Какое время года собирались эти ингредиенты?

· Березовый лист перед Ивановым днем;

· березовую кору – в начале лета; желтоватый подмаренник—срезали в период цветения и высушивали его цветки;

· щавель употребляли только в свежем виде;

· хвощ собирали до цветения и сушили;

· бородатый лишайник собирали летом , сушили;

· олений мох - после первого мороза;

· морковник собирали до и после его цветения;

· с кустарника «волчьи ягоды» срезали молодые ветки до цветения и вместе с листьями сушили.

Методика подготовки шерсти к окрашиванию.[42]

Ее промывали в теплой мыльной воде, после чего полоскали в проточной воде, чтобы в шерсти не оставалось мыла. Для очистки сильно загрязненной или жирной шерсти делали раствор из соды и мыла, распуская шерсть в горячей воде, охлаждали до 40 градусов. Шерсть опускали в раствор на четверть часа часто перемешивая, затем вынимали, давали немного стечь с шерсти и тщательно промывали в холодной воде.

Для этого, чтобы мотки шерсти при промывки в холодной воде «не свойлачивались», то есть не появлялись катошки их натягивали на особую деревянную раму (пяльцы – деревянная конструкция имела вид руки с двумя или тремя «пальцами», между которыми натягивалась нить) и погружали на несколько минут в кипяток, потом вынимали и давали моткам остыть. Остывшие мотки снимали с рамы, снова надевали на нее, но в другом положении. Вторично опускали в кипяток на несколько минут и опять остужали, а затем мыли в содовом или мыльном растворе. Высушивали, затем шерсть клали в чистое место, где она не могла запылиться.

Шерсть протравливали в растворе квасцов. Выполаскивали и отжимали, подготавливая к кипячению в красильном отваре.

Отвар, наливали в чистую воду: глиняную, медную или эмалированную посуду. В ведро холодной воды добавляли уксусной кислоты, иногда и хлебного кваса, доводя раствор краски до нужной концентрации.

Раствор готовили следующим образом: в длинные по высоте котла холщовые мешочки, наполненные растительными красителями (для каждой краски был определенный мешочек). Мешочки опускали в котел с теплой водой и кипятили. Мешочки не завязывали, чтобы во время кипячения они не надувались и не плавали в воде, а привязывали их к ручке котла на длинной тесьме. На 400 грамм шерсти приготавливали полтора ведра красительного отвара.

Шерсть, погружали в холодный или слегка нагретый отвар, постепенно доводя его до кипения и все время помешивая шерсть круглой деревянной палкой или гладко выструганной лопаткой вдоль круга стенок котла, чтобы она не свойлачивалась. Кипячение производили в течение получаса.

Пряжу красили мотками, надевая на деревянные палки, которые своими концами опирались на краю котла, при чем во время кипячения мотки шерсти несколько раз переворачивались так, чтобы та часть мотка, которая была наверху, попала вниз и наоборот. В некоторых случаях шерстяную пряжу укладывали внутри котла рядами, пересыпая ее измельченными частями красильного растения. Затем, наполнив котел до двух третий его объема, заливая шерсть горячей водой и кипятили. Окрашенную пряжу прополаскивали руками, а иногда надевали на палки и выкручивали вдвоем. После этого ее сушили.

Для черного и белого цвета, были распространены естественные цвета животного (барана). При использовании в ткачестве.

Разнообразие методов изучение состава и технологий древних материалов становится сверхсложным (трудным). Наиболее широко известные и апробированные методы, выбор того или иного метода изучения состава древних предметов диктуются историко-археологическими задачами, которые решаются разными средствами.

Металл в виде сплавов, керамика и ткани - первые искусственные материалы, сознательно созданные человеком. Создание металлических сплавов, керамики и тканей знаменовало собой новый этап в технологии. Приспособление природных материалов к изготовлению искусственных, заранее с заданными свойствами.

При изучении состава древних материалов, как правило, возникает вопрос. Изготовлена ли данная вещь на месте или вдали от места находки? Если вдали, можно ли указать место, где она была изготовлена? Является ли данный состав, например сплавом каких то материалов, преднамеренным или случайным? Какова была технология того или иного производственного процесса при использовании той, или иной техники обработки камня, кости, дерева, металла, керамики, ткани и так далее? На эти и другие вопросы можно ответить, опираясь в основном на два типа исследования:

· анализа вещества;

· физическое моделирование других технологических процессов.

Анализ веществ.

Наиболее точным из традиционных методов анализа вещества является химический анализ. Исследуемое вещество обрабатывается в различных растворах, которых те или иные составляющие элементы выпадают в виде осадков. Затем осадок прокаливают и взвешивают. Для подобного анализа нужна проба не менее двух грамм. Подобная концентрация ясно не получается из каждого предмета, не разрушая его. Химический анализ очень трудоемок, а необходимо знать состав сотен и тысяч предметов. К тому же ряд элементов, присутствующих в данном предмете в мизерных количествах, и химическим путем практически не определяется.

Наши рекомендации