Вера должна проявляться в действии

Вера, как мы уже убедились, должна быть исповедана устами. Но достаточно ли этого? Так часто религиозно настро­енные люди грешат тем, что говорят правильные, но ничем не подкрепленные слова. Как нам избежать этого? Как убедиться, что слова, которые мы исповедуем, действительно исходят из настоящей веры в нашем сердце? На этот вопрос Писание дает простой и практи­чный ответ: наличие веры в сердце выражается в соответствующих действиях.

...вера без дел (т.е. без соответствующих действий) мертва.

Иакова 2:26

Вера действует любовью

В Послании к Галатам 5:6 Павел говорит о самой сути христианской жизни:

...ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью.

Павел вы­деляет четыре важных факта в их логической последовательности. Во-первых, приводя пример обрезания, Павел гово­рит, что никакой внешний церковный ритуал или церемония сами по себе не изменяют нас и не выделяют в глазах Божьих.

Прежде всего Бог озабочен нашим внутренним состоянием, из которого и проистекают все наши внешние действия.

Во-вторых, единственным существенным элементом истинного христианства является вера. Богу можно уго­дить только верой — этим внутренним состоянием сердца, замены которому нет. В пятой главе мы уже отметили, что Библия настоятельно подчеркивает необходимость и первостепенность веры.

В третьих, Павел говорит нам о том, что вера дей­ствует. Вера по самой своей природе активна. Там, где вера не выражается в соответствующих действях, — нет настоящей веры.

В четвертых, естественным образомвера действует любовью. Там, где не проявляется любовь*, — нет истинной веры.Любовь по своей сути позитивна, она укрепляет, утешает, со­зидает. Там, где все действия пропитаны отрицательным критикующим отношением, немилосердны, — там нет признаков любви и поэтому нет и веры. Такие действия могут исходить из религии, но не из веры.

Взаимосвязь веры и дел особенно подчеркивается в Послании Иакова. Некоторые толкователи Библии полагают, что у Иакова и Павла разные подходы к вере. Они говорят, что Павел подчеркивает спасение только по вере (без дел), а Иаков считает, что «человек оправдывается делами, а не верою только» (Иак.2:24). Я лично не нахожу никакого противоречия: эти две точки зрения дополняют друг друга. Мы получаем оправдание верой, без дел, потому что нет таких дел, которыми мы могли бы заработать праведность. Но как только нам вменена праведность по вере, наша вера естественным образом начнет выражаться делами, и препятствование этому сделает нашу веру бесплодной.

Итак, Павел говорит нам, как мы получаем праведность от Бога — по вере, а Иаков говорит, что наличие веры, благодаря которой нам вменилась праведность, выражается в соответствующих делах. Ударение сделано на разные стороны одной и той же истины.

Неверно, что Павел не придает значения делам. В Послании к Галатам 5:6, как уже было сказано, он показывает, что по самой своей природе вера активна, — она действует! Вера действует любовью! Этой истине уделяется внимание во многих местах посланий, в том числе в 13-й главе 1-го Послания к Корин­фянам, которую называют главой о любви.

Иаков подчеркивает дела

Во 2-й главе Послания Иакова стихи с 14-го по 26-й посвя­щены вере. Мы разделим этот отрывок на шесть основ­ных частей и проанализируем каждую по порядку.

Исповедание без дел

Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.

Иакова 2:14-17

Отметим, что Иаков описывает человека, который заявляет, что имеет веру, но его поведение противоречит его словам. Встретив брата в нужде, этот человек утешает только словами, но практически не предлагает никакой помощи. Это говорит о том, что слова его утешения пусты и неискренни. То же самое относится к нашему исповеданию веры. Если вера не находит выражение в любви и не сопровождается соответствующими поступками, — все, что мы имеем, это лишь безжизненные слова, лишенные всякой внут­ренней реальности.

Богословие и жизнь

Но скажет кто-нибудь: ты имеешь веру, а я имею дела: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.

Иакова 2:18

Я всегда воспринимаю этот стих, как личный вызов. Является ли моя вера абстрактным богословием или я проявляю делами то, во что верю? Мир устал от бездеятельной, «умственной веры». Он хочет увидеть реальность веры на деле. Я лично убежден, что богословие, не являющее Бога на практике, является пустым.

Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют и трепещут.

Иакова 2:19

Вера в существование единственного истинного Бога — это хорошо, но этого недостаточно! Даже бесы в это веруют и трепещут! Я убежден, что дьявол верит всему, что написано в Библии. Он гораздо более «верующий», чем многие богословы! Но чего не хватает такой вере? Ответ прост: Послушания! Хотя сатана и бесы веруют, что Бог един, они остаются в бунте против Него. Истинная вера ведет к покор­ности Богу и послушанию Ему!Иначе верить бесполезно!

Пример Авраама

Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим». Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?

Иакова 2:20-24

Чтобы пояснить свою мысль, Иаков обращается к примеру жизни патриарха веры Авраама и приводит несколько главных событий из жизни Авраама.

В 12-й главе Книги Бытие Бог призывает Аврама покинуть Ур Халдейский, чтобы идти в землю, которую ему предстоит насле­довать. Когда Аврам подчинился, Бог привел его в Ханаанскую землю. Затем, в 15-й главе Аврам жалуется Богу, что у него все еще нет наследника, чтобы наследовать эту землю. В ответ Бог показал ему ночные звезды и сказал: «...столько будет у тебя потомков».

Что же Аврам? «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт.15:6)*. В этот момент Бог посчитал Аврама праведным (вменил ему праведность) не на основании тех добрых дел, которые тот совершил, но исключительно потому, что он поверил Богу.

Однако, как указывает Иаков, на этом вера Аврама Богу не остановилась, а продолжала развиваться в их взаимоотношениях. Поверив Богу и став праведным на основании только своей веры, Аврам затем проявил свою веру в целом ряде последующих поступков.

В следующих семи главах Книги Бытие мы видим, как Бог вел Авраама (имя Аврама было изменено в Быт.17:5) шаг за шагом, от одного акта послушания к другому, постепенно доводя его веру до совершенства в течение сорока лет.

Наконец, к моменту жизни Авраама, описанному в 22-й главе, он предстал перед наивысшим испытанием своей веры — возложением на Божий жертвенник своего сына Исаака. Он сделал это (Евр.11:17-19), будучи убежден, что Бог силен воскресить Исаака из мертвых. Поэтому он и вышел с победой из этого испытания.

Аврам не был готов к такому испытанию в 15-й главе Книги Бытие. Ему потребовалось пройти через ряд предварительных испытаний и трудностей, ему необходимо было сделать много предварительных шагов послушания, прежде чем он смог возложить на жертвенник своего сына Исаака. Иаков объясняет, что «вера содействовала делам его, и делами вера до­стигла совершенства».

Вера всегда является точкой отсчета или начальным пунктом. Иначе и быть не может. Как только вера зарождается, она начинает проходить ряд последова­тельных испытаний, на которые она реагирует соответ­ствующими актами послушания — действиями или делами веры. Каждый акт послушания развивает и укрепляет веру и, таким об­разом, подготавливает ее к следующему испытанию. В конечном итоге через множество таких испытаний и актов послушания вера созидается и совершенствуется.

Пример Раав

Подобно и Раав блудница не делами ли оправда­лась, принявши соглядатаев и отпустивши их иным путем?

Иакова 2:25

В качестве следующего примера связи между верой и делами Иаков приводит пример с Раав. История Раав описана в Книге Иисуса Навина 2:1-22 и 6:21-25. Мне нравится эта история, потому что она подтверждает, что и для безнадежных есть надежда.

Раав была грешной языч­ницей из города Иерихона, обреченного Богом на унич­тожение. Тем не менее, благодаря своей вере, она спаслась сама и спасла всех своих домашних, была при­нята в число народа Божьего и вышла замуж за человека, вместе с которым она упоминается в родословной Иисуса Христа (Матф.1:5).

