Этническая картина Северного Кавказа.
Кавказским народам всегда было свойственно уважение к старшим и к предкам, отсюда характерная черта этнопсихологии – интерес к истории своего народа, формирующий представление о своём месте в мире. Кавказоведение вскрывает глубокие корни северокавказских народов, начиная со сложной проблемы их происхождения. Установлено, например, что знаменитая майкопская культура эпохи раннего металла имела связи со странами Ближнего Востока, дольменная культура Северо-Западного Кавказа II тысячелетия до н.э. связана с бассейном Средиземного моря, а блестящая кобанская культура I тысячелетия до н.э. Центрального Кавказа по своему уровню не уступает гальштатской культуре Центральной Европы. Кавказ признаётся не только родиной металлургии железа, но и, по мнению академика Н.И. Вавилова, является колыбелью таких зерновых культур, как пшеница, ячмень и рожь. В эпоху раннего средневековья (до XIII в.) у ряда народов Северного Кавказа развиваются черты феодального строя, на Центральном Кавказе возникает раннефеодальное государство Алания, ряд феодальных владений возникает в Дагестане. Поэтому нет никаких оснований представлять народы Северного Кавказа как исконно отсталые, речь может идти только о неравномерности исторического процесса.
Современные народы Северного Кавказа могут быть отнесены к иберо-кавказской, индоевропейской и алтайской языковым семьям. Кавказская семья делится на 4 ветви: адыго-абхазскую, нахскую, дагестанскую, картвельскую[74]. Ниже мы перейдем к их краткому рассмотрению в историко-этнологическом аспекте и попытаемся познакомиться с природой народов Северного Кавказа сквозь призму истории, определившей своеобразие каждого народа вплоть до наиболее позднего славяно-русского (но уже старожильческого) этнического массива. Существующая чересполосица этнорелигиозных типов Кавказа формирует особый геополитический статус региона, и мы должны хотя бы в общих чертах представлять как этот статус и чересполосицу в целом, так и конкретно каждый народ.
На языках адыго-абхазской ветви говорят народы Западного Кавказа: адыгейцы, черкесы, кабардинцы, абхазы и абазины. Самый крупный народ – кабардинцы. Адыгейский и кабардинский языки близки между собой, что, отражает их происхождение от общих предков – адыгейских племен раннего средневековья. К числу народов адыго-абхазской группы на Северном Кавказе относятся и абазины (20 тыс.), язык которых более близок к абхазскому. Одни исследователи объединяют абазинский и абхазский языки в особую группу, другие же считают абазинскую речь с ее диалектами (таланта, шкарауа) диалектами абхазского языка. Компактной массой абазины живут в Карачаево-Черкесии. Родственно северокавказским адыгским народам коренное население Абхазии – абхазы.
На языках нахской ветви говорят родственные народы Чечни и Ингушетии – чеченцы и ингуши. Чеченцы населяют восточную и центральную части республики, а также сопредельную территорию Дагестана. Близость языков чеченцев и ингушей позволяет говорящим на них сравнительно легко понимать друг друга.
Подавляющее большинство народов Дагестана – одной из самых сложных по своему этническому составу областей не только в нашей стране, но и во всем мире – говорит на языках дагестанской ветви. Она состоит из нескольких групп, наиболее крупной из которых является аварская, точнее аваро-андо-цезская, ибо в ней выделяются в свою очередь три подгруппы: собственно аварская (язык аварцев), андийская и цезская, или дидойская. Родственное аварцам и консолидирующееся с ними население Дагестана – это андийцы, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, ахвахцы, батулалы, чамалы, тиндалы (андийская ветвь), цезы (дидойцы), хваршинцы, бежтинцы, гунзебцы и гинухцы. Сливаются с аварцами и арчинцы, язык которых занимает промежуточное положение между аварской и лезгинской группами дагестанских языков. В Центральном Дагестане живут даргинцы и лакцы, языки которых также принадлежат к дагестанской ветви. Даргинский и лакский языки довольно близки между собой, и некоторые исследователи объединяют их в одну – лакско-даргинскую группу. В южных районах Дагестана на севере Азербайджана живут народы лезгинской группы дагестанских языков. В нее входят сами лезгины, табасаранцы, агулы, рутульцы, цахуры, удины, будугцы, хнналугцы и крызы (в том числе джеки и гапутлинцы). Табасаранцы, агулы и рутульцы живут почти исключительно в Дагестане, а цахуры также в Азербайджане.
