Культурные глобалитеты доиндустриального, индустриального и постиндустриальногом общества. ( найти самим)
8. Мифология, магия, религия как культурные феномены. (смотр. В семинаре Гребенкина)
Магия | Религия | Наука |
колдовство – обряды, связанные с верой человека сверхъестественным путем воздействовать на людей, животных, явления природы | 1 из форм общественного сознания. Вера в существования сверхъестественного мира. Своеобразное сознание людей о господствующих над ними природных сил. | одна из форм общественного сознания, система достоверных знаний об объективных законах развития природы и общества. |
невозможно проверить | опыт – теорема - доказательство | |
индивидуальный круг личностей | массовость | |
направленность на единичный случай | социальные привилегии | |
малопостижима | непостижима | есть некоторые доказательства |
возникла в первобытном обществе, когда человек был бессилен перед природой. Элемент всякого религиозного культа | вытекает из магии | служит практке человека, спасает от природных условий. |
определенный круг посвещенных | массовый характер, единичные случаи противоречий между одной личностью и массой | в случае открытия одним человеком может служить как агитация антинародных интересов |
Могут управлять народными массами | ||
средство усиления эксплуатации трудящихся | в руках ученых, прогрессирующей элиты может привести к порабощению рабочего класса | |
создаются среди меньшинства, только потом находят или не находят поддержку среди масс |
9. Наука как феномен культуры. (смотр. В семинаре Гребенкина)
10. Художественная культура.
(найти самим)
11. Первобытные представления о пространстве и времени.
12. Генезис архитектурной культуры в культурных архетипах. Архетип в современной культуре.
(семинар Гребенкина) плюс самим
13. Ритуал и его основные формы (обычай, обряд). Типология ритуалов. (Семинар)
14. Городская культура и культура города. Традиции формирования городской культуры.(семинар)
15. Социокультурное пространство и проблемы современного города. (семинар)
16. Семья: от группового брака до парной семьи. Классификация форм семьи и брака.(Семинар Думнова)
17. Эволюция европейской семьи. Функции семьи. Социокультурные проблемы современной европейской семьи. (семинар Думнова)
18. Культура и цивилизация. Теория локальных цивилизаций: общая характеристика.(реферат)
19. Концепция культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского.(реферат)
20. О. Шпенглер: культура как организм и логика истории.(реферат)
21. Механизм «Вызова-и-Ответа» и судьба цивилизаций в работах А. Тойнби. (реферат)
22. Социальная и культурная антропология: общая характеристика.
(Найти самим)
23. Эволюционизм как направление исследования культуры: общая характеристика. Эволюционистские идеи в работах Г. Спенсера, Л. Моргана.
1857г. – Дарвин "Происхождение"
Эволюционизм - направление в культурной антропологии, задающее теор. модель необратимых культурных изменений, называемую эволюцией, или развитием, применение к-рой позволяет оценить рассматриваемую культуру или культурную черту в соответствии с принятыми здесь критериями.
Основоположники эволюционизма – Морган, Спенсер, Тэйлор, Фрэзер
Развитие культуры подчинено естественным закономерностям. Все культуры развиваются по одному и тому же пути. Культуры можно сопоставлять (наиболее и наименее ранние).
Эволюционисты впервые заговорили о том, что культуру можно описать на языке естественных наук, по их мнению культура – закономерная последовательность.
Аксиомы эволюционистов:
1. Человечество едино в психологическом отношении, поэтому можно говорить о единстве культуры.
2. Культура развивается поэтапно от простой к сложной, от низшего к высшему.
3. На низших этапах культуры в зачаточном состоянии существуют элементы высших этапов.
4. Механизмом развития культуры является естественный отбор.
Изначально культура содержит в себе широчайший веер возможного развития. Но притворяются в жизнь, реализуются только те возможности, которые наилучшим образом позволяют осуществить процесс адаптации людей к своему природному окружению.
