Этнографические свидетельства.

Австралия. Для витья и прядения австралийцы использовали не только различные виды растительных волокон камыша, луб древесных видов, корни, листья, в круг их работы входили также изготовление нитей из сухожилий, шерсти сумчатых и человеческих волос.

Растительные волокна они вымачивали, выпаривали, жевали, если в этом была необходимость. Веретено употреблялось для прядения нитей из шерсти опоссумов или кенгуру. Наряду с известными веретенами из трех палочек (двух коротких и одной длинной) этнографами отмечены одиночные палочки с крючком. В процессе прядения мужчины держат в правой руке пучок расчесанных волос, а в левой – веретено (приспособления для прядения ручного или машинного, - стержень для навивания нити[10]). Он начинал с того, что прикреплял конец пряжи, скрученной пальцами правой руки к поперечным веретенам после этого вращал ось на бедре ладонью левой руки, как только свивалась нить длиной 60-100 см, наматывал ее на веретено и закреплял петлей на поперечной палочке, затем продолжал работу. Существуют другие примеры данной работы. В некоторых племенах пучок волокон зажимали большим пальцем левой ноги, правой рукой вращали веретено, а левой нить. В этом случае австралийцами уже было подмечено обходились без прясла, до изобретения которого они не поднялись. Нить и шнурки из растительных волокон свивали без веретена, в редких случаях прибегая к последнему. Веретено им было необходимо как подсобный инструмент, ибо витье растительных волокон они производили пальцами обеих рук в две пряди.

Из кожи и древесной коры делали мешки и сумки. Наиболее простые сумки изготовлялись из шкуры мелких сумчатых животных[11]. Шкура, только что снятая с охотничьей добычей, растягивалась руками и заполнялась песком. Ее сушили на солнце. Удаление остатков мяса, прожилков не производилось. Данные изделия становилось примитивной тарой для ношения небольших вещей. Для таких вещей как куски охры, наконечники дротиков, кварцит, служила часть шкуры сумчатого, завязанная шнурком. Более вместительным контейнером выделывались из кусков коры, связанных или прошитых шерстяными шнурками, или растительными бечевками. Сшивание кожаных и корневых изделий нитками, нанизывание на шнурки украшений, плетение сетей и сумок—вот неполный список производства из волокнистого материала. Воду обычно держали в мешках из шкуры животных. Такие изделия вмещали до 20 литров воды (технология древнего производства). При изготовлении подобных мешков голову, ноги, хвосты отрезали, отверстие завязывали и зашивали. Транспортировали и хранили воду в ведрах из древесной коры, сложенной вдвое. Кору сшивали, а швы промазывали смолой.

Процесс получения нужных волокон был примитивен, соответствуя уровню техники аборигенов. Стебли сухого камыша собирали в связки, по которым мужчины колотили бумерангами до тех пор, пока не отлетали измельчаемые ударами твердые ломкие частицы. Отделение волокон от стебля камыша производилось пальцами рук. Гребней не имелось, но процесс трепания неочищенных волокон существовал. Прядением занимались как женщины так и мужчины, скручивая волокна на бедрах ладонями рук. Свитые нити или шнурки наматывались на палочки веретена, скрепленных крестообразно в середине и насаженные на длинную ось.

Умение плести корзины, мешки, сумки и сети распространено по всей Австралии. Известны два основных способа плетения сетей: узелковое и безузелковое[12]. Длина узелкового достигает 30 и даже 50 метров, ширина около 2 метров, ячейки сети крупные.

Безузелковая техника представляет собой развитую форму плетения сетей. В развитии плетения является одинарное скручивание шнурка перед накладыванием в длинную ячейку. Этим устраняется большая подвижность петель внутри ячейки. Для большего достижения результата производилось двойное скручивание шнурка. Безузелковая техника имеет свою линию развития в плетении корзин и циновок. В зависимости от использования разделяют на жесткие и мягкие. Одни из менее податливого материала производится плетение с одним рядом колец (завитков) из-за жесткой основы. Гибкие ветки, трава, тем более искусственно изготовляются шнурки, бечевка, веревка. Это позволяет вести плетение со многими завитками[13].

Аборигены Австралии знали и способ выработки одеял из коры чайного или фигового дерева. Сделав два поперечных надреза и один продольный на стволе, кору снимали, предварительно поколотив ее камнем, чтобы облегчить отделение от древесины. Затем кору распрямляли и скатывали в рулон походу волокон. Далее совершалась трудная операция отделения верхнего слоя коры от луба «внутренняя часть», чему предшествовал неглубокий надрез, наносимый на расстоянии 10 см от края. Предпоследняя процедура с лубом – выколачивание его колотушкой для разделения волокон и предания эластичности, после чего полученное материал высушивали, получая так называемое одеяло.

