Проблемы музеефикации памятников археологии в россии
Существует два основных подхода к использованию памятника археологии: «памятник как объект исследования» и «памятник как объект музеефикации о. В основном преобладает первый подход, однако, на наш взгляд необходимо совмещение этих подходов, так как цели музеефикации могут быть определены следующим обра* зом — сохранение и актуализация археологического наследия. Естественно, что без сохранения памятника (объекта, комплекса) невозможно его исследование, а без исследования, в свою очередь, невозможна его актуализация (создание музейной экспозиции, организация туристической и образовательной деятельности).
Памятник археологии как музейный предмет
Основой музейной экспозиции является музейный предмет, обладающий определенными признаками. Насколько характерные свойства музейного предмета присущи музеефицированным памятникам археологии? Сразу оговоримся, что в данном случае мы используем традиционную терминологию, принятую еще в советском музееведении.
Напомним, что понятие «музейный предмет» включает в себя следующие признаки: «памятник истории и культуры, изъятый из среды бытования, прошедший все стадии научной обработки... Выступает в музее как источник знаний и эмоционального воздействия, как средство воспитания и образования» И2. Реализовать эти функции музейный предмет может, обладая набором свойств — аттрактивностью, репрезентативностью, информативностью и экспрессивностью. Кроме того, предмет, отобранный в музейную коллекцию, должен обладать мемориальной, научной, исторической и художественной ценностью.
Прежде всего, нам придется констатировать, что музеефициро-ванный археологический памятник (объект) не в полной мере отвечает определению музейного предмета — он продолжает существовать на своем исконном месте, т.е., кажется, не изъят из среды бытования. Вместе с тем, среда бытования подобного памятника настолько изменяется, что он возрождается в совершенно иных исторических, культурных и природных условиях. В остальном же му-зеефицированный археологический памятник (объект) вполне вписывается в рамки понятия «музейный предмет»: он может служить
142 Музейные термины. М., 1986. С. 81.
46 —________________________________________________________
и источником знаний (а, следовательно, обладает научной ценностью143), и напоминанием об историческом событии (имеет мемориальную ценность144) и источником эстетического удовольствия (что вполне подходит под понятие « художественная ценность»145). Хотя, конечно, в каждом конкретном случае оценка «музейности» археологического памятника должна проводиться отдельно.
Музеефикация памятников археологии имеет свою специфику, напрямую связанную с особенностями этой группы памятников. Эта специфика складывается из двух составляющих: «технологического» и «социального» аспектов. «Технологический» аспект включает в себя методы проведения раскопок, консервации раскопанных памятников и объектов и отчасти создание экспозиции. Под «социальным» аспектом понимается востребованность памятников археологии в современной социокультурной ситуации. Как представляется, процесс сохранения и экспонирования археологических комплексов (памятников, объектов) не должен ограничиваться решением лишь технологических проблем, являясь частью культурной политики и, если угодно, средством межкультурного взаимодействия.
Типымузеефииированныхархеологических памятников
Основы типологии музеефицированных памятников были предложены Н.М. Булатовым148. В нашей трактовке она включает в себя следующие типы:
— археологический комплекс — совокупность археологических
памятников (городище с прилегающими селищами, могильни
ками и т.п.).
— археологические памятники (городища, селища, могильники и
т.п.);
143 «Научная ценность музейного предмета - значимость предмета как
источника исторической, естественнонаучной и любой другой информа
ции при решении исследовательских задач профильной дисциплины» (
Музейные термины. М., 1986. С. 84.).
144 «Мемориальная ценность музейного предмета - значимость предме
та как памяти об историческом событии или выдающемся человеке (Указ.
соч., с. 74)
145 «Художественная ценность музейного предмета - значимость пред
мета как произведения искусства.» (Указ. соч., с. 125).
146Булатов Н.М. Принципы организации археологических музеев-заповедников // Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры. Вып. 3. НИИК. Труды 28. М., 1975. С. 81.
— 47
— археологические объекты (отдельные сооружения — построй
ки, мостовые, валы, рвы);
— археологические находки (вещи).
В работе рассматриваются принципы музеефикации первых трех типов. Кроме того, в работе использованы следующие понятия:
Археологический музей-заповедник — музей, созданный на основе археологического комплекса (памятника) и исторически связанной с ним территории. Археологические музеи-заповедники создаются в соответствии с определенными критериями (историческая значимость, сохранность, информативность, доступность, современное значение).
