Каждая из ВЕД содержит четыре раздела: Самхита, Брахмана, Араньяка и Упанишады

Самхита.

Этот раздел представляет собой сборник гимнов, посвященных различным божествам. Многие из этих гимнов обладают глубоким мистическим смыслом.

Брахмана.

Этот раздел посвящен различным ритуалам, а также изложению нравственных принципов.

Араньяка.

Этот раздел содержит различные темы для медитаций или размышлений. Некоторые из этих медитаций являются размышлениями над смыслом внешних ритуалов.

Упанишады.

В них зафиксирован трансцендентальный опыт, обретенный Риши посредством различных созерцательных техник. Этот опыт представляет собой откровения об Атмане, Брахмане и других вечных, универсальных истинах, связанных с Высшей Реальностью. Эти вечные истины и принципы духовного мира, разбросанные по Упанишадам, были сведены воедино и систематизированы Бадараяной в форме сутр или афоризмов в 5 в. до н. э. Эти сутры, известные как Брахма-сутры, являются основой философской системы, известной как Веданта-Даршана. Астрология является одной из Веданг.

Вселенские мудрецы и происхождение джйотиша

Основу джйотиш (ведическая астрология по индийски) составляют трактаты, которым более пяти тысяч лет. «Парашара-хора-шастра», «Сурья-сиддханта», «Гарга-самхита», «Бхригу-сутра», «Брихад-джатака» – вот лишь некоторые из них. Они были написаны такими выдающимися личностями, как Парашара Муни, Бхригу Муни, Гарга Муни, Нарада Муни и другими. Это были не обычные люди, а лучшие умы Вселенной, махариши – великие мудрецы. Они сошли на Землю пять тысяч лет назад, чтобы сопровождать Верховного Бога, Кришну, и принять участие в Его играх. Их имена встречаются на страницах «Махабхараты», «Шримад-бхагаватам» и других ведических писаний. Наследие их уникально, а откровения, дарованные ими, до сих пор подтверждаются современными исследованиями.

В фундаментальном трактате «Брихат Парашара-хора-шастра»,который по праву считается основой джйотиш, Парашара Муни учит не только как строить и трактовать гороскоп рождения, но и описывает гороскоп зачатия.

В древних научных трудах по ведической астрологии упоминается планета Варуна (Варуна – бог моря), рассчитана траектория ее движения, а также влияние на землетрясения и наводнения. Современные ученые лишь сравнительно недавно открыли планету, которая удивительно соответствует древнему описанию, и назвали ее Нептуном.

А наследие Бхригу Муни просто не укладывается в рамки логического восприятия и в нашем понимании граничит с мистикой. В «Бхагавад-гите» (10.25) Кришна, Верховный Господь, говорит: «Среди великих мудрецов Я – Бхригу», подчеркивая тем самым его особое положение. «Бхригу-самхита» – грандиозный и мистический труд, в котором объясняется эволюция и устройство Вселенной, а также название необыкновенной коллекции гороскопов, известной европейцам как «коллекция гороскопов на пальмовых листьях». Пять тысяч лет назад Бхригу Муни составил гороскопы всех людей, которые жили, живут, и будут жить на Земле! Первоначально Бхригу Муни действительно записал эти гороскопы на пальмовых листьях. Эта коллекция достаточно велика и разделена на несколько частей, которые до сих пор хранятся в разных штатах Индии. Ее хранители – бхригу-шастри, особые брахманские кланы, где умение вычислять и находить нужный гороскоп в коллекции передается из поколения в поколение.

Веды описывают, что обителью вселенских мудрецов являются планеты Сапта-риши – семь звезд Большой Медведицы. Может быть не случайно каждый человек, который смотрит на звездное небо, в первую очередь ищет именно эти звезды, как ученик, стремящийся к знанию, обращает взор к учителю.

Возникновение Вед

Веды считаются священными книгами и имеют божественное происхождение. Согласно самим Ведам, они были составлены и систематизированы пять тысяч лет назад мудрецом Вьясадевой, воплощением Верховного Бога.

Веды раскрывают, что Бог – это, прежде всего, Высшая Личность, и Его имя – Кришна, или «Всепривлекающий».Кришна – это источник красоты, любви и гармонии, а обитель Его – трансцендентный мир. Веды представляют собой божественное откровение, нисходящий из Абсолютной Истины, поток знания. В «Бхагавад-гите», основном философском трактате Вед, Кришна говорит: «Я – Веды, Я – суть всего знания».

Эмпирический метод познания мира Веды называют восходящим процессом познания. Веды признают этот метод несовершенным, так как он опирается на ограниченные чувства. Ум, при помощи которого мы оцениваем чувственный опыт, также несовершенен. «Человеку свойственно ошибаться» – эту истину подчеркивают Веды и рекомендуют обратиться к совершенному, надмирному Разуму. Веды говорят, что совершенное знание нисходит через учителя (гуру), священные писания (шастры) и служение святым (садху-санга). Такой процесс познания называется в Ведах нисходящим.

