Время утренних и вечерних слов поминания
Во многих достоверных хадисах есть указание на слова поминания Аллаха, которые следует произносить по утрам и вечерам. Однако среди ученых есть разногласие, когда начинается и заканчивается время вечерних (маса’) слов поминаний и дневных (сабах).
Среди ученых есть те, кто считал, что утренние азкары (поминания) начинаются с восходом солнца, т.е. с начало времени утренней молитвы и заканчиваются после восхода солнца. Некоторые сказали, что время утренних азкаров длится до времени молитвы Духа, а это минут 20-30 после восхода солнца, однако лучшее время этих азкаров, это до восхода солнца.
Что касается вечерних азкаров, то одни ученые считали, что их время начинается с послеобеденной (‘аср) молитвы и длится до заката солнца. Некоторые считали, что их время начинается после заката солнца и длится до третьей части ночи.
Однако многие ученые говорили, что объединив все мнения по этому вопросу следует, что время утренних азкаров начинается с началом восхода солнца и длится до полного восхода солнца. А если человек пропустил их, то нет проблем, чтобы он произнес их вплоть до завершения времени Духа намаза, а это незадолго до обеденной (зухр) молитвы.
Также и вечерние азкары, их наилучшее время – это с наступлением молитвы ‘аср до заката солнца, однако если это время упущено, то нет ничего страшного в том, чтобы произнести эти азкары и до третьей части ночи. Об этом говорили имам ас-Саффарини, а также ученые Постоянного комитета (аль-Ляджна), шейх Ибн ‘Усаймина, и др.[11]
Шейх Ибн аль-Къайим – да смилуется над ним Аллах - сказал: “Всевышний Аллах говорит: «И прославляй хвалой твоего Господа перед восходом солнца и перед закатом»[12]. Это толкование тому, что пришло в хадисах, в которых сказано: «Кто скажет то-то и то утром и вечером…» Смысл этого: «перед восходом солнца и перед закатом». Это между рассветом и восходом солнца и между ‘асром до заката солнца. Также Аллах говорит: «И прославляй хвалой своего Господа после полудня (‘аший) и утром (ибкар)»[13]. Ибкар – это начало дня, а ‘аший – это конец дня. Время этих азкаров после рассвета и после ‘асра”[14].
Однако те хадисы, в которых сказано про чтение того или иного зирка ночью (аль-лейль), как например чтение «аят аль-Курси» или двух последних аятов из суры «аль-Бакъара» и т.д., то это не относится к данному времени. Ночь в арабском языке начинается с заката солнца (магъриб) и длится до рассвета. Шейх Ибн ‘Усаймин - да смилуется над ним Аллах- говорил: “Вечер (маса) имеет большое время, которое начинается от молитвы ‘аср и длится до молитвы ‘иша. Все это время называется маса (вечер). И нет разницы сказал человек в начале этого время зикры или в конце. Но это не относится к тому, на что пришло указание в виде произнесения ночью чего-либо, как например хадис: «Кто читал аят аль-Курси ночью…» То, что связанно с ночью, следует произносить ночью, а что связанно с днем, надо произносить днем! А что касается возмещения пропущенных азкаров, если скажем человек забыл их, то я надеюсь, что он будет вознагражден за это”[15].
УТРЕННИЕ ПОМИНАНИЯ
1- « Мы дожили до утра, и этим утром вся власть, и вся хвала принадлежит Аллаху, и нет божества достойного поклонения кроме Аллаха, Единого, у которого нет сотоварища. Ему принадлежит вся власть, хвала и Он над каждой вещью мощен. О Господь мой, я прошу Тебя о благе того, что будет в этот день, и о благе того, что за ним последует, и прошу у тебя защиты от зла того что будет в этот день, и зла того что за ним последует. Господь мой, я прибегаю к Тебе за защитой от лени и плохой старости. Господь мой, я прошу у Тебя защиты от мучений в Аду и от мучений в могиле».[16]
أَصْبَحْـنا وَأَصْبَحَ المُـلْكُ لله وَالحَمدُ لله ، لا إلهَ إلاّ اللّهُ وَحدَهُ لا شَريكَ لهُ، لهُ المُـلكُ ولهُ الحَمْـد، وهُوَ على كلّ شَيءٍ قدير ، رَبِّ أسْـأَلُـكَ خَـيرَ ما في هـذاِ اليَوْمِ وَخَـيرَ ما بَعْـدَهُ ، وَأَعـوذُ بِكَ مِنْ شَـرِّ ما في هـذاِ اليَوْمِ وَشَرِّ ما بَعْـدَهُ ، رَبِّ أَعـوذُبِكَ مِنَ الْكَسَـلِ وَسـوءِ الْكِـبَر ، رَبِّ أَعـوذُ بِكَ مِنْ عَـذابٍ في النّـارِ وَعَـذابٍ في القَـبْر.