Основные темы, интересующие эволюционистов:
1. История семейно-брачных отношений
2. История религии
МОРГАН
В основе учения Моргана также лежит принцип эволюционизма — положение о постепенном прогрессивном развитии человеческого общества и культуры, но, в отличие от Тайлора и других эволюционистов, Морган видел причины этого пресса в материальных условиях, в развитии производства, в технических усовершенствованиях. Использовав предложенное еще в 18 в. деление истории на периоды дикости, варварства и цивилизации и подразделив периоды дикости и варварства каждый на низшую, среднюю и высшую ступень, Морган положил основу этой периодизации развитие производства средств существования. Подробно описав социальный строй американских индейцев, выявив сущность родовой организации и её место в племени, Морган вскрыл значение рода как основной ячейки первобытного общества. Он показал, что род на пути своего исторического развития проходит ряд последовательных стадий — «от архаической к своей конечной форме».
Хотя учение о матриархате было впервые сформулировано в трудах Бахофена, однако именно Морган определил значение материнского рода как основы эпохи расцвета первобытного общества, как исторического этапа, предшествующего отцовскому роду. Моргану принадлежит важное открытие в области изучения систем родства и форм брака: он показал, что классификаторская система родства, существующая ныне у народов, практикующих парный брак, является пережитком более древней эпохи, когда господствовал групповой брак и система родства соответствовала брачным отношениям. Анализ разных систем родства позволил Моргану наметить ряд исторических этапов в развитии брака и семьи. Крупная заслуга Моргана состояла в том, что он показал господство в родовом обществе коллективной собственности. Исследования Моргана были высоко оценены основоположниками марксизма, которые нашли в них подтверждение сформулированных ими ранее взглядов на характер первобытнообщинного строя. К. Маркс составил обстоятельный конспект книги Моргана. Ф. Энгельс в своём труде «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884) широко использовал фактический материал книги Моргана «Древнее общество», принял его периодизацию, его схему развития семьи и брака. Но основные вопросы истории первобытного общества получили у Энгельса новую трактовку, освещены с позиций исторического материализма.
В книге “Древнее об-во” Морган рассматривает две линии эволюции культуры (развитие интеллекта и развитие орудий труда) и предлагает свою периодизацию культурной истории, опирающуюся на смену технологий. Открытия Моргана оказали большое влияние на формирование антропологии в США и Европе.
СПЕНСЕР
Во взглядах Спенсера соединились эволюционизм, принцип laissez faire и концепция философии как обобщения всех наук, а также другие идейные течения его времени. Отсутствие систематического образования и нежелание изучать труды предшественников привели к тому, что Спенсер черпал знания из тех источников, с которыми ему случилось познакомиться.
Ключом к его системе объединенной науки является работа «Основные начала» (First Principles, 1862), в первых главах которой утверждается, что мы ничего не можем знать о последней реальности. Это «непознаваемое» выходит за пределы научного исследования, а религия просто пользуется метафорой, чтобы хоть как-то его представить и иметь возможность поклоняться этой «вещи в себе». Во второй части труда излагается космическая теория эволюции (теория прогресса), которую Спенсер считает универсальным принципом, лежащим в основе всех областей знания и их суммирующим. В 1852, за семь лет до публикации «Происхождения видов» Ч. Дарвина, Спенсер написал статью «Гипотеза развития» (The Development Hypothesis), в которой излагалась идея эволюции, во многом следовавшая теории Ламарка и К. Бэра. Впоследствии Спенсер признал естественный отбор как один из факторов эволюции (он автор термина «выживание наиболее приспособленных»). Отправляясь от фундаментальных законов физики и идеи изменения, Спенсер приходит к пониманию эволюции как «интеграции материи, сопровождаемой рассеянием движения, переводящей материю из неопределенной, бессвязной однородности в определенную, связную разнородность, и производящей параллельно тому преобразование сохраняемого материею движения». Все вещи имеют общее происхождение, но через наследование черт, приобретенных в процессе адаптации к окружающей среде, происходит их дифференциация; когда процесс приспособления заканчивается, возникает связная, упорядоченная Вселенная. В конечном итоге всякая вещь достигает состояния полной адаптированности к своему окружению, однако такое состояние неустойчиво. Поэтому последняя ступень в эволюции — не что иное, как первая ступень в процессе «рассеяния», за которым, после завершения цикла, вновь следует эволюция.
