История кинематографа в Ставрополе: прошлое и настоящее
Современный человек имеет множество способов скрасить свой досуг и выбирает тот из них, что соответствует его интересам. Киноиндустрия сегодня может предложить фильм на любой вкус: комедии, боевики, драмы, триллеры. Каждый найдет тот жанр, что ему по душе. С начала ХХ века, когда кинематограф только зарождался, и по сей день интерес человека к миру кино не пропадает, тема кино в культурной жизни общества весьма актуальна. Данная статья позволит читателю познакомиться с историей развития кинематографа в Ставрополе на фоне развития его в России и убедиться в том, что культурная жизнь города развита и подвержена веяниям.
28 декабря 1895 года в Париже состоялся первый публичный киносеанс, организованный братьями Люмьер. Появление кинопроектора, а вместе с ним и зарождение кинематографа, – невероятный культурный и технический прорыв, перевернувший сознание людей того времени.
В первые годы ХХ века один за другим в Москве, как и в других городах России, начали открываться кинотеатры, преимущественно на центральных улицах. Как замечает в своей книге «Ставрополь – врата Кавказа» краевед Г. А. Беликов, уже в 1907 году первые фильмы Огюста и Луи Люмьер стали демонстрировать в городе Ставрополе, весной того года в летнем здании кинотеатра Ф. И. Беленовского и И. И. Неклеушева «Биоскопъ» в городской роще (в настоящее время бульвар Ермолова), осенью – в зимнем, на втором этаже особняка братьев Такиджиевых на Николаевском проспекте (в настоящее время – пр-т Карла Маркса). В следующем году «Биоскопъ» перебрался в дом купца Карла Навотни. На тот момент хозяином «Биоскопа» стал Баграт Бедросов, он арендовал его новое помещение. В 1912 году К. Навотни с восточной стороны своего дома сделал пристройку (на месте этой пристройки в настоящее время и находится кинотеатр «Октябрь»).
Одновременно с «Биоскопом» в доме Петра Чеглакова на углу Николаевского проспекта и Европейского переулка (в настоящее время пр-т Карла Маркса, 82) открылся французский «Электро-биограф «ПАТЭ», название которого было заимствовано от французской фирмы, выпускавшей кинопроекционную аппаратуру, использовавшуюся в России и в других странах. Вскоре предприниматель Г. Израильский открывает кинематограф «Биофонъ» на втором этаже дома купца К. Х. Зарифьянца. В здании, пристроенном к мебельному магазину Л. Траубе, расположился кинематограф «Солей», в торгово-зрелищном центре «Пассажъ» – кинотеатр «Модернъ», в Воронцовской роще «электро-театр» – «Свобода», на Александрийской улице (в настоящее время ул. Советская) – синематограф «Гранд-Электро» на 750 мест.
Первые фильмы братьев Люмьер и Эдисона представляли собой короткие бытовые сцены, и зрителей приводила в восторг скорее техническая новизна, чем сюжет. Затем им на смену пришли остросюжетные ленты «эпохи Патэ», а после – американские боевики и комедии. Вскоре в России возникло собственное кинопроизводство. «Биоскопъ», один из первых кинотеатров города, демонстрировал и вышедший на экран осенью 1908 года первый русский игровой фильм «Стенька Разин», и фильм «Победа», приуроченный к столетию победы России в Отечественной войне 1812 года, и фильмы со знаменитой актрисой немого кино В. Холодной, и картину «Война и мир» в марте 1915 года. Программа киносеанса состояла из трех разделов, не объединенных общим сюжетом. Первый знакомил зрителей с полетами первых дирижаблей и аэропланов, скачками и тому подобным. Затем шел основной фильм – драма, боевик или комедия. А в заключение публике показывали фрагменты из фильмов с участием Чарли Чаплина, клоунаду.
Жесткая конкуренция первых кинотеатров заставляла их владельцев привлекать зрителей всеми возможными способами. Рекламы газет сообщали о выходе остросюжетных картин и о тех технических новинках, которыми зрителям предлагалось насладиться: звуковые эффекты (в «Солее» и «Модерне»), отсутствие мигания (в «Биофоне»); чтобы привлечь в свой кинотеатр «Свобода» больше зрителей, Б. Д. Бедросов использовал французские предохранители от самовозгорания и невоспламеняющиеся кинопленки фирмы «Рекорд». Рекламные тумбы были оклеены афишами конкурирующих кинотеатров.
