В том числе 2 зачетных единиц , 63 часов на экзамен (при наличии)
I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целиосвоения дисциплины: освоения раскрытие механизма взаимодействия общества и историко-культурных памятников, определение тенденций в их развитии, а также обобщение имеющегося опыта в деятельности по охране объектов культурного наследия и его трансляции в функции современного музея. Курс призван дать магистрантам знания по истории формирования научных представлений о специфике изучения и сохранения уникального культурного наследия в различные исторические периоды, включая современность. Курс должен познакомить магистрантов с важнейшими категориями в области теории и истории музейного дела, с истоками формирования и функционирования музея как социального института, его важнейшими функциями. Важным элементом курса является археологическая составляющая, призванная познакомить магистрантов с теорией и практикой современной охранной археологической деятельности, с принципами изучения памятников материальной культуры и их охраны и использования в современных условиях.
Задачи:
– Определить современные научные подходы к определению понятий «историко-культурное наследие», «памятник», их типологию;
– Провести исследование взаимодействия системы охраны объектов культурного наследия с историческими событиями и культурными явлениями в европейской истории.
– Познакомить магистрантов с важнейшими категориями в области теории охранной археологии, с истоками ее формирования, технологии и современной практики.
– Представить магистрантам исторический опыт развития музеев и актуальные теоретические вопросы музейного дела;
– Сформировать целостное представление о фондовой работе в археологическом музее, с комплектованием, учетом и хранением музейных фондов;
– Изучить процесс создания музейной экспозиции, включающей научное и научно-художественное проектирование.
II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП ВО
2.1. Учебная дисциплина (модуль) «Охрана памятников культурного наследия и музейная археология» относится к циклу базовых дисциплин профессионального цикла (Б1.Б.2.1.)
2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
История России, История мировой культуры, Археология
Знания:
- истории, теории и методологии дисциплин, связанных с изучением материальных свидетельств прошлого;
- специфики вещественных источников во веем их многообразии;
- периодизацию и основные термины археологии;
- современных методов археологических исследований;
- основных методологические концепции, применяемые в археологии;
- особенностей археологических реконструкций прошлого.
- истории становления и особенности музея как социокультурного института;
- современную типологию музеев;
- основных направлений музейной деятельности.
Умения:
- определять взаимосвязь и специфику археологии в соотношении с историей и другими гуманитарными и естественно-научными дисциплинами;
- извлекать из вещественных источников содержащуюся в них информацию о прошлом человеческого общества;
- дополнять исторические сведения о прошлом, данными об облике и тенденциях развития материальной культуры в условиях современного общества;
- анализировать различные виды исторических источников;
- применять современные теории, концепции и инструментарий музеологии в практической работе с объектами природного и культурного наследия;
- применять теоретические и практические знания в области законодательства РФ в области музееведения и археологии
Навыки:
- обладать представлениями об особенностях, возможностях и границах информативности источниковой базы относимой к памятникам материальной культуры;
- владеть основами методики самостоятельной работы с материалами формированию и фукционированию системы охраны культурного наследия (познавательного, аналитического источниковедческого и историографического характера).
2.3. Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и навыки, формируемые данной учебной дисциплиной:
Дисциплина «Охрана памятников культурного наследия и музейная археология» дополняет имеющийся общий курс «Археология», дает представление о месте археологии в практической деятельности по сохранению материальной части культурного наследия Российской Федерации, принципах использования объектов культурного наследия, что интегрирует различные отделы социально-гуманитарных наук с основами практической деятельности учреждений муниципального управления, науки и культуры.
Ключевую роль в дисциплине играет анализ комплекса источников (археологических, письменных и историографических).
Кроме того, в своей содержательно-методической части дисциплина тесно связана с такими дисциплинами профессионального цикла как «История древнего мира», «История мировой культуры», «Культурология», «Историография».