Шерстяные и растительные нитки играли большую роль в хозяйстве австралийцев. Женщины всегда носили готовые нитки. Нитками сшивались кожаные и меховые вещи, плащи, мешки, сумки, а также изделия из коры (одеяла).

Океания.Полинезийцы достигли большого умения в обработке волокнистых растений, которые служили им для выделки тапы (материал, получаемый из коры дерева). Обработав которую изготавливали: передники, юбки, набедренные повязки, постели, сидения, корзины, дорожные сумки, веревки, бечевки, нитки, паруса, рыболовные снасти. Эти материалы производились ручными способами плетением или набивкой. Плетенку из тонких стеблей осоки можно сравнить с европейским холстом или грубым льняным полотном, сделанным на ткацком станке. Волокна выделывались из листьев дерева или коры кокосовых пальм, листьев и воздушных корней пандануса, трав, болотной осоки, папоротника, разновидности крапивы, которую гавайцы называют олоной. Крепкие тонкие волокна этого растения использовались для изготовления лесок и сетей. Так как противостоят разрушающему влиянию соленой морской воды. Олону гавайцы культивировали. Ее длина, сдираемая со стеблей равнялась около метра. Свертывалась в круги и вымачивалась в текучей воде до тех пор, пока не становилась годной для очистки раковинными скрепками или ребрами черепах. Очищенное и размягченное волокно отбеливалось на солнце. После чего его скручивали на бедрах ладонями рук, свивали в шнурки нужного диаметра.

Обработка листьев заключалась в удалении наростов шипов, которыми выражена их тыльная сторона. Затем листья высушивали на солнце или над горячими углями, выравнивали и разглаживали, складывая для хранения или направляя на дельнейшую обработку. Выработка тапы была распространена по всему тропическому поясу от гавайских островов до Африки, отличаясь в разных областях разными особенностями в выработке исходных материалов и технологий[14].(Подобные примеры производства описаны в журнале Советская археология. 1965г. № 4. стр. 104, 124. Методика исследований археологических тканей.)

Америка.Индейцы как и большинство населения тропического пояса, не изготовляли меховой или кожаной одежды. Индейцы знали плетение из растительных волокон. Вместо кожаных мешков и сумок использовали корзины, изготовленные из бамбука, пальмовых веток, стеблей маранта. Корзины носили на спине при помощи перевязи, перекинутой через лоб. Содержание таких корзин обычно покрывалось листьями. Индейцы плели четырех угольные веера для раздувания огня, подстилки для собирания маисовой муки, сито делали из мелко наколотых камышовых лучинок. Для сна использовали камышовые гамаки. Прядением и ткачеством у индейцев бассейна р. Шингу были заняты женщины. Нитки служили в качестве связующего материала при выделке различных вещей. Изготовлялись из ананасового шелка, пенька алоэ, пальмового волокна, хлопка. Нитки были двух - трех сортов, отличались по толщине. Скручивание ниток производилось на бедре при помощи веретена и без него. Веретено состояло из деревянного стержня с зарубкой на конце и диска, изготовленного из брюшной части панциря черепахи (иногда они были деревянными). Диаметр диска достигал 5-6 см, длина стержня 30-35 см.

В предельно простом станке для изготовления гамаков было заключено начало прядения и ткачества. Станок состоял из двух столбиков, вбитых в землю на высоту 0,5 метра. Между ними натягивалась рядами непрерывная хлопковая бечевка - основа. Поперек которой проталкивался подвижной палочкой шнурок утка. Размер ячеек колебался от 5 до 7 сантиметров.

Северная Азия.В странах умеренного климата для плетения употребляли тростник, ситник, осоку, солому злаков, кору, ветви, и корни ивы, сосны и ольхи, кедра и лиственницы, полоски бересты, сосновую лучины. Многие народы северной полосы Азии применяли волокна крапивы. Сбор крапивы производился в октябре, когда она уже подсыхала на корню. Чтобы не выдергивать растения с корнями и комьями земли, его срывали морозным утром, когда земля еще не оттаяла. После просушки под крышей крапивы слегка смачивали, потом снимали наружный слой костяными ножами, предварительно расщепив стебель. Для окончательного отделения волокон от стебля их перетирали между ладонями и били деревянным трепаком в форме кинжала. Иногда его проколачивали деревянной колотушкой на камне. В результате полностью отделялись твердые частицы стебля, волокна еще более расщеплялись, становясь тоньше. Белизна и чистота волокон во многом зависела от продолжительности толчения. Для придания волокну большей мягкости некоторые народы варили его в воде, После чего прочесывали на деревянной доске гребенкой. Дальнейшая обработка этого волокна заключается в промывке в воде, в сушке, в отбеливании. Последняя операция осуществлялась после наступления морозов. Волокно растирали в холодной воде, клали на снег, натягивали на деревянную раму и выставляли на солнце[15].

