Как феномен культуры: его восприятие
Первые проекты музеефикации
Интерес к археологическим памятникам со стороны русской научной общественности возник еще в начале XVIII в. Несомненно, этот интерес был частью политики реформ во всех сферах жизни России, проводимой Петром I. Впрочем, в археологической литературе есть упоминания, о существовании еще во 2-й половине XVII в. в России своеобразной инструкции для проведения раскопок42. Однако первые попытки выявления, научного описания и систематизации памятников археологии относятся ко 2-й четверти XVIII в. и связаны с име-немВ.Н. Татищева. Именновего «Истории Российской» мы впервые встречаемся с достаточно подробным описанием некоторых памятни-
42С.Н. Замятины. Первая русская инструкция для раскопок // Советская археология. XIII. 1950.
— 17
ков археологии России. Кроме того, В.Н. Татищеву принадлежит идея составления анкеты для местных чиновников и геодезистов, где содержались сведения об археологических памятниках на территории той или иной губернии.
Впрочем, раскопок на территории России во второй половине XVIIIвека не проводилось. Часть образованной публики интересовалась в основном зарубежными исследованиями. Примечательно, что в 1780-е гг. Е.Р. Дашкова (путешествовавшая тогда по Италии) заметила неаполитанскому королю: «Однажды я позволила сказать их величествам, что следовало бы утроить количество рабочих, производивших раскопки в Помпее, и когда она будет совершенно очищена от пепла, поставить на места всю мебель и утварь и приставить стражу к этим сокровищам, а затем объявить по всей Европе, что за известную плату можно видеть подлинную картину обычаев, утвари, жизни обитателей старинного города, сохранившегося в неприкосновенности, вплоть до объявлений на домах; я полагала, что этим расходы вернутся сторицей, так как со всего света стекутся знатоки, любители и просто зеваки, чтобы полюбоваться картиною, так сказать, говорящею, какую не могло бы заменить ни одно описание; можно было бы видеть прямо, как люди жили; а король этим сделал бы просто нечто волшебное, вырвав из рук времени и забвения живую картину столь далекой действительности»43.
В дореволюционной России предпринимались попытки сохранения и экспонирования археологических комплексов (городищ, могильников), однако речи о создании музеев, которые можно было бы назвать «археологическими музеями-заповедниками», не шло. Первенство в деле сохранения и экспонирования памятников археологии принадлежит исследователям, изучавшим античные памятники Северного Причерноморья44. Именно в 1-й четв. XIX в. организуются музеи в Феодосии, Одессе и Керчи45.
В этой связи можно упомянуть историю поездки чиновника В.В. Капниста в Крым для исследования состояния греческих памят-
43 Дашкова Е.Р. Записки 1743-1810. Л., 1985. С. 123.
44 Нельзя не учитывать и то, что в начале XIX в. в России активно разви
ваются идеи создания национального музея, где были бы представлены все
этапы истории России. С подобными проектами выступали Ф.П. Аделунг
(Предложение об учреждении Русского национального музея // Сын Отече
ства. 1817.14.), В.Г. Вихман (Российский Отечественный музей // Сын Оте
чества. 1821. 33. Ч. 71). Безусловно, это «музейное движение», повлияло на
создание ряда музеев (прежде всего, художественных и археологических).
45 Каспаринская С.А. Музеи России и влияние государственной полити
ки на их развитие (XVHI-нач.ХХв.) // Музей и власть. Ч. 1. С. 31.
18 -________________________________________________________
ников архитектуры в 1820 г.46. Причем, в письме по итогам его поездки президент Петербургской АН С.С. Уваров отметил: «От Греческой архитектуры, кроме фундаментов ничего более не осталось. .. Сии фундаменты, свидетельствующие об огромном древнем строении, должны быть сохранены (выделено мной — A.M.) и описаны...»47.
Спустя три года, в 1823 г., А.И. Стемпковский составляет записку о необходимости сохранения и изучения памятников архитектуры и археологии Юга России и о создании археологических музеев в атом регионе48.