Для успешного усвоения дисциплины «Охрана памятников культурного наследия и музейная археология» магистрант должен уверенно разбираться в основных проблемах истории культуры мировых цивилизаций, обладать необходимым объёмом знаний в области археологии, культурологи, иметь базовые знания по историографии всеобщей истории.
III. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВО и ОП ВО по данному направлению подготовки (специальности): (указывается шифр и формулировка компетенций).
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине,
соотнесенных c планируемыми результатами освоения образовательной программы:
Шифр и формулировка компетенций (результаты освоения ОП) | Элементы компетенций, формируемые дисциплиной |
Общекультурные компетенции (ОК) | |
Общепрофессиональные компетенции (ОПК) | |
ОПК-3 способностью использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ | Знания: основной круг проблем, встречающихся в избранной исторической дисциплине (сфере охраны культурного наследия) и основные способы их решения |
Умения: находить наиболее эффективные методы решения основных типов проблем, встречающихся в избранной исторической дисциплине (сфере охраны памятников культурного наследия) | |
Навыки:современными методами, инструментами и технологией научно-исследовательской и проектной деятельности в определенных областях исторической науки | |
ОПК-5 способностью использовать знания правовых и этических норм при оценке своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов | Знания: современных правовые нормы и этических принципов, необходимых при разработке и осуществлении социально значимых проектов |
Умения: способность ориентироваться в основных этапах и процессах развития деятельности, направленной на сохранение, изучение и развития национального культурного наследия сохранение, изучение и развития национального культурного наследия | |
Навыки: использования современных правовых норм и этических принципов в осуществлении профессиональной деятельности, направленной на | |
Профессиональные компетенции (ПК) | |
ПК-1 способностью к подготовке и проведению научно-исследовательских работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры | Знать: историю становления и современную практику охранной деятельности и музейной археологии как части общего исторического знания. |
Уметь: анализировать различные виды исторических источников; применять современные теории, концепции и инструментарий охранной деятельности и музейной археологии в практической работе с объектами культурного наследия. | |
Владеть: методикой, понятийным аппаратом, основными приемами и технологиями в области охраны и сохранения объектов культурного наследия. | |
ПК-4 способностью использовать в исторических исследованиях тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы | Знать: принципы работы в научно-производственных архивах, формированию поисковых запросов в тематических сетевых ресурсах и базах данных. |
Уметь: организовать поиск и оперативное использование специализированной информации. | |
Владеть: навыками организации научно-исследовательской работы (поиска необходимой информации) в сетевых ресурсах и специализированных базах данных. | |
ПК-11 способностью к подготовке аналитической информации (с учетом исторического контекста) для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления | Знать: направления развития научных исследований и основные этапы решения исследовательских задач в области охраны и сохранения объектов культурного наследия. |
Уметь: разрабатывать перспективные направления подготовки аналитической информации (с учетом исторического контекста) для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления. | |
Владеть: способностью разрабатывать перспективные направления подготовки аналитической информации (с учетом исторического контекста) для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления. | |
ПК-12 способностью к использованию баз данных и информационных систем при реализации организационно-управленческих функций | Знать: принципы функционирования и исследовательской работы с использованием информации тематических сетевых ресурсов, баз данных ИПС |
Уметь: применять общенаучные и специальные приемы, методы и методики в исследовательской практике; анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах | |
Владеть: принципами организации научно-исследовательской работы коллективов, в области использования ресуров общедоступных и специализированных БД и ИПС | |
ПК-13 способностью к осуществлению историко-культурных и историко-краеведческих функций в деятельности организаций и учреждений (архивы, музеи) | Знания: принципов документирования использования, охраны и развития объектов культурного наследия |