Консервация — деятельность, направленная на обеспечение длительной сохранности музейных предметов без дополнительных действий по воссозданию утраченных элементов предмета.
Музеефикация памятников — процесс превращения движимых и недвижимых памятников истории, природы в объект музейного показа.
Реконструкция памятников — воссоздание частично сохранившегося памятника (объекта) на основании имеющихся данных об утраченном внешнем виде воссоздаваемого памятника (объекта).
Экспозиция основная — часть музейного собрания, выставленная для обозрения.
Этапымузеефикаииипамятниковархеологии
На основании мирового и отечественного опыта можно выделить несколько этапов музеефикации памятников археологии:
— выявление;
— исследование (при необходимости включающее в себя разборку);
— восстановление (либо проведение консервационных работ);
— организация показа (установление охранной зоны, консервация,
создание экспозиции, экскурсионная деятельность т.п.).
На наш взгляд, особенностью создания археологического музея-заповедника является то, что проектные работы могут (а в ряде случаев должны) вестись параллельно с раскопками. Причем фиксация памятника в процессе исследований ведется с учетом его последующей музеефикации. К этому следует добавить, что проект создания археологического музея-заповедника, как правило, не является окончательным и корректируется в зависимости от итогов каждого нового полевого сезона.
48 —
Проведениераскопокимузеефикаиия археологическихпамятников
В процессе музеефикации необходимо учитывать разницу в подходах к памятнику археологии у археологов и музейных работников. Для первых главное — выявление и максимальное исследование памятника. Причем, чаще всего эти исследования завершаются его разрушением. И это разрушение изначально заложено в методике проведения раскопок. Задача музейных работников — сохранение, популяризация и дополнительное исследование выявленных памятников. Для выполнения этой функции, естественно, надо иметь сам музейный предмет. Его-то зачастую и не хватает после завершения раскопок.
Что же касается соотношения методики археологических исследований и интересов музеефикации, то эта сложная проблема, на наш взгляд, может быть решена в пользу музеефикации.
Рассмотрим несколько наиболее характерных примеров, когда методика проведения археологических исследований вступает в противоречие с задачами музеефикации.
Довольно часто в исторически ценной части поселения позднейшими строительными работами уничтожается более ранний культурный слой. Скажем, средневековый слой нарушает слой раннего железного века, а постсредневековый объект (например, хорошо сохранившаяся деревянная мостовая 2-й пол. XVII в.) строится на безусловно исторически ценных, но невыразительных (с точки зрения музейщика) и с трудом реконструируемых остатках средневекового объекта. Таким образом, основное методическое требование — разборка и раскопка до материка зачастую не имеет смысла, так как основание только что разобранного объекта может покоиться на частично либо полностью разрушенном более раннем слое. Хорошо, если речь идет о деревянном сооружении, каменных остатках, сложенных без применения связующих растворов (либо с сильно поврежденными связующими швами) — эти объекты, после консервации их элементов можно заново собрать. Но как быть с сооружениями из глины, кирпича-сырца, разборка которых приведет к их полному уничтожению? В результате — соблюдается методика, но гибнет интересный объект, который можно было бы сделать частью музейной экспозиции.
Можно предложить такой компромиссный подход. Если на памятнике обнаружен хорошо сохранившийся объект (например, остатки средневековой постройки) и точно известно о наличии под ним более раннего культурного слоя, то предпочтительнее будет сохранить этот объект, не выбирая ранний слой. Представляется, что можно пожертвовать неисследованными 100-200 кв. м раннего слоя для
__________________________________________________ — 49
сохранения пусть и более позднего, но аттрактивного объекта. А общую картину существования на месте позднего поселения более раннего города могут дать другие раскопы на этом памятнике. Впрочем, этот вопрос остается открытым для дискуссий...
Также в целях сохранения только что раскопанных объектов раскопки можно вести методом «подвижного» раскопа, когда выбираемый грунт не выносится за пределы раскопа, им засыпаются уже раскопанные и зафиксированные сооружения (например, землянки, ямы и т.п.). Такой способ естественной консервации представляется наиболее простым и эффективным, если нет возможности провести оперативную полевую консервацию с использованием химических средств. Правда, при этом нарушается важное методическое требование: невозможна фотофиксация общего вида раскопа.
