Смысловая и интонационная законченность восклицательных, побудительных предложений

Содержи и ты в порядке Парту, книги и тетрадки! Платье, обувь и жилище Быть должны как можно чище! (С. Маршак) Слава миру и земле! Слава хлебу на столе! Вон он —

Хлебушко душистый, Вот он — Теплый, золотистый!

(С. Погореловский)
Правда, друзья,
Хорошо на планете,
Когда на планете,
Хозяева — дети!
Давайте беречь
От невзгоды любой
Большой и доверчивый
Шар голубой! '

(В, Орлов) ■

Смысловая и интонационная законченность восклицательных, побудительных предложений - student2.ru

Смысловая и интонационная законченность восклицательных, побудительных предложений - student2.ru

«Предложение»

2-3 занятие



Смысловая и интонационная законченность восклицательных, побудительных предложений - student2.ru Смысловая и интонационная законченность восклицательных, побудительных предложений - student2.ru Смысловая и интонационная законченность восклицательных, побудительных предложений - student2.ru Как хорошо в лесу осенью! Свежий воздух! Сияние чистого неба над лесом! Приходите в лес осенью! Погуляйте среди на­рядных деревьев! Полюбуйтесь красотой их осеннего наряда!

Шагай, лосенок, перешагивай! Через пень перешагни, через валежник переступи! В яму не провались! У корней не оступись, в густой чаще не запутайся!

Тут в густых лесах тебе жить, горькую траву жевать, сладкие листья рвать.

(Е. Чарушин)

3. Смысловая и интонационная законченность повествователь­ных, вопросительных, восклицательных, побудительных пред­ложений

Плавать должен уметь каждый Ты умеешь плавать Учитесь плавать

Бывал ли ты в лесу весной Береза и тополь в мае покрылись сережками Что это за сережки А это цветы деревьев Красиво в лесу весной.

Ящерица.

Особенно красива ящерица весной В это время года у нее праздничный зеленый наряд Кто сказал, что ящерица против­ная Как горят на солнышке щитки и чешуйки Настоящая мала­хитовая красавица

Иней.

По дороге в школу дети остановились у березы Какая она на­рядная сегодня Как красиво сверкает на солнце На ветках бере­зы блестят ледяные иголочки Это иней Откуда взялся иней на ветках березы

(Для анализа детям предлагается первая часть текста. Воз­можно, учащиеся смогут ответить на вопрос. Если необхо­димо пояснение, учитель-логопед может прочитать вторую часть текста.)

В осенние и зимние морозные ночи все предметы охлаж­даются. Охлаждается и водяной пар, который находится в воз­духе. На деревьях, проводах и других предметах образуется иней.

Как велика наша страна В ней бывает много автотуристов Они говорят на разных языках А как же узнать шоферу дорогу Помогают дорожные знаки Они одинаковы во всех странах

После дождя.

Кто из вас не видел радугу Кто ей не любовался Прошел теплый дождь Над лесом, над рекой, над полем вста­ла высокая радуга Ребята побежали к реке Как приятно мчаться босиком по мокрой траве

; В октябре.

К осени на земле столько всего выросло Едут по дороге гру­зовики с желтой картошкой, с красной морковью, с белой ка­пустой

Уже свезли с полей зерно, из садов — яблоки Чем бы еще осени удивить людей

Осенью леса желтые, вода в озерах синяя, а в небе — стаи перелетных птиц

(А. Митяев)

Мальчишка с нетерпеньем
. , Гостей желанных ждет

— Когда же воскресенье
Когда ж оно придет
И, наконец, чудесный
, Пришел денек воскресный

(По Л. Квитко) Дождик.

Дождик, дождик, замолчи По окошку не стучи Не стучи так звонко, Не буди котенка Не стучи, мы будем спать Ты не будешь нам мешать

(Н. Рождественская)

Смысловая и интонационная законченность восклицательных, побудительных предложений - student2.ru Смысловая и интонационная законченность восклицательных, побудительных предложений - student2.ru «Предложение»

4 занятие



               
    Смысловая и интонационная законченность восклицательных, побудительных предложений - student2.ru
      Смысловая и интонационная законченность восклицательных, побудительных предложений - student2.ru
 
    Смысловая и интонационная законченность восклицательных, побудительных предложений - student2.ru
 
  Смысловая и интонационная законченность восклицательных, побудительных предложений - student2.ru
 

ТЕМА.

Составление предложений из слов, данных в пра­вильной грамматической форме.

ЦЕЛИ:

• дифференцировать понятия «слово», «словосо­
четание», «предложение»;

• развивать умения составлять предложение, со­
блюдая правильный порядок слов;

• формировать умения анализировать интонацию
предложений, соотносить с правилом обозначе­
ния границ предложения на письме;

• учить находить в предложении подлежащее и
сказуемое, устанавливать связь слов;

• развивать слуховой вербальный анализ и синтез
слоговой структуры слова, смысловой и интона­
ционной законченности предложений.

схема предложения, запись на доске.

ОБОРУДОВАНИЕ:

ХОА ЗАНЯТИЙ:

Организационный момент

— Сядет тот, кто повторит слово, произнесенной по слогам,
и определит количество слогов:

Наши рекомендации