Однако вера Раав была не пустым исповеданием, а выразилась в соответствующих поступках. Она приняла в свой дом соглядатаев (разведчиков), которых послал в Иерихон Иисус Навин. Когда им угрожала опасность, она, рискуя своей жизнью, спрятала их на крыше. Перед их уходом Раав заключила с ними договор: «Я спасла вашу жизнь. Вза­мен я прошу, чтобы вы спасли меня и мой дом». Соглядатаи согласились и поклялись, что так и сделают. Фактически, они поклялись от имени Бога, потому что Иерихон был обречен Богом на разрушение сверхъестественным образом (И.Нав.6:19). Заключив договор, Раав, снова рискуя своей жизнью, спустила соглядатаев через окно своего дома, находившегося в городской стене.

Перед своим уходом соглядатаи дали Раав последнее наставление: «Если хочешь спастись, привяжи алую ве­ревку к твоему окну. Если на твоем окне не будет веревки, то ты не спасешься». Алая веревка о чем-то говорила. Ею Раав видимым образом свидетельствовала о своей вере в обещание соглядатаев.

Для нас, в свете Нового Завета, эта алая веревка является прекрасным прообразом исповеда­ния нашей веры в кровь Иисуса Христа, пролитую за нас.

История Раав наглядно иллюстрирует взаимосвязь между верой, исповеданием и соответствующими дей­ствиями. Раав поверила соглядатаям, что Иерихон об­речен на уничтожение. Она также поверила их обещанию спасти ее и ее семью. Но этого было недо­статочно. Она должна была исповедать свою веру, по­местив в окне алую веревку. Но и этого тоже, в свою очередь, было недостаточно. Она должна была поступить соответственно своей вере, даже рискуя своей собственной жизнью.

И она поступила именно так, сначала спрятав соглядатаев на крыше, а затем спустив их из своего окна. Алая веревка была спущена из того же самого окна. Согласитесь, что веревка в окне не спасла бы Раав, если бы она не рисковала жизнью для спасения соглядатаев.

Вывод Иакова

Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.

Иакова 2:26

Иаков заканчивает свой анализ резкой, но яркой ана­логией: вера без дел является трупом. Это может быть мумия, красиво облаченная и торжественно хранимая в религиозном оформ­лении, но все равно мертвая. Аналогия же такова: дыхание свидетельствует о том, что тело живо, подобным образом только дела, соответствую­щие вере, могут свидетельствовать о ее наличии.

Вера — это хождение

Итак, мы убедились на примере Авраама, как важно, чтобы вера выражалась соответствующими поступками. В 4-й главе Послания к Римлянам Павел также приводит Авраама в качестве примера хождения в вере:

И знак обрезания он получил, как печать пра­ведности чрез веру, которую имел в необреза-­нии, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась правед­ность. И отцом обрезанных, не только принявших об­резание, но и ходящих по следам веры отца на­шего Авраама, которую он имел в необрезании.

Римлянам 4:11-12

Во-первых, Павел объясняет, что Авраам стал пра­ведным не благодаря обрезанию. Ему вменилась праведность только потому, что он поверил Богу. Ему не нужно было ничего делать — просто поверить.* И через определенное время он получил обре­зание как внешнюю печать (знак) того, что признан праведным на основании одной только веры. Без веры обрезание бесполезно.

Затем Павел говорит, что Авраам, показав пример веры, стал отцом всех последующих поколений верующих, как обрезанных, так и необрезанных. Однако Павел описы­вает то условие, которое мы все должны выполнить, независимо от национального или религиозного прошло­го, если хотим быть духовными потомками Авраама по вере: мы должны ходить «по следам веры отца нашего Авраама».