Позже с расширением археологических исследований на юге России создаются первые археологические музеи. Территории раскопок становятся объектом музейного показа (хотя, безусловно, не существовало ни методик консервации археологических остатков, ни создания продуманных экспозиций под открытым небом). Из наиболее ярких примеров можно было бы привести Херсонес Таврический49, древности Пантикапея50. Подчас территория раскопок являлась единственной более или менее постоянной частью музея51.
Однако чаще всего приходилось ограничиваться лишь ремонтом и охраной крупных археологических комплексов. Так, например, на Керченском полуострове в 1865 г. были проведены работы по частичной реконструкции Царского кургана: был расширен и обложен бутовым камнем раскоп, ведущий в курган, восстановлена вершина, пострадавшая из-за грабительских раскопок, реставрирована верхняя часть свода галереи, вход в погребальную камеру и мозаичный пол. Кроме того, тогда же при кургане строится караульный домик со сторожем62.
46 Тизенгаузен В.Г. О сохранении и возобновлении в Крыму памятников древности, и об издании описания и рисунков оных // Записки Одесского общества Истории и Древностей. Одесса, 1872. Т. 8.
47Указ. соч., с. 370.
48Каспаринская С.А. Указ. соч. С. 31.
49 Разгон A.M. Археологические музеи в России (1861 - 1917 гг.) // Очерки истории музейного дела в России. Вып. 3. М., 1961. С. 213, 229.
50Ю.Ю. Марти. Путеводитель по керченским древностям. Керчь, 1926. С. 22.
61 Так, A.M. Разгон, отметил специфичность Керченского музея, «который фактически составлял единое целое с раскрытыми и охраняемыми памятниками, являвшимися важнейшей частью демонстрируемых исторических памятников» (Разгон A.M. Указ. соч., с. 211).
52Ю.Ю. Марти «Путеводитель по керченским древностям». Керчь, 1926. С. 23-24.
________________________________________________________ - 19
Сложнее дело обстояло с памятниками раннего и позднего средневековья, располагавшимися в Средней полосе России, Сибири. С одной стороны, эти остатки старины являлись частью обыденной жизни населения Российской империи, с другой — утратив свое первоначальное значение, они постепенно приобретали совершенно иное качество. Следует помнить также и о том, что сохранность памятника археологии прямо зависит от отношения к нему общества.
Чем же был и есть памятник археологии для общества XIX века? Прежде всего, неоднородность русского общества отразилась и на отношении представителей различных его слоев к памятникам древности. Проанализировав группу литературы (к сожалению, весьма немногочисленную), мы можем выделить следующие моменты:
1) Памятник археологии воспринимался как наследие предков,
требующее почитания и обережения;
2) Считался проклятым, либо волшебным местом, связанным с
«нечистой и неведомой силой»;
3) Функциональным элементом — межевым знаком, ориентиром;
4) Местом для добывания ценных вещей;
5) Курьезом, любопытным раритетом.
Для иллюстрации каждого положения мы приведем несколько примеров. В археологической литературе XIX века не раз встречаются упоминания о почитаемых среди местного населения археологических памятниках.
Так, существует весьма показательное описание каменного изваяния (судя по всему, половецкого происхождения), стоявшего на поляне у деревни Болваны Рославльского уезда Смоленской губернии. Изваяние было окружено небольшими камнями. О нем сообщается следующая легенда: « »Это было давно», — говорят крестьяне. — «Наша бабушка (как они называют это изваяние) пасла свое большое стадо овец и помогала многим людям. Но вот однажды проходит по этому месту какой-то святой муж и, увидев бабушку, праздно стоявшую среди бродящего стада, обратился к ней с просьбой о какой-то услуге, но бабушка отказалась услужить святому и не захотела двинуться даже с места. « Будь же ты камнем, — сказал праведник. — И камнями станет все стадо твое!.. »53 Корреспондент отмечает, что изваяние считается святыней жителями окрестных деревень, оно защищает посевы от градобитий, гроз и всяческих несчастий. Непочтительное отношение к статуе наказывается. В1890 г. местный исторический музей направил ходатайство полицейским органам о доставке «бабушки» в музей, но «рославль-
53 Археологические известия и заметки. 1894. № 1. С. 16.
20 -________________________________________________________
ский исправник... донес, что... весьма возможно ожидать со стороны крестьян деревни Болваны сопротивления, в случае отобрания у них этого изваяния...»64 В данном случае «музеефикация» этого памятника археологии прямо зависела от отношения к нему со стороны местных жителей.
