Христологический аспект Евхаристии
Как отмечает в своей работе архиепископ Тихвинский Константин «Тождество евхаристических Тела и Крови Христовых историческим имеет принципиальное сотериологическое значение – мы причащаемся тому Телу, которое воспринял и в Самом Себе исцелил и обожил Воплощенный Сын Божий. Евхаристия, таким образом, есть вхождение в тайну Искупления, актуализация в верующих Искупления, совершенного Господом Иисусом Христом. Без Евхаристии Искупление остается нереализованным»
В Евхаристии мы причащаемся именно тому самому Телу, которое Христос исцелил и обожил в Своем Воплощении. Отрицание этого бесспорного факта есть, по существу, отрицание смысла Боговоплощения и реальности совершенного Христом Искупления. Без этого тождества мы не участвуем в Искуплении, не исцеляется наша природа. Именно поэтому Церковь решительно отвергает любые символические, аллегорические или спиритуалистические толкования Евхаристических Тела и Крови.
Христос присутствует в Евхаристии всецело, в полноте Своего Божества и человечества, ипостасно соединенного с Божеством. Каждая частица евхаристического хлеба есть Тело Христово единое и неделимое. В каждой частице присутствует весь Христос. Это сознание содержится в литургическом чинопоследовании: "Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и не разделяемый".
Отношение Евхаристии к Голгофской Жертве
Евхаристия не есть повторение Крестной Жертвы, а принесение жертвенных Тела и Крови, однажды вознесенных Искупителем на Крест, "всегда вкушаемых и никогда не истощающихся". Поэтому Голгофская Жертва и Евхаристия нераздельны между собой и собственно составляют одну Жертву, но тем не менее, и различаются. В отличие от Голгофской Жертвы, Евхаристия есть Жертва бескровная и бесстрастная, т. к. Христос, «...воскреснув из мертвых, уже не умирает...» (Рим. 6:9). Евхаристия, будучи бескровной и бесстрастной, совершается в воспоминание страданий и смерти Христа. Совершителем
Евхаристии является Сам Христос. Согласно литургической молитве, Он есть и Приносимый, и Приносящий, и Приемлющий, и Раздаваемый. Но, в отличие от жертвы Голгофской, Евхаристическую Жертву Господь приносит не непосредственно, а через священнослужителя.
Экклезиологический аспект Евхаристии
Евхаристия – Таинство единства Церкви. Без Евхаристии нет и не может быть никакого другого Таинства, поскольку изначально нет и не может быть Церкви без Евхаристии: "Тело Его, (…) это Церковь" (Кол. 1:24) – говорит апостол Павел. "Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода" (Ин. 19:34) Истечение крови и воды в святоотеческом богословии неизменно понималось как символ будущей Церкви. Вода является символом крещения, кровь указывает на Евхаристию. Так Церковь основана во Христе: «Истекла кровь и вода, которые и означают Церковь Христову, созданную в Нем, подобно тому, как из бока Адама была взята жена его»
Евхаристия дана Церкви, Евхаристия совершается только в Церкви и только принадлежащий к Церкви участвует в Евхаристии. Древние отцы называли Евхаристию "единением" ("?????"). Как сказано в Литургии свт. Василия Великого: "Нас же, всех, от одного Хлеба и одной Чаши причащающихся, соедини друг со другом в общении единого Духа Святого, и сделай, чтобы никто из нас не причастился святого Тела и Крови Христа Твоего в суд или в осуждение".
Знаменитый святоотеческий тезис "вне Церкви нет спасения" имеет евхаристическое обоснование. Вне Церкви нет спасения, поскольку вне Церкви нет Евхаристии. А без Евхаристии нет ни спасения, ни обожения, ни истинной жизни, ни воскресения в вечности.
