Территория и природа Северного Кавказа.
Северный Кавказ – один из интереснейших регионов России, населенный множеством больших и малых народов с яркой и самобытной культурой, отличающийся неповторимой природой, экзотичным бытом и языковой пестротой населения. Писателей, ученых, путешественников с давних пор волновали вопросы, связанные с происхождением языка и культуры местных народов, с их историческим развитием.
В результате новейших исследований и последних археологических открытий Северный Кавказ предстает одним из древнейших очагов развития человеческой культуры на территории Евразии. На протяжении многих тысячелетий данный регион играл роль пограничной полосы между культурными мирами Востока и Запада, через которую проходили оживленные торговые пути. Благоприятные естественные условия региона и близость к древним центрам цивилизации оставили яркий отпечаток на культуре населения Кавказа. Северокавказские археологические памятники, богатые яркими находками, несут в себе обширную информацию по истории и культуре народов Северного Кавказа и соседних регионов. Кавказский регион вместе с его населением является объектом кавказоведения, возникшего в XVII в. в России и на сегодняшний день являющегося междисциплинарной наукой, достигшей существенных успехов.
Северный Кавказ выступал частью историко-культурной карты Юго-Восточной Европы. Предкавказье и прикаспийские степи входили в число особых исторических территорий, связанных с военно-политическими образованиями сарматов, ранних алан, а также готских, булгарских, аварских, хазарских племенных и государственных объединений. Ко второй половине I тыс. н.э. складываются основные черты современной этнической картины, характеризующейся сосуществованием кавказских, тюркских и иранских языков на территории региона. В результате внутреннего экономического, социального и политического развития северокавказских народов к VIII в. появляется ряд образований раннегосударственного типа. Глубокий отпечаток на культуру населения региона наложило распространение мировых религий: христианства и ислама.
В настоящее время Северный Кавказ населен множеством различных народов и небольших народностей, говорящих на 50 языках и объединенных в семь республик (Республика Адыгея, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика, Республика Ингушетия, Республика Дагестан, Республика Северная Осетия-Алания) и два края (Ставропольский и Краснодарский края) в составе Российской Федерации.
Северный Кавказ занимает обширное пространство между Черным, Азовским и Каспийским морями. На севере региона протягивается Кумо-Манычская впадина, а на юге проходит государственная граница России. Северный Кавказ состоит из Предкавказья и северного склона гор Большого Кавказа. С древнейших времён территория Предкавказья разделена географически и этнически на следующие территории с запада на восток: побережье Чёрного моря, горы Северо-Западного Кавказа, Центральное Предкавказье и Восточный Кавказ.
В силу своих географических и природных условий Северный Кавказ издревле был ареной различных исторических событий, передвижения этнических групп и столкновений земледельческой и кочевой цивилизаций, служил своеобразным мостом для этнических, культурных контактов между населением степных районов и горцами. Здесь в древности и средневековье пролегали международные коммуникации, связывающие через Кавказские проходы, – Дербентский и Дарьяльский, – степи Евразии с Закавказьем и Ближним Востоком. Этническое развитие региона отраженно в историко-этнографических исследованиях древних и средневековых авторов. О скифских, сарматских, аланских племенах писали известные античные авторы, такие как Гиппократ, Страбон, Птолемей, Плиний, Геродот, Аммиан Марцелин, Иосиф Флавий.
Исторические процессы на территории Северного Кавказа не могли не отразиться на материальной культуре северокавказских народов. В настоящее время выявлено большое количество древних и средневековых городищ, поселений, развалин, построек, могильников. История Северного Кавказа начинается в глубокой древности. В эпоху палеолита, когда на месте современного озера Маныч существовал морской пролив, соединявший Азовское и Каспийское моря, население Русской равнины и Кавказа не могло поддерживать между собой контакты. Заселение региона могло начаться в эпоху мезолита, когда на смену оледенению пришло потепление и озеро Маныч перестало быть преградой на пути передвижений племен охотников и собирателей.
В период бронзового века регион занимали племена майкопской, древнеямной, катакомбной и других археологических культур. В конце II – начале I тысячелетия до н.э. предгорные и горные районы Северного Кавказа заселяли племена кобанской культуры. В силу сложившихся обстоятельств, с IX в. до н.э. они постепенно продвигаются на север, осваивая все Центральное Предкавказье. Этот этап связан с началом заселения территории племенами западного варианта кобанской культуры с присутствием степных элементов, что нашло свое отражение в их материальной культуре. В окрестностях сегодняшнего г. Ставрополя ими было основано сразу несколько поселений и городищ: Грушовское городище, Ташлянское поселение №3 и Татарское городище. В VII в. до н.э. в Предкавказье проникают племена скифов, которые и превратили Ставропольскую возвышенность в плацдарм для походов в Переднюю Азию. Обеспечивая свои тылы, скифы подчинили себе кобанские племена и со временем вступили с ними в тесные контакты. Скифам принадлежит особая роль в истории всего Предкавказья. В III до н.э. – II в. н.э. территория Северного Кавказа связана с сарматами. В период раннего средневековья главенствующими стали аланы, которые надолго стали опасными противниками и желанными союзниками для Рима и Византии. Их потомки живут и доныне на территории Центрального Предкавказья. В VI-VII вв. н.э. на территории края сформировался союз племен болгар, а в VIII-X в.в. здесь находился один из центров Хазарского каганата.
В средние века история региона была связана с международной торговлей. Северокавказское направление Великого шелкового пути пересекло территорию края с севера-востока на юго-запад по рекам Калаус и Кума. В XI-XII вв. на Ставропольской возвышенности и в Пятигорье закрепились половцы, оставившие памятники половецкой культуры – каменные бабы. В начале XIII в. монголо-татары покорили половецкие степи, часть из которых находилась на территории современного Ставропольского края и стала экономическим районом Золотой Орды. На территории современного г. Буденновска, на р. Куме располагался самый значительный памятник Золотой Орды – г. Маджар. С XVI в. степи Ставрополья были заняты кочевьями ногайцев, а в XVII в. в Ставропольские степи с полуострова Мангышлак откочевала этническая группа туркмен.
Изучение археологических памятников Северного Кавказа, позволяет проследить развитие экономики, передвижения различных племен во времени и пространстве, установить преемственность традиций, проанализировать взаимоотношения культур. При анализе материалов древних поселений и погребений, погребального обряда, погребального инвентаря, форм посуды и её орнаментации выявляются определенные черты, свойственные конкретному этносу. Здесь находят отражение эстетические представления, религиозные верования, бытовой уклад, что дает возможность установить этническую принадлежность археологических памятников, даты существования, культурные связи и взаимовлияние цивилизаций. Изучение всего археологического комплекса позволяет судить о степени развития материальной сферы общества, о торговых, экономических и культурных связях населения.
Археологические источники практически неисчерпаемы как для настоящих, так и для будущих поколений. Это стоянки первобытного человека, селища и городища[19], бесчисленные могильники и места поклонений, разнообразные предметы быта и вооружения, орудия труда и ювелирные украшения, небольшие жилища рядовых обитателей и т.д.