Представителями индоевропейской языковой семьи на Кавказе являются русские, украинцы, армяне, осетины, курды, таты, талыши, греки и др. Русские – основное население Краснодарского и Ставропольского краев. В Краснодарском и Ставропольском краях живут также украинцы. Значительную часть русского и украинского населения Северного Кавказа составляют кубанские и терские казаки. Второе по численности место среди народов индоевропейской семьи языков занимают на Кавказе армяне. Много армян живет в городах Северного Кавказа – Краснодаре, Армавире, Моздоке. В индоевропейской, семье армянский язык составляет особую ветвь. Почти все остальные индоевропейские по языку народы Кавказа говорят на языках иранской группы. Это, прежде всего, осетины. К индоевропейской семье относятся и греки.
Целая группа народов Кавказа говорит на тюркских языках алтайской семьи. Кумыки населяют северные районы Дагестана. Кумыкский язык, так же как карачаево-балкарский и ногайский, принято относить к кипчакской (северо-западной) группе тюркских языков. Близкородственные друг другу карачаевцы и балкарцы говорят на одном языке - карачаево-балкарском. Еще один народ кыпчакской группы – ногайцы – живет на Северо-Восточном Кавказе (в пределах Ставропольского края, Дагестана, отчасти Чечни) и в Карачаево-Черкесской республики. К числу тюркоязычных народов, представленных на Кавказе, относятся также татары и туркмены. Этнографическая группа туркмен, известная под названием ставропольских туркмен, или трухмен, живет, главным образом, в Арзгирском, Благодарненском, Нефтекумском, Петровском и Туркменском районах Ставропольского края.
В антропологическом отношении население Кавказа сравнительно однородно. За исключением ногайцев и русских, все остальные народы относятся к южной ветви европеоидной расы. На формирование антропологического облика населения региона повлияли его замкнутость в своих географических границах (наличие труднодоступных хребтов и изолированных ущелий) и особенности культурно-исторического развития.
Большинство народов Северного Кавказа относятся к так называемому кавкасионскому антропологическому типу (карачаевцы, балкарцы, осетины, чеченцы, ингуши, ряд народностей Дагестана). Народы, представляющие данный тип являются потомками населения, первым освоившего центральные предгорья Северного Кавказа еще в эпоху верхнего палеолита. Эта особенность антропологии местного населения усилилась под воздействием длительной изоляции[75].
Население Северного Кавказа также представлено понтийским (адыго-абхазские народы), арменоидным (армяне и, отчасти, грузины) и каспийским типами (народы лезгинской группы, даргинцы-кайтаги, кумыки). Эти типы связаны своим происхождением с другими ветвями европеоидной расы (средиземноморская, переднеазиатская и индо-памирская).
Вопрос о происхождении антропологических типов Кавказа еще далек от окончательного разрешения. Этнографические материалы свидетельствуют об общности культуры народов высокогорной части Центрального Кавказа, относящихся к кавкасионскому типу, что может свидетельствовать об общности их происхождения[76]. Местный кавказский субстрат, являвшийся носителем кавкасионского типа, оказал сильное влияние на культуру балкарцев, карачаевцев и осетин, относящихся к разным языковым семьям.
В качестве рабочей гипотезы можно выдвинуть предположения, что каспийский тип сформировался в процессе заселения Кавказа с юго-востока, а кавкасионский и понтийский испытали на себе влияние северных элементов, распространявшихся в южном направлении до центральных областей Большого Кавказского хребта, а на западе до Малой Азии включительно. Позднее, главным образом после монгольского завоевания, на территорию Кавказа проникли монголоидные элементы, в настоящее время отчетливо прослеживаемые в составе ногайцев. Наконец, переселение русских сопровождалось распространением самостоятельного восточноевропейского типа европеоидной расы[77].
Таким образом, мы видим, что на протяжении всей истории Северного Кавказа этот регион всегда был полиэтничным и поликонфессиональным. Под влиянием различных политических процессов миграционные потоки приносили новые народы в регион, многие из них, осев и впитав в себя новую культуру, создали совершенно иные народности. И несмотря ни на что, ни на какие административные деления, политические разделения в виде СКФО Северный Кавказ географически исконно состоит из семи республик, Ставропольского и Краснодарского краев.