Великий мудрец Вьясадева (литературное воплощение Господа Кришны) получил знание Вед от своего духовного учителя Нарады Муни и впервые записал их пять тысяч лет назад. Предвидя, что в эпоху Кали Юги (наше время) люди начнут пренебрегать своими обязанностями, он упростил процесс очищения через ягьи, разделив единые Веды на четыре части, ставшие самостоятельными учениями: Риг-веда, Сама-веда, Яджур-веда и Атхарва-веда (в которую вошли Джьотиша и Аюрведа).

Вьясадева поручил разрабатывать Атхарва-веду своему ученику Муни Ангире, одному из восемнадцати риши, стоящих у истоков Джьотиша. Каждый риши того времени обладал глубокими знаниями во множестве наук.

Это были высоко духовные, праведные личности. Некоторые из них были воплощениями Бога или полубогами. Сурья, Питамаха, Сам Вьясадева, Васиштха, Атри, Парашара, Кашьяпа, Нарада, Гарга, Маричи, Ману, Ангира, Ломаш, Паулиша, Явана, Чьявана, Бхригу, Шаунака — они являются авторами больших трактатов по астрологии и астрономии.

Их труды позволяли проводить сложнейшие вычисления по небесной механике с высочайшей точностью, без применения средств визуального наблюдения за светилами. Это говорит о том, что в далекой древности люди обладали знаниями об орбитах планет, двадцати семи накшатрах (созвездиях), югах (временных эпохах), титхах (лунных днях), затмениях, метеорах, кометах и т.д.

До нашего времени дошли лишь труды Парашары Муни, отца Шрилы Вьясадевы, а также трактаты Бхригу Муни, которые сохраняются в строгой тайне потомственными астрологами Индии.

Джьотиш - подразделяется на три ветви (сканды):

Джьотиша — наука о положении созвездий и планет, называемая Ганита-джьотиша (математическая астрономия), и наука о влиянии созвездий и планет на живые существа, а также на неодушевленные объекты — Пхалита-джьотиша (астрология).

Сиддханта — традиционная индийская астрономия.

Самхита, также называемая Медини Джьотиша (мунданная астрология) — предсказание важных событий в стране на основе анализа астрологической динамики ее гороскопа, а также всеобщие события, как, например, война, землетрясение, политические перемены, финансовые показатели, элективная астрология.

Хора — хорарная астрология, основанная на анализе гороскопа, построенного на момент возникновения вопроса.

Последние две являются частью предсказательной астрологии (Палита). Поэтому в целом индийская астрология подразделяется на две ветви Ганита (Сиддханта) и Палита (Самхита и Хора).

Отцы основатели Джьотиша:

Ведическую астрологию основали древние мудрецы Индии: Парашара Муни (легендарный мудрец), Варахимихира (написал трактаты по всем трём традиционным областям индийской астрологии), Бхригу Муни, Гаргачарья, Яджнавалкья, Притхуяшас (сын Варахимихира), Арьябхата, и другие.

Махариши (великий мудрец) Парашара является основателем системы планетных периодов (даша), не имеющих аналогов в мире, а также автором огромного трактата — «Брихад-Парашара-Хора-Шастра». Этот трактат состоит из двух частей. Первая — содержит 80 глав, в которые входят 11.000 шлок (стихов), и вторая — 20 глав с 1000 шлоками. Он был записан примерно в 1855 году до нашей эры в форме диалога Парашары Муни и Майтреи Муни.

Астролога - Варахимихира называют "первым астрологом Индии" и "отцом индийской астрономии", он написал в области Ганиты (астрономических основ астрологии) большой компилятивный труд "Панча-сиддхантика" ("Pancha-siddhantika"); в области самхиты (астрологии предзнаменований) - трактаты "Брихат-самхита" ("Brihat Samhita") и "Самаша-самхита" ("Samasa Samhita"); в области хоры (астрологии гороскопов) - труды "Брихат-джатака" ("Brihat Jataka") и "Лагху-джатака" ("Laghu Jataka"). Кроме того, он сочинил три работы по военной астрологии - "Брихадъятра" ("Brihadyatra"), "Тиканикаятра" ("Tikanikayatra") и "Йогаятра" ("Yogayatra"), - и считается также автором свода правил брачной и хорарной астрологии "Виваха патала" ("Vivaha Patala").

Варахимихира собрал и объединил пять древних сиддхант в единый труд под названием «Панча-Сиддхантика»: Система разработанная Шрипати, родившимся в 999 году н.э., была практически полностью заимствована западными астрологами и известна как система домов Плацидуса.

Наши рекомендации