы — был столицей Хазарии в VIII—X веках.
Город состоял из двух частей. В западной жили каган и его при-
Сведения ближенные, располагались администрация и гарнизон. Каган жил в
каменном дворце. Остальные — в глинобитных домах или в юртах.
Восточная часть называлась Хазаран. Здесь жили ремесленники, торговцы и прочий городской люд. Большинство населения составляли мусульмане. Поэтому здесь было много мечетей — соборная мечеть и 30 приходских мечетей, при них были открыты медресе. В городе имелись также христианские церкви, иудейские синагоги.
Главу государства называли хазар-хаканом. Его чтили как бога. Однако непосредственным управлением делами государства он не занимался. Это было возложено на хакан-бека. В иностранных источниках его называли маликом, то есть царем.
В государственном правлении существовала строгая иерархия, присущая восточным деспотиям. Хазар-хакан сидел на большом троне, на высоком месте, а хакан-бек — пониже, с его правой стороны. Каган показывался народу всего три раза в год. При его появлении все должны были пасть лицом к земле, при этом запрещалось взглянуть на него — он подобен солнцу! Из
этого правила даже во время сражения не делалось исключения: битва с обеих сторон прекращалась, а воины каганата падали лиЦ°м к земле. Хоронили кагана также торжественно и таинственно: над его могилой сооружали большой дворец, а тех, кто это делал, потом убивали.
Цитата
Из книги «Рисаля» («Записка») арабского путешественника начала X века Ахмеда ибн-Фадлана:
«Что же касается царя хазар, титул которого хакан, то... он не по
казывается иначе, как [раз] в каждые четыре месяца, [появляясь] в
[почетном] отдалении. Его называют «большой хакан», а его заместителя на
зывают хакан-бек... У царя хазар [есть] огромный город на реке Атыл
[Итиль]. Он состоит из двух сторон, — в одной из этих сторон [живут] му
сульмане, а в другой стороне — царь и его приближенные... У мусульман в
этом городе [есть] главная мечеть, в которой они совершают молитву... при
ней— высокий минарет...»
Хазарский каганат прекратил существование в 60-х годах X века. Решающий удар был сделан в 965 году киевским князем Святославом.
Хазария распалась. В Нижнем Поволжье усилилось влияние Волжской Булгарии. Земли в Приазовье, на Северном Кавказе, на Дону заняли печенеги, создавшие здесь сильное объединение племенных княжеств.
Распаду Хазарского каганата способствовали, помимо похода Святослава, внутренние междоусобицы и нападения кочевых племен печенегов, торков и других.
Хазарский каганат оставил глубокий след в истории нашей страны.
Вопросы и задания
1.Охарактеризуйте Тюркский каганат. Какие народы и племена его населяли? Назовите правителей этого государства.
2. Как образовался Кимакский каганат? Кто такие кимаки и кипчаки? Используйте легенду о Шаде.
3. Расскажите о культуре и религиозном веровании кимаков.
4. Вспомните историю хазар и расскажите об образовании их государства.
5. Какие религии исповедовали хазары? Какова история их принятия в Хазарии?
6. Какие народы и племена входили в состав Хазарского каганата?
7. Объясните, чтоэто значит: отуз-татар, тенгрианство, токуз-татар, манихейство, каганат, дуалистическое учение, бек.
8. Вспомните, какие события произошли в перечисленные ниже годы: 552, 731, 740, 745, 965.
Саманидские
серебряные
монеты X века
булгарского
чекана.
По материалам
Е. П. Казакова
ГЛАВА III
ВОЛЖСКАЯ БУЛГАРИЯ
§ 6. Образование государства волжских булгар
Одревних булгарах мы уже писали выше. В VII веке в степях Приазовья и Причерноморья возник большой, сильный болгарский союз племен. Первым, кто объединил болгар, был князь Органа из рода Дуло.
Главой государства, вошедшего в историю под названием Великая Болгария, стал в 632 году хан Кубрат, племянник Органы. Ему удалось создать сильное, централизованное государство.
Однако, как это нередко бывало с раннесред-невековыми государствами, Великая Болгария ненадолго пережила своего создателя. Вскоре после смерти Кубрата (по некоторым сообщениям, в 642 году) государство распалось. Под давлением хазар часть болгар, предводительствуемая младшим сыном Кубрата Аспарухом, переселилась на Дунай и основала здесь вместе со славянскими племенами новое государство — Дунайскую Болгарию со столицей в городе Плиска (681 год).
Старший сын Кубрата Батбай остался на своих землях на Северном Кавказе и подчинился хазарам. Постепенно его болгары стали называться «черными». С ними связывают современных карачаевцев (карачалы) и балкар — народов Северного Кавказа.