Раскопки земляных валов и рвов можно вести небольшим участком (такой ширины, которая потребуется для обеспечения безопасного проведения работ). Это позволит снизить риск разрушения археологического объекта. Важно помнить, что раскрытие объекта из-под дернового покрова — первый шаг к его постепенному разрушению (если не при помощи лопаты, то от воздействия окружающей среды). Это касается не только земляных объектов, но и сооружений сложенных из известняка, мела и ряда других материалов. Таким образом, методика раскопочных работ на памятниках, где запланирована му-зеефикация объектов, должна учитывать интересы музеефикации.
В литературе уже подчеркивалась необходимость создания комплексных экспедиций, куда включались бы не только археологи, но и специалисты-музеологи, реставраторы147. Примеров создания подобных групп в «средневековых» экспедициях мы пока не имеем. Реализованные проекты, как правило, не являются плодом коллективного творчества археологов, реставраторов, музейных работников. Примером может служить Довмонтов город, музеефика-ция которого вызвала резкую критику археологов1"18. Большинство
147 АльтшуллерБ.Л., КроленкоИ.И., Постникова О. Н. Проблемы сохра
нения археологических памятников // Проблемы охраны памятников ар
хеологии в населенных местах (материалы Всесоюзной конференции). Ере
ван, 1980. С. 38. Булатов Н.М. Принципы организации археологических
музеев заповедников // Вопросы охраны, реставрации и пропаганды па
мятников истории и культуры. Вып. 3. НИИК. Труды 28. М., 1975. С. 81;
148 Булатов Н.М. Принципы организации археологических музеев запо
ведников // Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников исто
рии и культуры. Вып. 3. НИИК. Труды 28. М., 1975. С. 81; Белецкий В.Д.
Некоторые вопросы музеефикации раскопанных памятников в Пскове // Те
зисы Черниговской областной конференции, посвященной 20-летию Черни
говского архитектурно-исторического заповедника. Чернигов, 1987.
50 -________________________________________________________
из известных нам проектов создания археологических заповедников преследуют основную цель — сохранение археологического наследия для проведения раскопок149. Однако это половинчатая мера, которая нуждается в корректировке.
Таким образом, проблема соотношения методики проведения раскопок и музеефикации памятников археологии пока еще весьма актуальна.
Созданиеэкспозиции.
Эту проблема сводится к решению двух основных вопросов: «Что показывать? » и « Как показывать? ». Ответы на эти вопросы можно получить, рассмотрев критерии отбора археологических памятников (объектов) для музеефикации, формы использования памятников археологии в музейной деятельности и способы показа памятников.
Критерии отбора археологических памятников (объектов) для музеефикации:
— историческая значимость;
— сохранность памятника (объекта);
-— информативность;
— доступность;
— современное значение.
Если четыре первых критерия не нуждаются в более подробном объяснении, то на тезисе о необходимости учета современного значения археологического памятника (объекта) следует остановиться чуть подробнее. При проектировании музея, его организаторы должны представлять себе, чем этот музей сможет выделиться из ряда других музеев такого же типа (от этого зависит деятельность музея, его популярность у населения). Например, «Аркаим» — не просто памятник эпохи бронзы, но и место паломничества астрологов, магов всех мастей. Организаторы музея удачно использовали идеи об Аркаиме, как прародине арийской расы, как о святом месте, «заряженном» некоей потусторонней энергией. В результате — огромная популярность у туристов, и как следствие — возможность проводить
149 Подобную направленность имеют статьи в сборнике « Археологический фактор в планировочной организации территории». М., 1997. (Хво-ростова Е.Л., Шаров С.А. Археологический аспект культурно-охранного проектирования исторических городов Русского Севера; Чернов С.З. Археология в концепции Национальной историко-культурной территории «Радонеж»; Выборный В.Н. Историко-градостроительные и археологические аспекты в проектном осмыслении развития Новгорода.)
_______________________________________________ - 51
научные исследования. Другой пример — Булгарское городище. Среди большинства мусульман России Булгар известен не просто как один из главных городов Волжской Булгарии, но прежде всего, как место принятия ислама предками современных татар. Как и сто и двести лет назад, городище ныне является местом паломничества для групп мусульман. В связи с этим организация заповедника на этом месте в принципе была оправдана. Однако ныне эта «символичность» почти никак не используется.
Впрочем, критерии отбора могут варьироваться, так как есть определенная разница между музеефикацией памятника в условиях города и в не городской среды.
