Схемы периодизации онтогенеза

· Детальная схема онтогенеза человека представлена В.В. Бунаком в 1965 г. По ней всё развитие человека разделено на три крупные стадии:

o прогрессивная - включает в себя внутриутробный период, детство и юность, в течение прогрессивной стадии идет собственно продольный рост тела и функциональных параметров;

o стабильная - идет увеличение жирового слоя, продолжается нарастание веса тела, уровень функциональных показателей стабилен;

o регрессивная - происходит падение веса тела, снижение функциональных показателей, изменение покровов тела, осанки, скорости движений.

В свою очередь эти крупные стадии подразделяются на 24 этапа.

Периодизация индивидуального развития человека, предложенная В.В. Бунаком в 1965 г. (Морфология человека, 1990)
Стадия Период Возраст Пол
Мужской Женский
Прогрессивная Внутриутробный цикл
Эмбриональный 0-8 недель
Переходный 9-16 недель
Фетальный ранний 4-6 месяцев
средний 7-8 месяцев
поздний 8-10 месяцев
Внеутробный цикл
Младенческий начальный 1-3 месяцев
средний I 4-6 месяцев
средний II 7-9 месяцев
конечный 10-13 месяцев
Первое детство начальный 1-4 лет
конечный 5-7 лет
Второе детство начальный 8-10 лет 8-9 лет
конечный 11-13 лет 10-12 лет
Подростковый 14-17 лет 12-16 лет
Юношеский 18-21 лет 17-20 лет
Стабильная Взрослый первый 22-28 лет 21-26 лет
второй 29-35 лет 27-32 лет
Зрелый первый 36-45 лет 33-40 лет
второй 46-55 лет 41-50 лет
Регрессивная Пожилой (предстарческий) первый 56-63 лет 51-57 лет
второй 64-70 лет 58-63 лет
Старческий первый 71-77 лет 64-70 лет
второй 78-83 лет 71-77 лет
Позднестарческий 84 лет и более 78 лет и старше

Наиболее широкое применение в отечественной науке нашла схема, принятая на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (Москва, 1965 г.).

Возрастная периодизация, принятая на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (1965 г.) и краткая характеристика этапов
Периоды Возраст и пол Некоторые характерные возрастные события
Мужской Женский
Новорожденные от рождения до 10 дней Период вскармливания ребенка молозивом. Начало ускорения роста в длину. Часто падение веса тела.
Грудной возраст от 10 дней до 1 года Начало питания "зрелым" молоком. Прорезавание первых молочных зубов (с 6 месяцев); период макисмальной интенсивности ростового процесса, начало выпрямления тела (формирования изгибов позвоночника), сидение, стояние и первые шаги. Начало познавательного развития (осматривание и узнавание), подражание, призывающие жесты. "Детская" речь.
Раннее детство 1-3 года Завершение прорезавания первой генерации зубов. Падение интенсивности роста. Узнавание картинок, фантазирование, одушевление предметов, выбор объекта привязанности и выделение "Я". Взрослая речь.
Первое детство 4-7 лет Часто фиксируется первый ростовой скачек. С 6 лет начало прорезывания постоянных зубов. В самом конце периода первые проявления полового диморфизма и начало половой идентификации (осознание пола). Наглядно символическое мышление, освоение пространства и понятия последовательности времени. Основы этики и группового поведения. Осознанное упорство. Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра.
Второе детство 8-12 лет 8-11 лет Прорезывание постоянных зубов (кроме третьих маляров - "зубов мудрости"). Начало развития вторичных половых признаков (половое созревание) и активизация ростового процесса. Переход от наглядно-образного к логически-оперативному мышлению, истинные волевые акты и социальная адаптация. Развитие внимания и произвольной памяти. Избирательное рисование и перспектива.
Подростковый возраст 13-16 лет 12-15 лет Пубертатный спурт - второй (истинный) ростовой скачек. Половое созревание и усиленный рост тела в длину. Все это определяет крупнейшие морфо-функциональные сдвиги, затрагивающие все системы организма. В самом начале - словесное выражение абстрактного мышления. Интенсивное интеллектуальное развитие (самоанализ, самовоспитание), высокая половая идентификация, личностная и эмоциональная нестабильность.
Юношеский возраст 17-21 лет 16-20 лет Окончание интенсивного роста и формирования организма (дифинитивное состояние). Начало периода стабилизации личности, самоопределения и формирования мировоззрения. При этом часто социальная активность выражается в деструктивных проявлениях.
Первый зрелый возраст 22-35 лет 21-35 лет Собственно зрелость - относительная стабильность дифинитивных параметров организма, окончание формирования "типично женских" и "типично мужских" черт строения и психики. Ведущее значение приобретает циркадная, бициркадная, недельная, сезонная и др. ритмичность физиологических функций. В конце периода - окончание женского репродуктивного цикла - менопауза и комплекс психо-физиологических изменений (климакс).
Второй зрелый возраст 36-60 лет 36-55 лет
Пожилой возраст 61-74 лет 56-74 лет Продолжение периода оптимальной социальной активности. Начало и развитие инволютивных изменений организма в том числе истинный отрицательный рост. Падение адаптационных возможностей. Дезинтеграция функций организма на всех уровнях организации. Обычно, окончание мужского репродуктивного периода. Структурные и функциональные изменения центральной нервной системы, а в конце этапа, обычны яркие признаки "психического старения".
Старческий возраст 75-90 лет
Долгожители старше 90 лет Доживших до этого периода характеризует относительная стабильности всех параметров на достигнутом качественном и количественном уровне, в том числе за счет компенсаторных (компенсаторно-старческих) процессов.
Нейтральное детство - время от рождения до 7 лет, когда мальчики и девочки мало отличаются друг о друга по темпам роста.