Еще одна часть болгар в конце VIII — начале IX века переселилась на Среднюю Волгу. Сколько их было, кто был их предводителем, появились ли они здесь все вместе или отдельными группами — точных сведений нет.
А вот что побудило их переселиться, сменить свои прежние степные пространства на северную лесостепь — по этому вопросу имеются интересные предположения. Так, С. А. Плетнева считает, что переселение болгар было связано с принятием иудейства и возникшей из-за этого смутой в Хазарском каганате. Такая причина действительно могла иметь место.
Комплекс главной мечети Великого города. XII—XIII века. Реконструкция С. С. Айдарова |
Очевидно, болгары пришли на Волгу и Каму в составе целого конгломерата из тюр-коязычных племен. Вместе с ними переселились барсилы, бе-ленджеры, савиры. Только в исторических источниках X века эти племена на новой земле названы уже несколько по-другому: берсула, ба-
ренджары, сувары. Относительно сувар есть и другое мнение, не допускающее отождествления их с савирами.
Конечно, нельзя сказать, что на Среднюю Волгу названные племена переселились в полном составе, все без исключения. Значительная часть барсилов, беленджеров, савиров, несомненно, осталась на прежнем месте, составляя солидную долю населения Хазарского каганата.
Факт появления в Среднем Поволжье, на территории примерно от впадения Камы в Волгу до Самарской Луки, приазовских тюркских племен подтверждается материалами археологических раскопок. В частности, на территории Татарстана открыты могильники, расположенные у сел Большие Тарханы Тетюшского, Танкеевки Куйбышевского и Большие Тиганы Алексеевского районов, а также могильник у села Кайбелы Ульяновской области. По мнению Р. Г. Фахрутдинова, форма захоронений и вещи, находимые в могилах обоих регионов, — юго-западного прото-болгарского мира и новых болгарских земель в Среднем Поволжье — повторяют друг друга или же очень похожи.
Вместе с тем в некоторых захоронениях найдены вещи, характерные для угорской группы населения Уральской области. Это говорит о том, что угры заметно вклинились в тюркский мир в период переселения гуннов. Эти угры оказались сильно тюркизированными.
Помимо могильников, в последние десятилетия изучен ряд других археологических памятников, среди них остатки открытых поселений и некоторые городища. Эти памятники дали археологам совершенно новые элементы материальной культуры. Так, среди гончарной и лепной керамики появляются образцы, отличные от керамики юго-западных протоболгарских могильников и поселений. Эти новые формы характерны для памятников другого, юго-восточного культурного мира — мира огузов, печенегов, Кипчаков. Отсюда следует, что еще в VIII—IX веках на Средней Волге, кроме болгарских племен, появляются другие этнические Массивы — приуральские тюркизированные угры и чуть позднее — зауральско-приуральские огузо-кипчакские племена. Кроме
2 —2748
того, еще до прихода болгар здесь жили раннетюркские и финские племена.
N. Из «Книги драгоценных сокровищ» арабского писателя первой по-
ЦитатаI ловины X века Ибн-Русте:
____________ / «Земля буртасов лежит между Хазарскою и Болгарскою землями,
на расстоянии пятнадцатидневного пути от первой... Земля их просторна и обилует лесистыми местами...
Болгарская земля смежна с землею буртасов. Живут болгары на берегу реки, которая впадает в море Хазарское [Каспийское] и прозывается Итиль... Страна их состоит из болотистых местностей и дремучих лесов, среди которых они живут... Болгары делятся на три части: одна часть зовется берсула, другая— эсегел, а третья— болгар: относительно образа жизни все трое стоят на одной и той же ступени».
Приход болгар, имевших определенный опыт государственности, дал сильный толчок процессам консолидации пестрого конгломерата племен и народов и формирования раннесредневекового государства в Среднем Поволжье.
Это государство, образовавшееся в конце IX века, получило название Волжская Булгария, а народ, создавший и возглавивший его, стали называть волжскими булгарами.
Понятно, что государство волжских булгар не было создано в один определенный день чьим-либо приказом, а формировалось постепенно. Это был достаточно длительный процесс, в течение которого происходило объединение различных племенных княжеств, создание органов централизованного управления. Важное место в этом процессе занимал переход от язычества, многобожия к единой вере, основанной на единобожии. Такой верой для волжских булгар стал ислам, получивший в VIII—IXвеках широкое распространение в Средней Азии и Закавказье.