Умения: использовать на практике основы действующего законодательства в сфере сохранения культурного наследия | |
Навыки:методики разработки проектной документации, оценки и контроля деятельности владельцев объектов культурного наследия |
IV. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
Трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов,
Форма отчетности: экзамен
4.1Содержание дисциплины, структурированное по темам, c указанием видов учебных занятий и отведенного на них количества академических часов
№ п/п | Раздел дисциплины/темы | Семестр | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Контактная работа преподавателя с обучающимися | Самостоятельная работа | ||||||
Лекции | Семинарские (практические занятия) | Лабораторные занятия | |||||
Модуль 1. Теоретико-методологические аспекты охраны памятников исторического наследия | Контрольная работа | ||||||
Модуль 2. Формирование системы изучения и охраны государством памятников исторического наследия | Реферат | ||||||
Модуль 3. Археологические методы и приемы изучения городского пространства | Электронная презентация. | ||||||
Модуль 4. Теория и методика музейной археологии и охраны памятников культурного наследия | Контрольная работа | ||||||
Модуль 5. Формирование системы хранения и изучения государством движимых памятников культурного наследия | Реферат | ||||||
Модуль 6. Основные направления и формы музейной археологии | Электронная презентация. | ||||||
Итого часов |
4.2 План внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
Семестр | Название раздела, темы | Самостоятельная работа обучающихся | Оценочное средство | Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы | ||
Вид самостоятельной работы | Сроки выполнения | Затраты времени (час.) | ||||
Теоретико-методологические аспекты охраны памятников исторического наследия | Конспект, реферат, подготовка доклада | |||||
Формирование системы изучения и охраны государством памятников исторического наследия | Изучение программных и локальных документов охраны ОКН РФ. | |||||
Археологические методы и приемы изучения городского пространства | Создание пакета документации постановки на охрану объекта культурного наследия в городской среде | |||||
Теория и методика музейной археологии и охраны памятников культурного наследия | Конспект, реферат, подготовка доклада | |||||
Формирование системы хранения и изучения государством движимых памятников культурного наследия | Изучение программных и локальных документов связанных с государственным музейным фондом РФ. | |||||
Основные направления и формы музейной археологии | Создание пакета документации постановки учет предметов археологии | |||||
Общая трудоемкость самостоятельной работы по дисциплине (час) | ||||||
Бюджет времени самостоятельной работы, предусмотренный учебным планом для данной дисциплины (час) |
Содержание учебного материала
Модуль 1.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОХРАНЫ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИЧЕСКОГО-НАСЛЕДИЯ
Тема 1. Охрана памятников истории и культуры» как прикладная научная дисциплина, ее место в системе гуманитарного знания.
Цели, задачи и источники курса.
Основные категории: «наследие», «историко-культурное наследие», «памятник».
Памятник как основа культурного генофонда Земли (экологический аспект).
Критерии ценностной характеристики наследия: хронологический, эстетический, сакральный, мемориальный. «Уникальное» наследие, его сущностные признаки. Понятия «общественной ценности» историко-культурного наследия.
Модуль 3.
МОДУЛЬ 6.
V. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Наряду с традиционными формами работы в ВУЗе – лекциями и семинарскими занятиями – целесообразно применять такие инновационные формы работы, как презентации, использование интерактивной доски, экскурсии, коллоквиумы и т.д.
№ | Тема занятия | Вид занятия | Форма / Методы интерактивного обучения | Кол-во часов |
Судьбы исторического наследия советского периода истории России | Семинар | Дискусия | ||
Практика применения электронных карт Росреестра | Семинар | Выполнение учебных заданий, сбор материалов, участие в коллективном обсуждении | ||
Соответствие современной правоприменительной практики в сфере охраны исторического наследия России международному опыту | Семинар | Диспут | ||
Военная археология. | Семинар | Дискусия | ||
Практика применения электронных баз музейных коллекций | Семинар | Выполнение учебных заданий, сбор материалов, участие в коллективном обсуждении | ||
Современная правоприменительная практика в сфере охраны предметов археологии в России и международный опыт | Семинар | Диспут | ||
Итого часов |
VII. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
7.1. Основная литература.
