Зарождение индустриального общества.

Начало промышленного переворота.

Технические достижения. В конце ХVIII в. в промышленности ряда стран Европы начался переход от мануфактурной стадии с ее ручной техникой к фабричной системе производства. Этот переход называется промышленным переворотом, повлекшим за собой важные последствия.

Промышленный переворот начался в Англии в последней трети ХVIII в. Потребности развития мануфактур способствовали ряду изобретении в области механики. В 1733 г., например, был изоб­ретен «летучий челнок» для выделки сукна, что значительно ус­корило производство тканей. Изобретение это стимулировало ра­боту прядильщиков: вскоре была создана машина, прявшая нить без участия человека. Несколько лет спустя Дж. Харгривсом была изобретена знаменитая прялка «Дженни», а еще через несколько лет в Англии появилась первая прядильная фабрика, на которой машины работали с помощью водяного колеса.

В других отраслях промышленности тоже в это время произош­ли существенные изменения. В 1765 г. Джеймс Уатт построил па­ровую машину, а спустя шесть лет усовершенствовал ее. Изобре­тение паровой машины привело со временем к повсеместному распространению фабрики.

Для работы машин нужен был уголь, поэтому стала усиленно развиваться его добыча. Возросла потребность в металле, что при­вело к усовершенствованию металлургии. Острая конкуренция предпринимателей в XIX в. потребовала от владельцев предприя­тий постоянного внедрения на производстве последних достиже­ний науки. Накопленные знания позволили получить из угля кокс и с его помощью резко снизить затраты при производстве чугуна.

Еще в 1722 г. французский естествоиспытатель А.Реомюр от­крыл секрет производства стали. Рецепты Реомюра стали осуще­ствимыми после того, как в 1856 г. англичанин Г Бессемер нашел способ продувания воздуха через горячий чугун с целью выгора­ния из него излишнего кислорода и превращения в сталь. Практи­чески одновременно братья Э. и П. Мартены создали специальную печь для восстановления чугуна, названную их именем.

В 1825 г. Дж. Стефенсон провел пассажирский состав. Протя­женность железных дорог росла очень быстро. В 1830 г. стокилометровый рельсовый путь связал Манчестер с Ливерпулем. А к 1850 г. Англия покрылась сетью железных дорог общей протяженностью 50 тыс. км. Железнодорожная лихорадка способствовала быстрому развитию металлургии, машиностроения, паровоза и вагоностроения.

Зарождение индустриального общества.

Начавшаяся в Англии промышленная революция позже распространилась на другие стра­ны Европы, США. Промышленная революция создала условия, породившие индустриальное общество. Зародилось и мировоззре­ние, ставшее идейной основой индустриального общества.

Индустриальное общество должно быть основано на идеях сво­боды, равенства и независимости: предприниматели не зависели от власти государства, покупатели и продавцы были равны, каж­дый член общества должен быть свободным в своих действиях.

Наиболее быстрое развитие индустриальное общество получи­ло в Англии. Здесь еще во второй половине ХVII в. была установ­лена свобода промыслов. Складывались необходимые условия для господства свободной конкуренции. Развитию свободной конку­ренции в Англии способствовало отсутствие внутренних таможенных пошлин.

Образование слоя наемных рабочих и создание внутреннего рынка (т. е. людей, нуждавшихся в покупке изделий промышлен­ности) сочетались в Англии с бурным процессом так называемо­го первоначального накопления капитала. Капитал - это деньги, приносящие доход. В ХVII - ХVIII вв. денежные средства скопились в Англии в таком количестве, что образовался целый слои богатых людей, искавших прибыльного помещения для своих капиталов.

Возникает и промышленный пролетариат - люди, работающие на фабриках. Труд их был тогда очень тяжелым. Рабочий день длился до 18 часов в сутки, зарплата была низкой. Изобретение новых машин приводило к массовым увольнениям, что вызывало возмущение рабочих. Это выражалось в периодической поломке машин и орудий труда (луддизм). По закону порча машин каралась смертью.

Наши рекомендации