Кратко хождение Авраама верой можно представить в виде пяти шагов:

1) он, не колеблясь, принял Божье обещание просто таким, каким оно было — одной только верой, без всякого свидетельства;

2) он признал, что сам был неспособен сделать то, что Господь пообещал;

3) он твердо уповал на Божью способность исполнить обещанное, а не на свои естественные силы и способности, что стало подтверждением его веры; и его вера вменилась ему в праведность;

4) в результате он и Сарра получили сверхъестественную Божью благодать и силу в свои тела, которые были высвобождены в их жизнь благодаря его вере;

5) и таким образом обещание было исполнено, и Бог был прославлен, что невозможно было сделать их усилиями.

Вот тот пример, который оставил нам Авраам в качестве образца. Это тот путь веры, которым предстоит пройти каждому из нас. Это не соблюдение каких-то религиозных обрядов, — это жизнь по вере. И мы должны поступать так, как поступал Авраам.

Павел говорит о «следах веры». Это наглядная картина того, что вера — это не застывшее явление. Вера — это не состояние, не мировозрение и не позиция. Она динамична. Это поступательное хож­дение, которое мы осуществляем шаг за шагом в личных отношениях с нашим Господином — Иисусом Христом.

Каждый шаг веры берет начало из наших личных взаимоотношений с Господом. По этой причине невозможно выработать набор правил: что должны делать все верующие. Разные верующие находятся на разных стадиях хождения в вере. Тот, кто уже много лет в вере, должен быть намного дальше на этом пути, чем новообращенный. У Бога разные требова­ния к зрелым и начинающим Его ученикам.

В моем лич­ном хождении верой, я должен предпринимать те шаги, которые Господь говорит мне делать в данный момент. Я не могу поступать так, как другие верующие, которые являются более или менее зрелыми, чем я.

Итак, вера — это хождение, результат непрекращающихся личных взаимоотношений Бога и каждого ве­рующего. Каждый шаг в таком хождении является актом послушания сказанному Господом слову. По мере того как мы движемся во взаимоотношениях с Богом, наша вера, про­являющаяся в постоянных актах послушания, развивается и, в конце концов, становится зрелой.

Заключение

Исповедание нашей веры должно сопровождаться со­ответствующими поступками. Вера действует любовью. Без этого вера тщетна.

В Послании Иакова устанавливаются три принципа, которые регулируют взаимосвязь веры и дел:

1) испо­ведание без соответствующих

действий бесполезно;

2) богословие должно являть Бога в практической

жизни;

3) вера должна сопровождать­ся послушанием.

Иаков иллюстрирует эти принципы двумя примерами из Ветхого Завета:

1. Бог вменил Аврааму праведность на основании только веры; но после этого его вера раз­вивалась и совершенствовалась через жизнь постоянного послушания, выраженного в действиях. Кульминационным моментом жизни Авраама является возложение на Божий жертвенник сына Исаака, что стало явным следствием и свидетельством его веры.

2. Раав не просто поверила сообщению соглядатаев; она риско­вала своей жизнью, чтобы спасти их. Она, исповедуя свою веру в их обещание, повязала алую веревку в своем окне. Таким образом она сочетала веру, исповедание и соответст­вующие поступки.

Иаков провозглашает, что вера без дел безжизненна, точно так же, как тело без духа.

Павел, в свою очередь, использует пример Авраама, чтобы показать, что вера — это не что-то застывшее, но является постоянным хождением, берущим начало из личных взаимоотношений с Богом. Каждый шаг такого хожде­ния является актом послушания. Делая такие шаги, вера развивается и, в конце концов, достигает зрелости.

Глава девятая

ВЕРА БУДЕТ ИСПЫТАНА

Итак, мы отметили, что вера должна быть исповедана устами и проявлена в действии. Теперь мы рассмотрим то, что также напрямую касается веры: вера должна быть испытана. Мы не очень любим сталкиваться с этим аспектом веры, но тем не менее это невозможно обойти.