Функциональное значение памятника археологии отнюдь не всегда связано с его подлинным историческим значением. Здесь мы воспользуемся сведениями, приведенными в работе Н.А. Кренке55. Согласно исследованиям автора, межевые документы XV-XVII вв. раскрывают значение курганов как межевых знаков, ориентиров. Наличие в курганах межевых ям в XVII в. лишний раз подтверждает значение могильной насыпи как знака-ориентира.
Курганы (или вообще древние захоронения), пещеры часто выступают в качестве нечистых или заколдованных мест. Как правило, с памятником связывается существование в его недрах несметных сокровищ.
О том, что археологические памятники становились местом добычи ценностей, материала для переплавки существует большое количество свидетельств. Приведем некоторые из них.
Зачастую разграбление курганов носило организованный характер56, либо черты «эпидемии курганомании», которая на короткое время охватывала целые деревни в связи с единичными находка-
________________________________________________________ — 21
ми ценных вещей57. А бережное отношение местных жителей к археологическим объектам иногда основывалось на нежелании потерять «запасной» источник существования58.
Вместе с тем памятник археологии иногда продолжает функционировать по своему первоначальному назначению — как святилище, либо место захоронения. Из характерных примеров можно привести Камень Дыроватый — пещерное святилище на скалистом берегу р. Чусовой в Пригородном районе Свердловской области. По мнению авторов исследований, святилище в этой пещере, расположенной в отвесной скале, начало функционировать в эпоху мезолита. Обряд состоял в стрельбе из лука в пещеру, расположенную высоко над урезом воды в отвесной скале (внутри пещеры найдено более 20 000 наконечников каменных, костяных, бронзовых и железных стрел)59. Сама скала со стороны напоминает человеческое лицо с открытым ртом, что, возможно, послужило основанием для ее «освящения». Судя по находкам, святилище функционировало несколько тысячелетий и продолжает по сей день служить тем же целям — в грунте найдено большое количество дроби и малокалиберных пуль60. Другой пример касается Московской области, где в 1970-е гг. раскопки курганов у д. Новленское выявили вторичное использование курганного могильника XII в.: захоронения в нем проводились и в XVIII в.61
64 Археологические известия и заметки. 1894. № 1. С. 17.
55 Кренке Н.А. Археологические памятники Подмосковья в контексте
культуры XV-XX вв. // Культура средневековой Москвы. М., 1995.
56 Из письма Казанского общества археологии, истории и этнографии от 4
мая 1888 г., направленного в Московское Археологическое Общество: «От
внимания Археологической комиссии... ускользают такие прискорбные
факты как разрушение трех замечательных могильников Прикамского рай
она, относящихся к переходной эпохе от бронзы к железу - Пьяноборского,
Ананьевского на Каме и Атамановых костей на Вятке, из которых над пер
вым в течение многих лет работали беспрепятственно крестьяне, целыми
пудами сбывавшие из него драгоценные для науки памятники Мензелинс-
ким медникам» (Рукопись «Вопрос... об установлении правительственного
надзора как за производством археологических раскопок на казенных, об
щественных и церковных землях, так и за охранением и восстановлением
монументальных памятников древности в России». Б.м., б.г. № 14). Или
другой факт: «Землевладелец д. Кульпинки Елисаветградского уезда Хер
сонской губернии г. Бохенский раскапывает курганы в своем имении на хо
зяйственных началах... В настоящем году раскопки возобновлены на новых
основаниях: г. Бохенский уступил раскопку местным крестьянам, условив
шись поделить с ними поровну те сокровища, которые ими будут найдены.-
..»(Археологические известия и заметки. 1893. № 7-8. С. 264.)
67 «Осенью 1891 г. вследствие находок золота и серебра в нескольких древних могилах, киргизы Семиреченской области были охвачены эпидемией раскопок. Копали мужчины и женщины, старый и малый, лопатами и серпами, днем и ночью; выходя из аула на раскопки, молились и закалывали в жертву лошадей, быков и баранов; раскапывались и неведомые и заведомо мусульманские могилы...» (Археологические известия и заметки. 1893. № 5. С. 169.).