Выводы
Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что:
- человек появился на Северном Кавказе в глубокой древности - в эпоху нижнего палеолита, и постепенно расселился по его территории. Население Северного Кавказа постепенно в процессе культурно-исторического развития перешло от присвающего хозяйства к производящему, от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству;
- в бронзовом веке с середины IV тысячелетия до н.э. на Северном Кавказе шло широкое освоение металла и укрепление связей с развитыми регионами Передней Азии и Закавказья. Это способствовало активизации хозяйственной деятельности местного населения, развитию земледелия и скотоводства, усовершенствованию первобытных ремесел, в первую очередь, металлообработки, строительного дела, производства керамики, углублению социальных отношений;
- металлургический центр на Северном Кавказе сложился в эпоху ранней бронзы и достиг своего наивысшего расцвета в период поздней бронзы – раннего железа. Обработка бронзы в кобанской культуре достигла своего совершенства. Древние мастера знали различные способы отливки предметов, применяли ковку листовой бронзы, гравировку и инкрустирование;
- в начале I тыс. до н.э. в Центральном Предкавказье происходит переход от эпохи бронзы к раннему железному веку (с X – IX вв. до н.э. до III – IV вв. н.э.). Широкое освоение железа привело к важнейшим сдвигам в хозяйстве и общественных отношениях. Применение изделий из железа повысило производительность труда, привело к росту производительных сил, специализации ремесленного производства и к усилению имущественной дифференциации. В раннем железном веке произошло новое крупное общественное разделение труда: ремесло отделилось от земледелия;
- Великое переселение народов затронуло население Северного Кавказа и повлияло на его историю и культуру в раннее средневековье. Кочевые племена Юга России приняли участие в событиях мирового значения. Они принесли в страны Западной Европы свои достижения в военном деле и переняли многие достижения народов Европы;
- Северный Кавказ в эпоху раннего средневековья продолжал оставаться в центре важных исторических событий. Образование аланской державы Саросия и тюркских государств свидетельствовало о начале возникновения государств у племен Северного Кавказа. Оседлое и кочевое население добилось больших успехов в хозяйстве и в торговле. Именно в эту эпоху через территорию Северного Кавказа прошли маршруты Великого Шелкового пути;
- вхождение территории Северного Кавказа в состав Золотой Орды способствовало развитию хозяйства кочевого и оседлого населения, торговли и культуры. На этой территории возникает большой город Маджар и множество поселений. Но с упадком Золотой Орды они прекратили свое существование. Этот период был очень важным в истории народов Северного Кавказа;
- существующая чересполосица этнорелигиозных типов Кавказа формирует особый геополитический статус региона. Современные народы Северного Кавказа могут быть отнесены к иберо-кавказской, индоевропейской и алтайской языковым семьям. Кавказская семья делится на 4 ветви: адыго-абхазскую, нахскую, дагестанскую, картвельскую. На языках адыго-абхазской ветви говорят народы Западного Кавказа: адыгейцы, черкесы, кабардинцы, абхазы и абазины. На языках нахской ветви говорят родственные народы Чечни и Ингушетии – чеченцы и ингуши. Подавляющее большинство народов Дагестана – одной из самых сложных по своему этническому составу областей не только в нашей стране, но и во всем мире – говорит на языках дагестанской ветви. Представителями индоевропейской языковой семьи на Кавказе являются русские, украинцы, армяне, осетины, курды, таты, талыши, греки и др. Целая группа народов Кавказа говорит на тюркских языках алтайской семьи: кумыки, карачаевцы, балкарцы, ногайцы, татары и туркмены;
- Северный Кавказ - регион полиэтничный и поликонфессиональный. Под влиянием различных политических процессов миграционные потоки приносили новые народы в регион, многие из них, осев и впитав в себя новую культуру, создали совершенно иные народности. В антропологическом отношении население Кавказа сравнительно однородно. За исключением ногайцев и русских, все остальные народы относятся к южной ветви европеоидной расы. На формирование антропологического облика населения региона повлияли его замкнутость в своих географических границах (наличие труднодоступных хребтов и изолированных ущелий) и особенности культурно-исторического развития. Большинство народов Северного Кавказа относятся к так называемому кавкасионскому антропологическому типу (карачаевцы, балкарцы, осетины, чеченцы, ингуши, ряд народностей Дагестана). Народы, представляющие данный тип являются потомками населения, первым освоившего центральные предгорья Северного Кавказа еще в эпоху верхнего палеолита. Эта особенность антропологии местного населения усилилась под воздействием длительной изоляции. Население Северного Кавказа также представлено понтийским (адыго-абхазские народы), арменоидным (армяне и, отчасти, грузины) и каспийским типами (народы лезгинской группы, даргинцы-кайтаги, кумыки). Эти типы связаны своим происхождением с другими ветвями европеоидной расы (средиземноморская, переднеазиатская и индо-памирская).