Хвала в скорби

В Послании к Римлянам 5:1-11, говоря о наших взаимоотноше­ниях с Богом через веру во Христа, Павел три раза употребляет слово «хвалиться» (в оригинале стоит очень сильное слово, которое означает хвалу, причиной которой является твердая уверенность). Во 2-м стихе Павел говорит: «хвалимся надеждою славы Божией». Это понять нетрудно. Если мы дейст­вительно верим, что уже теперь являемся наследниками Божьей славы и разделим ее с Ним в вечности, то естественно чувствовать и выражать восторг и радостное предвкушение.

Но в 3-м стихе Павел снова использует это же слово и говорит: «И не сим только, но хвалимся и скорбями». На первый взгляд это глупо. Как это можно хвалиться скорбями — трудностями, преследованиями, одиночеством и непониманием или бедностью, болезнями и печалями? Почему Павел предлагает нам, а Бог ожидает от нас, что мы будем воздавать хвалу в таких обстоятельствах? К счастью, Павел объясняет нам:

...зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опыт­ности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.

Римлянам 5:3-5

Суммируя ответ Павла, можно сказать, что причиной хвалы даже среди скорбей является то, что когда испытания и скорби принимаются как благодать от Бога и перено­сятся в вере, это достигает таких результатов в нашем характере, которых нельзя добиться никаким иным спо­собом.

Детально анализируя ответ Павла, мы обнаруживаем, что он перечисляет четыре последовательные стадии в развитии характера, которые являются результатом испытания скорбями.

Во-первых, «терпение» или «выносливость». Это очень важное качество хри­стианского характера. Без него мы не можем войти во многие прекрасные обетования Божьи.

Во-вторых, «опытность», сильный испытанный характер. По-гречески это «докиме». Это слово означает металл, который выдержал испыта­ние в плавильном горне.

В-третьих, устойчивая, твердая «надежда». Это не мечтательность и не безосно­вательные фантазии, ведущие к бегству от реальности. Нет, наша надежда является сильным, спокойным, уверенным ожиданием добра — добра, которое в конце концов прийдет после испытаний.

В-четвертых, «любовь Божья» излилась в наши сердца, и она намного превосходит всякую надежду, которой мы можем только утешаться. Воздействуя таким образом на наш характер, Бог стремится привести нас в такое состояние, когда мы сможем в полноте наслаждаться Его Божественной любовью.

В 11-м стихе мы встречаемся со словом «хвалиться» в третий раз:

...и не довольно сего, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа...

Здесь мы снова видим намерение Божье. Бог не хочет, чтобы наша радость или доверие основывались только на том, что Он сделал для нас, какими бы чудесными ни были Его благословения, дары или забота. Бог хочет, чтобы мы находили удовлетворение только в Нем Самом, и ни в чем и ни в ком ином. Это невозможно без последова­тельного развития характера, которое мы описали.

На­дежным свидетельством духовной зрелости является такое состояние человека, когда только Сам Бог и только Он один является как источником глубочайшей радости, так и объектом высочайшей преданности.

Стоит сравнить то, чему учит Павел в 5-й главе Послания к Римлянам с тем, чему он учит в 13-й главе 1-го Послания к Корин­фянам, главе о любви. В Послании к Римлянам Павел показывает, что терпение является путем вхождения в полноту Божьей любви. В 1-м Послании к Коринфянам 13:7 он рассматривает эту истину с другой стороны и говорит, что только любовь является той силой, которая помогает перенести все испытания: «любовь... все переносит». Итак, Писание напрямую связывает любовь и терпение, и эта связь не может быть разорвана.

В 5-й главе Послания к Римлянам Павел пред-ставляет веру, надежду и любовь как три последовательные стадии христианской жизни: вера ведет к надежде, а надежда — к любви. В 1-м Послании к Коринфянам 13:13 он представляет эти же три качества и в том же порядке, но подчеркивает, что, хотя все три имеют непреходящую ценность, тем не менее любовь из них больше:

А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.

Размышляя над этими прекрасными качествами в свете Слова Божьего, мы не должны сводить с них глаз нашего сердца до тех пор, пока они не станут неотъемлемой частью нашего характера. Таким образом, истина, выраженная в 3-й главе 2-го Послания к Коринфянам, воплощается на практике в нашей жизни:

Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.

2 Коринфянам 3:18

«От славы в славу» включает в себя и от веры к надежде, и от надежды к любви.

В Послании Иакова 1:2-4 выражается тот же самый принцип: вера развивается в испытаниях.

С великой радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное дейст­вие, чтобы вы были совершенны во всей полно­те, без всякого недостатка.

Иакова 1:2-4

Павел говорит нам, что мы должны хвалиться скорбями; Иаков говорит, что мы должны встречать все испытания с радостью. Оба наставления не укладываются в рам­ки нашего плотского мышления, но оба указывают на одну и ту же причину: испытание, и только оно может произвести терпение, а терпение является единственным способом войти в полноту познания Божьей любви и воли о нас. Иаков выражает это следующими словами: «чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка». Поставив перед собой такую цель, становится понятным, что радостное принятие испытаний является логически оправданным.

Испытание огнем

Петр, подобно Павлу и Иакову, также предупреждает нас об испытаниях нашей веры. В 1-м Послании Петра 1:5 он описывает христиан, как «силою Божиею чрез веру соблюдаемых ко спасению, готовому открыться в последнее время». Он подчеркивает, что сила Божья дает результаты в нашей жизни только через веру, и поэтому постоянное пребывание в вере является важным условием участия в полном и окончательном откровении Божьего спасения. Затем, в последующих двух стихах он описывает, как наша вера испытывается:

О сем (т.е. ожидаемом спасении) радуйтесь, поскорбевши теперь немного, если нужно, от раз­личных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драго­ценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа...

1 Петра 1:6-7

Здесь Петр сравнивает испытание нашей веры с тем, как в то время испытывали и очищали золото — огнем в печи. Он возвращается к той же теме в 12-13 стихах 4-й главы:

Возлюбленные! огненного искушения, для испы­тания вам посылаемого, не чуждайтесь, как при­ключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь...

1 Петра 4:12-13

Поначалу, когда мы проходим через «огненное ис­кушение», оно может показаться нам «странным при­ключением», чем-то чуждым и неестественным для нашей христианской жизни. Но Петр убеждает нас, что подобное испытание, напротив, является неотъемлемой частью христианской жизни, важным для очищения нашей веры, подобно тому, как огонь важен для очищения золота. Поэтому он призывает нас радоваться. Опять таки, в том, чему учит Петр, мы видим некий парадокс соче­тания сильного испытания с сильной радостью.

Пророк Малахия дает яркую картину Иисуса как долгожданного Мессии, Который приходит к Своему народу и поступает с ним так, как плавильщик поступает с золотом и серебром:

И кто выдержит день пришествия Его, и кто ус­тоит, когда Он явится? Ибо Он – как огонь рас­плавляющий и как щелок очищающий, и сядет переплавлять и очищать серебро, и очистит сынов Левия и переплавит их, как золото и как серебро, чтобы приносили жертву Господу в правде.

Малахия 3:2-3

В библейские времена для того, чтобы очистить зо­лото и серебро, металлы помещали в плавильный горн — в огонь самой высокой температуры, которую только можно было достичь. Обычно для этого использовалась глиняная печь с мехами для раздувания огня. Когда металл в сосуде начинал кипеть, на по­верхность всплывали различные примеси, которые и со­бирались плавильщиком (Прит.25:4). Этот процесс продолжался до тех пор, пока металл не очищался от всех примесей.

Как было сказано, плавильщик не успокаивался до тех пор, пока металл не становился совершенно чистым, и он мог видеть четкое отражение своего лица на по­верхности металла. Точно таким же образом Господь, как наш Плавильщик, не прекращает огонь испытаний, пока не увидит в нас Свое неискаженное отражение.

Наши рекомендации