58«.. .около д. Митино находилось шесть курганов. Среди них особенно выделялся один, известный под названием Великая Могила... Курганы находились на земле митинских крестьян и те берегли их как зеницу ока. Старинное поверье утверждало, что в Великой Могиле укрыты сокровища знаменитых разбойников или самого Лжедмитрия, и жители деревни надеялись, что эти богатства смогут пригодиться на черный день...» (Ма-чульский Е.Н. Митино // Материалы для изучения селений Москвы и Подмосковья. М., 1995. С. 85.)
59 Сериков Ю.Б. Камень Дыроватый - уникальное пещерное святилище на р. Чусовой // Российская археология. 1996. № 4. С. 135.
60Указ. соч., с. 134.
61 Н.А. Кренке Археологические памятники Подмосковья в контексте культуры XV-XX вв. // Культура средневековой Москвы. М., 1995. М., 1995.С.252.
22 —________________________________________________________
Интересные сведения о восприятии курганов и городища в Новгородской губернии содержатся в заметке М. Быстрова. В ней говорится, что, по мнению крестьян, курганы являются братскими могилами русских воинов, погибших «когда Литва приходила». Особо автор выделяет т.н. «Шум-гору» — курган, на котором ежегодно в Успенское заговенье служился молебен. По версии крестьян, когда-то на месте сопки стояла церковь, которая провалилась сквозь землю — после этого и появилась сопка62. Кроме того, по поверью, глухие могли излечиться, прислушавшись в определенный день к тому, что делалось в кургане. Однако даже столь уважительное отношение к курганам не мешало некоторым крестьянам раскапывать их в поисках сокровищ63. В том же уезде существовало городище, носившее местное название «Городок», где в праздничные дни проходили гуляния64.
Любопытной проблемой является и интерпретация археологического памятника в народной среде. В этнографической литературе не раз отмечалось, что народ связывает все нашествия в Россию либо с литовцами (поляками), либо с французами65. Таким образом, и археологические памятники (прежде всего, курганы), вроде бы, являются свидетельствами этих войн. Так трактовалась и Шум — гора, и курганы близ Микулина городища на реке Шоше66, так и поныне трактуются уже распаханные курганы у бывшего села
62 Быстрое М. Остатки старины близ Передольского погоста, Лужско-
го уезда, С-Петербургской губернии // Известия Русского археологичес
кого общества. Т. IX. Вып. 4. Спб., 1879. Стб. 392.
63 Археологические известия и заметки. 1896. № 1. С. 60.
64 Там же, с. 61.
65 Интересно, что на Украине скифские курганы, клады и древнерус
ские городища в народном представлении чаще всего связывались с запо
рожцами. Отсюда и отношение к ним как святыне. Эти черты народного
восприятия проникли и в художественную литературу. В поэме Т.Г. Шев
ченко «Иван Шдкова» встречаем такие строки:
...Пановали, добували
И славу, и волю -
Минулося: осталися
Могили по полю.
Високп й могили,-
Де лягло спочити
Козацькее б1ле т1ло
В китайку пов1те
Високн Ti могили,-
Чорниють як гори...
66Формозов А.А. Следопыты земли московской. М., 1988. С. 29.
________________________________________________________ —23
Руднево, ныне вошедшего в черту Москвы67.
Исследователь А. А. Панченко на основе обширного этнографического материала, касавшегося древнерусских и славянских могильников, сделал вывод о том, что народное восприятие этого типа археологических памятников иллюстрирует процесс «постепенного изменения статуса могильника в крестьянской культуре; такой процесс уместно назвать «археологизацией» или «вторичным ритуальным использованием»68. Однако нельзя не отметить и такую закономерность: традиционное соотнесение памятника археологии не со «своей» культурой, как правило, воспитывало у местного населения довольно индифферентное отношение к нему. (Увы, последствия такого отношения археологи и музейные работники ощущают до сих пор).
