Среда человека состоит из природного и общественного компонентов
Природный компонент включает:
-неживую природу
- живую природу
- атмосферу
- растения
- животные
- гидросферу
- литосферу
- микроорганизмы
Общественный компонент включает:
-люди
- общество
- культура (материальная и духовная)
- общественные отношения
Зоны личной территории:
Личная территория каждого человека разделяется на четыре зоны:
1)интимная (до 0,45 м), в том числе сверхинтимная(до 0,15 м), в которую допускаются только лица, находящиеся с ним в тесном эмоциональном контакте; В эту зону могут проникать лишь дети, родители, супруги, любовники, близкие друзья и родственники.
2) личная (0,45—1,2 м) определяется расстоянием, на котором проводятся официальные и неофициальные беседы; это расстояние, которое обычно разделяет людей, собравшихся вместе по какому-либо поводу: на официальном приеме, дружеской вечеринке, спектакле или встрече с известным артистом, общественным деятелем.
3) социальная (1,2—3,6 м) — зона основных служебных отношений и контактов с малознакомыми людьми; . Социальная зона характерна для общения людей, расположенных на различных уровнях социальной (профессиональной, должностной) пирамиды.
4) общественная (более 3,6 м), где происходят контакты с большой аудиторией. когда мы адресуемся к большой группе людей, то удобнее всего стоять именно на этом расстоянии от аудитории.
19. Что такое видовое единство человечества?
Несмотря на неоднократные попытки доказать, что человеческие расы представляют собой разные виды и даже разные роды, все же подавляющее большинство исследователей определяет человечество как единый вид – человек разумный. Видовое единство человечества может быть обосновано множеством убедительных доказательств. Сравнительно-анатомическое изучение человеческих рас позволяет сделать следующие выводы: в отношении признаков строения тела, связанных с общественной, трудовой деятельностью, все человеческие расы чрезвычайно сходны друг с другом. Это сходство во многих случаях охватывает мельчайшие детали строения органов.
По строению органов тела ни одна раса ни в какой степени не приближается в целом к какой-либо антропоморфной обезьяне; все расы в равной степени обладают специфическими для человека чертами строения.
Человеческие расы весьма сходны также по многим признакам, не имеющим какого-либо важного жизненного значения, причем наблюдающиеся различия в частоте разных вариантов между расами не нарушают их сходства в общем плане строения.
Все расы при смешении дают вполне плодовитое потомство. Предположения о том, что существуют расы, которые при скрещивании с другими расами якобы дают бесплодных или мало плодовитых метисов, оказались ошибочными. Если бы плодовитость метисов понижалась вследствие биологических причин, то были бы совершенно необъяснимы высокие цифры рождаемости населения Южной Азии, Малайского архипелага, Южной Америки и других областей, очень смешанных по своему расовому составу.
Все области соприкосновения разных расовых типов всегда являлись и являются одновременно и поясами смешения; даже искусственно воздвигавшиеся социальные преграды и террористические меры, направленные к сохранению «чистоты» расы, никогда не могли полностью остановить стихийного процесса расового смешения и возникновения промежуточных типов. Хотя некоторые человеческие расы заметно отличаются по комплексу внешних признаков друг от друга (пигмеи Африки от североамериканских индейцев, северные европейцы от южных китайцев и т.п.), однако все человеческие расы связаны между собой целым рядом промежуточных типов, незаметно переходящих один в другой.
20. Понятие о расах. Фактор расообразования.
Раса- большая популяция индивидов, сложившаяся исторически, определенная общностью генотипических и фенотипических (внешних) наследственных признаков.
В современном человечестве выделяют три основные расы: европеоидную, монголоидную и экваториальную (негро-австролоидную).
Формированию расовых признаков способствовало то, что расселение человека по Земле проходило немногочисленными группами. Это приводило к тому, что вновь образовавшиеся изолированные популяции отличались друг от друга концентрациями тех или иных генов. В разных климатических условиях под действием естественного отбора на основе отличающихся генофондов сформировались характерные внешние черты человеческих рас. Однако это не привело к образованию разных видов, и представителей всех рас относят к одному биологическому виду – человек разумный.
Увеличение народонаселения, резкое снижение уровня изоляции популяций, постепенное исчезновение расовых, этнических и религиозных предрассудков приводят к размыванию межрасовых различий. Возможно, в будущем, эти различия исчезнут совсем.
Факторы расообразования:
Природные(биотические и абиотические):
- биотические связаны с влиянием человека на различных живых существ от микроорганизмов, способных вызвать эпидемии, до различных животных как основного звена, в пищевых цепях человека.
