Конспекты логопедический занятий по темам раздела «Текст»
Занятие 1. Выделение признаков связного текста.
Тема текста....................................................................... 107
Занятие 2. Текст. Основная мысль текста...................................... 112
Занятие 3. Текст. Опорные слова..................................................... 118
Занятие 4. Восстановление деформированного текста
по серии картинок........................................................... 124
Занятие 5. Составление текста из отдельных предложений.
Определение темы, главной мысли текста............. 130
Занятие 6. Составление текста по данным вопросам.
Грамматическое оформление.
Анализ составленных текстов..................................... 135
Занятия 7—8. Тип текста. Текст-повествование.
Характерные признаки текста-повествования.
Схема построения повествовательного
текста................................................................................. 140
Занятия 9—10. Текст-описание.
Характерные признаки текста-описания.
Схема построения описания....................................... 152
Занятия 11—12. Текст-рассуждение.
Характерные признаки текста-рассуждения.
Схема построения рассуждения.............................. .163
Занятие 13. Составление плана текста
с обозначенными частями........................................... 172
Занятие 14. Деление текста на части.
Работа над планом........................................................ 177
Занятия 15—16. Редактирование текста........................................... 181
Приложение 1............................................................................................. 187
Приложение 2 ...................................................................................... 273
Литература.................................................................................................. 301
«В интересах развития речи учащихся важно,
чтобы в тексте ничего не оставалось непонятным для них;
важно также, чтобы ученики уяснили значимость,
иногда незаменимость тех или иных выражений текста
и сами пользовались ими вполне сознательно.
Это потребует в ряде случаев
■внимательного языкового анализа».
В.А. Добромыслов
ВВЕДЕНИЕ
Структура дефекта младших школьников с общим недоразвитием речи определяет необходимость проводить в системе логопедической коррекции специальные занятия по развитию связной речи.
Развитие связной речи — это последовательная учебная работа, которая должна быть планомерной и систематической. Учителю-логопеду отводится весьма активная роль: он знакомит детей с образцами правильной речи, помогает анализировать, содействует планомерному накоплению знаний, относящихся к смысловым, звуковым морфологическим и синтаксическим закономерностям языка. Он также создает условия для «порождения» высказывания учащихся, направляет, стимулирует их речевую активность.
Предлагаемое пособие представляет примерное перспективное тематическое планирование и конспекты логопедических занятий по формированию связной речи в группах учащихся, имеющих нарущения чтения и письма, обусловленные ОНР (НВОНР). Проверенная практикой система работы по развитию связной речи обеспечит разнообразную речевую практику учащихся для развития языковой способности, наблюдательности, для формирования навыков речевой коммуникации. Подробный ход занятия содержит большой объем материала, поэтому количество заданий (вопросов, предложений, текстов) учитель-логопед может использовать на свое усмотрение, используя полностью или частично, встраивая в собственный план занятия. Занимательный речевой материал, устная и письменная форма выполнения разнообразных упражнений подготовительного характера поможет учителю-логопеду в закреплении теоретических знаний учащихся и в формировании у них практических речевых умений.
Предлагаемая система логопедической работы включает в себя основные темы разделов: «Устная связная речь», «Лексика», «Предложение», «Текст», «Письменная связная речь».
Введение
Введение
Материал пособия — поурочное планирование логопедических занятий по разделам «Предложение», «Текст». Основной принцип коррекционно-развивающего обучения детей с общим недоразвитием речи — одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. В занятия разделов «Предложение», «Текст» (группы 2—3 класса) включен материал по развитию слогового анализа и синтеза слов.
Занятия раздела «Предложение» формируют умения детально анализировать и сопоставлять слово, словосочетание, предложение как речевые единицы, проводить качественный и количественный анализ предложений, закрепляя навык обозначения границ предложения на письме. Одновременно развиваются инициативные формы речи: умение самостоятельно составлять развернутые и краткие неподготовленные сообщения, ответы, задавать вопросы, рассуждать. Работая с деформированными предложениями, формируются умения и навыки построения связного высказывания, предупреждая аграмматизм согласования и управления, повторение слов в предложении, нарушение порядка слов.
Огромная роль в формировании умения строить связное высказывание принадлежит работе с текстом (раздел «Текст»). Коллективный языковой анализ текстов, подобранных с учетом возрастных и речевых особенностей младших школьников с общим недоразвитием речи, формирует умения определять тему рассказа, основную мысль, отделять главное от второстепенного, анализировать тип текста, выделяя характерные признаки повествования, описания, рассуждения. Развиваются умения передавать содержание текста, объединять в логической последовательности несколько предложений, соблюдая правила интонации, порядок слов, используя союзные слова, союзы, наречия, местоимения. Совершенствуются различные приемы мыслительной обработки текстов: деление текста по смыслу на отдельные части, выделение смысловых опорных пунктов, составление плана. Следует отметить, что детей необходимо не только учить составлять план текста, но и показать, как пользование планом помогает последовательно пересказывать. Работая с деформированными текстами, учитель-логопед предупреждает искажение содержания, пропуск главных частей, важных фактов, перестановку событий; нарушение последовательности, повторное возвращение к одному и тому же факту; отсутствие связи между фактами, событиями.
Пособие содержит материал для закрепления, загадки, кроссворды, знаковые схемы, демонстрационные предметные, сюжетные картинки, серии картин, карточки для самостоятельной письменной работы. Речевой материал в карточках подобран таким образом, что большинство из них предусмотрены для работы с учащимися как первых, так и вторых, третьих классов. Схематичный материал и дидактический материал карточек из приложения, учитель-логопед может использовать для индивидуальной и фронтальной работы.
КОНСПЕКТЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМАМ РАЗДЕЛА «ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
ТЕМА. Дифференциация понятий «слово», «словосочета-
ние», «предложение». Признаки предложения
ЦЕЛИ: • дифференцировать понятия «слово», «словосо-
четание», «предложение»;
• учить осознавать предложение как минимальную
единицу речи, представляющую собой граммати
чески организованное гоединение слов или сло
восочетаний, обладающую известной смысловой
и интонационной законченностью;
• формировать умения выделять предложения
из потока речи, наблюдать за интонацией конца
предложения, соотносить с правилом обозначе
ния границ предложения на письме, выделять су
щественные признаки, обобщать;
• развивать зрительный и слуховой вербальный
анализ.
ОБОРУДОВАНИЕ: таблица с буквами «Найди слова», запись на доске.
ХОД ЗАНЯТИИ: