Культурные глобалитеты доиндустриального, индустриального и постиндустриальногом общества. ( найти самим)


8. Мифология, магия, религия как культурные феномены. (смотр. В семинаре Гребенкина)

Магия Религия Наука
колдовство – обряды, связанные с верой человека сверхъестественным путем воздействовать на людей, животных, явления природы 1 из форм общественного сознания. Вера в существования сверхъестественного мира. Своеобразное сознание людей о господствующих над ними природных сил. одна из форм общественного сознания, система достоверных знаний об объективных законах развития природы и общества.
невозможно проверить опыт – теорема - доказательство
индивидуальный круг личностей массовость
направленность на единичный случай социальные привилегии
малопостижима непостижима есть некоторые доказательства
возникла в первобытном обществе, когда человек был бессилен перед природой. Элемент всякого религиозного культа вытекает из магии служит практке человека, спасает от природных условий.
определенный круг посвещенных массовый характер, единичные случаи противоречий между одной личностью и массой в случае открытия одним человеком может служить как агитация антинародных интересов
Могут управлять народными массами
средство усиления эксплуатации трудящихся   в руках ученых, прогрессирующей элиты может привести к порабощению рабочего класса
  создаются среди меньшинства, только потом находят или не находят поддержку среди масс


9. Наука как феномен культуры. (смотр. В семинаре Гребенкина)
10. Художественная культура.

(найти самим)
11. Первобытные представления о пространстве и времени.
12. Генезис архитектурной культуры в культурных архетипах. Архетип в современной культуре.

(семинар Гребенкина) плюс самим
13. Ритуал и его основные формы (обычай, обряд). Типология ритуалов. (Семинар)
14. Городская культура и культура города. Традиции формирования городской культуры.(семинар)
15. Социокультурное пространство и проблемы современного города. (семинар)
16. Семья: от группового брака до парной семьи. Классификация форм семьи и брака.(Семинар Думнова)
17. Эволюция европейской семьи. Функции семьи. Социокультурные проблемы современной европейской семьи. (семинар Думнова)
18. Культура и цивилизация. Теория локальных цивилизаций: общая характеристика.(реферат)
19. Концепция культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского.(реферат)
20. О. Шпенглер: культура как организм и логика истории.(реферат)
21. Механизм «Вызова-и-Ответа» и судьба цивилизаций в работах А. Тойнби. (реферат)
22. Социальная и культурная антропология: общая характеристика.

(Найти самим)


23. Эволюционизм как направление исследования культуры: общая характеристика. Эволюционистские идеи в работах Г. Спенсера, Л. Моргана.

1857г. – Дарвин "Происхождение"

Эволюционизм - направление в культурной антропологии, задающее теор. модель необратимых культурных изменений, называемую эволюцией, или развитием, применение к-рой позволяет оценить рассматриваемую культуру или культурную черту в соответствии с принятыми здесь критериями.

Основоположники эволюционизма – Морган, Спенсер, Тэйлор, Фрэзер

Развитие культуры подчинено естественным закономерностям. Все культуры развиваются по одному и тому же пути. Культуры можно сопоставлять (наиболее и наименее ранние).

Эволюционисты впервые заговорили о том, что культуру можно описать на языке естественных наук, по их мнению культура – закономерная последовательность.

Аксиомы эволюционистов:

1. Человечество едино в психологическом отношении, поэтому можно говорить о единстве культуры.

2. Культура развивается поэтапно от простой к сложной, от низшего к высшему.

3. На низших этапах культуры в зачаточном состоянии существуют элементы высших этапов.

4. Механизмом развития культуры является естественный отбор.

Изначально культура содержит в себе широчайший веер возможного развития. Но притворяются в жизнь, реализуются только те возможности, которые наилучшим образом позволяют осуществить процесс адаптации людей к своему природному окружению.

Основные темы, интересующие эволюционистов:

1. История семейно-брачных отношений

2. История религии

МОРГАН

В основе учения Моргана также лежит принцип эволюционизма — положение о постепенном прогрессивном развитии человеческого общества и культуры, но, в отличие от Тайлора и других эволюционистов, Морган видел причины этого пресса в материальных условиях, в развитии производства, в технических усовершенствованиях. Использовав предложенное еще в 18 в. деление истории на периоды дикости, варварства и цивилизации и подразделив периоды дикости и варварства каждый на низшую, среднюю и высшую ступень, Морган положил основу этой периодизации развитие производства средств существования. Подробно описав социальный строй американских индейцев, выявив сущность родовой организации и её место в племени, Морган вскрыл значение рода как основной ячейки первобытного общества. Он показал, что род на пути своего исторического развития проходит ряд последовательных стадий — «от архаической к своей конечной форме».