Как пишет в своей книге «Ставрополь – врата Кавказа» Г. А. Беликов, владелец «Биофона» Г. Израильский, стремясь обойти конкурентов, впервые в городе устроил электрическую рекламу – огромный красочный щит с электрическими лампочками, подвешенный поперек Николаевского проспекта. Многие кинотеатры располагались в зданиях, ориентированных на торговлю. И это делалось не случайно, а для того, чтобы привлечь как можно больше посетителей. И по сей день в городах России кинотеатры размещают в торговых центрах («Ударник» в Москве, «Атлантис» в Ставрополе и другие). Посещение магазинов составляло досуг каждого горожанина, а в Ставрополе имелись такие из них, которые не просто служили местом торговли, но и представляли собой своеобразные выставочные центры. Рассмотрим историю их возникновения подробнее. В 1902 года семья Людвига Траубе построила двухэтажный дом на улице Воронцовской (в настоящее время пр-т Октябрьской революции, 19), на первом этаже которого располагался магазин. Сначала он назывался музыкально-книжным, а затем музыкально-мебельным и зеркальным. Он был весьма знаменит в Ставрополе, и горожане приходили в него как на выставку диковинных предметов: в магазине продавались различные музыкальные инструменты, граммофоны и музыкальные шкатулки, а также мебель венской работы, тетради, открытки, книги. К этой популярной торговой точке и был пристроен кинематограф «Солей», вмещавший около 260 зрителей. Кинотеатр «Биофонъ» находился в доме Карпа Христофоровича Зарифьянца. Он был построен в 1903 году и на вид представлял собой каменный двухэтажный терем, вобравший в себя разные архитектурные стили. В нижнем его этаже купец устроил роскошный магазин «Золотой улей», где можно было приобрести мед разных сортов, отмеченный на международных выставках. Он имел славу и репутацию в городе и привлекал покупателей: мед расфасовывался в разнообразные по размеру, цвету, этикеткам баночки из стекла, дерева, фарфора, также в магазине можно было приобрести все необходимое пчеловодам. Второй этаж изначально сдавался под ресторан, но с 1907 года предприниматель Григорий Израильский открыл здесь кинематограф. В 1909 году братья Иван и Александр Меснянкины задумали возвести торгово-зрелищный центр «Пассажъ». Два его этажа сдавали купцам под торговые магазины, помимо этого, здесь был театр на 600 мест, кинотеатр «Модернъ» на 200 мест, а в подвальном помещении размещался ресторан «Гном». Внутренний двор с чугунной прогулочной галереей предполагали использовать как зимний сад. «Пассажъ» стал самым посещаемым центром торговли и отдыха в городе. Об этом заведении рассказывал в своей пьесе «Торговый дом» наш земляк, драматург И. Д. Сургучев.
Каждый кинотеатр имел весьма комфортный и эстетичный интерьер. В своей статье археограф Е. Б. Громова упоминает опись имущества, проведенную в 1918 году в кинотеатре «Биоскопъ», что позволяет представить обстановку кинотеатра в те годы. На стульях, мягких диванах и креслах можно было расположиться и послушать музыку, исполняемую оркестром в антрактах. Помещение украшали зеркала, статуи и аквариум, фойе освещалось четырьмя люстрами. Зрительный зал, очевидно, был рассчитан на 330 посадочных мест (столько стульев было реквизировано).
Между тем судьба кинотеатров «Биофонъ» и «Электро-биограф «ПАТЭ», демонстрировавших фильмы в мало приспособленных для этой цели помещениях, была предрешена. «Биофон» просуществовал несколько лет, хотя в год своего появления принял более 60 тысяч посетителей. На его месте разместился «Коммерческий клуб», где собирались на отдых и ассамблеи купцы и предприниматели города и его гости. В период революционной смуты сгорел кинематограф «Свобода». «Солей», «Модернъ» и «Биоскопъ», победившие в битве с конкурентами, в советское время перешли в государственную собственность.
После установления советской власти наряду со старыми лентами появились новые: «Броненосец «Потемкин», «Красные дьяволята». В 1930-е годы на смену «немому» пришло звуковое кино, получил развитие советский кинематограф. Ленты «Чапаев», «Ленин в Октябре», «Депутат Балтики», музыкальные комедии «Веселые ребята», «Волга-Волга», самый первый советский мультипликационный фильм «Новый Гулливер» увидели зрители всех уголков России. Кинотеатры Ставрополя оснащались современной отечественной аппаратурой. В городе работал киномехаником Т. С. Легоцкий, ученик изобретателя кино Луи Люмьера.
