Исследование археологических тканей с сохранившейся окраской.

Существует ряд методов, но значительная часть предназначена для анализа синтетических красителей и непригодные для исследования других образцов тканей.

Археологические ткани окрашены естественными красящими веществами растительного и животного происхождения, состоящими из смеси различных веществ. Их разделение требуют большого количества материала, что в большинстве случаев невозможно. Вследствие чего исследования ведут, используя оптические, а затем микрохимический метод. Микрохимическое исследование начинается с окраски по методике В.Н. Кононова, Р.П. Фистером и приемы, разработанные Е.Ф. Федоровичем по цветным реакциям.

Окраску сохранившейся на ткани, исследование начинают с цветных реакций на волокне параллельным анализом ее золы на присутствие металлов. Затем извлекают красители из ткани, способами соответствующими предполагаемой природе красителей и технике, которой была окрашена ткань.

Растительные красители, кроме индигоидных, являются индикаторами. Резко меняют цвет под влиянием кислот и щелочей. На этом основываются цветные реакции на волокна. Все устойчивые красители (не индиго) принадлежат к классу протравленных красящих веществ. Их волокна проходили обработку солями металлов до или после крашения. На пряже образуются прочные нерастворимые цветные лаки. Иногда они имели другой цвет, чем исходный. Эти лаки разлагаются под влиянием разбавленных кислот только при кипячении, принимают цвет основного красителя.

Нужно отметить, что во многих случаях тех или иных реакций на волокне недостаточно для окончательного заключения о характере окраски. Необходимо проводить другие исследования для подтверждения, что эти красящие вещества были в образце, а не иные. Для этого существует ряд методов. Их сущность заключается в снятии образца красящих веществ. Примером может служить бумажный клин В.Н. Кононова или другие способы. Затем результат переводят в какой либо органический растворитель соответственно их природе, а затем идентифицируются.

Анрахиновые красящие вещества по В.Н. Кононову, устойчивые к действию концентрированных кислот (H2 SO4 и KHSO4) с последующим разбавлением, нетрализацией, охлаждением и извлечением красителей. При этом волокно часто остается окрашенным, так как протравленные красители нерастворимы в воде и иногда прочно удерживаются на тканях, особенно сделанные из шерсти. В таких случаях окрашенные волокна обрабатывают растительными веществами.

Наиболее трудным является определение на наличия железной протравы. Так как ее очень трудно отличить от загрязнений солями железа. В этом случае руководствуются цветом ткани после очистки (черный, зеленый, коричневый) и сопоставление результатов анализа.

Дальнейшая работа производится с помощью бумажного клина В.Н. Кононова (рис. 3) и по схеме Р.Пфистера (см. таб. 2).

Таблица № 2. Схема анализа веществ по Р. Пфистеру.

Виды красильного сырья   Ход анализа
Марена (Rubia tinctorum). Волокна окрашенной ткани при кипячении с 3%- ой хлоркой кислотой (HCl) становится жёлтым. При встряхивании после охлаждения с эфиром, хлороформом, этилацетатом и петролейным эфиром, эти растворители окрашиваются в жёлтый цвет. Гидросульфит в щелочном растворе не действует.
Кошениль персидская (Porpherophora Hamtli). Кипящая 3%- ая хлорная кислота оставляет волокно оранжевым и даёт розовый раствор. Этиловый эфир, петролейный эфир и хлороформ не извлекают красящих веществ. Этилацетат частично: - слой растворителя и водный слой, они окрашиваются с одинаковой интенсивностью.
Индиго и пурпур. Кипящая хлорная кислота (HCl) и раствор соляной кислоты на цвет образца не влияет. При обработке образца: 1- мылом, окраска индиго цвет не меняет, а оттенки пурпура становятся красноватыми. 2- Горячий уксусной кислоты или пиридином индиго переходит в раствор, а пурпур остаётся на волокне без изменения.
Окраска мареной по индиго. Кипящая 3%- ая хлорная кислота даёт жёлтый раствор, а волокна приобретает грязноватый – синий цвет. Раствор даёт реакцию марены с органическими растворителями, а с волокна извлекается индиго гидросульфатом натрия в щелочном или аммиачном растворе.  
Окраска персидской кошенилью по индиго. Кипящая 3%-ая хлорная кислота даёт розовый раствор, извлекаемый этилацетатом. Эфир, хлороформ и петролейный эфир остаётся бесцветным. Синеватые волокна дают реакцию индиго с гидросульфатом.
Окраска кермесом по индиго. Кипящая 3%-ая хлорная кислота даёт розовый раствор, извлекаемый этилацетаном. Эфир, хлороформ и петролейный эфир остаются бесцветными. Синеватые волокна дают реакцию индиго с гидросульфатом и окрашивают пиридин.
Жёлтая и черная окраска шерсти. Нет взаимодействия с кипящей 3%- ой хлорной кислотой, гидросульфатом и органическим растворителями.

[37]



Наши рекомендации