Может ли человек распоряжаться своим телом?
В современной медицине широко используется трансплантация органов и тканей: изъятие трансплантантов из тела живого человека или трупа и пересадка их в лечебных целях другому человеку. Помимо согласия живого донора на трансплантацию (известны случаи пересадки здоровых органов, скажем, почки, от донора его кровному родственнику), существуют проблемы принуждения к изъятию органов или тканей человека для трансплантации, ответственности за нарушение правил проведения такой операции, наконец, за
1 См. также: Правительство запретило размножать людей // Известия. 2001. 28 июля.
Глава 14. Личностные права: есть ли пределы?
причинение вреда здоровью. Вопросом этики и права остается вскрытие и использование трупов для трансплантации. Наконец, требуют урегулирования взаимоотношения донора и реципиента.
Будучи в Кыргызстане в бытность свою главным редактором журнала "Государство и право", я привез оттуда интересную статью двух авторов, один из которых, М. Ш. Мука-шев, — заведующий кафедрой судебной медицины и правоведения Кыргызской государственной медицинской академии, другой, В. В. Набиев, — ассистент этой же кафедры. Оба работают над проблемой правового обеспечения современных достижений медицинской науки и, в частности, ставят задачи перед юристами по поводу правового режима трансплантации органов: "Современная трансплантология не может усовершенствоваться без решения ряда проблем, требующих четкого юридического толкования и регулирования, обеспечивающих защиту конституционного права человека на охрану жизни и здоровья, на личную неприкосновенность, исключающих возможность злоупотреблений"1.
Так, по мнению авторов, нуждаются в правовой защите не только доноры и реципиенты, но и врачи, участвующие в операции изъятия органов, и врачи, проводящие операцию пересадки:
"Правовой регламентации, с нашей точки зрения, подлежат следующие вопросы: а) кто может быть донором, каким требованиям он должен отвечать, пределы значимости его согласия на роль донора; б) зависимость возможности изъятия трансплантанта от причин смерти; в) порядок оформления согласия или несогласия реципиента на операцию; г) порядок оформления согласия живого донора или родственников умершего на изъятие органов; д) порядок констатации момента смерти мозга намеченного донора; е) время вскрытия трупа для изъятия органа; ж) запрещение любого вида коммерческой деятельности в сфере изъятия, заготовки органов для трансплантации; з) разработка закона об уголовной
1 Мукашев М. Ш., Набиев В. В. Современное состояние законодательства Кыргызской Республики по вопросам трансплантации органов, тканей, эвтаназии и ряду других проблем // Государство и право. 1999. № 10. С. 111.
438 Часть VI. Антропология права и современная цивилизация
Глава 14. Личностные права: есть ли пределы?
и гражданской ответственности лиц, совершающих противоправные действия, связанные с забором, хранением и пересадкой органов, и т. д., которые и могут быть причислены к "условиям и порядкам", за нарушение которых УК предусматривает уголовную ответственность"1.
Российский закон "О трансплантации органов и (или) тканей человека" (1992 г.) допускает изъятие органов (тканей) у донора только в случае, если его здоровью не будет причинен "значительный ущерб". Само изъятие органов (тканей) у живого донора допускается только при выражении донором согласия в письменной форме и заключении консилиума врачей-специалистов о возможности такого изъятия. Но где гарантия того, что здоровью донора не будет нанесен "значительный ущерб"? Стопроцентной гарантии не даст никто. Остается открытым вопрос о возмещении этого ущерба. Одним из вариантов могло бы стать страхование донора специальным страховым полисом.
Трудно оценить добровольность донорства, ведь помимо сострадания реципиенту и стремления помочь ему нередко возникают ситуации, когда здоровый человек, испытывающий материальные трудности, готов продать свой орган. Обычно такая "сделка" совершается нелегально. Оправданно ли морально заключение легальной сделки (назовем ее контрактом), коль скоро такая практика все равно существует? Вопрос остается открытым.
Еще одна проблема: трансплантация органов умершего человека. На семинаре со студентами возник вопрос: что является показателем смерти человека? Половина будущих юристов, не прослушавших еще курса судебной медицины, ответили — остановка сердца, другая — смерть мозга. Слово специалистам:
"Успехи реаниматологии дали возможность длительно поддерживать деятельность сердца путем искусственного обеспечения газообмена при смерти мозга, когда наступает тотальный некроз головного мозга, ствола и первых шейных сегментов при работающем сердце. Возникла труднейшая морально-этическая проблема: признать человека мертвым при
1 Мукашев М. Ш., Набиев В. В. Указ. соч. С. 112.
тотальном некрозе мозга, но при сохраняющейся деятельности сердца и приравнять смерть мозга к смерти человека в целом. Изъятие органов в этом состоянии имеет особое значение для трансплантации, ибо работающее сердце обеспечивает лучшую их функциональную сохранность.
