Схемы периодизации онтогенеза
· Детальная схема онтогенеза человека представлена В.В. Бунаком в 1965 г. По ней всё развитие человека разделено на три крупные стадии:
o прогрессивная - включает в себя внутриутробный период, детство и юность, в течение прогрессивной стадии идет собственно продольный рост тела и функциональных параметров;
o стабильная - идет увеличение жирового слоя, продолжается нарастание веса тела, уровень функциональных показателей стабилен;
o регрессивная - происходит падение веса тела, снижение функциональных показателей, изменение покровов тела, осанки, скорости движений.
В свою очередь эти крупные стадии подразделяются на 24 этапа.
Периодизация индивидуального развития человека, предложенная В.В. Бунаком в 1965 г. (Морфология человека, 1990) | ||||
Стадия | Период | Возраст | Пол | |
Мужской | Женский | |||
Прогрессивная | Внутриутробный цикл | |||
Эмбриональный | 0-8 недель | |||
Переходный | 9-16 недель | |||
Фетальный | ранний | 4-6 месяцев | ||
средний | 7-8 месяцев | |||
поздний | 8-10 месяцев | |||
Внеутробный цикл | ||||
Младенческий | начальный | 1-3 месяцев | ||
средний I | 4-6 месяцев | |||
средний II | 7-9 месяцев | |||
конечный | 10-13 месяцев | |||
Первое детство | начальный | 1-4 лет | ||
конечный | 5-7 лет | |||
Второе детство | начальный | 8-10 лет | 8-9 лет | |
конечный | 11-13 лет | 10-12 лет | ||
Подростковый | 14-17 лет | 12-16 лет | ||
Юношеский | 18-21 лет | 17-20 лет | ||
Стабильная | Взрослый | первый | 22-28 лет | 21-26 лет |
второй | 29-35 лет | 27-32 лет | ||
Зрелый | первый | 36-45 лет | 33-40 лет | |
второй | 46-55 лет | 41-50 лет | ||
Регрессивная | Пожилой (предстарческий) | первый | 56-63 лет | 51-57 лет |
второй | 64-70 лет | 58-63 лет | ||
Старческий | первый | 71-77 лет | 64-70 лет | |
второй | 78-83 лет | 71-77 лет | ||
Позднестарческий | 84 лет и более | 78 лет и старше |
Наиболее широкое применение в отечественной науке нашла схема, принятая на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (Москва, 1965 г.).
Возрастная периодизация, принятая на VII Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии (1965 г.) и краткая характеристика этапов | |||
Периоды | Возраст и пол | Некоторые характерные возрастные события | |
Мужской | Женский | ||
Новорожденные | от рождения до 10 дней | Период вскармливания ребенка молозивом. Начало ускорения роста в длину. Часто падение веса тела. | |
Грудной возраст | от 10 дней до 1 года | Начало питания "зрелым" молоком. Прорезавание первых молочных зубов (с 6 месяцев); период макисмальной интенсивности ростового процесса, начало выпрямления тела (формирования изгибов позвоночника), сидение, стояние и первые шаги. Начало познавательного развития (осматривание и узнавание), подражание, призывающие жесты. "Детская" речь. | |
Раннее детство | 1-3 года | Завершение прорезавания первой генерации зубов. Падение интенсивности роста. Узнавание картинок, фантазирование, одушевление предметов, выбор объекта привязанности и выделение "Я". Взрослая речь. | |
Первое детство | 4-7 лет | Часто фиксируется первый ростовой скачек. С 6 лет начало прорезывания постоянных зубов. В самом конце периода первые проявления полового диморфизма и начало половой идентификации (осознание пола). Наглядно символическое мышление, освоение пространства и понятия последовательности времени. Основы этики и группового поведения. Осознанное упорство. Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра. | |
Второе детство | 8-12 лет | 8-11 лет | Прорезывание постоянных зубов (кроме третьих маляров - "зубов мудрости"). Начало развития вторичных половых признаков (половое созревание) и активизация ростового процесса. Переход от наглядно-образного к логически-оперативному мышлению, истинные волевые акты и социальная адаптация. Развитие внимания и произвольной памяти. Избирательное рисование и перспектива. |
Подростковый возраст | 13-16 лет | 12-15 лет | Пубертатный спурт - второй (истинный) ростовой скачек. Половое созревание и усиленный рост тела в длину. Все это определяет крупнейшие морфо-функциональные сдвиги, затрагивающие все системы организма. В самом начале - словесное выражение абстрактного мышления. Интенсивное интеллектуальное развитие (самоанализ, самовоспитание), высокая половая идентификация, личностная и эмоциональная нестабильность. |
Юношеский возраст | 17-21 лет | 16-20 лет | Окончание интенсивного роста и формирования организма (дифинитивное состояние). Начало периода стабилизации личности, самоопределения и формирования мировоззрения. При этом часто социальная активность выражается в деструктивных проявлениях. |
Первый зрелый возраст | 22-35 лет | 21-35 лет | Собственно зрелость - относительная стабильность дифинитивных параметров организма, окончание формирования "типично женских" и "типично мужских" черт строения и психики. Ведущее значение приобретает циркадная, бициркадная, недельная, сезонная и др. ритмичность физиологических функций. В конце периода - окончание женского репродуктивного цикла - менопауза и комплекс психо-физиологических изменений (климакс). |
Второй зрелый возраст | 36-60 лет | 36-55 лет | |
Пожилой возраст | 61-74 лет | 56-74 лет | Продолжение периода оптимальной социальной активности. Начало и развитие инволютивных изменений организма в том числе истинный отрицательный рост. Падение адаптационных возможностей. Дезинтеграция функций организма на всех уровнях организации. Обычно, окончание мужского репродуктивного периода. Структурные и функциональные изменения центральной нервной системы, а в конце этапа, обычны яркие признаки "психического старения". |
Старческий возраст | 75-90 лет | ||
Долгожители | старше 90 лет | Доживших до этого периода характеризует относительная стабильности всех параметров на достигнутом качественном и количественном уровне, в том числе за счет компенсаторных (компенсаторно-старческих) процессов. | |
Нейтральное детство - время от рождения до 7 лет, когда мальчики и девочки мало отличаются друг о друга по темпам роста. |
5.3. Самостоятельная работа по теме:
Обучающийся должен ознакомиться с текстом учебных пособий и овладеть практическими навыками:
№ п/п | Название практических умений |
Составить таблицу «Сравнительный онтогенез человека и животных» | |
Составить таблицу «Характеристика различных периодов онтогенеза» | |
Продемонстрировать знания понятий: | |
- онтогенез; | |
- ауксология; | |
- кривая роста; | |
- канализирование развития; | |
- наверстывающий рост; | |
- критические периоды; | |
- пубертатный спурт. |
5.4.Итоговый контроль знаний:
- ответы на вопросы по теме занятия:
1. Что понимают под онтогенезом.
2. Что такое «ауксология»?
3. Назовите задачи возрастной антропологии.
4. Какие методы используются в ауксологии для изучения роста и развития?
5. Назовите первое в истории ростовое исследование. Когда и кем оно было проведено?
6. Что такое кривая роста человека? Дайте характеристику понятиям «полуростовой скачок», «пубертатный скачок».
7. В чем сходство и отличие онтогенеза человека и приматов?
8. Назовите древнейшие схемы периодизации?
9. Какие схемы возрастной периодизации онтогенеза Вам известны?
10. Какие этапы онтогенеза получили название «критических периодов развития»?
11. Какие стадии развития человека выделены В.В.Бунаком в представленной им схеме возрастной периодизации?
12. Назовите возрастные периоды от новорожденности до 16 лет и дайте им краткую характеристику.
13. Что такое «зрелый возраст»? Какому возрасту соответствует? Чем характеризуется?
- решение ситуационных задач:
Задача № 1.
Ребенок (мальчик) родился 28 января 2008 года.
1. Определите возраст ребенка на 29 сентября 2010 года согласно правилам, принятым в возрастной антропологии.
2. К какой возрастной группе относится ребенок данного возраста?
Задача № 2.
Прогрессивная стадия развития характеризуется собственно продольным ростом тела и функциональных параметров.
1. Какие периоды онтогенеза относятся к этой стадии развития?
2. Каким возрастам они соответствуют?
6. Домашнее задание для уяснения темы занятия(ответить на контрольные вопросы и тестовые задания, решить ситуационные задачи по теме «Биологический возраст человека», см. методические указания для обучающихся № 7 к внеаудиторной работе).