Хотя учение о матриархате было впервые сформулировано в трудах Бахофена, однако именно Морган определил значение материнского рода как основы эпохи расцвета первобытного общества, как исторического этапа, предшествующего отцовскому роду. Моргану принадлежит важное открытие в области изучения систем родства и форм брака: он показал, что классификаторская система родства, существующая ныне у народов, практикующих парный брак, является пережитком более древней эпохи, когда господствовал групповой брак и система родства соответствовала брачным отношениям. Анализ разных систем родства позволил Моргану наметить ряд исторических этапов в развитии брака и семьи. Крупная заслуга Моргана состояла в том, что он показал господство в родовом обществе коллективной собственности. Исследования Моргана были высоко оценены основоположниками марксизма, которые нашли в них подтверждение сформулированных ими ранее взглядов на характер первобытнообщинного строя. К. Маркс составил обстоятельный конспект книги Моргана. Ф. Энгельс в своём труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884) широко использовал фактический материал книги Моргана «Древнее общество», принял его периодизацию, его схему развития семьи и брака. Но основные вопросы истории первобытного общества получили у Энгельса новую трактовку, освещены с позиций исторического материализма.

В книге “Древнее об-во” Морган рассматривает две линии эволюции культуры (развитие интеллекта и развитие орудий труда) и предлагает свою периодизацию культурной истории, опирающуюся на смену технологий. Открытия Моргана оказали большое влияние на формирование антропологии в США и Европе.

СПЕНСЕР

Во взглядах Спенсера соединились эволюционизм, принцип laissez faire и концепция философии как обобщения всех наук, а также другие идейные течения его времени. Отсутствие систематического образования и нежелание изучать труды предшественников привели к тому, что Спенсер черпал знания из тех источников, с которыми ему случилось познакомиться.

Ключом к его системе объединенной науки является работа «Основные начала» (First Principles, 1862), в первых главах которой утверждается, что мы ничего не можем знать о последней реальности. Это «непознаваемое» выходит за пределы научного исследования, а религия просто пользуется метафорой, чтобы хоть как-то его представить и иметь возможность поклоняться этой «вещи в себе». Во второй части труда излагается космическая теория эволюции (теория прогресса), которую Спенсер считает универсальным принципом, лежащим в основе всех областей знания и их суммирующим. В 1852, за семь лет до публикации «Происхождения видов» Ч. Дарвина, Спенсер написал статью «Гипотеза развития» (The Development Hypothesis), в которой излагалась идея эволюции, во многом следовавшая теории Ламарка и К. Бэра. Впоследствии Спенсер признал естественный отбор как один из факторов эволюции (он автор термина «выживание наиболее приспособленных»). Отправляясь от фундаментальных законов физики и идеи изменения, Спенсер приходит к пониманию эволюции как «интеграции материи, сопровождаемой рассеянием движения, переводящей материю из неопределенной, бессвязной однородности в определенную, связную разнородность, и производящей параллельно тому преобразование сохраняемого материею движения». Все вещи имеют общее происхождение, но через наследование черт, приобретенных в процессе адаптации к окружающей среде, происходит их дифференциация; когда процесс приспособления заканчивается, возникает связная, упорядоченная Вселенная. В конечном итоге всякая вещь достигает состояния полной адаптированности к своему окружению, однако такое состояние неустойчиво. Поэтому последняя ступень в эволюции — не что иное, как первая ступень в процессе «рассеяния», за которым, после завершения цикла, вновь следует эволюция.

В 1858 Спенсер составил план сочинения, ставшего главным трудом его жизни, «Системы синтетической философии» Главные принципы «синтетической философии» Спенсера были сформулированы на самом первом этапе реализации его программы, в Основных началах. В других томах давалась интерпретация в свете этих идей различных частных наук. Спенсер — основатель «органической школы» в социологии. Общество, с его точки зрения, — это эволюционирующий организм, подобный живому организму, рассматриваемому биологической наукой. Общества могут организовывать и контролировать свои собственные процессы адаптации, и тогда они развиваются в направлении милитаристских режимов; они также могут позволить свободную и пластичную адаптацию и тогда превращаются в промышленно развитые государства.