Археология Нижнего Дона [Текст]: учебник : проспект / Южный федеральный ун-т, Исторический факультет, Кафедра археологии и истории Древнего мира, Волго-Донское археологическое общество ; [отв. ред. А. В. Кияшко] - Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2013. - 64 с.
Гущин, А.Н. Теория устойчивого развития города: учебное пособие / А.Н. Гущин. 2-е изд. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2015.
Историко-культурное наследие в эпоху постмодерна: учебно-методический комплекс. Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2013.
Историческая урбанистика: теория и практика: учебник / Минобрнауки России, Федеральное гос. автономное образовательное учреждение высш. образования "Южный федеральный ун-т", Ин-т истории и международных отношений; [под ред.: H. A. Поповой, M. A. Пономаревой]. Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального университета, 2014.
Мартынов А.И. Археология: учебник для бакалавров: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальности "История" / А. И. Мартынов. 7-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2013.
Сапанжа О. С. Музеология: историография и методология / О.С. Сапанжа - Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. - 112 с.
7.2. Дополнительная литература.
Государственное и муниципальное управление: краткий курс лекций / Гегедюш Н. С. и др. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2011.
Гуманитарно-экономические закономерности модернизации регионального развития / рук. авт. коллектива В. М. Белоусов ; Южный федеральный ун-т, Ин-т по переподгот. и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук, Каф. экономики и регионального менеджмента. Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2011.
Ивлиева О.В. Тесты по комплексному краеведению Ростовской области: (с аннотациями) / О. В. Ивлиева, Г. П. Долженко, О. В. Трунникова ; Южный федеральный ун-т - Ростов-на-Дону: Изд-во Южного федерального ун-та, 2013.
Императорская Археологическая Комиссия (1859-1917) [Текст]: приложение : у истоков отечественной археологии и охраны культурного наследия : к 150-летию со дня основания / Российская акад. наук, Ин-т истории материальной культуры ; науч. ред.-сост. А. Е. Мусин ; под общ. ред. Е. Н. Носова - Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2009. - 207 с., [1] отд. л. Табл.
Императорская Археологическая Комиссия (1859-1917) [Текст]: У истоков отечественной археологии и охраны культурного наследия : к 150-летию со дня основания / науч. ред.-сост. А. Е. Мусин ; под общ. ред. чл.-кор. РАН Е. Н. Носова ; Российская акад. наук, Ин-т истории материальной культуры - Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2009. - 1191 с.
Крогиус, Владимир Ренэвич. Исторические города России как феномен ее культурного наследия [Текст]: основы идентификации, сводная характеристика, аналитическая выборка / В. Р. Крогиус - Москва: Прогресс-Традиция, 2009. - 310 с., [48] л. цв. ил.
Мурзина, И.Я. Теория и практика культурологических исследований: сборник статей М. Берлин : Директ-Медиа, 2015.
Смирнов В.В. Летопись Ростова-на-Дону: хронологическая энциклопедия города: события и люди, картины и цифры. Ростов-на-Дону: Книга, 2012.
Электронные ресурсы
Университетский научный журнал: Филологические и исторические науки, археология и искусствоведение - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университетский консорциум, 2015. - 252 с.
Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. История. Археология. Этнология. Библиографический указатель - Москва: РАН ИНИОН, 2012. - 107 с.
Мединский В. Возвращая Россию. Восстановление исторических названий, памятников и других утраченных культурных ценностей / В. Мединский; М. Горбаневский; А. Кураев; В. Лавров - Санкт-Петербург: Алетейя, 2013. - 279 с.
Петрова Л. И. Городской музей и власть: 1880-е – 1930-е годы (Петербургский городской музей, Музей старого Петербурга, Музей города) / Л.И. Петрова - Санкт-Петербург: Алетейя, 2015. - 312 с.
Всемирное культурное наследие - Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского Государственного Университета, 2015. - 368 с.
Сидоров А. И. Святоотеческое наследие и церковные древности / А.И. Сидоров - Москва: Сибирская Благозвонница, 2013. - 752 с.
