Смысловая и интонационная законченность восклицательных, побудительных предложений
Содержи и ты в порядке Парту, книги и тетрадки! Платье, обувь и жилище Быть должны как можно чище! (С. Маршак) Слава миру и земле! Слава хлебу на столе! Вон он —
Хлебушко душистый, Вот он — Теплый, золотистый!
(С. Погореловский)
Правда, друзья,
Хорошо на планете,
Когда на планете,
Хозяева — дети!
Давайте беречь
От невзгоды любой
Большой и доверчивый
Шар голубой! '
(В, Орлов) ■
«Предложение»
2-3 занятие
Как хорошо в лесу осенью! Свежий воздух! Сияние чистого неба над лесом! Приходите в лес осенью! Погуляйте среди нарядных деревьев! Полюбуйтесь красотой их осеннего наряда!
Шагай, лосенок, перешагивай! Через пень перешагни, через валежник переступи! В яму не провались! У корней не оступись, в густой чаще не запутайся!
Тут в густых лесах тебе жить, горькую траву жевать, сладкие листья рвать.
(Е. Чарушин)
3. Смысловая и интонационная законченность повествовательных, вопросительных, восклицательных, побудительных предложений
Плавать должен уметь каждый Ты умеешь плавать Учитесь плавать
Бывал ли ты в лесу весной Береза и тополь в мае покрылись сережками Что это за сережки А это цветы деревьев Красиво в лесу весной.
Ящерица.
Особенно красива ящерица весной В это время года у нее праздничный зеленый наряд Кто сказал, что ящерица противная Как горят на солнышке щитки и чешуйки Настоящая малахитовая красавица
Иней.
По дороге в школу дети остановились у березы Какая она нарядная сегодня Как красиво сверкает на солнце На ветках березы блестят ледяные иголочки Это иней Откуда взялся иней на ветках березы
(Для анализа детям предлагается первая часть текста. Возможно, учащиеся смогут ответить на вопрос. Если необходимо пояснение, учитель-логопед может прочитать вторую часть текста.)
В осенние и зимние морозные ночи все предметы охлаждаются. Охлаждается и водяной пар, который находится в воздухе. На деревьях, проводах и других предметах образуется иней.
Как велика наша страна В ней бывает много автотуристов Они говорят на разных языках А как же узнать шоферу дорогу Помогают дорожные знаки Они одинаковы во всех странах
После дождя.
Кто из вас не видел радугу Кто ей не любовался Прошел теплый дождь Над лесом, над рекой, над полем встала высокая радуга Ребята побежали к реке Как приятно мчаться босиком по мокрой траве
; В октябре.
К осени на земле столько всего выросло Едут по дороге грузовики с желтой картошкой, с красной морковью, с белой капустой
Уже свезли с полей зерно, из садов — яблоки Чем бы еще осени удивить людей
Осенью леса желтые, вода в озерах синяя, а в небе — стаи перелетных птиц
(А. Митяев)
Мальчишка с нетерпеньем
. , Гостей желанных ждет
— Когда же воскресенье
Когда ж оно придет
И, наконец, чудесный
, Пришел денек воскресный
(По Л. Квитко) Дождик.
Дождик, дождик, замолчи По окошку не стучи Не стучи так звонко, Не буди котенка Не стучи, мы будем спать Ты не будешь нам мешать
(Н. Рождественская)
«Предложение»
4 занятие
ТЕМА. |
Составление предложений из слов, данных в правильной грамматической форме.
ЦЕЛИ: |
• дифференцировать понятия «слово», «словосо
четание», «предложение»;
• развивать умения составлять предложение, со
блюдая правильный порядок слов;
• формировать умения анализировать интонацию
предложений, соотносить с правилом обозначе
ния границ предложения на письме;
• учить находить в предложении подлежащее и
сказуемое, устанавливать связь слов;
• развивать слуховой вербальный анализ и синтез
слоговой структуры слова, смысловой и интона
ционной законченности предложений.
схема предложения, запись на доске.
ОБОРУДОВАНИЕ:
ХОА ЗАНЯТИЙ:
Организационный момент
— Сядет тот, кто повторит слово, произнесенной по слогам,
и определит количество слогов: