Настроение воина: отрешенность

В книге «Путешествие в Икстлан» Кастанеда рассказывает, как однажды ему пришлось спасаться бегством от горного льва. Он бежал так быстро, что в кромешной темноте чуть ли не мгновенно взобрался на вершину утеса.

После дон Хуан обратил внимание Карлоса на то, что, убегая от льва, он вовсе не был на него обижен или разозлен. Ему не хотелось ругаться на льва, возмущаться его поведением, и говорить, что он не имеет права так себя вести. Поведение льва вовсе не вывело Карлоса из душевного равновесия и не заставило жалеть себя и жаловаться на судьбу. А все почему? Потому что он был озабочен лишь одной задачей: выжить. Это лишило его и страха, и чувства собственной важности, и заставило совершать решительные и точные действия.

Дон Хуан дал понять Карлосу, что в таком же настроении надо находиться и при столкновении с обидчиками, преследователями, злодеями, которые встречаются среди людей. Карлос возразил, что это невозможно – ведь люди, в отличие от льва, злобствуют и делают подлости сознательно.

«Знаю, – терпеливо проговорил дон Хуан. – Достичь состояния воина – очень и очень непросто. Это – революция, переворот в сознании. Одинаковое отношение ко всему, будь то лев, водяные крысы или люди – одно из величайших достижений духа воина. Для этого необходима сила».

...

Цель эта хоть и сложна, но все же достижима. Ключ к ее достижению – отрешенность.

Понятие отрешенностивстречается в книгах Кастанеды часто. Неверное истолкование этого понятия часто приводит к непониманию и к искажению всей его системы.

Как мы уже заметили, в книгах Кастанеды есть множество слов, имеющих совершенно иное значение, чем то, которое является привычным и распространенным. Так, под отрешенностью в обыденном толковании часто понимается безразличие ко всему происходящему, равнодушие, бесчувственность, или склонность витать в облаках в отрыве от реальности. В книгах Кастанеды это слово надо понимать иначе. Отрешенность здесь – это вовсе не отстраненность от мира.

...

Это прежде всего отстраненность от своих собственных слабостей, переживаний, страхов, от той же жалости к себе, от обид и прочих проблем, которые нам навязывает эго, и которые являются чуждыми для духа.

Когда мы полностью включены в эти проблемы и переживания – вот это как раз и уводит нас от реальности, не дает трезво воспринимать ее, принимать правильные решения и эффективно действовать. Все мы знаем, как страх и паника могут парализовать человека, и он совершает роковую ошибку. Все мы знаем, как озабоченность собой, своими проблемами мешает адекватно реагировать на окружающую обстановку. И только тот, кто способен отодвинуть все это в сторону, становится по-настоящему трезво мыслящим, принимающим единственно верные решения и совершающим единственно правильные поступки.

Отступись от себя и ничего не бойся , – часто говорил дон Хуан Кастанеде. Отступившись от себя, мы и в самом деле способны одолеть любой страх и справиться с такими испытаниями, в которых в другом, своем обыденном состоянии, неминуемо бы потерпели поражение.

При встрече с горным львом Карлос вошел в состояние отрешенности, что и помогло ему спастись и выжить. Каждый его шаг, каждый прыжок по пересеченной местности стал максимально четким и эффективным, и даже в полной темноте, бегом поднимаясь в гору, он ни разу не споткнулся, ни разу не сделал неверного шага.

Так происходит потому, что, когда мы находимся в состоянии отрешенности, нами начинает руководить дух. Мы словно отступаем в сторону и предоставляем действовать духу, вести нас, направлять наши шаги. Дух делает это с гораздо большей эффективностью, чем могли бы сделать мы сами.

Что такое «отступиться от себя»? Это не абстрактное понятие, а конкретное состояние, которое нужно найти и испытать на практике. Экспериментируйте, ищите, примеряйте это на себя. Попробуйте представить, что вы смотрите на себя будто со стороны. Попробуйте представить, что вы – лишь наблюдатель за происходящим, или что все происходит не с вами, вы лишь смотрите на это. Вы обязательно почувствуете это – потому что в принципе это не трудно.

Способность отступаться от себя есть у каждого человека. Может быть, вы вспомните, как уже испытывали это в своей жизни в каких-то сложных ситуациях, когда вам было не до страха и не до переживаний – надо было сосредоточиться на жизненно важной задаче. Иногда достаточно просто сказать себе: «Отступись от себя» – и понаблюдать, что произойдет.

Практика

Представьте, что ваш дух – это светящаяся сущность, это средоточие и источник силы, это и есть ваша истинная суть. А тело – это лишь атрибут, нечто внешнее по отношению к духу. Это телу свойственны и обиды, и переживания, и чувство собственной важности. Это тело индульгирует, чувствует себя слабым, испытывает страх.

Начните отождествлять себя с духом. Вы – дух, а не тело. Тело со всеми его эмоциями – это то, что принадлежит вам, но не является вами. Но вы можете его контролировать. Вы можете, как дух, управлять телом как тем, что вам принадлежит.

Представьте, что вы, как дух, смотрите на тело со стороны, воспринимая его как нечто внешнее. Вы как дух не внутри тела. Вы – вовне. Может, вы наблюдаете сзади или сверху, а может, сразу со всех сторон, ведь как дух вы вездесущи. Найдите наиболее близкое и комфортное для себя состояние.

Представьте, что смотрите глазами духа на тело, на все его переживания, чувства, эмоции. Вы не отказываетесь от тела. Вы не отрицаете его. Вы хорошо к нему относитесь. Вы заботитесь о нем и любите его. Но вы – не тело.

Когда вы найдете для себя это состояние – вы как дух смотрите со стороны и на тело, и на все его переживания, и вообще на весь внешний материальный мир – это и будет тем, что называется состояние отрешенности воина.

Если вы попробуете мыслить, воспринимать, действовать в этом состоянии – то заметите, что ваше восприятие и ваши мысли стали более ясными и четкими, что вам легче увидеть истину во всем, чего бы это ни касалось, легче принять верные решения, а ваши действия становятся более эффективными, теперь они направлены четко к цели, минуя всяческую суету и массу ненужных «телодвижений».

Наши рекомендации