Несколько иным было отношение к памятникам у представителей дворянской знати. Для многих из них памятник являлся курьезом, чем-то средним между усадебным гротом и «китайским» павильоном. Прежде всего, это отношение выразилось в планировке ландшафтных парков. Можно привести несколько наиболее характерных примеров использования археологических остатков. Это, например, Царицыно, где в парке сохранились курганы вятичей. Они были включены в парковую систему — между ними размещались белокаменные статуи69. Не исключено также, что некоторые царицынские курганы имеют более позднее происхождение (возможно, XVIII века) — в них вообще отсутствуют какие-либо следы погребений70. Насыпной курган мы можем увидеть и в Дубровицах, и на территории парка музея-заповедника «Горки Ленинские», где помимо подлинной курганной группы также существуют, видимо, насыпные курганы, отличающиеся высотой и диаметром от своих более ранних «собратьев»71.
67Факт, сообщенный этнографом А.В. Алексеевым. Коренные жители этого села, называя курганы «кургашками», интерпретируют их как могилы французов.
68Панченко А.А. Народное православие. СПб, 1998. С. 215.
69 «... между курганов статуя белого камня, в курганах статуя белого
камня одна и против белого ж камня точеная урна одна». (Забелин И.Е.
Сведения о московских и подмосковных садах в XVIII - XIX столетиях //
Опыты изучения русских древностей и истории. Ч. 2. М., 1873. С. 347)
70 «Во всех четырех курганах, раскопанных в Царицынском парке, не
оказалось ни одной вещи, ни одного черепка, ни одного уголька... В дер
новом слое насыпи встречались обломки кирпичей, стекла и т.п.» (Рав-
дина Т.В. Отчет о раскопках Царицынских курганов в 1960 г. Архив ИА
РАН. Р -1, № 2096. С. 3).
71 Кренке Н.А. Отчет о разведках в Ленинском и Домодедовском райо
нах Московской области на территории заповедника «Горки Ленинские»
в 1990 г. Архив ИА РАН, б/н. Л. 19.
24 —________________________________________________________
Из других типов археологических памятников можно отметить половецкие изваяния, располагавшиеся в парках усадеб наряду с античными статуями. Судя по всему, они рассматривались владельцами усадеб как средство подчеркнуть свою неординарность, или, быть может, чудачество. В Подмосковье известны как минимум три факта использования «половецких баб» как части паркового ансамбля. Это имение Нарышкиных в Кунцеве, усадьба СП. Румянцева в с. Зенино, усадьба «Абрамцево» (в последней, видимо, каменные бабы появились несколько позже — в конце XIX-нач.ХХ вв.).
На фоне такой социокультурной ситуации ведутся археологические исследования в России. Параллельно с античными памятниками в 1-й половине XIX в. изучаются и средневековые городища, курганы. Впрочем, последние исследования не носят такого массового характера (что отчасти объясняется отсутствием средств у организаторов этих работ). Но в 1820-е — 1850-е гг. интерес к отечественным древностям повышается72. Правда, в основном это касается развития русской этнографии и истории русского искусства.
Неслучайно поэтому, видимо, первый (и единственный из известных нам) проект «музея под открытым небом», выдвинутый в XIX в., был связан именно с попыткой сохранить архитектурное и археологическое (вещественное) наследие Волжской Болгарии. Речь идет о плане учреждения «археологического музеума в Волгаре», разработанном в 1869 г. членом Псковского губернского статистического комитетаК.Г. Евлентьевым73. Ввиду уникальности этого проекта для русской исторической науки, остановимся на нем подробнее.
Автор отмечает, что «учреждение просвещенного надзора за целостью развалин» является главным условием их сохранности. Проводя параллель с Помпеями, автор проекта пишет: «Сокровища классической Помпеи... сгруппированы в публичном музеуме, в Неаполе; сокровища же русской Помпеи (имеется в виду Булгарское городище — A.M.), тоже рисующие оживленную картину древнебулгарского города до мельчайших подробностей, исчезают от времени и расхищаются профанами»74.
72 Эти тенденции, судя по всему, связаны с развитием романтизма в русской литературе и искусстве. Кроме того, случайные археологические находки (например, клад и древние погребения в Старой Рязани, обнаруженные в 1820-1830-е гг.) приоткрыли перед образованной публикой новую, таинственную Древнюю Русь.
73Евлентьев К.Г. Об учреждении археологического музеума в Волгаре. Б.м., 1869.
74Указ. соч., с. 3 - 4.