На наш взгляд, можно выделить два основных типа археологических музеев:
— городской археологический музей;
— археологический музей, расположенный вне черты города.
Как представляется, есть определенная разница в способах и
методах музеефикации памятников археологии в городских и внегородских условиях.
Музеефикацияархеологическихпамятников вусловияхгорода
В городе, как правило, музеефицируется лишь отдельный памятник. Создание археологического заповедника здесь (за редкими исключениями) невозможно, что обусловлено, во-первых, недостаточной сохранностью культурного слоя и, во-вторых, трудностями, связанными с вычленением обширной территории из городского организма. Поэтому для городских археологических музеев, как правило, характерен показ не комплекса памятников, а одного объекта, отобранного в соответствии с определенными критериями — сохранность, информативность, историческая значимость, приемлемое для музеефикации месторасположение. Причем, отметим, что в случае с городским памятником археологии такой критерий, как доступность не столь важен — до любой точки города можно довольно легко добраться. Гораздо большее значение приобретают геологические условия, влияющие на экспонирование, и сочетание с окружающей средой. Особенностью показа археологических памятников в условиях города является то, что их экспонирование осуществляется чаще всего в закрытых павильонах, т.е. памятник теряет визуальную связь с культурным ландшафтом города. Это обусловлено объективными причинами: при открытом показе расположенный в городском центре памятник
52 -________________________________________________________
может мешать уличному движению, подвергаться интенсивному воздействию выхлопных газов. Таким образом, следует признать, что «павильонный* способ показа памятника в городе пока не имеет альтернативы. Здесь лишним доказательством служит опыт зарубежных стран.
Например, в центре Стокгольма у рикгсдага существует подземный археологический музей, основу экспозиции которого составили археологические находки, обнаруженные в ходе строительства подземных гаражей. Кроме вещей, в экспозиции представлена и часть городской стены средневекового Стокгольма. В России примером подобного экспонирования может служить Музей археологии Москвы.
Впрочем, можно привести и примеры, когда памятники архитектурной археологии в условиях города экспонируются и на открытом воздухе. Здесь показателен опыт Польши. Так, в Кракове на Вавельском холме экспонируются остатки средневековых культовых сооружений. В этом случае были реставрированы верхние части кладки. На подлинной кладке посажены скальные растения. Такой метод «естественной» консервации позволил выявить особенности планировки раскопанного комплекса и придал ему определенное художественное значение150.
Основные положения, выдвинутые польскими реставраторами, сводятся к следующему:
— развалины сохраняются в том виде, в котором они дошли до на
шего времени;
— реставрационные мероприятия должны предусматривать упоря
дочивание развалин в определенные формы с объединением их
элементов незаметным для глаза способом;
— любые работы, направленные на реконструкцию развалин дол
жны быть исключены;
— допустимо восстановление только существующих частей, а не
их фрагментов (при этом современные скрепляющие элементы
должны использоваться как можно меньше и быть отличимы
от более древних частей)151.
Подобный подход, на наш взгляд, возможен в том случае, когда памятник располагается в городской заповедной зоне или в районе, где отсутствуют крупные промышленные предприятия и нет интенсивного дорожного движения.
150 Пруцын О.И., Рымашевский Б., Борусевич В. Архитектурно-исто
рическая среда. М., 1990. С. 396.
151 Указ. соч., с. 393.
________________________________________________________ - 53
В условиях города чаще всего музеефицируются остатки архитектурных памятников. Однако нужно отметить, что в российских условиях подготовка к показу памятника археологии в городе сводится лишь к укреплению кладки, дополненной в лучшем случае гидроизоляционными работами. О каких-либо продуманных экспозициях речь, как правило, не идет. Это относится и к организации пространства вокруг памятника. В зарубежных странах проблеме экспонирования памятника археологии традиционно уделяется гораздо больше внимания152.
В связи с таким отношением определяется и место памятника в городской среде. Чаще всего он — фон, антураж, но не полноценный музейный экспонат со своей «легендой» и своим особым местом в «коллекции», имя которой — исторический город.
В богатой археологическими памятниками Москве можно привести лишь один пример консервации памятника архитектурной археологии in situ — основание Варварской башни Китай-города в переходе к станции метро «Китай — город». Он не включен в традиционный экскурсионный маршрут по Москве, да и включение памятника в современный контекст оставляет желать лучшего (многие москвичи его даже не замечают).