Эсхатологический аспект Евхаристии
Эсхатологический аспект является одной из самых таинственных тем евхаристического богословия. Евхаристия есть Таинство воскресения: "Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни" (Ин. 6, 53). "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день" (Ин. 6:54). Как сказано в Литургии свт. Василия Великого «елижды бо аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, Мою смерть возвещаете, Мое воскресение исповедаете». Уже ранние Отцы Церкви видели в причащении Тела и Крови Христовых залог воскресения и жизни вечной. Сщмч. Игнатий Богоносец называет Евхаристию "врачевством (или лекарством) бессмертия"
Евхаристия как Жертва
Жертва- религиозное действие, состоящее в добровольном посвящении своей жизни, пищи (как основы жизни) или чего-либо иного Богу. Принесение жертвы является одним из самых фундаментальных проявлений человеческой религиозности. Так, Священное история Ветхого Завета говорит о том, что жертва приносились уже вскоре после грехопадения, еще при жизни первозданной человеческой пары. Ряд экзегетов усматривают утверждение о божественном происхождении института жертвы и в том, что сразу после грехопадения Бог облекает Адама и Еву в одежды из кожи (Быт 3. 21).
В Ветхом Завете под жертвой понималось умилостивительное или благодарственное приношение Богу от земных плодов или царства животных. При этом обряд жертвоприношения не закрывал собой смысл религии. Внешняя жертва не отменяла
внутренней жертвы. Пророки настаивали на необходимости внутренней жертвы – сокрушения духа пред Богом и праведных дел милосердия. Внешние ветхозаветные жертвы служили великим прообразом той высшей добровольной жертвы, которую некогда Сын Божий имел принести на земле за грехи людей. В своем высшем значении ветхозаветное жертвоприношение было символом и прообразом жертвы Богочеловека Иисуса Христа. Жертва в Новом Завете – Подвиг Богочеловека Иисуса Христа, заключающийся в крестных страданиях и крестной смерти, принятый Им мир ради искупления грехов мира. На Голгофе Господь добровольно совершил спасение человечества. Он страдал и умер не потому, что не мог избежать страдания, но потому что возжелал пострадать. Он Сам допустил над Собою совершиться временному торжеству неправды. Его страдание не было необходимостью, но было проявлением Божественной Любви.
Итак, если в Ветхом Завете жертву приносил человек, то в Новом Завете Жертву приносит Бог. Эта жертва – Он Сам. В этой Жертве – вся любовь Бога Отца, – «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). В этой жертве – вся любовь Бога Сына, ибо «нет больше той любви, как если кто душу свою положит за друзей своих» (Ин. 15:13). И если с разрушением храма ветхозаветные жертвы упразднились, то искупительная Христова Жертва, единожды принесённая на Голгофе, каждый раз воспоминается на Литургии, потому что на ней является нам Сам Христос – Жертва за грехи мира и Жертва за жизнь мира.
Свойства Евхаристической жертвы
Крестная жертва, будучи венцом всех ветхозаветных жертв и в тоже время являясь для них и первообразом, обнимает собою все их виды: хвалебно-благодарственные, умилостивительные, объединяющие и просительные.
Хвалебно-благодарственная жертва
В переводе с греческого Евхаристии означает "благодарение". Она является Жертвой благодарения Бога за Его великие дела:
a) творение всего
b) промышление о мире и человеке
c) искупление
Священное Писание свидетельствует о том, что при установлении таинства Евхаристии «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: возьмите, вкусите: это - Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все» (Мф. 26; 26, 21)
Умилостивительная жертва
Евхаристическая Жертва всегда приносилась в память и оставление грехов как живущих, так и умерших христиан. Поэтому Евхаристия примиряет человека с Богом и возвращает грешнику милость Божию, т. к. очищает от грехов.
Объединяющая жертва
Жертва, соединяющая всех верных в единое Тело во Христе — всех живых, усопших, святых. Эта сторона Евхаристической Жертвы наиболее полно раскрывается в чинопоследовании проскомидии.
Просительная жертва
Она совершается за всех, требующих Божественной помощи. Она очень близка по своей форме к жертве умилостивительной, поскольку, призывая милость Божью, мы храним уверенность в том, что Господь исполнит наши прошения "во благо".