5.3. Самостоятельная работа по теме:

Обучающийся должен ознакомиться с текстом учебных пособий и овладеть практическими навыками:

№ п/п Название практических умений
Составить таблицу «Сравнительный онтогенез человека и животных»
Составить таблицу «Характеристика различных периодов онтогенеза»
  Продемонстрировать знания понятий:
- онтогенез;
- ауксология;
- кривая роста;
- канализирование развития;
- наверстывающий рост;
- критические периоды;
- пубертатный спурт.

5.4.Итоговый контроль знаний:

- ответы на вопросы по теме занятия:

1. Что понимают под онтогенезом.

2. Что такое «ауксология»?

3. Назовите задачи возрастной антропологии.

4. Какие методы используются в ауксологии для изучения роста и развития?

5. Назовите первое в истории ростовое исследование. Когда и кем оно было проведено?

6. Что такое кривая роста человека? Дайте характеристику понятиям «полуростовой скачок», «пубертатный скачок».

7. В чем сходство и отличие онтогенеза человека и приматов?

8. Назовите древнейшие схемы периодизации?

9. Какие схемы возрастной периодизации онтогенеза Вам известны?

10. Какие этапы онтогенеза получили название «критических периодов развития»?

11. Какие стадии развития человека выделены В.В.Бунаком в представленной им схеме возрастной периодизации?

12. Назовите возрастные периоды от новорожденности до 16 лет и дайте им краткую характеристику.

13. Что такое «зрелый возраст»? Какому возрасту соответствует? Чем характеризуется?

- решение ситуационных задач:

Задача № 1.

Ребенок (мальчик) родился 28 января 2008 года.

1. Определите возраст ребенка на 29 сентября 2010 года согласно правилам, принятым в возрастной антропологии.

2. К какой возрастной группе относится ребенок данного возраста?

Задача № 2.

Прогрессивная стадия развития характеризуется собственно продольным ростом тела и функциональных параметров.

1. Какие периоды онтогенеза относятся к этой стадии развития?

2. Каким возрастам они соответствуют?

6. Домашнее задание для уяснения темы занятия(ответить на контрольные вопросы и тестовые задания, решить ситуационные задачи по теме «Биологический возраст человека», см. методические указания для обучающихся № 7 к внеаудиторной работе).

Наши рекомендации