Древнейшие земледельцы и скотоводы Центрального Предкавказья.
Дальнейшее развитие северокавказских племен происходило в бронзовом веке с конца IV тысячелетия до н.э. В этот период на Северном Кавказе шло широкое освоение металла и укрепление связей с высокоразвитыми регионами Передней Азии и Закавказья. Это способствовало активизации хозяйственной деятельности местного населения, интенсификации земледелия и скотоводства, усовершенствованию первобытных ремесел, в первую очередь, металлообработки, строительного дела, производства керамики, углублению социальных отношений.
Бронзовый век Северного Кавказа делится на три хронологических периода: эпоха ранней бронзы (IV тыс. до н.э. – нач. II тыс. до н.э.); эпоха средней бронзы (II тыс. до н.э.); эпоха поздней бронзы (кон. II – первая четверть I тыс. до н.э.). Люди, жившие на нынешней территории Предкавказья начали использовать и научились производить изделия из бронзы. В истории человечества начался бронзовый век, который был одной из важнейших ступеней в его развитии, ключевым звеном в становлении цивилизаций древнего мира. В период бронзового века на Северном Кавказе произошло первое общественное разделение труда: одни племена преимущественно стали заниматься земледелием, а другие скотоводством. Большое значение имело и заимствование достижений восточной цивилизации: колесного транспорта, ткачества, гончарного круга. В эпоху бронзы на территории Северного Кавказа получили распространение археологические культуры, которые представлены различными памятниками: курганами, каменными гробницами, поселениями.
В эпоху ранней бронзы[35] наметилось хозяйственное и этнокультурное размежевание различных областей Северного Кавказа. Выделяются территории Северо-Восточного Кавказа, более тесно связанные с Восточным Кавказом и Закавказьем, через которые до него доходили импульсы и влияния высокоразвитых ближневосточных цивилизаций. Обосабливаются области Центрального Кавказа, население которого в своем развитии в основном опираются на местные неолитические и энеолитические хозяйственные и культурные традиции. Наконец, обосабливается Северо-Западный Кавказ с территориями Причерноморья и Прикубанья, куда активно проникают передовые достижения и этнокультурные традиции населения Средиземноморья и кочевников степей Юго-Восточной Европы.
В конце IV – середине III тыс. до н.э. в горных и предгорных районах Северного Кавказа складывается яркая и самобытная культура, получившая в науке название майкопской археологической культуры[36].
Население, создавшее эту культуру, умело обрабатывать цветные металлы, огромные каменные плиты, изготавливать на гончарном круге посуду. Одним из крупных достижений майкопских племен было широкое освоение обработки металлов и большие успехи в производстве бронзовых изделий. Они не только изготавливали высокохудожественные произведения древнего искусства из золота, серебра, кости, ценных камней, но и освоили выпуск набора предметов из бронзы, включающих топоры, ножи-кинжалы, тесла, долота, бронзовые котлы. Местные бронзовые изделия изготавливались из сплава меди мышьяка, что было характерно для северокавказского очага древней металлургии и в последующие периоды.
Высокого уровня достигло и гончарное производство. Есть предположение, что в этот период производство керамической посуды, которую начинают изготавливать с применением гончарного круга, выделяется в самостоятельную отрасль ремесла.
Установлено, что эти люди жили в благоприятных природно-климатических условиях. Основой экономики было скотоводство и орошаемое земледелие в долинах рек. Стада майкопских племен состояли из крупного и мелкого скота и свиней. Охотились «майкопцы» главным образом на оленя, косулю, кабана и тура. Для верховой езды использовались домашние лошади, но их было довольно мало и владели ими отдельные богатые семьи (на это указывают находки бронзовых псалий свернутой петлевидной формы). При раскопках поселений «майкопцев» археологи находят каменные и медные мотыги, гранитные зернотерки и кости одомашненных животных. Достижения этой культуры оставались непревзойденными около 2000 лет. Характерными чертами майкопской археологической культуры является сооружение курганов над каменными гробницами и изготовление керамической посуды на гончарном круге. Майкопские племена, по мнению археологов, переселились на территорию Ставрополья из Месопотамии или Малой Азии. Исследования показывают, что у переселенцев уже произошло разделение на бедных и богатых. Ученые предполагают, что такие достижения древневосточной цивилизации, как гончарный круг, ткачество, умение художественно обрабатывать изделия из металла были заимствованы у населения Передней Азии и были забыты после гибели культуры в результате резкого ухудшения климата. Климат в Предкавказье резко изменился в сторону большего похолодания и увлажнения, пришла пора зим со снегом. Майкопские племена уже не смогли адаптироваться к новым условиям, а их основы хозяйственно-культурного типа были подорваны[37].