Однако неумолимый ход эволюции делает адаптацию «не случайностью, но необходимостью». Следствием концепции о космической силе эволюции Спенсер считал социальную философию. Лежащий в основе этой философии принцип индивидуализма


24. Сравнительно исторический метод в работах Э. Тайлора. Теория «первобытного анимизма» и ее критическое осмысление в классической английской антропологии.

Эдуард Тэйлор был основоположником английской школы эволюционизма, основным вопросом для которой было возникновение культуры и религии, как ядра культуры.

1871 г. – выходит книга Тэйлора "Первобытная культура", задача которой понять закономерности развития культуры вообще.

•Развитие культуры происходит по определенным законам, этапам:

дикость – варварство –цивилизация (осуществляется переход от присваивающих форм деятельности к производящим)

•Сравнительно-исторический метод изучения культуры: особое внимание повторяющимся элементам культуры.

•Метод пережитков (вспомогательный) – реконструкция прошлого отдельных культур

Возникновение религии – первый шаг к созданию культуры. Исходная форма религии – первобытный анимизм - (от латинского anima, animus — дух, душа) — термин, обозначающий религиозные представления о духах и душе.

Для объяснения сновидений первобытный человек выводит теорию существования души, как некой частицы человека, которая покидает его тело на время и возвращается в момент пробуждения. Во многих культурах запрещалось резко будить человека, менять место положения спящего тела, чтобы возвращение в него души было благополучным. Анимизм Тейлора базируется на представления о сне и душе.

Э.Тейлором считал веру в отделимых от тела духов древнейшей основой (“минимумом”) возникновения религии, созданной “дикарем-философом” в результате размышлений над причинами сновидений, смерти и т.п. По-видимому, мыслящих людей, стоящих на низкой ступени культуры, всего более занимали две группы биологических вопросов. Они старались понять, во-первых, что составляет разницу между живым и мертвым телом, что составляет причину бодрствования, сна болезни и смерти? Во-вторых, они задавались вопросом, что такое человеческие образы, появляющиеся в снах и видениях? Видя эти две группы явлений, древние дикари-философы, вероятно, прежде всего сделали само собой напрашивающееся заключение, что у каждого человека есть жизнь и есть призрак. То и другое, видимо, находится в тесной связи с телом: жизнь дает ему возможность чувствовать, мыслить и действовать, а призрак составляет его образ, или второе “я”. И то, и другое, таким образом, отделимо от тела: жизнь может уйти от него и оставить его бесчувственным или мертвым, а призрак показывается людям вдали от него.

Анимизм содержит в себе несколько доктрин, которые неуклонно ведут к олицетворению. Эти доктрины таковы: идея о преобладающей воле и жизни в природе, выходящая далеко за пределы современного понятия о том же предмете; верование в личные души, одушевляющие даже то, что мы называем неодушевленными предметами; теория о переселении душ; понятие о мириадах духовных существ, носящихся в воздухе, обитающих в деревьях, скалах и сообщающих свои свойства материальным предметам. “Идеи эти, — отмечает Э.Тейлор, опираются на широкую философию природы, правда первобытную и грубую, но полную мысли и понимаемую вполне реально и серьезно”.

Анимизм как форма духовной культуры был присущ всем народам на протяжении многих тысяч лет их истории. Анимизм, как справедливо подчеркивал не просто минимум религии, который выводил эволюционист Э.Б.Тейлор, и не только необходимая начальная стадия любой религии, но и необходимый ее элемент.


25. Теория эволюции человеческого мышления Дж. Фрэзера. Магическое мышление и культура.

Работа Фрэзера "Золотая ветвь"(12 томов 1907-1915гг.) – исследования развития человеческого мышления, человеческого общества, культуры, эволюции человеческой жизни. Основа религии вытекает из магических обрядов. По мнению Фрэзера, первобытный человек мыслит иначе.

Мышление – человеческая способность, позволяющая господствовать над природой.

Наши рекомендации