Иероглиф реки Малая Сурень (фото 34).
Транскрипция: «Кмрск».
Звучание на современном башкирском языке: «Кымырска».
Перевод на русский язык: Буквально – «Муравей». Но в данном случае, думаем означает созвучный гидроним «К(и)м(е)р h(и)к(е)» со значением «река киммерийцев».
ГетерограммыТамгаташа из Зианчуринского района (фото 35).
Транскрипция: «Дбкhгтэм»
Звучание на современном башкирском языке: «Табыгhуктым».
Перевод на русский язык: «О горе написал я».
Как видим до перехода к письму кхароштхи и до того, как стать зороастрийцами наши предки использовали иероглифы и гетерограммы. Так куда же подевалась эта культура письма?
По нашему мнению, история развивалась так. Часть народа, не принявшая зороастрийскую религию, переселилась в долину реки Инд и основала культуру Махеджо-Даро и Хараппы.
Обратимся к нескольким документам этой группы.
История Мохенджо-Даро.
Двенадцатеричное звериное летосчисление Мосал (фото 36).
Допустим, в центре изображен «Повелитель вселенной». Вокруг него мы видим барельефы льва, слона, …, рыбы, …., головы зайца, гетерограмму «собака», коровы, мышки,….-всего 12 изображений.
Первая печатка (фото 37).
Транскрипция: «Трдзнтхм.
Звучание на башкирском:
Перевод на русский язык:
Вторая печатка (фото 38).
Транскрипция: «Лбтбшуртхм…..»
Звучание на башкирском:
Перевод на русский язык:
Третья печатка (фото 39).
Транскрипция: «Днгр».
Звучание на башкирском: «Тэнгре».
Перевод на русский язык: «Бог; Всевышний».
Таких печаток с текстами найдено очень много и все они читаются, опираясь на иероглифы и гетерограммы Башкортостана.
История Чжоу.
Но самым интересным нашим предположением является история возникновения государства Чжоу. Вот листы рукописи IXвека, с условным названием «Уйгурская версия биографии СюаньЦзяня»
(факсимиле с построчной транскрипцией, фотографии №№40, 41 и 42).
Перевод на русский язык:
«Страну первородных саков
С острыми когтями
Три императора начали притеснять
С целью подчинения их своей власти».
Перевод на русский язык:
«Предместья Лаоцзина на растоянии метания камня
Тысячи стрел просвещенных летающий огромное поле
Камни метали на величественный город Синьцзянь
До страны ишдеков великая радость с ликованием степь стала государством
Каган страны народов писания не довольствовался только Инь и Шань
Страна народов писания в радости чужой для других государств
Когда общество на коне, то родовые и государственное право только в тягость».
«Услышь государственный муж пророческие слова
Достойный сын свой до, могилы своих предков не запутает с адом
Притворившись не станет рабом, а поднимет тамгу и обоснует собственное государство».
Википедия историю государства разъясняет так: «ЧЖО́У (Chou), династия (и государство) в Древнем Китае (1027 — ок. 250 г. до н. э). Была основана У-ваном (Первым царем) — вождем племени Чжоу, захватившим территорию государства Инь и положившим начало новой династии. Эпоха Чжоу делится на два периода: Западное Чжоу (1027 — 771 до н. э.) и Восточное Чжоу (770 — ок. 250 до н. э.)».
Но, так как наших читателей интересуют подлинные документальные источники этого государства, а не знания из энциклопедий, перейдем пока к истории письменности.
Возникает закономерный вопрос, а какими были первые письмена государства Чжоу?
Корреляционная таблица № 6 письменностей Башкортостана, Махенджо_Даро и государства Чжоу такова.
№ п\п | Иероглифы и гетерограммы | Пояснения | ||
Башкорт- остана | Мохенджо-Даро | Чжоу | ||
Не известно | Рисунок шкуры озвучивает звук обработки кожи скребком «Тр». Использовали для обозначения слов «шкура; книга; гребешок; скоблить». | |||
; | Рисунок стрелка или лука озвучивает звук тетивы «Дзн; дн». Использовали для обозначения слов «лук; сын; стрелок» и как окончание имен существительных исходного падежана | |||
Рисунок мужского детородного органа использовали для обозначения слова «Тхм\\потомство», «племя; семя». | ||||
Рисунок бизона (коровы) означал его голос «Бу(му)», использовали бля обозначения слов «Бизон; корова; теленок». | ||||
; | Не известно | Композит рисунков «звезда+хвост» использовали для написания слов «Днгркдрг\\Божественные древние роды» и «Мосал\\то, что относится к звездам (солнцу)». | ||
; ; | Рисунок рыбы озвучивал звук игры рыбы на воде «Лб». Использовали для обозначения слова «рыба». | |||
; | Рисунок «дерево» озвучивал звук шелести (шороха) листьев «Шур (hур)». Использовали для обозначения слова «дерево» и названия этнонима «лесные люди\\С(уа)р». | |||
; | Рисунок звезды использовали для обозначения солнца, звезды, а также для слов «Бог; всевышний». |
Обратимся к историческим запискам СымаЦяня – «Ши Цзи». В главе «Чжоу бэньцзи\\ Основные записи о Чжоу» автор пишет (дается в сокращениях).
