O том, что не следует монахиням быть сиделками в общественных больницах
В словах об общежитии все, сказанное вами, верно и справедливо, но ввести общежитие, в строгом смысле этого слова, затруднялись и великие настоятели, каковыми были преподобные Пафнутий Боровский и Иосиф Волоколамский. В слове же о братолюбии, сказанном вашим преосвященством по поводу устроения больницы в Серпуховском женском монастыре, нам, невежественным, показалось не все вполне уясненным. Говоря о делах милосердия монаха-святителя и монахини-настоятельницы, ваше преосвященство изволили умолчать о новых делах милосердия, которые в настоящее время хотят принужденно взвалить на плечи монахинь частных, простых и даже юных. Устройство женской больницы при женской обители, а мужской при мужской — дело христианское и приличное; но кто измыслил брать или посылать из женских обителей инокинь, особенно юных, в общественные больницы, тому нельзя ожидать благого воздаяния от Господа, а скорее противного, потому что ни в древнеотеческом предании, ни в святых отеческих писаниях примеров этому не видим, а напротив, в писаниях преподобного Макария Египетского (в беседе 27-й, в главе 15, изд. Московской Духовной Академии) читаем пример разительный, сопротивляющийся новому учреждению. Он повествует, что "некто во время гонения предал на мучение тело свое, был повешен и строган, потом ввергнут в темницу, и что ему по вере прислуживала одна инокиня, и он, сблизившись с ней, будучи еще в темнице, впал в блуд!" Если от сближения и с исповедником, потерпевшим мучения, инокиня не осталась цела, а подверглась не только душевному вреду, но и падению, и еще в древнее время, то чего же можно ожидать при подобных обстоятельствах в наше, последнее и слабое, время? Приводим сей пример, кроме вышеозначенного, и вопреки новому измышлению посылать монахинь из монастырей в больницы для практики на случай войны, на том же положении, как существующие теперь общины сестер милосердия. Никак нельзя согласиться с тем мнением, что будто бы дело вполне христианское и полезное — посылать невест Христовых, особенно юных, из мирных обителей в общественные больницы для служения грешным телам, с получением явного и неизбежного вреда для душ сих служительниц.
Подтвердим свое мнение, кроме суждений многих святых отцов, словами великого учителя монашества Иоанна Лествичника, который в 3-й степени, в главах 22 и 23, говорит следующее: "Как невозможно единым оком смотреть на небо, другим на землю, так невозможно не подвергнуться душевным бедствиям тому, кто совершенно не устранился помыслом и телом от всех своих родственников и не родственников".
Добрый и благоустроенный нрав великим трудом и подвигом приобретается, но и со многим трудом приобретенное во мгновение потерять можно.
О ТОМ ЖЕ
Отцу Илариону пришла в голову мысль, что вы можете быть промыслительно переведены на житие в Невскую Лавру, чтобы помогать монашеству, особенно пустынному, так как вам более других ведомы монастырские обстоятельства и положение монахов и монахинь. С этой мыслью соглашаюсь и я. Поэтому, елико можно будет, помогайте монашеству, обуреваемому извне от видимых неприязненных нападений, а изнутри — от невидимого борения душевных наших врагов. Особенно постарайтесь отклонить нелепую мирскую мысль, чтобы монахини ходили в больницу для ухода за больными так же, как бы и сестры милосердия. Вы пишете отцу Илариону, что этого нет; а мы пишем вам, что это уже есть на самом деле в Москве, и в Туле принуждают игумению к тому же. Нельзя ли вам как-нибудь сделать, чтобы Петербургский митрополит объяснил это Московскому, который, слышно, против этого; а между тем, хождение монахинь в больницы, по две из монастыря, не прекращается, чему хотят подражать некоторые барыни и в уездных городах, приступая к игумениям с тем же предложением.
И из последнего письма вашего видно, что желание ваше хоть когда-нибудь удалиться на пустынное уединение все еще продолжается. Не так давно мне, слепотствующему, читали историю монашества на Востоке. Во второй части (на странице 202, 203 и далее) мне показалось замечательным рассуждение старца Иоанна, который сперва прожил 30 лет в общежительном монастыре, потом жил 20 лет в пустыне, и, наконец, опять возвратился в общежитие. Нахожу, что вам, при вашем стремлении, нелишне прочитать со вниманием его замечательное сказание о жизни пустынной и общебратственной.
В начале, когда я сбирался к вам писать, меня понуждал помысл выставить вам на вид одно обстоятельство, необходимое для настоятельниц монастыря. Теперь этот помысл как бы примолк. Но я все-таки думаю написать вам это, основываясь на свидетельстве Священного Писания: даждь премудрому вину, и премудрший будет; сказуй праведному, и приложит приимати. Святой Лествичник в "Слове к пастырю", в главе 2-й, говорит: "Предстоятель должен молиться и о том, чтобы ему ко всем по их достоинству или старшинству милосерднее преклоняться и иметь залог расположения, чтобы себя самого и любимого, и соучеников как-нибудь не повредить".
Юные, хотя и бывают хороши, но иногда по ревности, а иногда по неопытности делают много путаниц в общем ходе дел. Сами знаете, какой был разительный пример путаниц по этой причине в монастыре.
Младшие лезли вперед, а старшие взбунтовались, и такой наделали скорби начальнице, что едва в живых осталась, не говоря уже о том, что она подверглась и строгому надзору на некоторое время в чужом монастыре. Простите, что, может быть, и лишнее пишу; но пишу это вам, как бывший долго у меня помысл. Приснопамятный отец игумен иногда говаривал: "Простите! Открываю и исповедую вам свой помысл.