Непреданные и асат-санга

- Что такое асат-санга?

Мин.

(Можно лекцию)

Близкое общение с материалистично настроенными людьми

Асат означает - те, кто имеет материалистичечкие интересы... Это очень важная вещь. Мы создали это Общество Сознания Кришны – это означает, что следует избегать асат-санги, избегать…

Итак, асат-санга-тйага, ваишнава-ачара. Вайшнав, он должен быть всегда внимателен к тому, чтобы не общаться близко, что означает не перенимать чужие идеи и мысли. Нет. Это ваишнава-ачара. Асат-санга-тйага, эи ваишнава-ачара. А почему их следует избегать? Асат экастри-санги, кришна-абхакта. Кто такие асат? Асат означает - те, кто очень привязан к удовлетворению чувств. Чувства… Кульминацией удовлетворения чувств является сексуальная жизнь. Поэтому те, кто слишком привязан к сексуальной жизни, стри-санги, и кришна-абхакта, и не преданные Кришне, они как раз и есть асат. Следовательно, те, кто действительно серьезно относятся к продвижению в духовной жизни, должны избегать асат. (Лекцияпо Шримад Бхагаватам 3.25.25, 25 ноября 1974 года).

Чтобы не попасть в сети материальной природы, необходимо избегать общения с асат, материалистичными людьми. Есть два типа материалистов: одни из них привязаны к женщинам и чувственным удовольствиям, а другие просто не преданы Господу. Итак, нужно общаться с махатмами и избегать общения с распутниками и непреданными. (Чайтанья Чаритамрита, Мадхья 22.87)

- Чем опасна асат-санга? Каковы последствия асат-санги?

Мин.

(Можно лекцию)

В асат-санге мы перенимаем вкус и оскорбительное отношение.

Когда бхакти-лата начнет расти, преданному для ее защиты следует со всех сторон обнести ее изгородью. Чтобы быть защищенным, преданный-неофит должен находиться в окружении чистых преданных. Это не позволит бешеному слону вырвать с корнем его лиану бхакти. Общение же с непреданными, наоборот, предоставляет бешеному слону полную свободу. Шри Чайтанья Махапрабху сказал: асат-санга-тйага, — эи ваишнава-ачара. Вайшнав прежде всего должен прекратить общение с непреданными. Поддерживая тесные отношения с непреданными и участвуя в их деятельности, так называемый зрелый преданный становится жертвой бешеного слона оскорблений. Эти оскорбления быстро сводят на нет весь его духовный рост. Поэтому нужно старательно оберегать лиану, со всех сторон возведя вокруг нее ограду, то есть следуя регулирующим принципам и общаясь с чистыми преданными. (Чайтанья Чаритамрита, Мадхья 19.157)

- В чем различие между асат-сангой и общением с непреданными?

Мин.

(Можно задать вопрос: «Значит ли это, что нам вообще не нужно общаться с непреданными?» и обсудить его. Услышать варианты подопечных, и дать свое понимание.)

Что же такое общение и что им не является? Многие люди не до конца понимают этот

вопрос. У них возникают сомнения, поскольку, просто подойдя к материалисту или к матери-

альному предмету, мы уже общаемся с ним. Как же отказаться от материального общения, обладая материальным телом? Как может вайшнаав-грихастха отвергнуть членов своей семьи? Даже тот, кто отрекся от материальной жизни, не может избежать общения с лживыми и порочными людьми. Поэтому в Упадешамрите устанавливаются границы допустимого общения с материалистами:

“Приносить дары и принимать дары, поверять свои мысли и спрашивать о сокровенном, принимать прасад и угощать прасадом – таковы шесть проявлений любви, которую преданные испытывают друг к другу.”

О садхаки! В течение своей жизни все соприкасаются как с хорошими, так и с плохими людьми. Это в равной степени относится как к семейным людям, так и к санньяси. Несмотря на то, что такие контакты неизбежны, не следует вступать в дурное общение. Приносить дары и принимать дары, поверять свои мысли и выслушивать другого, принимать угощения и угощать самому – все эти виды деятельности становятся сангой, общением, если выполняются с любовью. Когда кто-то кормит голодных или принимает дары от благочестивых людей, он делает это из чувства долга, а не из любви. Даже если эти люди окажутся материалистами, такая деятельность не будет общением. Но вступая в аналогичные отношения с чистыми преданными, мы должны делать все с любовью. Когда мы что-то делаем с любовью, это становится общением. Если мы даем пожертвования чистым вайшнавам или принимаем от них какие-то вещи или деньги, это является сат-сангой, а давая с любовью пожертвования материалистам или принимая от них пожертвования, мы становимся жертвой асат-санги. Когда вам приходится вступать в отношения с материалистами, все нужно делать из чувства долга. (Бхактивинода Тхакур, комментарий к тексту 3 из Упадешамриты)

- Как общаться с непреданными, не вступая в асат-сангу?

Мин.

(Можно лекцию, после которой разобрать основные вопросы, возникающие у подопечных. Если вопросов нет – стимулировать их своими вопросами о разных ситуациях в общении с непреданными на работе и т.д.)

Преданный не должен поверять свои мысли материалистам. Как правило, доверительной беседе присуще определенное расположение к собеседнику, поэтому такая беседа является общением. Встретив друга-материалиста, преданный должен говорить только то, что абсолютно необходимо. В такой ситуации лучше не проявлять искренних любовных чувств. Но если ваш друг – истинный вайшнав, то нужно общаться с ним с любовью. Вышесказанное не означает, что мы должны враждебно относиться к родственникам и друзьям. Простой разговор не является общением. Преданный должен вести себя с обычными людьми так, как он ведет себя с продавцом на рынке, у которого что-то покупает. Однако, общаясь с чистым преданным Господа, мы должны делать это с любовью. Если кто-то кормит голодных и нуждающихся, он должен делать это так, как хозяин заботится о своих гостях – из чувства долга; нет необходимости проявлять любовь. … Вайшнав-грихастха должен принимать прасад (пищу или напитки) в доме другого примерного грихастхи. Преданный должен всегда остерегаться принятия пищи в доме непреданных и людей с дурным характером. (Бхактивинода Тхакур, комментарий к тексту 3 из Упадешамриты)

Однако под этим не подразумевается отказ от повседневных отношений, которые так или иначе возникают в человеческом обществе. Вайшнав обязан помочь своему врагу, если тот оказывается в опасности или какой-нибудь нужде. У преданных домохозяев всегда возникает множество связей с другими людьми. Вступая в брак, он приобретает многочисленных родственников. Являясь владельцем собственности, он заводит множество знакомств. В повседневных мирских делах можно вступать во взаимоотношения с такими людьми, но там, где дело касается духовной деятельности, их общества следует избегать. Законы кармы беспощадны, и врагом может оказаться даже член вашей собственной семьи. Означает ли это, что его нужно изгнать из дома? Нет. Следует вести себя с ним миролюбиво, избегая излишней привязанности и не разделяя его взглядов на духовную жизнь. Духовное общение подразумевает совместную духовную деятельность, беседы о духовной деятельности, помощь и служение друг другу. Слушая прославления Господа или Его преданных, человек, идущий на поводу у завистников Бога, будет вовлечен в бессмысленный спор. Но это не принесет никому никакого блага. Поэтому избегай пустых дебатов и общайся с материалистами лишь в рамках обычных мирских дел. Если же ты решишь проявить к завистнику милость и таким образом помочь ему, то будь уверен, этим ты навредишь и себе, и ему. Если же приходится делать таким людям добро, делай это очень осторожно. (Бхактивинода Тхакур, Джайва Дхарма, глава 8)

Когда преданные слышат, что нужно оставить общение с непреданными, они думают, что не должны разговаривать и даже близко подходить к невайшнавам. Они думают, что единственное условие, которое позволяет им общаться с карми, это сумка с книгами на плече. Как правило, преданные нама-хатты испытывают страх такого общения и этот страх настолько влияет на них, что они даже боятся двигаться. Они боятся всех людей и боятся общаться со своими родственниками, сослуживцами, с людьми на улице, на базаре. Бхактивинода Тхакур объясняет, что общаться с непреданными означает иметь с ними очень близкие взаимоотношения, испытывать влечение к ним. Он говорит, что просто беседовать с ними на улице или на работе, не является близким общением. Санга присутствует лишь тогда, когда есть любовь во взаимоотношениях. (Лекция одного из старших учеников Шрилы Прабхупады)

- Значит ли это, что мы можем быть неуважительными к непреданным?

Мин.

(Можно задать вопрос и потом дать свой ответ)

Наши рекомендации