«ЧжоускийХоу-цзи носил имя Тариг//Таргатай («Отец просо»). Его мать, девушку из рода Ю-тай, звали Цзян Юань, она была старшей женой императора Ку. [Однажды], выйдя в поле, Цзян Юань увидела след [ноги] великана, сердце ее наполнилось радостью, и она захотела наступить на этот след, а наступив на него, [почувствовала] в себе движение, похоже, как понесла плод. Наступил срок, и у нее родился сын. Считая это плохим предзнаменованием, она бросила ребенка в узком проулке, однако проходившие здесь лошади и быки обходили [брошенного] и не наступали на него; [тогда Цзян Юань] перенесла ребенка в лес, но в это время на горе в лесу находилось множество людей, [поэтому она вновь] перенесла его и бросила на льду в канаве, но прилетели птицы и своими крыльями укрыли младенца со всех сторон. Тогда Цзян Юань поняла, что родила необыкновенное дитя, подобрала сына, вскормила и вырастила его.
[Когда] Хоу-цзи умер, [место отца] занял его сын Бу-ку. [Когда] умер Бу-ку, ему наследовал его сын Цзюй. [Когда] умер Цзюй, ему наследовал его сын Гун-лю».
Отец истории Геродот упоминает Таргитая («Отец просо») рассказывая историю народа «сколот», так (дается с сокращениями): «По рассказам скифов, народ их – моложе всех. А произошел он таким образом. Первым жителем этой еще необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена (я этому, конечно, не верю, несмотря на их утверждения). Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксаис, Арпоксаис и самый младший – Колаксаис.Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата – племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев – царя – племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами, т.е. царскими. Эллины же зовут их скифами.Так рассказывают скифы о происхождении своего народа. Они думают, впрочем, что со времен первого царя Таргитая до вторжения в их землю Дария прошло как раз только 1000 лет».
Из истории известно, что поход персидского царя Дария к Скалотам (скифам) произошел в 513 или 512 г. до Р. Х. В этом случае получается, что временами Таргитая были 1512-ые годы до Р.Х. Обратимся к истории государства Чжоу. Многие источники единодушны в датировке начала возникновения государства Чжоу - 1045 до Р.Х. Если посчитать эту дату началом царствования первого царя Чжоу У-вана, то между ним и его прародителем Тариг (Отец Просо) жило шестнадцать поколений предков, средняя продолжительность правлений которых выходит по 29 лет и два месяца, что вполне реально.
Следовательно, Аскинские тексты можно датировать началом правления Таргатая (Тогарма), а Аркаимский текст временем правления Дайуки (Яика), у которого Тариг был в сатрапах.Исследователь Э. А. Грантовский в своей книге «Иран и иранцы до Ахеменидов» (1998) пишет, что Яик (Дайука) и Деиок — просто тёзки. Поэтому мы считаем, что Аркаимский царь «Яик», примем такое имя, чтоб отличить от имени царя Мидии Дейока, жил тысячу лет раньше мидийского царя.
Итак, у нас с читателями появилась прекрасная возможность выдвинуть корректную научную гипотезу о правителях Аркаима. Допустим, исторические сведения о них дошли до наших дней в текстах СымаСяна и Геродота. Тогда список будет таков:
1. Сколотский царь Таргатай (Тогарм), или по-китайски ХоуЦзи (Отец Просо).
Он же последний царь Аркаима.
2. Царь с китайским именем Бо-Ку сын Хоу-Цзи.
У сколотов царь Колаксай сын Таргитая и два его брата – Арпоксай и Липоксай.
3.Царь с китайским именем Цзюй сын Бо-Ку.
У сколотов три сына Колаксая разделили землю.
Составим, для облегчения работы последующего поколения исследователей истории родного края, корреляционную таблицу №…имен царей (продолжительности времени царствования указаны в скобках). Такие таблицы очень нужны будущим археологам для датировки вновь находимых артефактов и граффити. В таблице имеются и пустые клетки, так как еще не найдены антропонимы в известных нам источниках (Таблица №7).
№ п\п | Упоминания правителей в источниках и продолжительность правления | ||||||
Ананьино | Аркаим | Аскино | Бирскийтамгаташ | Уфимские граффити | Печати Бахмута | СымаСянь | |
Канг | |||||||
КлчКанг | |||||||
Тб Канг (10,5) | |||||||
Дслтдд | |||||||
Длд | |||||||
Сндд | |||||||
Дад (10) | Дад | ||||||
Ачн | |||||||
Гд | |||||||
Тсмапа (8,33) | Твчкн | ||||||
Яйык (Дайек) | Пад | ||||||
Тhарма | Тhарма | ТнhДзн | Найчур Тора-дад | Тариг (Хоу-цзи) |
По нашим предположениям, территория государства Кангов к началу правления Тогарма (он же Тариг\\Просо, он же Таргитай\\Отец Просо) в 1500-ых годах до Р.Х. занимало территорию, указанную в прилагаемой карте-схеме (фото 43).