К настоящему времени открыто около 200 памятников майкопской культуры на территории Северного Кавказа. Наиболее изученные из них: большой Майкопский курган (г. Майкоп), многочисленные захоронения в дольменных курганах в Прикубанье (ст. Новосвободная), в Кабардино-Балкарии (г. Нальчик, с. Кишпек), в Чечне (с. Бамут), поселение Мешоко (пос. Каменномосткий) и другие. На территории Ставропольского края - курганные могильники в Александровском районе[38], Ипатовском районе у с. Золотаревки, у пос. Советское Руно, в пос. Иноземцево[39] близ горы Бештау, у ст. Марьинской Кировского района[40] и другие. В курганах на территории Кировского района и Пятигорья были исследованы захоронения вождей племен майкопской культуры. В каменных курганах на территории Александровского и Ипатовского районовбыли раскопаны большие каменные гробницы майкопской культуры, окруженные поставленными вертикально каменными плитами.
Некоторые из племен стали осваивать, в частности территорию Ставрополья, одновременно с «майкопцами». Это были скотоводы, которые пришли сюда из поволжских степей. Племена, относящиеся к этой культуре, занимали огромную территорию от междуречья Урала и Нижней Волги на востоке до Среднего Дуная на западе и юго-востоке. Поселения этих племен до сих пор не обнаружены. Единственными их памятниками остаются подкурганные погребения. Ученые назвали эту археологическую культуру древнеямной культурой или ямнойпо типу погребального обряда. Они, также как и «майкопцы», сооружали курганы, но хоронили своих умерших родичей в простых грунтовых ямах с закругленными углами, перекрытых сверху мощными бревнами. Рядом с погребенными археологи находят вылепленные вручную сосуды (иногда украшенные орнаментом в виде треугольников или зигзагов), бронзовые ножи и каменные топоры. Культура существовала в середине III - начале II тыс. до н.э. Основным занятием этих людей было кочевое скотоводство. Они умели изготавливать лепную керамику, обрабатывать кремень и кость, занимались ткачеством. Бронзу привозили из горных районов Кавказа. На Ставрополье захоронения в ямах обнаружены в окрестностях г. Ипатово, в курганном могильнике Чограй VII в Арзгирском районе[41], Красногвардейском районе[42]. Ямные племена поддерживали тесные связи с «майкопцами», обменивались каменными и бронзовыми орудиями труда, украшениями, продуктами земледелия и скотоводства.
Особо тесные контакты и взаимодействия у носителей майкопской культуры сложились с древними племенами дольменной культуры[43](2400 – 1400 гг. до н.э.) Северо-Западного Кавказа. Дольменная культура получила широкое распространение на Северо-Западном и Западном Кавказе в эпоху ранней и средней бронзы. Довольно значительный хронологический отрезок времени, протяженностью в несколько столетий племена майкопской и дольменной культур проживали в непосредственной близости и имели тесные контакты. Наиболее яркое взаимовлияние культур нашло отражение в курганных захоронениях у станицы Новосвободной (Краснодарский край), в Нальчинской и Кишпекской курганных гробницах (Кабардино-Балкария). Под курганными насыпями были выявлены мегалитические сооружения из прекрасно обработанных плит, подражавшие дольменам – уникальным погребальным памятникам Северо-Западного и Западного Кавказа эпохи бронзы. Дольмены представляют собой подземные или полунадземные погребальные прямоугольные камеры (помещения) со стенами из массивных каменных плит, перекрытых сверху такой же плитой. В переводе с кельтского слово дольмен означает «каменный стол». Адыгейцы и абхазы именуют эти сооружения «испун», «спыун» (дом карликов, пещера) или «кеунеж» (могильный дом).
Ранние дольменные захоронения[44] принадлежали родоплеменным вождям. В период расцвета дольменной культуры, т.е. в первой половине II тыс. до н.э., в них хоронили по несколько покойников и принадлежали они, скорее всего, членам одной кровнородственной группы.
Племена, строившие дольмены, вели оседлый образ жизни, прекрасно владели мастерством обработки не только камней, но и металла; умели лепить глиняную посуду, украшенную несложным орнаментом. Они занимались также земледелием, разведением крупного рогатого скота, свиней, овец, а в приморской полосе – морским промыслом.
В эпоху средней бронзы во II тыс. до н.э. майкопскую культуру сменяет северокавказская[45]. Племена этой культуры населяли территорию от реки Лабы до среднего течения Терека, т.е. ту территорию, на которой когда-то проживали «майкопцы». Памятники северокавказской культуры весьма разнообразны, они представлены курганами и грунтовыми могильниками с захоронениями в грунтовых ямах, каменных склепах и ящиках. В Ставропольском крае археологами открыты памятники северокавказской в районе Пятигорья.