________________________________________________________ — 25
Интересно, что К.Г. Евлентьев разделил археологическую и архитектурную части будущего заповедника: т.н. «наружный город» (развалины культовых сооружений) и «подземный» город (т.е. непосредственно археологические памятники)75. Впрочем, в «подземный город» автор не включил остатки булгарских построек, но лишь «разнообразные предметы татарско-булгарской промышленности». И это естественно, ведь крупных археологических исследований на территории городища в те годы не проводилось и представление о памятнике у многих археологов формировалось на основе случайных находок или же, в лучшем случае, летописных сведений о Булгаре.
Организационно проектируемый музей строился следующим образом. Смотрителем развалин мог назначаться священник села Болгары. Его директором мог назначаться либо один из профессоров Казанского университета, либо смотритель Спасских училищ. Археологические работы в целях экономии могли производиться силами местных крестьян, свободных от сельскохозяйственных занятий или учеников училищ Спасского уезда76. Сам музей мог помещаться в специально снятой для него избе.
Предполагалось, что музей будет организован либо за счет правительственной субсидии, либо на средства научного общества, либо на средства, данные татарскими купцами. Автор проекта учел даже социальное значение болгарских остатков: «Развалины Булгара считаются у магометан наших местом священным, куда они, со всего востока, идут на поклонение толпою... Из всего этого... можно будет извлечь законным путем материальные средства на содержание древлехранилища»77. Дальнейшие же поступления должны были производиться за счет входной платы и денег, вырученных от продажи не очень ценных археологических находок.
Интересно, что автору проекта Болгарский музей виделся как некий научный центр, где проходили бы исследования по истории востока России. Проект был представлен на I Археологическом съезде в Москве, однако продолжения так и не получил.
Важно отметить, что методики археологических исследований, использовавшиеся в XIX в., не позволяли произвести восстановле
75Евлентьев К.Г. Об учреждении археологического музеума в Болгаре. Б.м., 1869.С. 9. 76Указ. соч., с. 5. "Указ. соч., с. 8.
26 —________________________________________________________
ние памятника78. Например, столь популярная у ряда исследователей «траншейная» археология не могла дать полного представления о раскопанном памятнике (напомним, что именно по этой методике начинались раскопки на Недвиговском городище (Танаис), что впоследствии несколько осложнило интерпретацию некоторых объектов на территории городища), полевая документация также зачастую либо вообще отсутствовала, либо являлась простой «отпиской».
С развитием методики раскопок меняется и отношение к памятнику.
Опытный исследователь древностей А.А. Спицын, видимо, одним из первых обратился к проблеме разработки новой методики исследований: «Раскопка должна быть столь осмотрительна и точна, чтобы по отчету можно было изготовить модель памятника, если не восстановить его»79. Также, автор отстаивал идею сохранения и восстановления раскопанного памятника, считая, что эти меры позволят сохранить его как напоминание о прошлом: « Одни исследователи преднамеренно не засыпают курганов, чтобы не ввести в заблуждение новых исследователей, другие приводят их почти в прежний вид, желая, чтобы они оставались по-прежнему памятниками старины. И та, и другая точка зрения имеет основания, но мы стоим охотнее на второй»80.
Однако методик сохранения раскопанных объектов не существовало. Так, А.А. Спицын заметил, что «остатки жилищ и сооружений, обнаруженные исследователем, почти всегда обречены на уничтожение, так как нет никаких способов сберечь находящийся
78 К этому следует добавить и то, что в XIX веке археология понима
лась несколько иначе, нежели ныне. Например, комиссия Лобанова-Рос
товского (1876), которая должна была разработать проект правил о сохра
нении исторических памятников, разделила археологические памятни
ки на: а) памятники зодчества; б) памятники живописи и ваяния; в)
изделия ремесленные; г) памятники письма и печати. Также в докумен
тах Комиссии указывалось: «Под этими общими наименованиями подра
зумеваются, например: курганы, могилы, валы и вообще все насыпи, ка
менные орудия и мегалитические памятники, древние здания, развали
ны древних построек, каменные бабы и другие изваяния, стенопись и
памятники этнографические, церковная и домашняя утварь» (Законопо-
ложения о сохранении памятников старины. М., б.д. С. 21).