С правовой точки зрения важным моментом является установление достоверных признаков смерти мозга: полного и устойчивого отсутствия электрической активности мозга вместе с полным и устойчивым отсутствием сознания, дыхания. Газообмен поддерживается ИВЛ. При этом должен быть известен анамнез и установлен диагноз. Диагноз смерти мозга должен быть подтвержден церебральной пананги-ографией. Констатация смерти мозга должна регистрироваться независимой комиссией, состоящей из заведующего отделением, врача-реаниматолога, невролога и специалиста, если производились специальные исследования: ЭЭГ, ангиография. В комиссию не должны входить врачи, имеющие отношение к лечению больного и трансплантации, дабы избежать в дальнейшем конфликтных ситуаций с родственниками умершего.
Диагноз смерти мозга позволяет признать человека мертвым, прекратить ИВЛ, неоправданную перфузию трупа, трату средств и сил персонала. Только после диагноза смерти мозга и соответствующего оформления этого диагноза возможно изъятие органов для трансплантации"1.
Помимо проблемы констатации момента физиологической смерти возникает вопрос: а кто вправе распоряжаться органами умершего и на каких основаниях? Одно дело — существование прижизненного волеизъявления донора, другое дело - - изъятие органов у погибшего в катастрофе, а ведь срок жизнедеятельности тканей и органов умершего идет на часы, на драгоценные минуты. Презюмировать "согласие" умершего, опрашивать родственников — или принимать "оперативное решение"? Увы, в Европейском Суде уже имеется несколько дел с жалобами родственников на унижающее достоинство умершего обращение с его трупом путем несанкционированного изъятия органов (по этическим соображени-
1 Мукашев М. Ш., Набиев В. В. Указ. соч. С. 112. См. также: Уолкер А. Смерть мозга. М., 1988.
440 Часть VI. Антропология права и современная цивилизация
ям не будем ссылаться на эти дела). Интересную "модель согласия" в зависимости от обстоятельств предложили немецкие специалисты и претворили ее в закон о трансплантации органов 1997 г.1: родственники информируются о возможности трансплантации, им дается время на размышления, и если в течение установленного времени несогласие не будет выражено (кому-то действительно тяжело сказать ясное "да"), то трансплантация возможна. Но это лишь один из вариантов. И законом здесь не обойдешься — необходима морально-этическая подготовка населения к таким ситуациям.
Морально-этическая подготовка общественного мнения потребовалась и по щекотливой проблеме смены пола -транссексуализма. За последние годы она активно вошла в круг проблем, обсуждаемых публично, — от телевизионных ток-шоу с приглашением транссексуалов до научных коллоквиумов типа "Транссексуализм, медицина и право" (Амстердам, 14—16 апреля 1993 г.). Но законодатели многих стран упорно отказываются реагировать на то, что уже получило название "транссексуальный синдром". Право человека на выбор физического облика давно реализовывают трансвеститы и актеры путем переодевания и макияжа (переодетые мужчина или женщина — дежурный персонаж комедий, самая замечательная из которых — "Здравствуйте, я ваша тетя!" с блистательным А. Калягиным в главной роли; люди старшего поколения помнят "Гусарскую балладу" с Л. Голубкиной в роли гусар-девицы). У трансвестита в отличие от транссексуала всегда есть "обратный путь" в биологический пол. Но выбор "пола" и "рода" - несравненно более серьезный выбор, нередко приводящий к трагическим последствиям для неудачников-транссексуалов.
1 См.: Жалинская-Рерихт А. А. Закон ФРГ о трансплантации органов 1997 г.: конституционные и уголовно-правовые следствия // Право и политика. 2000. N° 7. С. 94—102. Существует весьма объемный, но очень интересный документ — доклад рабочей группы Совета Европы по ксе-нотрансплантации (пересадке органов), где всесторонне рассматриваются вопросы трансплантации и даются рекомендации правительствам. Interim Report on the State of the Art in the Field of Xenotransplantation. Strasbourg. Council of Europe. 25 October. 2000.
Глава 14. Личностные права: есть ли пределы?
Случай из практики Европейского Суда по правам человека. Поступила жалоба от заявителя, точнее, от заявительницы из России, обжаловавшей действия властей (органов Минздрава), отказавших ей в выдаче нового паспорта перед операцией по смене пола. До 1 января 1994 г. смена документов не составляла больших сложностей. В Институте психиатрии претенденты на смену пола проходили обследование, и компетентная комиссия давала заключение о необходимости операции тому или иному пациенту и рекомендовала смену паспорта. С этой бумагой пациент до операции обращался в загс по месту жительства, где вносились исправления в свидетельство о рождении, на основании чего выписывался новый паспорт. Как указано в материалах, приложенных к жалобе, с 1 января 1994 г. некоей "инструкцией" наложен запрет на смену паспортов транссексуалам до принятия закона о коррекции пола. В Украине же такой закон существует с 6 мая 1993 г. Вот и устремляются желающие поменять пол, а заодно паспорт и гражданство россияне в соседнюю страну. В случае обратившейся в Страсбург заявительницы операция была проведена полулегально и некачественно в украинской клинике, а в России ей было отказано в медицинской и правовой помощи. Жалоба была признана неприемлемой ratione temporis, т. е. события имели место до ратификации Россией Европейской конвенции. Однако в сходном случае "Ботелла против Франции" Суд признал вину Франции (решение от 25 марта 1992 г.) ввиду нарушения ст. 8 Европейской конвенции (право на частную жизнь).