Основу экономики носителей северокавказской культуры составляло отгонное скотоводство при вспомогательной роли земледелия и бронзолитейное производство. Разводили мелкий и крупный рогатый скот и лошадей. Землю обрабатывали мотыгой, выращивали пшеницу и ячмень. Урожай убирали составными серпами с кремневыми вкладышами. Со временем в обиход вошли бронзовые серпы. Сырьевой базой металлургии и металообработки являлись местные месторождения меди, которую добывали как открытым способом, так и в специальных шахтах.
Орудия труда, предметы вооружения и украшения, керамические изделия племен северокавказской культуры достаточно разнообразны и выразительны в своем художественном исполнении. Это очень изящные каменные топорики так называемого, «кабардино-пятигорского типа», изготовленные из зеленого змеевика, каменные крупные навершия булав (диабаз, диорит), бронзовые булавки, бляхи, подвески, втульчатые топоры, специфические кинжалы. Керамические сосуды округлых форм с орнаментацией в виде «веревочных» орнаментальных поясов, налепных валиков и выпуклостей. Подобным же орнаментом украшались и металлические изделия.
Племена северокавказской культуры поддерживали довольно тесные связи с населением Закавказья, Восточного и Северо-Восточного Кавказа. Особенно активно они контактировали с племенами катакомбной и срубной культур, широко освоивших во II тысячелетии до н.э. степные просторы Юго-Восточной Европы и Приуралья.
Наибольших успехов в развитии производящего хозяйства добились племена, создавшие так называемую катакомбную культуру (конец III тысячелетие до н.э. – начало II тысячелетия до н.э.)[46], которая пришла на смену древнеямной культуре. Ее расцвет приходится на XVIII-XVI вв. до н.э. Свое название культура получила по типу погребальных сооружений, так называемых катакомб. Катакомба представляет собой подземную камеру, в которую вел вход, вырытый в одной из стенок входной ямы. В катакомбу помещался покойник с разнообразным сопровождающем инвентарем. Дно погребальных камер выравнивалось с помощью воды и ила, покрывалось подстилками из различных растений, под голову погребенного укладывали подушку из трав или цветов, сверху умершего покрывали циновкой, сплетенной из особых трав. Эти особенности свидетельствуют о развитии как религиозного, так и эстетического чувства у племен катакомбной культуры.
Племена, сооружавшие катакомбы, разводили мелкий и крупный рогатый скот. Население катакомбной культуры занималось в основном полукочевым скотоводством. В повозках и кибитках, запряженных быками, они передвигались в поисках пастбищ для скота. Во многих районах Северного Кавказа археологи нашли хорошо сохранившиеся деревянные повозки и глиняные модели кибиток. В кургане курганного могильника Чограй VII была обнаружена уникальная модель повозки-кибитки[47]. Колеса, оси, ступицы и кузова повозок изготавливались из дерева. Древесину они могли заготавливать только в горных и предгорных районах Кавказа. Для того чтобы изготовить такую повозку, необходимо было в совершенстве владеть приемами обработки древесины, которые мало чем отличаются от современных. Различные детали изготавливались с помощью бронзовых долот и тесел.
Несколько погребений с повозками было раскопано на территории Новоселицкого района[48] в окрестностях г. Буденновска[49], в Большом Ипатовском кургане.
Из горных районов племена катакомбной культуры получали бронзу, минеральную краску охру, некоторые породы камня. В кургане у с. Золотаревки (Ипатовский район) была обнаружена мраморная булава, являвшаяся символом власти ее хозяина.
Племена катакомбной культуры широко использовали бронзовые ножи, шилья и крюки. Бронзовые одно- и двузубые крюки с деревянными ручками использовали как «столовые» приборы: с их помощью из котлов доставали вареное мясо. Керамическое производство племен катакомбной культуры достигло совершенства, проявившегося в разнообразии типов глиняной посуды. Несмотря на успехи в металлообработке, племена катакомбной культуры продолжали широко использовать орудия из камня: топоры, ступки, песты, выпрямители древков стрел, наконечники стрел и др.
Среди памятников эпохи бронзы Ставрополья своими размерами и степенью изученности выделяется так называемый Большой Ипатовский курган[50]. Из результатов палеоклиматологических исследований погребенных почв этого кургана следует, что раннекатакомбные памятники появились в период максимального усыхания степи. Видимо, племена – носители предкавказкой катакомбной культуры перемещались на территорию северокавказской степи с территории современной Калмыкии по бассейнам р. Маныч, Кума, Калаус, Томузловка, где фиксируются их подкурганные погребения.