7.5. Перечень ресурсов сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины
Всероссийское общество охраны памятников (Москава) // www.voopik.ru
Группа охранной археологии Института истории материальной культура Российской академии Наук (Санкт-Петербург) // www.rescuearcheo.ru
КГИОП Правительства Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург) // www.gov.spb.ru
Министерство культуры Российской Федерации (Москва) // www.rosohrancult.ru
Общественное движение в защиту археологического наследия «Аматор» (Санкт-Петербург) // www.amator.archaeology.ru
Отдел охранной археологии Института археологии Российской академии Наук (Москва) // www.archaeolog.ru
Памятники истории и культуры народов Российской Федерации // www. kulturnoe-nasledie.ru.
Портал археологии России (Москва) // www.archeologia.ru
Санкт-Петребургская археологическая экспедиция (Санкт-Петербург) // www.spbae.ru
Сайт Министерства культуры ростовской области: http://mkro.donland.ru
Сайт Министрества культуры РФ: http://mkrf.ru
Сайт Росохранкультуры: http://rosohrancult.ru
Фонд содействия охране памятников археологии «Археологическое наследие»
Сервер «Музеи России – http://museum.ru
Система учета и пропаганды музейных ценностей АС «Музей-3» http://www.future.museum.ru/part03/030102.htm
Система КАМИС –: http://www.kamis.ru/kamis/index
VIII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Х. УЧЕБНАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
«Охрана памятников культурного наследия и музейная археология»
5 зач.ед.; ак.ч всего: 180
Преподаватели: доцент, к.и.н. Бойко А.Л., доцент, к.и.н. Ильяшенко С.М..
Кафедра археологии и истории древнего мира
Курс 1, семестры 1, 2
Направление подготовки (специальность): 46.04.01 История
№ | Виды контрольных мероприятий | Текущий контроль | Рубежный контроль (при наличии) | |
Модуль 1. Теоретико-методологические аспекты охраны памятников исторического наследия | ||||
Реферат | ||||
Модуль 2. Формирование системы изучения и охраны государством памятников исторического наследия | ||||
Контрольная работа | ||||
Модуль 3. Археологические методы и приемы изучения городского пространства | ||||
Эссе | ||||
Промежуточная аттестация в форме экзамена | Устный ответ – (10 баллов) при ответах на все вопросы | |||
Модуль 4. Теория и методика музейной археологии и охраны памятников культурного наследия | ||||
Реферат | ||||
Модуль 5. Формирование системы хранения и изучения государством движимых памятников культурного наследия | ||||
Контрольная работа | ||||
Модуль 6. Основные направления и формы музейной археологии | ||||
Эссе | ||||
Итоговая аттестация в форме экзамена | Устный ответ – (10 баллов) при ответах на все вопросы | |||
Бонусные баллы | до 20 | |||
Всего: 100 |
Преподаватель _________________________ доцент, к.и.н. Бойко А.Л.
подпись расшифровка подписи
Преподаватель _________________________ доцент, к.и.н. Ильяшенко С.М.
подпись расшифровка подписи
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт истории и международных отношений
Структурное подразделение
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель направления
_______________ /________________/
(подпись) (Ф.И.О.)
«_____»______________20_ г.
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
И МУЗЕЙНАЯ АРХЕОЛОГИЯ
(наименование дисциплины)
Направление подготовки / специальность 46.04.01 История
Уровень образования
магистратура
Фонд оценочных средств разработан | Ильяшенко С.М. к.и.н., доцент |
(подпись) Ф.И.О., должность, ученая степень, ученое звание | |
Рекомендован к утверждению на заседании кафедры Археологии и истории древнего мира | |
(название кафедры) | |
протокол заседания от _______________№_____________ Зав. кафедрой _____________ Кияшко А.В., д.и.н., профессор | |
(подпись) (Ф.И.О.) |
Ростов-на-Дону-2017
ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ ДИСЦИПЛИНОЙ
ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ И МУЗЕЙНАЯ АРХЕОЛОГИЯ
Код компетенции | Формулировка компетенции |
ОПК | ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ |
ОПК-3 | способность использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ |
ОПК-5 | способность использовать знания правовых и этических норм при оценке своей профессиональной деятельности, при разработке и осуществлении социально значимых проектов |
ПК | ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ |
ПК-1 | способностью к подготовке и проведению научно-исследовательских работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры |
ПК-4 | способностью использовать в исторических исследованиях тематические сетевые ресурсы, базы данных, информационно-поисковые системы |
ПК-11 | способностью к подготовке аналитической информации (с учетом исторического контекста) для принятия решений органами государственного управления и местного самоуправления |
ПК-12 | способностью к использованию баз данных и информационных систем при реализации организационно-управленческих функций |
ПК-13 | способностью к осуществлению историко-культурных и историко-краеведческих функций в деятельности организаций и учреждений (архивы, музеи) |
ПАСПОРТ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ
И МУЗЕЙНАЯ АРХЕОЛОГИЯ
№ п/п | Контролируемые разделы дисциплины | Код контролируемой компетенции | Наименование оценочного средства |
Модуль 1. Теоретико-методологические аспекты охраны памятников исторического наследия | ОПК-3, ОПК-5 ПК-1, ПК-4, ПК-11, ПК-12, ПК-13 | Семинар | |
ОПК-3, ОПК-5, ПК-4, ПК-11, ПК-12 | Реферат | ||
Модуль 2. Формирование системы изучения и охраны государством памятников исторического наследия | ОПК-3, ОПК-5 ПК-1, ПК-4, ПК-11, ПК-12 | Семинар | |
ПК-4, ПК-11, ПК-12 | Контрольная работа | ||
Модуль 3. Археологические методы и приемы изучения городского пространства | ОПК-3, ОПК-5 ПК-1, ПК-4, ПК-11 | Семинар | |
ОПК-3, ОПК-5 ПК-1, ПК-4, ПК-11 ПК-1, ПК-4, ПК-11, ПК-12 | |||
Эссе | |||
Модуль 4. Теория и методика музейной археологии и охраны памятников культурного наследия | ОПК-5, ОПК-3, ПК-1, ПК-4, ПК-11, ПК-12, ПК-13 | Семинар | |
ОПК-3, ОПК-5 ПК-1, ПК-4, ПК-11, ПК-12, ПК-13 | Реферат | ||
Модуль 5. Формирование системы хранения и изучения государством движимых памятников культурного наследия | ОПК-3, ОПК-5, ПК-1, ПК-4, ПК-13 | Семинар | |
ОПК-3, ПК-1, ПК-4, ПК-1, ПК-4, ПК-13 | Контрольная работа | ||
Модуль 6. Основные направления и формы музейной археологии | ОПК-3, ОП-5, ПК-1, ПК-4, ПК-13 | Семинар | |
ОПК-3, ПК-2, ПК-4, ПК-13 | Эссе |
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт истории и международных отношений
Кафедра археологии и истории древнего мира
Вопросы к экзамену
по дисциплинеОхрана памятников культурного наследия и музейная археология
1. Понятия «наследие», «природное и культурное наследие», «памятник», «уникальные историко-культурные и природные территории».
2. История развития охраны памятников истории и культуры. Охран исторических объектов в условиях города: история и современность.
3. Современная охранная археология в России. Структура. Специфика. Проекты. Проектная документация производства археологических работ.
4. Комплекс мероприятий по сохранению объектов археологического наследия при проведении инженерно-геологических изысканий.
5. Порядок проведений охранных археологических работ. Методика расчета.
6. Оценка стоимости ущерба нанесенного памятникам археологии. Охрана памятников.
7. Историко-культурное наследие как предмет правового регулирования.
8. Общие принципы организации охраны объектов культурного наследия в Российской Федерации.
9. Особенности современного законодательства в области охраны, использования и сохранения объектов культурного наследия.