Вопросы для самоконтроля
1. Какие памятники каменного века на территории Северного Кавказа вы можете назвать?
2. Какое влияние оказали природно-климатические условия на формирование археологических культур?
3. Назовите древнейших земледельцев и скотоводов Центрального Предкавказья?
4. Какое значение древнейшие очаги металлургии на территории Северного Кавказа сыграли в развитии человеческой культуры и общества?
5. Раннежелезный век на Северном Кавказе?
6. Какие народы в эпоху средневековья проживали на Северном Кавказе?
7. Какие антропологические характеристики народов Северного Кавказа вы можете назвать?
8. К каким языковым семьям относятся современные народы Северного Кавказа?
Литература
Основная
1. История Северного Кавказа: учебное пособие / отв. ред. Д.В. Сень, А.Т. Урушадзе. – Ростов-на-Дону, 2017. – 282 с.
2. Клычников Ю.Ю. История народов Северного Кавказа: учебное пособие. – Пятигорск, 2013. – 125 c.
Дополнительная
1. Артамонов М.И. История хазар. - СПб., 2001. - 2002. - 548 с.
2. Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа IV– X вв. - Л., 1979. – 216 с.
3. Гадло А.В. Этническая история Северного Кавказа X– XIII вв. - СПб., 1994. – 238 с.
4. История городов и сел Ставрополья. Краткие очерки. - Ставрополь, 2009.- 702 с.
5. Кузнецов В.А. Введение в кавказоведение (историко-этнологические очерки народов Северного Кавказа). – Владикавказ, 2004. – 184 с.
6. Марковин В..И. Мунчаев Р.М. Северный Кавказ. Очерки древней и средневековой истории и культуры. – Тула, 2003. - 340 с.
7. Материалы к изучению курса «История народов Северного Кавказа». – Пятигорск, 2012. - 491 с.
8. Проблемы интеграции этнических сообществ в состав российского государства и пути их решения (на примере Северного Кавказа)/Под ред. С.А. Дударева. - Армавир, 2014 – 252с.
9. Северный Кавказ с древнейших времен до начала XX столетия (историко-этнографические очерки): Учебное пособие / Под ред. В.Б. Виноградова. - Пятигорск: ПГЛУ, 2010. – 318 с.
Источники
1. Аммиан Марцеллин. Римская история / Пер. с латин. Ю.А. Кулаковского, А.И. Сонни; [послесл. Л.Ю. Лукомского]. - М.: АСТ, 2005. 631 с.: ил.
2. Караулов Н.А. Сведения арабских писателей X и XI веков по Р. Хр. о Кавказе, Армении и Адербейджане: I. Ал-Истахрий // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. – Тифлис, 1901. Вып. 29.
3. Караулов Н.А. Сведения арабских писателей X и XI веков по Р. Хр. о Кавказе, Армении и Адербейджане: VIII. Мас'уди.// Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. – Тифлис, 1908. Вып. 38.
4. Известия о хазарах, буртасах, болгарах, мадьярах, славянах и русах Абу-Али-Ахмеда бен-Омара Ибн-Даста / Пер. Д.А. Хвольсона. С-Пб., 1869.
Интернет-ресурсы
1. http://etnos-theory.ru / «Теории происхождения этносов»
2. http://kavkaz-uzel.ru / «Кавказский Узел»
3. http://www.ethnology.ru / «Этнография народов России»
4. http://www.etnograf.ru / «Социальная антропология»
5. http://www.iea.ras.ru / «Институт этнологии и антропологии РАН»
6. http://www.iriston.com / «История и культура Осетии»
7. http://ricolor.org/europe/gruziya/gr/ist/4/ «Кавказ и Россия»
8. http://www.okavkaze.ru/index.php?option=com_content&task=category§ionid=5&id=16&Itemid=138 / Общественно-исторический портал «Okavkaze» - история и археология Северного Кавказа
9. http://www.archaeolog.ru / «Институт Археологии РАН»
10. http://www.kolhida.ru / «Археология и этнография Абхазии»
11. http://www.archeologia.ru / «Археология России»
12. http://hist.ctl.cc.rsu.ru / «История Дона и Северного Кавказа с древнейших времен до 1917 года»