Широкое применение сухожилий ниток, шнурков и веревок у народов Сибири связано с охотничьими и рыболовными промыслами. Эти нитки отличались большой прочностью на разрыв и сохранностью в течение длительного времени. Ими сшивали меховую одежду, обувь, различные кожаные изделия. Шнурками соединялись доски. Из бечевок делали тетиву для луков, из веревок – оленьи недоуздки и поводки. Веревками привязывали поклажу к нартам. Для изготовления ниток и веревок пользовались спинными и ножными сухожилиями лосей. Некоторые народы употребляли сухожилия кабанов.

Твердые в сухом виде связи вначале били деревянными или каменными молотками, потом разделяли волокна гребнями, вырезанными из моржовой кости, или заостренными пластинками. Выделка шнурков и веревок из сухожильного волокна производилась разными способами и на разном техническом уровне. Наиболее простой метод: брали пучок некрученых волокон и перевивали сухожилия нитками. Тетивой к лукам и самострелам служила бечевка, свитая из двух скрученных прядей, Надеваемые на рога оленя – манщика, свивались из двух-трех крученых прядей диаметром 1 см. Ими привязывался груз к нартам[16].

Этнография сибирских народов позволяет проследить главные этапы развития поведения, а также то, что веретену с пряслицем предшествовало веретено без него. Прядение возникает, когда палочка, на которую наматывалась скрученная нитка, превращается в орудие скручивание волокон пряжи. У хантов вместе с веретеном и пряслицей сохранился деревянный стержень длиной от 27 до 30 см, утолщенный в средней части, где сделан кольцевой надрез для закрепления начала нити. Когда нить была достаточно намотана на стержень, ее вес мог заменить вес пряслица и придать вращению необходимую энергию.

Одним из наиболее древних и широко применяемых средств связывания были ремни, вырезанные из кожи. Особую роль в технике и хозяйстве играли сыромятные ремни. При высыхании сыромятный ремень стягивает обязанный им предмет, а при намокании он разбухает и ослабляет крепление. Текстильные бечевки, например льняные или конопляные, наоборот при намокании стягивают обвязанный предмет, так как набухание вызывает большое напряжение волокон.

Способ приготовления ремней: Большинство сибирских народов резали непрерывный ремень из всей шкуры. Не спиральные, продольные ремни вырезали из шкур только ханты, некоторые якуты и алтайцы. В тех случаях, когда шкура снималась чулком, резка ремня тоже производилась спиральным способом, но не по плоской, а по трубчатой спирали. Сам ремень обрабатывался жировой смазкой и разминался. Используемый жир: рыбий, костный, коровье масло, тюлений жир. Способы разминания: - натягивание ремня, перекинутого через древесный сук. Мастер не только разминал, но и вытягивал его (ремень) в длину. Очень часто употреблялись костяные и деревянные раз минатели. Скрученный ремень выглаживали и выравнивали, обхватив куском толстой кожи. Веревку свивали руками из двух или трех таких ремней. Чтобы ремни не развивались, их скручивали в разные стороны, благодаря чему силы раскручивания противодействовали друг другу.

Прядение и ткачество.

Прядение( -скручивать волокна)[17].Эксперименты проводимые Ломоносовской экспедицией в 1975 году, показали - один человек за один час был способен свить из пенькового волокна u грубую верёвку длинною 12 – 15 метров[18]. Ими было экспериментально доказано, что свивание тонких шнурков или ниток отличается меньшей производительностью. Это в большей степени связано с необходимостью увеличения витков для того, чтобы добиться уменьшения диаметра нитки. Исследования полученные в этих экспериментах и этнографические исследования отсталых народов севера говорят нам о том, что на первых этапах ткачества было прядение. Без использования веретена (прядение производилось большим и указательными пальцами рук на бедре). На примере северных народов видим не прядение, а витье волокнистых веществ. Растительные волокна, шелк, шерсть животных – все это лежит в основе вязания и ткачества[19].