В 1858 Спенсер составил план сочинения, ставшего главным трудом его жизни, «Системы синтетической философии» Главные принципы «синтетической философии» Спенсера были сформулированы на самом первом этапе реализации его программы, в Основных началах. В других томах давалась интерпретация в свете этих идей различных частных наук. Спенсер — основатель «органической школы» в социологии. Общество, с его точки зрения, — это эволюционирующий организм, подобный живому организму, рассматриваемому биологической наукой. Общества могут организовывать и контролировать свои собственные процессы адаптации, и тогда они развиваются в направлении милитаристских режимов; они также могут позволить свободную и пластичную адаптацию и тогда превращаются в промышленно развитые государства.
Однако неумолимый ход эволюции делает адаптацию «не случайностью, но необходимостью». Следствием концепции о космической силе эволюции Спенсер считал социальную философию. Лежащий в основе этой философии принцип индивидуализма
24. Сравнительно исторический метод в работах Э. Тайлора. Теория «первобытного анимизма» и ее критическое осмысление в классической английской антропологии.
Эдуард Тэйлор был основоположником английской школы эволюционизма, основным вопросом для которой было возникновение культуры и религии, как ядра культуры.
1871 г. – выходит книга Тэйлора "Первобытная культура", задача которой понять закономерности развития культуры вообще.
•Развитие культуры происходит по определенным законам, этапам:
дикость – варварство –цивилизация (осуществляется переход от присваивающих форм деятельности к производящим)
•Сравнительно-исторический метод изучения культуры: особое внимание повторяющимся элементам культуры.
•Метод пережитков (вспомогательный) – реконструкция прошлого отдельных культур
Возникновение религии – первый шаг к созданию культуры. Исходная форма религии – первобытный анимизм - (от латинского anima, animus — дух, душа) — термин, обозначающий религиозные представления о духах и душе.
Для объяснения сновидений первобытный человек выводит теорию существования души, как некой частицы человека, которая покидает его тело на время и возвращается в момент пробуждения. Во многих культурах запрещалось резко будить человека, менять место положения спящего тела, чтобы возвращение в него души было благополучным. Анимизм Тейлора базируется на представления о сне и душе.
Э.Тейлором считал веру в отделимых от тела духов древнейшей основой (“минимумом”) возникновения религии, созданной “дикарем-философом” в результате размышлений над причинами сновидений, смерти и т.п. По-видимому, мыслящих людей, стоящих на низкой ступени культуры, всего более занимали две группы биологических вопросов. Они старались понять, во-первых, что составляет разницу между живым и мертвым телом, что составляет причину бодрствования, сна болезни и смерти? Во-вторых, они задавались вопросом, что такое человеческие образы, появляющиеся в снах и видениях? Видя эти две группы явлений, древние дикари-философы, вероятно, прежде всего сделали само собой напрашивающееся заключение, что у каждого человека есть жизнь и есть призрак. То и другое, видимо, находится в тесной связи с телом: жизнь дает ему возможность чувствовать, мыслить и действовать, а призрак составляет его образ, или второе “я”. И то, и другое, таким образом, отделимо от тела: жизнь может уйти от него и оставить его бесчувственным или мертвым, а призрак показывается людям вдали от него.
Анимизм содержит в себе несколько доктрин, которые неуклонно ведут к олицетворению. Эти доктрины таковы: идея о преобладающей воле и жизни в природе, выходящая далеко за пределы современного понятия о том же предмете; верование в личные души, одушевляющие даже то, что мы называем неодушевленными предметами; теория о переселении душ; понятие о мириадах духовных существ, носящихся в воздухе, обитающих в деревьях, скалах и сообщающих свои свойства материальным предметам. “Идеи эти, — отмечает Э.Тейлор, опираются на широкую философию природы, правда первобытную и грубую, но полную мысли и понимаемую вполне реально и серьезно”.
Анимизм как форма духовной культуры был присущ всем народам на протяжении многих тысяч лет их истории. Анимизм, как справедливо подчеркивал не просто минимум религии, который выводил эволюционист Э.Б.Тейлор, и не только необходимая начальная стадия любой религии, но и необходимый ее элемент.
25. Теория эволюции человеческого мышления Дж. Фрэзера. Магическое мышление и культура.
Работа Фрэзера "Золотая ветвь"(12 томов 1907-1915гг.) – исследования развития человеческого мышления, человеческого общества, культуры, эволюции человеческой жизни. Основа религии вытекает из магических обрядов. По мнению Фрэзера, первобытный человек мыслит иначе.
Мышление – человеческая способность, позволяющая господствовать над природой.