79 Спицын А.А. Археологические раскопки. СПб, 1910. С. 8.
80Указ.соч.,с. 120-121. Восстановление раскопанных курганов в XIX
в. было все-таки исключением из правила. Одним из таких исключений стало восстановление Черной Могилы в Чернигове, раскопанной Д.Я. Са-моквасовым.
________________________________________________________ — 27
в них строительный материал... Лучшее средство сберечь раскопанные остатки города или здания — вновь прикрыть их землею»81.
Тем не менее, площадь раскопок на некоторых историко-культурных комплексах Причерноморья в конце XIX — начале XX в. включается в экскурсионные маршруты.
Как представляется, успех деятельности экспозиций под открытым небом в Причерноморье связан прежде всего, с популярностью этих мест у туристов. Не менее интересный в археологическом отношении Танаис, раскапывавшийся в 1850-х гг. П.М. Леонтьевым, не привлекал такого внимания в силу своей удаленности от мест «массового отдыха». Напомним, что о важном историческом значении Танаиса как самого северного форпоста греческой колонизации писал еще в 1823 г. И.А. Стемпковский82. Можно предположить, что по этой же причине не удалась организация музея в Булгаре.
Нельзя не отметить, что даже известные и довольно хорошо сохранившиеся памятники (например, Херсонес) не стали полноценными музеями по той причине, что они рассматривались лишь как место проведения раскопок. Причем, основное внимание уделялось вещам; сооружения и постройки (как античные, так и средневековые), предоставленные сами себе, разрушались83.
2-я половина XIX в. характеризуется повышением интереса к средневековым археологическим памятникам. В 1896 году выходит в свет книга Н.Е. Бранденбурга «Старая Ладога», где подводятся итоги почти десятилетних раскопок этого памятника84. Особенностью упомянутого издания стало стремление автора рассмотреть историю Старой Ладоги в комплексе, привлекая для этой цели различные источники (письменные, вещественные,
81 Спицын А.А. Археологические раскопки. СПб, 1910.
82Булатов Н.М. Опыт музеефикации археологических (каменных) остатков на территории РСФСР // Вопросы охраны, реставрации и пропаганды памятников истории и культуры. Сб. науч. трудов НИИК № 109.
83 В одном из путеводителей по Херсонесу, где описывается бедственное состояние археологических объектов памятника, автор восклицает: «Странно, что в России господствуют всеобщее пренебрежение к историческим памятникам и местам... и то, что за границей отделывается чуть ли не в рамку, у нас находится в состоянии пустыря или деревенского огорода!» (Ливанов Ф.В. Херсонес (Древний Корсунь) с открытым при нем ныне первоклассным монастырем Св. Владимира. М., 1874. С. 90). Систематические раскопки на территории Херсонеса начались в 1860-е гг. Как таковой коллекции не существовало: часть находок уходила в Императорскую археологическую комиссию, часть размещалась в помещениях монастыря Св. Владимира.
84Бранденбург Н.Е. Старая Ладога. СПб, 1896.
28 -________________________________________________________
изобразительные). Также интересен и подход автора к археологическим исследованиям. Н.Е. Вранденбург предполагал, что на основе полученных в результате раскопок данных возможна частичная реставрация крепости Старой Ладоги (что и произошло в 1970-е гг.). Проводятся исследования на территории Бул-гарского городища (наиболее крупные раскопки на этом памятнике относятся к 1877, 1887, 1892 гг.)85. В 1913-1916 гг. исследования на городище ведутся каждый сезон. Территория городища переходит в ведение Казанского общества Археологии, истории и этнографии, которое ведет раскопки и ремонтные работы на архитектурных памятниках. Обследуются остатки средневековых укреплений русских городов86. Благодаря инициативе членов губернских ученых комиссий организуется ряд местных археологических музеев87.
Наряду с этими положительными фактами нельзя не отметить, что инициатива создания музеев принадлежала в основном частным лицам, не существовало ни единого органа музейного управления, ни системы охраны памятников.