10. Охрана историко-культурного наследия при ведении хозяйственной деятельности.
11. Историко-культурная экспертиза.
12. Приватизация и доверительная собственность объектов культурного наследия.
13. Методы использования историко-культурного наследия.
14. Технологии экономической эффективности управления исторической промышленной недвижимостью.
15. Объекты археологического наследия в условиях современного города.
16. Охранные археологические работы: основные этапы развития.
17. Произведение охранных археологических работ. Практическое применение принципов и методов археологии при охранных археологических работах.
18. Сохранение объектов археологического наследия. Археологические работы как способ сохранения памятника археологии.
19. Охрана объектов археологии. Главные особенности и основные проблемы охраны.
20. Музеефикация объектов археологического наследия. Зарубежный и российский опыт, основные тенденции.
21. Сохранение объекта культурного наследия.
22. Информационные ресурсы в сфере управления историко-культурным наследием.
23. Музеология как научная дисциплина и ее место в системе наук.
24. Объект и предмет музеологии.
25. Свойства музейного предмета. Функции музейного предмета.
26. Методы и структура музеологии.
27. Происхождение музея как социального института. Основные этапы формирования музея как социального института.
28. История отечественного законодательства в области музейного дела.
29. Музейная сеть. Принципы развития музейной сети. Методы анализа и прогнозирования развития сети музейных учреждений.
30. Типология и классификация музеев.
31. Понятие «музейный предмет». Свойства музейного предмета.
32. Научное комплектование фондов.
33. Структура и состав музейных фондов.
34. Виды комплектования, учет и хранение музейных фондов.
35. Выставочная и музейная экспозиция: отличительные особенности двух форм экспозиционной деятельности.
36. Выставка в музее: публикация музейных коллекций, научно-просветительская функция, комплектование фондов, инструмент модернизации музея.
37. Система выставок как специфическая форма функционирования основной музейной экспозиции.
38. Экскурсионное дело. Цели и задачи экскурсионной работы.
39. Основные этапы развития музейной педагогики.
40. Сущность образовательной деятельности современных музеев.
41. Музей в системе социальной коммуникации.
42. Крупнейшие музееведческие центры в России и за рубежом.
Составители:
______________________________ Бойко А.Л., Ильяшенко С.М.
Оформление комплекта заданий для контрольной работы
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт истории и международных отношений
Кафедра археологии и истории древнего мира
Оформление тем для эссе
(рефератов, докладов, сообщений)
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Истории и международных отношений
Кафедра археологии и истории древнего мира
Тематика письменных работ
(рефератов, эссе)
по дисциплинеОхрана объектов культурного наследия и музейная археология
1. Классификация объектов природного и культурного наследия Юга России.
2. Основные этапы в развитии охранного законодательства в России XVIII-XX вв.
3. Международные организации по защите объектов природного и культурного наследия и их деятельность в XXI в..
4. Конвекции и рекомендации ЮНЕСКО по охране природного и культурного наследия.
5. Система отечественных государственных и общественных организаций в сфере объектов природного и культурного наследия.
6. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (73-ФЗ) и практика его правоприменения (на конкретных примерах).
Методические рекомендации по написанию, требования
к оформлению письменной работы
Написание письменной работы является одной из форм самостоятельной работы студента в межсессионный период. В курсе «Охрана объектов исторического наследия и музейная археология» реферат выполняет несколько функций: метода рубежного контроля (может быть использован для аттестации студента); технологии сбора и обработки информации по конкретной проблеме; способа самостоятельной работы с различными источниками информации с последующим использованием результатов в практической деятельности (различные виды производственных практик студентов исторического факультета). Эссе представляет собой тип письменной работы, предполагающий более широкое раскрытие избранной темы. Здесь допустим отход от «жесткой» структуры реферативных работ, но структура выводов, их соответствие заявленным целям и задачам работы остается неизменной.
В современной образовательной практике реферат это письменная работа, объемом до 1 печатного листа (22-24 печатные