Могут быть предложены следующие критерии музеефикации памятников в условиях крупной городской агломерации (в данном случае подразумевается Москва как один из самых крупных мировых мегаполисов):
1) Музеефикации подлежат наиболее аттрактивные и сохранивши
еся в достаточно полном виде памятники — остатки мостовых,
строительных сооружений, гончарные горны, печи и т.п.
2) Древность памятника не имеет определяющего значения (могут
музеефицироваться и сооружения XIX в., если они необычны и
редко встречаются во время археологических работ — например,
деревянные водостоки и водопроводные трубы).
3) В случае обнаружения уникальных археологических памятни
ков (в каком бы состоянии они не находились), их музеефика-
ция необходима.
4) При музеефикации следует учитывать особенности грунта в дан
ном месте (это важно в том случае, когда памятник находится
на значительной глубине рядом со строящимся зданием). Иног
да заглубление в непосредственной близости от строения может
привести к печальным последствиям. В таких случаях, есте
ственно, музеефикация памятника не проводится.
162 См., например: Станчева М. Правилното решаване на една тежка проблема // Музеи и паметницина културата. 1970. № 1.
— 55 |
г^г^^ЗглЩ |
54 __
Формыиспользованияпамятниковархеологии (археологическихобъектов)
Наряду с различными типами музеефицированных археологических памятников выделяются следующие формы их использования:
— уникальная историко-культурная территория (или экомузей),
— археологический музей-заповедник,
— археологический парк,
— «живой памятник».
Археологические памятники в системе УИКТ, как правило, не играют определяющей роли. Их использование сводится в основном к исследованию и наблюдению за их состоянием. Пока эта форма использования наследия в России недостаточно популярна. Из наиболее перспективных проектов можно было бы упомянуть военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле» и экомузей «Тазгол», где городища-убежища, курганные могильники и т. п. планируется включить в число объектов экспозиции под открытым небом.
Археологический памятник в археологическом музее-заповеднике используется наиболее полно, он является главным предметом экспонирования и исследования, с ним связана основная музейная деятельность. Например, в музее-заповеднике «Танаис», в состав которого ныне входит несколько историко-культурных комплексов, все-таки основным объектом показа является городище.
Памятники археологии в системе археологического парка. В отличие от археологического музея-заповедника в археологическом парке памятники могут дополняться этнографической экспозицией, современными реконструкциями древних сооружений. Эта форма пока недостаточно популярна в России («Томская писаница» и «Аркаим», возможно, единственные примеры археологических парков).
«Живой памятник». В этом случае на памятнике (объекте) проводятся лишь необходимые консервационные и реставрационные работы. Говорить о полном цикле музеефикации в этом случае не приходится, так как ни экспозиционной, ни туристской деятельности на таких памятниках не ведется. Как правило, эти объекты являются частью городской среды. Наиболее эта форма развита в ряде европейских стран (Италии, Болгарии, Греции, Турции). Из зарубежных примеров можно было привести «Арены Лютеции» — античный амфитеатр, расположенный в парижском квартале Жар-ден де План. Арены были возведены во И-Ш вв. н.э. В 280 г. н.э. во
Рис. 1. Открытый способ показа археологического объекта («Белая палата», Булгарский музей-заповедник)
время нашествия варваров они подверглись разрушению. В1869 г. Арены были вновь открыты, а в 1883 окончательно раскопаны. Уже в нашем веке объект полностью отреставрирован и открыт для показа. Сохранились несколько рядов мест для сидения, открыты клетки для диких животных (восстановлены решетки этих клеток) и вход на арену. Реставраторы отказались от создания музея на месте объекта, проведя лишь необходимые консервационные работы. Интересно, что Арены и сейчас используются по своему назначению: жители прилегающего квартала каждый вечер играют там в спортивные игры. В России эта форма использования археологического наследия пока не практикуется (исключением здесь, видимо, служит лишь основание Варварской башни в Москве).
Способы показаархеологическихпамятников
Традиционно выделяются три способа:
— открытый (объекты полностью открыты для осмотра) (рис. 1);
— полуоткрытый (показ объектов в бортах раскопа, либо, если
речь идет об архитектурном комплексе, демонстрация интерье
ра раскопанного сооружения с засыпкой наружных стен);
— закрытый (такой способ состоит из засыпки раскопанных объек
тов и выведения современной «экспозиционной» кладки на по
верхность) (рис. 2);
Рис. 2. Закрытый способ экспонирования остатков церквей Довмонтова города (Псков)
К трем основным способам мы можем добавить и четвертый, который условно назовем — павильонный (этом случае памятник экспонируется в специально
построенном помещении или внутри здания) (рис. 3).