Отсутствие закона об охране памятников стало одной из причин постепенной утраты археологического наследия. Председатель Археологической Комиссии А.А. Бобринский в 1909 г. попытался решить вопрос о сохранении археологических памятников на частных землях, внеся в Государственную Думу проект положения, суть которого сводилась к следующему: признать за курганами, городищами и т.п. право земли общественной, даже если эти памятники расположены на частных земельных владениях. Вследствие этого А.А. Бобринский предложил разрешать раскопки на этих землях только в соответствии с Высочайшим повелением от 11 марта 1889 г. (т.е. на основании разрешения Императорской археологической комиссии), заметив, однако, что «это касается только недр земли и нисколько не мешает собственникам эксплуатировать наружную поверхность курганов для сво-
85 Айдаров С.С, Аксенова Н.Д. Великие Булгары. Казань, 1975.
36 Прежде всего, это касается деятельности Московского Археологического общества. В его фондах содержится довольно много материалов, посвященных описанию состояния средневековых земляных валов во Владимире, Переяславле, Новгороде, Пскове, Ростове и др. городах (см. ЦИАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 22, 26, 86, 89, 101).
87Подробнее см. Размустова Т.О. Губернские ученые архивные комиссии и изучение памятников археологии в дореволюционной России // Вопросы охраны и использования памятников истории и культуры. М., 1990. С. 102.
________________________________________________________ - 29
их нужд»88. Закон же об охране памятников существовал лишь в виде проекта89.
Конечно, археологические музеи в своей деятельности шли в русле общих музейных тенденций того времени. Господство направления, вошедшего в литературу под названием «историко-бытового»90, обусловило повышенный интерес создателей музеев к вещам, археологическим находкам. Недвижимые археологические памятники выпадали из сферы деятельности большинства археологических музеев. Такое положение наблюдалось и в начале XX в. Лишь после политических событий 1917-1918 гг., когда стали оформляться черты государственной политики (именно политики!) в области музейного дела, можно говорить о изменении ситуации и начале нового периода в музейном деле вообще и в деле музеефикации памятников археологии в частности.
Недвижимые памятники археологии в 1920-е гг. становятся (наряду с дворцами, усадьбами и пр.) частью исторического наследия, стоящей под охраной государственных органов. Безусловно, эта идеальная схема чаще всего не «срабатывала», однако само наличие государственной системы охраны памятников уже показательно.
На отдельных примерах отношения к памятникам археологии мы видим, что проблема их охраны тесно соприкасается с проблемой создания археологических заповедников. Особенно ярко эта взаимосвязь проявилась в годы индустриализации, когда развитие экономики поставило под угрозу существование археологических памятников. Оговоримся, что процесс этот был весьма опасен и для остальных составных частей историко-культурного наследия. Нельзя не назвать и другую причину, подготовившую почву для создания и деятельности археологических заповедников: это подъем краеведческого и музейного движения в СССР.
88 Государственная Дума. 3-й созыв. Стенографические отчеты. Сессия II. Ч. П. СПб, 1909. Ст. 846 - 847.
вэ Проект закона о сохранении памятников старины в России, изданный Московским археологическим обществом. М., 1911 .Надо сказать что Общество начало разработку законодательных документов по охране исторического наследия еще во 2-й пол. XIX в., однако эта огромная работа не была поддержана правительственными органами (см. подробнее Фролов А.И. Московское археологическое общество и охрана памятников старины в дореволюционной России // Вопросы охраны и использования памятников истории и культуры. М., 1990. С. 84-85).
90 Дукельский В.Ю. Формирование основ историзма в музейном деле (сер. XIX - XX вв.). Дисс. в виде науч. доклада на соискание ученой степени канд. исторических наук. М., 1994. С. 18.
30 -________________________________________________________
В январе 1924 г. ВЦИК и СНК РСФСР принимают декрет «Об учете и охране памятников искусства, старины и природы». В нем уделено внимание и памятникам археологии — декларируется положение об установлении «достаточных мер к охране археологических памятников... с тем, чтобы не производились никакие действия, разрушающие целость означенных памятников»91. В июле того же года Президиум ВЦИКа утверждает «Инструкцию об учете и охране памятников искусства, старины и природы», где контроль за сохранением археологических объектов возлагается на соответствующие отделы при местных исполкомах. На представителей губ музеев и сотрудников государственных музеев возложены та<