Именно с принятием ислама в качестве официальной религии связано первое появление в исторических источниках главы государства Волжской Булгарии — хана Алмаса. О нем сообщает в своих «Записках» арабский писатель Ахмед ибн-Фадлан, побывавший в этой стране в составе посольства багдадского халифа в 922 году.
Дело в том, что Алмас в 921 году обратился к халифу всех мусульман аль-Муктадиру с просьбой прислать к нему факиха — мусульманского проповедника, чтобы тот помог ему установить в его стране законы ислама и обучил его людей мусульманской вере.
Просьба была удовлетворена, и 12 мая 922 года из Багдада в Булгар прибыло посольство во главе с послом Сусаном ар-Расси при секретаре и переводчике Ахмеде ибн-Фадлане. Послам был устроен торжественный прием. Арабы преподнесли Алмасу дорогие подарки, в том числе Коран и зеленое знамя — символы покровительства багдадского халифа. Через несколько дней, в пятницу, было проведено торжественное богослужение: произнесли хутбу — пятничную молитву, что является исключитель-
Кубрат-хан с сыновьями. Художник Р. Загидуллин
но важным ритуалом в мусульманском богослужении. Через два месяца, собрав всебулгарский съезд, Алмас в присутствии багдадских послов всенародно закрепил официальное принятие ислама.
Принятие ислама имело не только внутриполитическое, но и большое внешнеполитическое значение. Хан Алмас стремился заручиться поддержкой могущественного Багдадского халифата в борьбе со своими опасными соседями, в частности с Хазарским каганатом, которому он должен был платить дань. Эти надежды в основном оправдались: укрепились международные позиции молодого государства, усилились культурные и религиозные связи с арабским Востоком.
§ 7. Территория, население, соседи
Волжская Булгария занимала относительно небольшую территорию. Ее северная граница в X—XI веках пролегала по правобережью Камы, западная — по Свияге, восточная — по реке Шешме, а южные границы достигали Самарской Луки — большой излучины Волги в районе современных Жигулевских гор.
В XII веке границы государства расширились: на севере — до бассейна реки Казанки, на юго-востоке — до верховьев реки Большой Черемшан, на западе — до бассейна реки Суры. Под контро-
лем Волжской Булгарии оказались значительные территории на юго-востоке. В русской Лаврентьевской летописи, например, говорится о сражении сторожевого отряда булгар с монголами в 1223 году на реке Яике (Урал).
Этнический состав населения Волжской Булгарии в начальный период, в X—XI веках, был довольно пестрым. Помимо уже известных нам булгар, берсулы, баренджаров, суваров в источниках упоминаются еще эсегелы, или эскелы (искилы). Все эти племена были тюркоязычными и стояли на одной ступени общественного развития. С именами некоторых из крупнейших племен связаны названия важнейших городов: Булгара, Сувара.
Известный русский историк XVIII века В. Н. Татищев, пользовавшийся не дошедшими до нас источниками, считал Бу-ляр городом племени билиров. Относительно последних европейские источники сообщают, что часть из них во главе с князем Хасаном в конце X века переселилась на территорию Венгрии и основала там город Пешт — одну из двух частей древнего Будапешта, столицы этой страны.
Тот же Татищев писал о существовании племени чалмата; название этого племени принято связывать о Чулманом — тогдашним названием реки Кама.
В источниках XII—XIII веков население Волжской Булгарии обычно обозначалось одним этнонимом — «булгары». Очевидно, в это время прежние племенные различия исчезли, а в рамках государства сформировалась единая народность — бул-гарская.
В орбите непосредственного политического, экономического и
культурного влияния Волжской Булгарии находились местные племена финно-угорской языковой группы — предки современных марийцев, удмуртов, восточной мордвы-мокши. В такой же
зависимости от булгар оказались и некоторые соседние тюрко-язычные племена. В первую очередь это маджары, жившие восточнее Волжской Булгарии. Эти племена позднее, уже в период Золотой Орды, участвовали в формировании татарского и баш-кирского народов.
Волжская Булгария постепенно расширяла свое влияние на север и северо-восток. На расстоянии от 20 дней до одного месяца пути (один день пути равнялся примерно 35 километрам) от булгарской земли на севере жили племена вису. О них сообщают многие восточные путешественники и географы, начиная от Ибн-Русте и Ибн-Фадлана. Арабское название «вису» соответствует «веси» русских летописей. Часть этих племен позднее обрусела, часть же сохранила свое этническое лицо — это современные вепсы, относящиеся к прибалтийско-финской подгруппе финно-угорской группы народов. Ныне вепсов насчитывается около 8 тысяч человек, проживают они в Карелии, частично в Ленинградской и Вологодской областях.