В духе времени кинотеатр «Солей» был переименован в «Гигант» и реконструирован (к нему пристроили вестибюль и изменили интерьер), став самым современным на Ставрополье; «Биоскопъ» на некоторое время получил название «Арс», а затем за ним закрепилось название «Октябрь»; разрабатывался проект превращения «Пассажа» в Центр советской культуры, так и не реализованный впоследствии. В период Великой Отечественной войны, во время оккупации города, кинотеатр «Гигант» временно получил название «Солдатское кино», в нем проводились киносеансы для германских военнослужащих. В 1942 году при бомбардировке Ставрополя три небольшие бомбы упали на здание «Пассажа». Западное крыло, где располагался кинотеатр «Модерн», не было восстановлено. После Великой Отечественной войны города России стали постепенно отстраиваться. Появлялись здания культурного назначения. В Ставрополе возникли новые кинотеатры: маленькие, такие как «Пионер», открытый в 1954 году и вмешавший 80 зрителей, «Ставрополец» (176 мест) и «Мир» (198 мест), открытые в 1957 году, «Чапаевец» (40 мест), открытый в 1968 году, и большие, такие как «Родина» и «Экран». «Родина» – первый широкоэкранный кинотеатр в крае, распахнувший свои двери перед зрителями в 1957 году и радушно принимавший их до 1994 года. В 2004 году, из-за невозможности реконструкции ввиду недостатка денежных средств, кинотеатр был снесен. Другой широкоформатный кинодворец – «Экран», демонстрировавший посетителям панорамные кинокартины, был открыт в 1966 году. В настоящее время кинотеатр находится на прежнем месте в полуразрушенном состоянии, а в советское время он был величественным сооружением, украшенным изнутри мозаикой. Кинотеатр «Гигант», переименованный в «Орленок», после реконструкции в 1985 году был отдан детям.
А. П. Акопьян в статье журнала «Pro» отмечает, что он был отделан мрамором, украшен мозаикой, хрусталем люстр и объединял три зрительных зала, кафе, зимний сад с фонтаном, зал игровых автоматов. Над куполом кинотеатра возвышался флюгер с гайдаровским всадником революции. В Юго-Западном районе города Ставрополя в начале 1987 года закончилось строительство широкоформатного кинотеатра «Салют». Оригинальное инженерное решение позволило на висячих опорах держать всю металлическую конструкцию с объемными потолками двух залов, вмещающих в общей сложности 720 зрителей и легко превращающихся в концертные. В настоящее время, наряду с «Салютом», действует еще ряд кинотеатров: цифровой «Пирамида», кинозал которого рассчитан на 260 зрителей, кинотеатр «Атлантис» в ТОРК «Галерея», вмещающий 194 зрителя в двух залах, и кинотеатр «Октябрь». После реконструкции в 2005 году в «Октябре» появились звуковое оборудование DOLBY DIGITAL SURROUND, система кондиционирования, современные мягкие эргономические кресла производства Франции, на которых могут разместиться 399 зрителей обоих залов, и кофейня, где после сеанса зрители могут побеседовать, например, за чашечкой кофе. В каждом кинотеатре города имеются подобные условия, обеспечивающие комфорт посетителям.
Подводя итоги, хотелось бы сказать, что кинопроектор – техническая новинка, вызвавшая неподдельный интерес и восторг у публики, стала отправной точкой в киноиндустрии в России и на Ставрополье в частности. Кино из диковинки, которой оно являлось в начале ХХ века, превратилось в явление, несущее культуру в массы. Вековая история развития кинематографа в России показывает, что он является частью социально-культурной системы. Подтверждением тому служит тенденция к появлению кинотеатров в торговых зданиях, которая сохраняется и до сих пор. История кинематографа в Ставрополе демонстрирует перспективность социально-культурной сферы города и края. Наличие предпринимательства и торговли, заинтересованность горожан в поднятии общего культурного уровня – все это дает мощный толчок к дальнейшему развитию индустрии кино.
Использованная литература и источники
1. Акопьян А.П. От «Солея» до «Орленка». // Pro. – 04. 2007. – с. 134–136.
2. Беликов Г.А. «Ставрополь – врата Кавказа». – С.: Ставропольское книжное издательство, 1997.
3. Беликов Г.А. «Град Креста». – С.: Ставропольское книжное издательство, 2005.
4. Беликов Г.А. «Облик старого Ставрополя». – С.: Ставропольское книжное издательство, 2005
5. Громова Е.Б. Чудесные метаморфозы «Биоскопа». Ко Дню российского кино. // Ставропольские губернские ведомости. – 22.08.2007. – № 33. – С.15.