- абиотические - физические (температура,свет и т.д), химические, климатические воздействия.
Социальные факторы (играют важную роль в расообразовании):
- брачная структура, численность семьи
- характер расселения человеческих коллективов (сплошное или прерывистое расселение)
- социальная стратификация (кастовость при заключении браков),когда соц.рубежи выступают в роли генетических барьеров(браки внутри этноса чаще чем за их пределами)
- гос.границы
- психологические установки и традиции
21. Какие факторы определяют человеческое разнообразие?
Основными факторами, определяющими человеческое разнообразие, являются генотип, фенотип и социальные факторы.
Генотип — совокупность наследственных признаков и свойств, полученных особью от родителей, а также новых свойств, появившихся в результате мутаций генов, которых не было у родителей. Генотип складывается при взаимодействии двух геномов (яйцеклетки и сперматозоида) и представляет собой наследственную программу развития, являясь целостной системой, а не простой суммой отдельных генов.
Целостность генотипа — результат эволюционного развития, в ходе которого все гены находились в тесном взаимодействии друг с другом и способствовали сохранению вида, действуя в пользу стабилизирующего отбора. Так, генотип человека определяет (детерминирует) рождение ребенка, у зайца потомство будет представлено зайчатами, из семян подсолнечника вырастет только подсолнечник.
Фенотип — совокупность всех признаков и свойств организма, сложившихся в процессе индивидуального развития генотипа. Сюда относятся не только внешние признаки, но и внутренние: анатомические, физиологические, биохимические. Каждая особь имеет свои особенности внешнего вида, внутреннего строения, характера обмена веществ, функционирования органов, т. е. свой фенотип, который сформировался в определенных условиях среды. Фенотип определяется взаимодействием организма с условиями среды, в которых протекает его развитие. В отличие от генотипа фенотип изменяется на протяжении жизни организма. Одинаковые генотипы (у однояйцовых близнецов), которые оказываются в различных средах, могут давать различные фенотипы. Таким образом, фенотип зависит от генотипа и среды.
У организмов, обладающих диплоидным или двойным набором хромосом, в фенотипе проявляются лишь доминантные гены. Рецессивные аллели чаще всего не проявляются в фенотипе, но они сохраняются в генотипе, могут быть переданы организмом по наследству, и проявиться у будущих поколений.
Социальный фактор - Социальные влияния у человека являются генеральным фактором, опосредующим все компоненты среды. Влияние социального фактора является многогранным. Оно реализуется различными путями: труд, питание, семейно-бытовые условия, урбанизация, факторы физического и психического стресса, иммунизация, заболеваемость, экологические факторы и др.
22. В чем античеловечность расизма?
Раси́зм — совокупность воззрений, в основе которых лежат положения о физической и умственной неравноценности человеческих рас, наций и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру.
Расизм — это самая низкая, самая грубая и примитивная форма коллективизма. Он являет собой принцип, по которому нравственная, социальная или политическая значимость человека приписывается его происхождению; принцип, гласящий, что интеллектуальные свойства и черты характера порождаются и передаются внутренней телесной структурой. На практике это означает, что человека судят не по его поступкам и его уникальным свойствам, а по свойствам и поступкам совокупности его предков.
Расизм утверждает, что содержание человеческого разума (не познавательная часть, а содержание) переходит по наследству, а убеждения, ценности и характер определяются еще до рождения неподвластными нам физическими факторами. Это первобытный вариант учения о врожденных идеях, или унаследованных знаниях, который основательно опровергнут философией и наукой. Расизм - доктрина, созданная дикарями, исповедуемая ими и для них пригодная.
Группы, обладающих властью и социально доминирующих в обществах, иногда пытаются оправдать свои привилегии объявлением меньшинств (расовых, этнических, социальных) нижестоящими по природе. Однако антропологи знают, что большинство поведенческих вариаций среди современных человеческих групп основано больше на культуре, нежели на биологии. Этнографические исследования приводят к выводу о том, что способности к культурной эволюции у всех популяций равны. Первоначальное деление народов на цивилизованных и дикарей ушло в прошлое. Более того, доказано, что в любом стратифицированном обществе различия социальных групп по экономическим, социальным, этническим и расовым параметрам отражают неравенство возможностей в большей мере, чем генетическое строение.
Самые известные случаи расизма – уничтожение и дискриминация американских индейцев, чернокожих, дискриминации чернокожего населения ЮАР, уничтожение Гитлеровской Германией всех «не арийцев»: славян, евреев.
23. Антропологический состав народов мира.