На смену катакомбной культуре приходит так называемая срубная культура. Свое название она получила благодаря особенности погребального сооружения, в котором могильная яма укреплялась деревянным срубом с бревенчатым перекрытием. Время существования этой культуры относят к завершающему (позднему) этапу бронзового века – вторая половина II – начало I тыс. до н.э. Погребения срубной культуры были раскопаны в Большом Ипатовском кургане и в курганном могильнике Чограй VII[51], на территории Красногвардейского района[52] Ставропольского края. Все погребенные лежали в простых ямах. Характерное положение покойника – скорченное, на левом боку, кисти рук – перед лицом, известны случаи кремации. Погребальный инвентарь однообразен, бытуют баночные и острореберные сосуды, бронзовые ножи, топоры, позже – кельты, серпы.
В гораздо меньшей степени передвижения степных племен Юго-Восточной Европы коснулись горных областей Северо-Восточного Кавказа. В горах Дагестана и Чечни развивалась самобытная культура местного населения. Генетически она была связана с северокавказским вариантом куро-аракской культуры. Население горной Чечни и Дагестана имело тесные связи с племенами сопредельных областей Кавказа. С середины II тыс. до н.э. на Северо-Восточном Кавказе складывается каякентско-хорочоевская культура. Ее носители продолжают развивать те же отрасли хозяйства, что и в предшествующем периоде. Значительное развитие получает коневодство.
В конце II – начале I тыс. до н.э. в эпоху позднего бронзового и железного веков на Северном Кавказе, проживали оседлые племена, основу хозяйства которых составляли земледелие и скотоводство. Это были носители кобанской культуры[53]. Для них свойственна прочная оседлость. Это племена земледельцев, скотоводов, металлургов, строителей, кузнецов. Первостепенное значение в хозяйстве «кобанцев» играло скотоводство. Разводили главным образом крупный рогатый скот, лошадей и свиней. Коневодство всегда играло заметную место в животноводстве кобанских племен. Кобанцы развивали плужное земледелие и использовали тягловую силу быков и лошадей. Выращивали мягкую и твердую пшеницу, ячмень, рожь и просо. Жатва зерновых производилась с помощью серпов. Хранили зерно в крупных глиняных сосудах и в специальных ямах – зернохранилищах. Для переработки зерна использовали зернотерки, песты, ступки. В пищу «кобанцы» употребляли и дикорастущие плоды: желуди, кизил и дикий виноград. Занимались они и охотой, а находки бронзовых рыболовных крючков и каменных грузил свидетельствуют о занятии рыболовством.
Поселки свои «кобанцы» строили на холмах и горах. Дома были наземные, из камня и плетенного каркаса с глиняной обмазкой и состояли из двух частей – жилой и производственной. В производственной части помещения кобанцы занимались косторезным, гончарным производством, ткачеством, обработкой камня и металла. Развитие гончарного дела[54] и металлообработка достигли высокого уровня специализации и превратились в самостоятельные отрасли труда. У «кобанцев» существовал натуральный обмен. Они обменивались не только сельскохозяйственной продукцией, керамикой, антропоморфными и зооморфными фигурками, но и металлом, как в виде слитков (сырья), так и готовой продукции. Мир религиозных представлений кобанцев был сложен и разнообразен. Они поклонялись культу предков, культу домашних и диких животных, солярным культам и др. На поселениях сооружали различные культовые объекты, отдельные святилища, где совершались различные церемонии и приносили жертвоприношения.
На территории Северного Кавказа поселения и памятники кобанской культуры расположены повсеместно: Северная Осетия, Кабардино-Балкария, часть Чечни и Ингушетии, горные районы Юго-Осетии и Закавказья, Ставропольский край. Ее ареал охватывает в основном всю срединную часть Северного Кавказа[55]. На территории Ставрополья наиболее известны памятники Кисловодской котловины. В могильниках кобанской культуры найдена большая серия предметов, связанных с участием местного населения в походах на территорию Передней Азии[56].
В позднебронзовом веке северокавказские племена познакомились с новым металлом – железом, которое по сравнению с бронзой оказалось более доступным. Свидетельствами столь раннего знакомства населения Северного Кавказа с новым металлом могут служить находки железных шлаков на Нижне-Сигитминском поселении в Дагестане (слои конца II – начала I тыс. до н.э.), инкрустированных железом бронзовых изделий в Северной Осетии (рубеж II – I тыс. до н.э.) и Чечне (конец II – начала I тыс. до н.э.). Наступает новая эпоха – ранний железный век. Освоение железа на Северном Кавказе явилось предпосылкой формирования нового очага металлообработки – центра производства железа.