/Асбахна уа асбахаль мульку ли-Лляхи уальхамду ли-Лляхи, ля иляха илляЛлаху уахдаху ля шарикя лях, лЯхуль мульку уа ляхуль хамду уа хуа ‘аля кулли шайин къадир. Робби, ас'алюкя хъайра ма фи хазаль йауми уа хъайра ма ба'даху уа а'узу бикя мин шарри ма фи хазаль йауми уа шарри ма ба'даху! Робби, а'узу бикя мин аль-кясали уа суиль кибари, Робби, а'узу бикя мин 'азабин финнари уа 'азабин филь къабри/.
2 – «О Аллах благодаря Тебе мы дожили до утра и благодаря Тебе мы доживем до вечера, благодаря Тебе мы живем, и Ты лишаешь нас жизни, и к Тебе возвращение».[17]
اللّهُـمَّ بِكَ أَصْـبَحْنا وَبِكَ أَمْسَـينا، وَبِكَ نَحْـيا وَبِكَ نَمـوتُ وَإِلَـيْكَ النُّـشور
/Аллахумма, бикя асбахна, уа бикя амсайна, уа бикя нахйа, уа бикя наму-ту уа иляй-кя-н-нушуру/.
3- «О Аллах, Ты − Господь мой, и нет божества достойного поклонения, кроме Тебя. Ты создал меня, и я − Твой раб, и я придерживаюсь завета данного Тебе и придерживаюсь обещания Твоего как могу. Я прибегаю к Твоей защите от зла того, что я сделал. Я признаю милость Твою, которой Ты меня наделил, и признаю грех свой, так прости же меня, ибо, поистине, никто не прощает грехов, кроме Тебя!».[18]
اللّهـمَّ أَنْتَ رَبِّـي لَا إِلَهَ إلاّ أَنْتَ، خَلَقْتَنـي وَأَنا عَبْـدُك ، وَأَنا عَلـى عَهْـدِكَ وَوَعْـدِكَ ما اسْتَـطَعْـتُ، أَعـوذُبِكَ مِنْ شَـرِّ ما صَنَـعْتُ، أَبـوءُ لَـكَ بِنِعْـمَتِـكَ عَلَـيَّ وَأَبـوءُ بِذَنْـبي فَاغْفـِرْ لي فَإِنَّـهُ لا يَغْـفِرُ الذُّنـوبَ إِلاّ أَنْتَ
/Аллахумма, Анта Робби, ля иляха илля Анта, хъаляктани уа ана 'абдукя, уа ана ‘аля 'ахдикя уа уа'дикя мастата'ту. А'узу бикя мин шарри ма сана'ту, абу'у лякя бини'матикя 'аляййя, уа абу'у б-занби, фагъфир ли, фаиннаху ля йагъфиру зунуба илля Анта/.
4- «О Аллах, Первосоздатель небес и земли, Знающий сокровенное и явное, Господь всякой вещи и Властелин её. Я свидетельствую, что нет божества достойного поклонения кроме Тебя, и прибегаю к Тебе за защитой от зла своей души, и от зла шайтана и его многобожия, и от того, чтобы причинить зло самому себе или навлечь его на кого-либо из мусульман »[19].
اللَّهُمَّ فَاطِرَ السَّمَوَاتِ وَالأَرْضِ عَالِمَ الْغَيْبِ وَالشَّهَادَةِ رَبَّ كُلِّ شَىْءٍ وَمَلِيكَهُ أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ أَنْتَ أَعُوذُ بِكَ مِنْ شَرِّ نَفْسِي وَشَرِّ الشَّيْطَانِ وَشِرْكِهِ و أَنْ أَقْتَرِفَ عَلَى نَفْسِي سُوءًا أَوْ أَجُرَّهُ إِلَى مُسْلِمٍ .
/Аллахумма, Фатыра-с-самауати уаль арды, ‘Алималь гъайби уа-ш-шахадати, Робба кулли шай’ин уа Маликаху, ашхаду анля иляха илля Анта, а‘узу бикя мин шарри нафсий, уа шарри-ш-шайтани, уа ширкихи уа ан акътарифа ‘аля нафсий су’ан ау аджурраху иля муслимин/.
5-Чтение суры «аль-Ихлас»(«Искренность» или «Чистое посвящение»)три раза:
«Во имя Аллаха Всемилостивого, Милосердного!