И вот эти племена, находившиеся еще на стадии первобытно-общинного строя, признавали над собой власть Волжской Булгарии, платили ей дань. В таких же отношениях с волжскими булгарами находились и племена йура. Русские летописи называли их югра или угра. Жили они на далеком северо-востоке, примерно в трех месяцах пути от Булгарии. Йура — это предки современных хантов (остяки) и манси (вогулы).
Помимо сбора дани (десятая чать), булгары еще и просто торговали с этими северными племенами. Торговля носила меновый характер. Дело в том, что товарно-денежные отношения были еще крайне неразвиты. Поэтому проводили натуральный обмен товарами, иными словами — меняли товар на товар, отсюда и название: меновая торговля.
Торговлю с вису и йура нередко называли еще немой. Это потому, Сведения Iчто северные лесные люди из-за боязни перед иностранными куп-
----------------- / цами не сходились с ними лично, не общались, а торговали «на
расстоянии». Вот как происходила эта торговля. Булгары приезжают в страну йура, оставляют привезенные ими товары на известном месте и удаляются на некоторое расстояние. Подходят люди йура, кладут свой товар и, если находят сделку приемлемой, берут вещи булгарских купцов и уходят, оставив свои на месте. Если же булгарские товары их не устраивают, то они не берут их, просто удаляются и ждут. Приходят купцы, что-то еще добавляют и снова удаляются. Так продолжается до тех пор, пока не совершится обмен товарами к взаимному удовлетворению сторон.
Дальними соседями булгар на западе за финно-угорскими
землями были славянские племена, объединившиеся на рубеже
IX-X веков в раннесредневековое государство — Киевскую Русь.
заимоотношения двух государств на протяжении многих деся-
Илетий были добрососедскими. Лишь в 965 году киевский
нязь Святослав совершил военный поход против волжских бул-
Цитата Из «Книги драгоценных сокровищ» Ибн-Русте: Болгары — народ земледельческий и возделывают всякого рода зерновой хлеб, как-то: пшеницу, ячмень, просо и другие». |
Хозяйственный инвентарь для переработки продуктов древнего татарского крестьянина (ступы, ручная мельница, пахтальница, ступа с подвешенным на жерди тяжелым билом) |
Русь начала IX века и ее внешние связи (по Б. А. Рыбакову)
гар и нанес им поражение. Тогда же он разгромил Хазарский каганат.
В 985 году великий князь Владимир совершил новый поход на Волжскую Булгарию. Судя по всему, ему не удалось одолеть булгарское войско. Между ним и эмиром Волжской Булгарии был заключен мир «на вечные времена». Согласно преданию, они поклялись на чаше с водой, что этот мир будет нарушен не ранее, чем всплывет на поверхность брошенный в чашу камень, а хмель опустится на дно чаши.
После были заключены новые мирные соглашения и договоры между булгарами и русскими, например торговое соглашение 1006года, по которому купцы обеих сторон беспрепятственно могли торговать в городах и селениях Волжской Булгарии и Киевской Руси.
Более сложными становятся отношения Булгарии и Руси в XII веке. Об этом поговорим чуть позднее.
§ 8. Хозяйство, ремесло, военное дело
Основным видом хозяйства волжских булгар было пашен ное земледелие. Землю обрабатывали железным плугом (сабан) и сохой с железным сошником. Выращивали пшеницу, ячмень, просо, чечевицу. Именно эти зерновые культуры указывал арабский писатель первой половины X века Ибн-Русте в своей «Книге драгоценных сокровищ».
Другой араб Ибн-Фадлан, побывавший, как мы уясе знаем, в Волжской Булгарии, подтверждает сообщение своего соотечественника: «Пища булга-ров состоит большею частью из проса и конины, хотя в земле их пшеницы и ячменя родится очень много».
Обратим внимание на последние слова Ибн-фадлана: «пшеницы и ячменя родится очень много». Высокие урожаи зерновых культур были связаны, очевидно, как с хорошими природными условиями, так и с достаточно высокой для того времени культурой земледелия.
Некоторые ученые считают, что вВолжской Булгарии применялась паровая система земледелия. Другие склонны полагать, что ее там еще не было, а был просто перелог.
Перелогом называют такую систему земледелия, когда после нескольких снятий урожаев землю оставляют без обработки примерно на десять лет для восстановления плодородия почвы. Паровая же система земледелия — это применение севооборота, при котором большая часть пахотной земли обычно занята зерновыми культурами, а плодородие почвы восстанавливается в так называемом паровом поле. Оно не занимается посевами в течение всего вегетационного периода. В этот период пар содержится в рыхлом и чистом от сорняков состоянии.