Феномен транссексуализма происходит, по мнению специалистов, не из "сексуальных извращений", а из давно известного еще древней мифологии антагонизма между сознанием и телесностью человека, продиктованного желанием жить по установкам другого пола1. Если в восточных обществах, в Африке, Северной Америке цивилизации интегрировали таких людей, даже придавали им сакральный статус, в обществах с иудейско-христианской традицией до недавнего времени такие люди просто отторгались2.
1 См.: Pousson-Petit J. Une illustration: le cas de transsexuallisme // De la
biocthique au bio-droit. P., 1994. P. 133.
15 «A |
2 Herve J., Lagier J. Les Transsexuel(le)s. P., 1992; Lequeur Th. La fabrique
du sexe: Essai sur le corps et le genre en Occident. P., 1992.
нтропологияiip;ui;i»
442 Часть VI. Антропология права и современная цивилизация
Сейчас в медицинской практике происходит смена диагностики этого явления: вместо термина "дисфория", характеризующего состояние физического недуга, болезни, употребляется термин "транссексуальный синдром", характеризующий психологическое состояние. Правда, никто еще не может объяснить с достаточной научной достоверностью происхождение этого синдрома (мозговые явления, гормональные изменения, культурно-психологические установки). Одновременно возникает вереница правовых проблем: признавать ли за транссексуализмом право человека на свободу выбора либо характер врожденного изъяна (handicap), не зависящего от воли человека; имеет ли это признание ретроактивный эффект или новый гражданско-правовой статус возникает с момента перерегистрации пола (а почему не с момента операции?); наконец, имеет ли присвоение этого статуса необратимый характер или человек может вернуться в прежнее гражданско-правовое состояние, полученное при рождении?
Сотрудничество медиков, антропологов и юристов в этой области дало первые результаты. За кандидатами в транссексуалы признается право на половую идентичность, независимо от причин возникновения желания поменять пол (генетических, гормональных, анатомических или психосоциальных). Поскольку смена пола сопряжена с хирургическим вмешательством, это вмешательство должно регламентироваться. В Швеции на это требуется административное решение медицинских органов (закон 21 апреля 1972 г. "Об определении пола в некоторых случаях"), в Италии -- решение суда второй инстанции после проведения "психосексуальной экспертизы" (закон 14 апреля 1982 г.).
Правовое признание нового пола решается по-разному: в Германии по закону 10 сентября 1980 г. "Transsexuellen-gezetz" (принят, кстати, вследствие признания за Германией Европейским Судом нарушения ст. 3 и 8 Европейской конвенции по делу Н. против Германии, № 6699/74) достаточно быть совершеннолетним и "испытывать непреодолимое желание принадлежать к другому полу в течение трех лет"; в Нидерландах (закон 24 апреля 1985 г.) внесению новой записи в свидетельство о рождении должно предшествовать ме-
Глава 14. Личностные права: есть ли пределы?
дицинское заключение. Во Франции юриспруденция бросалась из одной крайности в другую: вначале не требовалось хирургическое вмешательство как условие юридического изменения пола, затем Кассационный Суд своим решением от 3 марта 1987 г. жестко сформулировал это условие (что и послужило поводом обращения Ботелла в Европейский Суд), а после вынесения решения Страсбургского Суда не в пользу Франции Кассационный Суд решением от 11 декабря 1992 г. вернул право смены пола без хирургического вмешательства, если таковое противопоказано пациенту. Право на половую идентичность признано резолюциями Европейского парламента (12 сентября 1989 г.) и Парламентской Ассамблеи Совета Европы (29 сентября 1989 г.), рекомендовавших государствам-членам принять соответствующие законодательные акты. Последний на нашей памяти закон о правовом статусе транссексуалов принят в бастионе католицизма — Испании в октябре 2000 г. Согласно закону, "половая идентичность не может оставаться уделом произвольного решения судебного органа, в компетенцию которого не входит вынесение суждения по этому вопросу". Отныне за транссексуалом признается право "адаптировать свою анатомию £ половой идентичности, которую индивид ощущает и которой живет, а также корректировать административное обозначение своего пола".
Конечно, нет и не может быть однозначного решения проблемы, о которой заговорили открыто всего 20—30 лет назад. Ясно одно: необходимо обсуждение проблем, связанных с правом человека свободно распоряжаться своей телесностью. Как предусмотрено Конвенцией Овьедо, "стороны настоящей Конвенции содействуют широкому публичному обсуждению фундаментальных проблем, возникающих в связи с прогрессом в области биологии и медицины, в частности их медицинских, социальных, экономических, этических и юридических аспектов, а также тому, чтобы проблемы, связанные с возможным использованием достижений биологии и медицины, были предметом надлежащих консультаций" (ст. 28).
Нам осталось рассмотреть еще одну, пожалуй, самую трудную тему личностных прав — проблему эвтаназии.
444 Часть VI. Антропология права и современная цивилизация