Каждый из этих способов имеет свои недостатки и достоинства. Открытый способ дает наибольшую информацию о памятнике, но
Рис. 3. Павильонный способ (Воскресенский мост, Музей археологии Москвы)
________________________________________________________ — 57
вреден для его физического состояния. Полуоткрытый способ менее опасен для памятника, но его внешний вид менее привлекателен, а «информативная* ценность памятника снижается. Наконец, при закрытом способе разрушение памятника приостанавливается, но экспозиция теряет предмет экспонирования — подлинный памятник. Неизбежное разрушение памятника при открытом и полуоткрытом способе показа вынуждает прибегать к «павильонному» способу, при котором, однако, памятник археологии теряет визуальные связи с современной архитектурной средой.
Хотелось бы подробнее остановиться на проблеме использования «закрытого» способа показа археологических объектов на примере Довмонтова города. Метод, применявшийся при музее-фикации археологических остатков Довмонтова города, состоял в надстройке стен вскрытых сооружений защитной кладкой, которая перекрывалась более широкими, нежели стена, железобетонными плитами толщиной 6-7 см153. Вскрытые остатки полов вновь засыпались землей. Таким образом, на поверхности оставалась современная кладка, повторяющая очертания древних построек.
К сожалению, часть проекта так и осталась нереализованной. Например, реставраторами предлагалось выводить защитную кладку на разные уровни, чтобы снять ощущение статичности экспозиции, применить покрытие несколько иного характера — вместо железобетонных накладок использовать прозрачный пластик, который позволял бы видеть подлинную средневековую кладку154. Однако, видимо, из-за отсутствия средств эти предложения не получили развития. Не было реализовано и другое предложение: применить менее дорогостоящий метод показа древней кладки, соорудив на лицевой поверхности построек смотровые окна155.
183 Кондратьева О.А. Подготовка к музеефикации памятников археологии и архитектуры в Пскове // Советская археология. 1975. № 2. С. 309.
154Указ.соч.,с. 309-311,
155Указ. соч., с 311. Поскольку законсервированные остатки Довмонтова города являются лишь частью крупного архитектурно-археологического комплекса, видимо, поэтому их использование в деятельности музея столь ограниченно. На примере объектов Довмонтова города видно, что археологическому памятнику в составе музея-заповедника уделяется меньше внимания, чем, скажем, архитектурному объекту. Возможно поэтому при консервации церквей Довмонтова города был реализован упрощенный вариант, т.к. реставраторы занимались основном консервацией и реконструкцией архитектурных объектов Псковского кремля.
58 -________________________________________________________
Созданная экспозиция под открытым небом вызвала критику археологов. Так, В.Д. Белецкий (в течение многих лет возглавлявший Псковскую археологическую экспедицию) посчитал неприемлемым показ архитектурных остатков подобным образом. По его мнению, в этом случае памятник теряет свою достоверность, искажается его внешний вид156. Кроме того, автор посчитал необоснованной засыпку землей части памятников. По его мнению, архитектурные остатки Довмонтова города должны быть восстановлены в том виде, в каком они предстали после завершения раскопок, т.е. максимально открытом. Причем, в этом случае возможно и экспонирование интерьеров раскопанных сооружений157. Н.М. Булатов также считал неудачной консервацию Довмонтова города, предложив открыть древние фундаменты для обозрения.
Метод, примененный при консервации церквей Довмонтова города, впрочем, имеет с некоторые основания. Можно усомниться в уверенности Н.М. Булатова относительно долговечности материалов, из которых сложены остатки. Местный плитняк, связующие растворы, несмотря на высокое качество исполнения все равно довольно интенсивно разрушаются. Здесь иллюстрацией могут послужить остатки архитектурного объекта Псковского Кремля — Вар-лаамской башни. На ней пока не проводилось реставрационных работ и поэтому и кладка, и связующий раствор башни подлинные. Налицо явные следы выветривания, растрескивания блоков плитняка из-за попадания внутрь влаги и интенсивной растительности. Довмонтов город, расположенный в отличие от Варлаамской башни не на берегу реки (а, следовательно, в какой-то степени защищенный от выветривания), тем не менее, также подвергался бы активному воздействию атмосферных осадков и растительности. Кстати, на современной защитной кладке некоторых объектов Довмонтова города тоже наблюдаются разрушения. В основном они происходят от интенсивного воздействия растительности.