Ткачество (искусство, техника изготовления тканей)[20]. После приручения овец появилось новое сырье – шерсть. Ее научились отделять от шкуры и превращать в войлок. Плетению и вязанию предшествовало технология перекрестного соединения нитей в плотную ткань. Первоначальную форму ткацкого станка (англ. Loom? Нем. Webstuhl – приспособление для ткачества)[21] нашли у индийских, африканских и северных народов. Египетские изображения высеченные из камня, образцы полотен предают весь процесс от войлока до готовой продукции.

Ткань представляет собой переплетение нитей. Они образуют основу, которая первоначально размещается параллельно продольному направлению ткани. Другие, так называемые – утка – непрерывные или включающие несколько волокон. Их направления справа налево и слева на право.

С помощью этнографических свидетельств можно реконструировать простейший ткацкий станок. На раму из дерева по ее ширине натягивается основа из нитей. Края должны быть расположены не ближе, чем на длину иглы. Натянутая основа представляет собой два параллельных ряда нитей. Во время работы концом иглы поддевается одна нить нижнего рада основы и игла с нитью (утка) пропускается дальше поверх нитей верхнего ряда, До тех пор, пока не пройдут по всей ширине рамы. Когда пропущена первая нить утка в одном направлении, работа иглой продолжается в обратную сторону. Из – за того, что между нитками основы образуется зёв, скорость работы возрастает. Для пропуска иглы первого ряда через 224 нити (установлено этнографами экспериментально), основы требовалось 14 минут, то в последствии при должном опыте и сноровке затрачивается для этой операции 15 секунд.

Для того чтобы ткань не оказались стянутой и крайние нити основы не перепутались, первый ряд утка натягивалась туго и все последующие операции должны соответствовать принятому натяжению. Но все исследования говорят о том, что необходимы контрольные нити, фиксирующие ширину ткани. Степень натяжения этих нитей служат необходимым ориентиром в работе. Утка пропускается через равное количество нитей основы. Когда ткань готова, ее края закрепляют связывающей ниткой основой. [22]

Примитивные установки для ткачества, которые известный по археологическим и

этнографическим документам. Это скорее приспособление станкового типа, так как состоят из нескольких колышков, палочек, планок и нитяных петелек. (пример типичного приспособления служит станок хранящийся в музее антропологии и этнографии АН Санкт –Петербурга «коллекция № 371-1», описанный А. А. Паповым в 1955г.). Этот станок имеет общие черты со станками других алтайских племен и иных сибирских народов. Одна из найденных и реконструированных моделей показала, один из вариантов примитивного ткачества этих народов. У этой модели отсутствовала педали, имелось только одна ремизка с петельками на двух стойках, вместо берда гребенчатой формы употреблялась деревянная линейка с заостренным краем. Роль второй ремизки выполнял деревянный разделитель; его последовательное перемещение по основе образовывало два зева, через который пропускался челнок длиной 30 -35 см. с намотанной на нее нитью.(рис. 1). Функции, которых выполняли две дощечки, на которые была натянута основа. Основную функцию навоя (это деревянный брусок подвощенный между двумя стойками) выполняли две дощечки на которые была натянута основа (ряд ниток). Функции основы выполняемые натянутые нити, служащие средством натяжения основы, оставаясь неподвижными. Задняя часть навоя представляла собой палочку отверстиями для продевания нитей с целью их разделения. Концы нити сводились в конус и привязывались к столбику. В более простых вариантов нити основы привязывались к самой палочке или к столбику. Необходимость вытягивать нити основы строго параллельно, не перекрещивая, и тщательно выверять эти операции, а затем привязывать к нитям петельки – отнимает значительное время работы[23].

Рис 1. Этнографические свидетельства. - student2.ru

В более сложных вариантах ткацких станков использовали пряслица. Пряслица по некоторым находка стали использовать в неолите.[24] Пряслице[25]( англ. Spindle whorl - предмет с отверстием в центре, которое имело значение махового колеса на веретене, придавая ему вращательный момент.) может быть из кости, камня или керамики и даже шифера. Имеют разнообразную форму от дисков до сферических и пирамидальных, диаметром от 1- го до 4- х дюймов (от 2,5 до 10 см.). Пряслице является неотъемлемой частью ткацкого станка. Обычно тип ткацкого станка может быть установлено по сохранившимся фрагментам ткани (ткань как археологический материал может сохраняться в заболоченных и засушливых условиях. Также при коррозии меди или бронзы, но более четка о существовании ткачества говорят находки пряслиц).