МУЗЕЙНЫЙ ГЛОССАРИЙ
В этом номере размещены термины, встречающиеся в залах музея-заповедника, начинающиеся на литеру «ф».
«ф»
Природа
Фауна (новолат. fauna, от лат. Fauna - богиня лесов и полей, покровительница стад животных) - исторически сложившаяся совокупность видов животных, обитающих в данной области и входящих во все её биогеоценозы.
Филогенез, или Филогения (др.-греч. φῦλον, phylon - племя, раса и др.-греч. γενετικός, genetikos - имеющий отношение к рождению) - историческое развитие организмов. В биологии филогенез рассматривает развитие биологического вида во времени.
Зоология
Филин (лат. Bubo bubo) - хищная птица из семейства совиных, один из наиболее крупных представителей отряда совообразных. Распространён в лесных и степных районах Евразии. Оседлая птица. Охотится на зайцев, грызунов, ежей, ворон, водоплавающих и куриных птиц, а также множество других позвоночных.
Обыкновенный фазан, или кавказский фазан (Phasianus colchicus), - птица из подсемейства Phasianinae, семейства Phasianidae, отряда курообразных. Относится к числу одомашненных птиц и является распространённым объектом охотничьего промысла. Северокавказский фазан (Phasianus colchicus septentrionalis) занесен в «Перечень объектов животного мира, нуждающихся в особом внимании к их состоянию в природной среде»
Фламинго(лат. Phoenicopterus, уст. Краснокрыл) - род птиц, в семействе Фламинговые (Phoenicopteridae) и в отряде Фламингообразные (Phoenicopteriformes). У фламинго тонкие длинные ноги, гибкая шея и оперенье, окраска которого варьирует от белого до красного цвета. Их особым отличительным признаком является массивный выгнутый вниз клюв, с помощью которого они фильтруют пищу из воды или ила. Розовую или красную окраску оперению фламинго придают красящие вещества липохромы, которые птицы получают вместе с пищей.
Археология
Флакон (от лат. Flasco - «бутылка для вина») - специальная тара для хранения жидкостей, сыпучих и таблетированных веществ. Используется в парфюмерной, пищевой и фармацевтической промышленности, а также иногда для сохранения предметов религиозного культа (святой воды, лампадного масла и т.п.).
Фибула (лат. fibula, скоба) - металлическая застёжка для одежды, одновременно служащая украшением. Фибулы разнообразных форм были распространены с бронзового века до раннего Средневековья. При всех разнообразных изменениях формы и усовершенствованиях устройства, которым фибулы подверглись в течение различных эпох, общий их тип сохранился почти неизменным для фибул с иглодержателем.
Этнография
Флюгер (нидерл. Vleugel) - метеорологический прибор для измерения направления (иногда и скорости) ветра. В России до XVIII века употреблялись слова прапор, прапорица. Флюгер часто служит декоративным элементом – для украшения дома. Флюгер может использоваться и для защиты дымовой трубы от задувания.
Фуганок(от нем. Fugbank) - предназначен для окончательной обработки древесины. Его используют тогда, когда возникает необходимость выровнять поверхность большого размера, а также для прифуговки кромок у длинных деталей. Конструктивно представляет собой длинный рубанок с двойным ножом.
Фотопластинка – фотоматериал на стеклянной подложке. Представляет собой плоскопараллельную стеклянную пластинку с нанесённой на неё светочувствительной эмульсией.
Фонограф(от греч. φωνή – звук и γράφω – писать) – первый прибор для записи и воспроизведения звука. Звук записывается на носителе в форме дорожки, глубина которой пропорциональна громкости звука.
Фуражка – головной убор, в основном у мужчин. Ранее назывался «фуражная шапка» и являлся форменным головным убором в вооружённых силах и ведомствах различных государств.
Фонарь керосиновый (от греч. Φανάρι) – переносной или стационарный искусственный источник света. Прибор для освещения отдельных участков пространства в темное время суток.
Фаянс (фр. faïence, от названия итальянского города Фаэнца, где производился фаянс) – керамические изделия (облицовочные плитки, архитектурные детали, посуда, умывальники, унитазы и др.), имеющие плотный мелкопористый черепок (обычно белый), покрытые прозрачной или глухой (непрозрачной) глазурью.
Фотоаппарат (фотографический аппарат, фотокамера) – устройство (прибор, механизм, конструкция) для получения и фиксации неподвижных изображений материальных объектов при помощи света.
О ВЫСТАВКАХ
(февраль 2016 года)