Матфей, марк, лука, иоанн
= Апостолы-евангелисты Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Соображения краткости не позволяют привести все зафиксированные варианты и последовательности их имен, поскольку тождественных наборов почти нет. Чаще всего встречаются последовательности: Матфей, Марк, Лука, Иоанн; Лука, Марк, Матфей, Иоанн; Иоанн, Лука, Марк, Матфей; всего вариантов расположения имен более десяти. Фонетические и орфографические варианты имен: Мат"ей: Арх., Костр., Новг., Яросл. г.; Матфей: Костр. г.; Матф±й: Новг. г.; Матвей: Арх. г., Дон, Новг. г., Сибирь; Матв±й: Арх., Волог., Костр., Новг., Ряз. г.; Матвий: Забайк. о.; Мат"±й и Мат"ий: б. м.; Марк: Арх. г., Волог. г., Дон, Костр., Новг., Ряз. г.; Марко: Арх. г., Забайк. о., Костр. г., Сибирь, Яросл. г.; Марка: б. м.; Лука: Арх., Волог. г., Дон, Забайк. о., Костр., Новг., Ряз. г., Сибирь, Яросл. г.; Лукоян: Костр. г.; Иоанн (Богослов): Арх., Волог. г., Дон, Забайк. о., Костр., Новг. г., Ряз. г., Сибирь, Яросл. г.; Иван: Костр. г. Источники: Вин. 1, 53-56; Вин. 2, 6-7, 80; Вохин, 490; Гром., 93-95; Ефим. 2, 156, 170-172, 183-184, 205, 206-208; Забыл., 322, 353-354, 356, 422; Зенб., 3; Иванов, 139; Майк., 443-444, 461-465, 469, 530-539; Майк. 91, 136; Озар., 309; Попов, 237-239; Тих. Пам., 352-353; Щапов, 62. В заговоре от лихорадки встретилась любопытная четверка - четыре евангелиста: первый Марк, второй Лука, третий ИванПятитечий, четвертый Иуда (Прианг., Кляус, 8).
( 32 упоминания + 1 раз последняя четверка.
( О различии имен Матфий и Матфей, в нашем случае не соблюденном, см.: Успенский 1969, 215. Иван Пятитечий, очевидно, искаженный Иоанн Предтеча.
( Помогают: в охоте на птиц; закрепляют слова замком.
Защищают:людей от нечистых духов (дьявола); людей от начальства; от любого оружия; свадебный поезд от колдунов, порчи, прочих несчастий; скот от всех несчастий.
Исцеляют: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц; людей от уроков, сглаза, порчи, переполохов и др.(мотив отстреливания).
( Авторы четырех канонических Евангелий, почему и упоминаются обычно вместе.
( В белорусском заговоре "чатыры вангалистыя: Матвей и Марка, и Лука и Иван Баслов" защищают от домового, который портит скотину, а также от опасностей, если случится ночевать не дома (Роман., 1).
ЛУКА
=Апостол Лука: Тоб. г., Майк., 501; св. апостол Лука: ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 496; св. Лука, апостол Христов: Волог. г., Срезн. 03, 150; б. м., Елеон., 48; св. Лука: Арх. г., Ефим. 2, 183; св. Лука евангелист: Онега, Ефим. 2, 166-168; б. м., Зенб., 3; Лука, великий помощник: Амур, Азад., 013; Орл. г., Попов, 237; б. м., Майк., 466; Даль, 37; Лука: Арх. о., Песк., 22; Ворон. г., Майк., 504; Костр. г., Песк., 25; Прианг., Кляус, 8; св. государь Лука евангелист: Волог. г., Иваницк., 138. Дважды в охотничьем и в пастушьем заговоре встретился ЛукаЗалутчик (вместе со Стефаном Попутчиком®): Вятск. г., Майк., 540-541; ЛукаЗалушник (со Стефаном Попутником®): ркп. из Тобольской г., Майк., 545-546.
( 18 упоминаний.
( Вариантов имени не зафиксировано. Обычно обороняет от луков, отводит стрелы и др. оружие; залучает зверей в ловушки или солучает стадо в одно место. Е. Елеонская (1994, 132) справедливо указывала на важность здесь, как и в случае с Тихоном, утишающим болезни и начальство, фонетического созвучия. Перед нами типичный пример магии, основанной на представлении о связи объектов, явлений, процессов, обладающих тождественными или сходными именами. См. об этом также: Черепанова 1983а, 72.
( Помогает: в охоте; в охоте на птиц; отыскать пропавшую скотину.
Защищает: людей от сатаны, колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр.;
людей от стрел из луков; скот от всех несчастий.
Исцеляет: людей от всех болезней; людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц.
( Память св. апостола и евангелиста Луки ((84 г.) - 18 окт. По преданию, он "первый начал писать иконы Богоматери с Предвечным Младенцем" (Ганченко 1995, 160). Еще св. Лука праздновался 27 июля, преп. Лука - 7 сент., преп. Лука Столпник - 11 дек. Представление о них также могло оказать влияние на данный персонаж.
( Апостолу Луке "молятся об исцелении болезни глаз и о помощи при изучении иконописания" (Ганченко 1995, 160).
ПЕТР
= Апостол Петр (без Павла): Карелия, МГУ-56, ФЭ-02: 3750; Костр. г., Вин. 2, 10; б. м., Забыл., 322; Майк., 493.