Существовало два вида ткацких станков: горизонтальный и вертикальный. Горизонтальный ткацкий станок был распространен в древнем Египте, вертикальный в Сирии и Месопотамии. В Европе до классического периода пользовались вертикальным ткацким станком.

Пряслица.

Пряслица больше распространение в производстве тканей при использовании горизонтальных ткацких станков. На территории древней Руси были распространены пряслица из розового и фиолетового овручского шифера. Они распространены в числе находок культурных слоев поселений времен Киевской Руси. Находок пряслиц в погребениях и в составе кладов. Они встречаются не только на территории Киевской Руси, но и в Швеции, Польше, молдавских и Муромских могильниках, в Волжской Болгарии, Крыму и Хазарии.

Производство этих пряслиц, из – за сосредоточения сырья в одном месте концентрировано территориально. Это позволило выработать единую технику.[26] Эта техника легко восстанавливается на основании остатков производства, так и при осмотре готовой продукции.

Слоистый шифер раскладывался на плоские квадратные плитки - заготовки пряслиц. С помощью деревянных клинышков плитку зажимали в гнезде плоской стороной вверх. Изделие вытачивалось с помощью сверла. Оно состояло из прямоугольного сечения рабочей части. Режущая сторона, гранями на нижнем заостренном конце, которым высверливался внутренний канал пряслица. Острые «крылья» сверла обрабатывала наружную поверхность пряслица. Ими же пряслица отрезались от заготовок. «Крылья» сверла прорезали заготовку сначала только на половину толщины плитки, а затем она переворачивалась и вытачивалась вторая половина поверхности пряслица[27].

В Московских и Киевских исторических музеях находятся остатки производства шиферных пряслиц, являющимся производственным браком подтверждающих эту реконструкцию.[28](рис. 2)

Этнографические свидетельства. - student2.ru Рис. 2

Сверло приводилось в действие лучковым приводом (1 и 2). Сверло удерживалось в руке при помощи рукоятки, в которую входила его верхняя часть. Не исключено, чтобы сверло не выпадал из рукояти, был кольцевой выступ или канавки, за которую заходил зацеп. Если у «крыльев» сверла были прямые режущие грани, то им изготовлялись пряслица усеченно – биконической формы (3 и 9), а «крылья» с вогнутой режущей поверхности (7 и 8), она выпиливало пряслица с шаровидной, уплощенной и бочковидной формой. Этот способ скорее всего использовался для изготовления крупных пряслиц, а значит требовались более грубые инструменты, которые легче изготовлялись. Обильные материалы мастерских позволяют полностью восстановить весь процесс производства шиферных пряслиц. Он распадался на следующие стадии:

1. шифер распиливался на небольшие квадратные плитки.

2. шиферная плитка, зажатая в тесках, просверливалась в середине сверлом с округлым рабочим концом.

3. центральное отверстие высверливалось первым, после чего вытачивается сам корпус пряслица.

4. плитку начинали сверлить с одной стороны, дойдя до середины, после чего заготовку переворачивали и продолжали сверлить.

5. высверленный кружок шлифовали.

Датируются, шиферные пряслица на смены глиняным VIII – X вв., появились с середины X в. глиняные пряслица встречаются в русских курганах вместе с лепной керамикой и вещами, в том числе и с монетами этого периода. С монетами XI веков глиняные пряслица не найдены.

Важнейшим разделом деревенского и отчасти домашнее - городского производства было изготовление льняных и шерстяных тканей. Обработка льна, известна по древним обрядовым песням. Шерсть стригли специальными овечьими ножницами. прядение пряжи происходило на прялках с ручным веретеном. Веретено иногда обнаруживают при раскопках. Столь редкие находки веретен связано с тем, что материалом для их изготовления служило дерево.

Наиболее интересным вопросом в области древнего ткачества является конструкция ткацкого станка. Существуют вертикальный (ранний) и горизонтальный (поздний) ткацкий станок. Л. Нидерле считал, от “стан”, “став” – ставить, стоять. Что древнейшей формой славянского ткацкого станка был вертикальным, более примитивным чем горизонтальный. Обрывки древних тканей, находят в курганах до сих пор изучаются не только под лупой, но и в специальных химических лабораториях. У сохранившихся фрагментов разнообразное строение ткани. Зависящие от способа производства в «елочку» или в несколько витков. От сюда и начинается система изучения структуры ткани, ее крашения и реконструкции окраса по найденному археологическому материалу.

Глава 2.

Наши рекомендации