Реставрационно-консервационные работы в Довмонтовом городе, возможно, будут продолжены: Псковским филиалом Института « Спец-проектреставрация» разработан проект музеефикации трех наиболее сохранившихся храмов — церквей Рождества Христова, Покрова Богородицы и Сошествия Св. Духа. Их стены, долгое время находившиеся под насыпью так называемой «Рождественской батареи» (земляно-
156 Белецкий В.Д. Некоторые вопросы музеефикации раскопанных памятников в Пскове // Тезисы Черниговской областной конференции, посвященной 20-летию Черниговского архитектурно-исторического заповедника. Чернигов, 1987. С. 55.
157Там же.
________________________________________________________ - 59
го бастиона XVIII в.) сохранились местами на высоту 3—5 м. Это наиболее хорошо сохранившиеся здания Довмонтова города. Начата их реставрация (впрочем, из-за отсутствия средств реставрационные работы приостановлены). К сожалению, автору не удалось ознакомиться с проектом музеефикации этих объектов, однако то, что уже сделано реставраторами вызывает ряд вопросов. Так, например, одна из построек, сложенная из плитняка, достраивается современным кирпичом.
Ко всем критическим замечаниям хочется добавить еще одно: большинство церквей Довмонтова города усилиями археологов «обрели» свои исторические имена. Почему бы у остатков церквей Дмитрия Солунского, Николы с Гребли, Кирилла, Федора Страти-лата и др. не поставить простые указатели с указанием основных сведений об этих храмах (название, время постройки)?
Что же касается павильонного способа показа, то он может использоваться не только в городских условиях. Например, он применяется в Булгарском музее-заповеднике, где археологические остатки экспонируются внутри Восточного мавзолея158. В состав экспозиции входит несколько белокаменных сарокфагов, деревянные остатки гробов, хозяйственные ямы и остатки кирпичного гончарного горна. Осмотр экспозиции осуществляется с обзорной площадки, проходящей по середине мавзолея на уровне современного пола.
Также можно упомянуть и пока не реализованный проект музеефикации Маяцкого городища (Дивногорский историко-культурный и природный музей-заповедник)159. Проект состоит в следующем: над сохранившимися остатками стены в юго-западной и юго-восточной частях крепости возводится металлический каркас, облицованный меловыми блоками, имитирующими кладку подлинной крепостной стены. Причем, нижние ряды блоков должны полностью повторять кладку сохранившихся остатков. «Имитационная» стена не соприкасается с подлинной кладкой, поэтому ее ширина на 1,5 м больше, нежели ширина существовавших крепостных стен. Юго-западный участок стены восстанавливается от южного угла до воротного проема (длина этого участка составляет 30 м), юго-восточный участок восстанавливается от южного угла на длину 22 м. Таким образом, речь идет о реконструкции лишь
158 Работы по консервации археологического раскопа в Восточном мавзолее начались в 1992-1993 гг. Сложность состояла в проведении эффективной консервации археологических остатков, изготовленных из разных материалов - земли, дерева, белого камня и кирпича.
159Проект реконструкции Маяцкого городища создавался под руководством сотрудника Средневолжского филиала Института «Спецпроектре-ставрация» В.М. Сысоева.
60 - |
Рис. 4. Проект экспозиции Маяцкого городища (по В.М. Сысоеву).
1 - современная стена; 2 - металлические стяжки внутри современной
стены; 3 - дощатый настил; 4 - остатки стены Маяцкой крепости.
части крепости. Высота стен с зубцами — 6 м160. «Имитация крепости» служит одновременно и павильоном для экспонирования подлинных остатков Маяцкого городища (рис. 4).
Подобное решение несколько отличается от обычных методов консервации и экспонирования белого камня. Это и понятно, ведь в данном случае реставратор имеет дело с совершенно особым материалом — мелом — отторгающим любой традиционный консер-вационный раствор, кроме приготовленного на меловой основе. Мел по своей структуре гораздо мягче известняка, он гораздо сильнее,
________________________________________________________ - 61
нежели известняк, подвержен разрушительному воздействию атмосферных осадков и выветривания. Открытый способ экспонирования меловых остатко