( 4 упоминания.
( Закрепляет слова ключом, замком, печатью.
Защищает:скот от всех несчастий (мотив ключей); храм (дом) от нечистой силы и порчи.
Исцеляет:людей от укуса змеи (советует, как "обколить", т. е. обвести кругом змеиный укус).
(Постоянный атрибут - ключи.
СИМОН (ЗИЛОТ) СВ
= Св. Симон: Костр. г., Вин. 1, 72-74; СимеонЗилот: Ворон. г., Майк., 519.
(4 упоминания.
( Форма Симеон Зилот представляет собой контаминацию имен св. Симеона и св. Симона Зилота: эти имена в силу фонетической близости могли легко смешиваться. Ср.: Сидор, Симон, Онисим, Осип®.
( Помогает: улучшить урожай целебных трав.
Защищает:людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц.
(Память св. апостола Симона Зилота 10 мая, а также 30 июня (Собор двунадесяти Апостолов).
( "На Симона Зилота земля именинница, - грех пахать" (Ермолов 1905, 268), день этот - удобнейший для посева пшеницы (Добровольский 1914, 268).
ЗАЩИТНИКИ (ЦЕЛИТЕЛИ)
ИОАНН БОГОСЛОВ
= Иоанн Богослов: Арх. г., Ефим. 2, 202, 166-168; Песк., 69; Волог. г., Попов, 237; Калуж. г., Майк., 452; Олон. г., Срезн. 13, 487-488; Томск. г., Майк., 451; Иоанн Богослов, друг Христов: Волог. г., Срезн. 03, 148; Иоанн друг: Пермск. г., Майк., 498; Иванн Богослов: Олон. г., Срезн. 13, 494; Иван Богослов: Вятск. о., Лобан., 14 (то же: Иван., 87); Карелия, МГУ-56, ФЭ-02: 3750; ркп. ХVIII в. из Сарат. г., Майк., 506-507; Иван-Богослов, друг Христов: Костр. г., Песк., 25.
(13 упоминаний. (дополнения Топоркова в письме)
( Защищает:людей от колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр.; людей от начальства; скот от всех несчастий.
Исцеляет: людей от зубной боли; людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц; помогает при родах; людей от укуса змеи; детей от родимчика (детская болезнь).
( В зубном заговоре интересный мотив беседы с Христом: Иоанн спрашивает у Него, болят ли у мертвых зубы. Христос отвечает: "Не болят у мертвых зубы до второго святого пришествия Христова" (Песк., 69). В заговоре от крови мотив отсутствия крови при отрубании св. головы Иоанна.
( Память св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова 8 мая.
(Согласно "Сказанию, киим святым каковыя благодати от Бога даны...", помогает в изучении иконного писания (Щапов, 64; см. также Ганченко 1995, 149). По народным воззрениям, покровитель каллиграфии (Щапов, 69). Функцию зубного целителя, возможно, перенял от своего ученика муч. Антипы (см.: Яцимирский 1913, ч. 2, 44).
( В украинском заговоре на него оставляет нас Христос (Иванов 1885, 736).
МАРК
= Апостол Марк (самостоятельно): Тарский окр. (совр. Омская о.), Майк., 501; Марк: Арх. о., Песк., 22; Марко: Костр. г., Песк.. 25.
(4 упоминания.
( Защищает:людей от сатаны, колдунов, порчи, сглаза, болезней и пр.
Исцеляет:людей от всех болезней.
( Мотив отстреливания из луков.
ИУДА
= Иуда: Карелия, МГУ-56, ФЭ-02: 2013; ркп. ХVII в. из Олон. г., Срезн. 13, 504; Прианг., Кляус, 8.
( 4 упоминания.
( Исцеляет:людей от кровотечения из ран; людей от лихорадки.
( Выступает в обычной функции "мертвеца" (ср. связанный с ним апокрифический мотив: "удавился у горка [т. е. горького] древа осины" в заговоре из: Срезн. 13, 504), и потому объективно оказывается защитником, несмотря на свой антисакральный статус.
( Апостол, предавший Христа. Впрочем, во второй функции, возможно, выступает второй апостол с тем же именем, поскольку в тексте заговора он причислен к числу евангелистов, то есть осмыслен как сакральный персонаж (см.: Кляус, 8). Потому, а также в силу его объективной функции помощника, статья помещена здесь, а не в рубрике "Демонизированные персонажи".
( В украинском заговоре Июде на ноги посылается болезнь (Мансикка 1909, 15). На Украине также зафиксирована легенда, что Иуда повесился на осине ("як по осиц± Юда в±шався...": Еф., 42), отчего ее листья беспрерывно дрожат (см., напр.: Вовк 1995, 177).
ПАВЕЛ
= Апостол Павел, великий помощник: Амур, Азад., 013; Орл. г., Попов, 237; б. м., Даль, 37; Майк., 466 (разные списки одного заговора); Прианг., Кляус, 8 (см.: Петр и Павел®).
( 5 упоминаний.
( Исцеляет: людей от 12 (7, 77) лихорадок-трясавиц.
АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ
= Св. апостол Андрей первозванный: Арх. г., Ефим. 2, 166-168.
(1 упоминание.
( Защищает:скот от всех несчастий.
(Небесный покровитель России. Память его 30 ноября.