Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем и на самостоятельную работу
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72часа). Одна зачётная единица равна 36 часам.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Всего часов | Семестр |
Аудиторные занятия (всего), в том числе: | ||
Лекции | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Зачет | ||
Самостоятельная работа (всего), в том числе: | ||
Курсовой проект (работы) | ||
Расчетно-графические работы | ||
Рефераты | ||
Другие виды самостоятельной работы | ||
Работа с учебной литературой | ||
Вид промежуточной аттестации | Зачет | Зачет |
Общая трудоемкость, часы Зачетные единицы | ||
Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий
Тематический план (типовой)
№ | Наименование темы | Количество часов по учебному плану | Количество аудиторных часов | Из них, час | Самостоятельная работа | Формируемые компетенции | ||
лекции | практические занятия | |||||||
Введение в антропологию. Предмет и задачи курса | ПК-4 | |||||||
Основы приматологии | ||||||||
Антропогенез | ||||||||
Возрастная антропология | 2* | |||||||
Основы конституциональной антропологии | 2* | |||||||
Общая характеристика рас и этносов | 2* | |||||||
Экология человека | ||||||||
Зачет | ||||||||
ИТОГО | 18/8* | |||||||
Тематический план (заочная форма обучения)
№ | Наименование темы | Количество часов по учебному плану | Количество аудиторных часов | Из них, час | Самостоятельная работа | Формируемые компетенции | ||
лекции | практические занятия | |||||||
Введение в антропологию. Предмет и задачи курса | ПК-4 | |||||||
Основы приматологии | ||||||||
Антропогенез | ||||||||
Возрастная антропология | ||||||||
Основы конституциональной антропологии | ||||||||
Общая характеристика рас и этносов | ||||||||
Экология человека | ||||||||
Зачет | ||||||||
ИТОГО | ||||||||
ПРОГРАММА КУРСА
Тема 1. Введение в антропологию.
Предмет и задачи курса
Объект и предмет антропологии. Общие представления об антропологии. Ведущие методы антропологии. Основные разделы антропологии.
Основные этапы становления антропологии в истории развития общенаучного знания. Значение эволюционного учения для развития антропологии.
Возникновение проблемы происхождения человека и ее решение в области религии, философии и биологии*. Развитие философских воззрений на проблему происхождения человека. Антропоцентризм в религии и философии.
Использование информации из разных отраслей науки, изучающих человека и среду его обитания. Связь антропологии с другими науками. Антропоморфизм и отношение к природе. Значение антропологии для выработки материалистической позиции в философии.
Тема 2. Основы приматологии
Общая характеристика отряда приматов*. Систематика отряда приматов*. Признаки принадлежности человека к отряду приматов*. Отличие человека от других приматов*.
Отличительные особенности представителей отряда приматов: тупайи, лемуры, долгопяты, игрунки, мартышки, павианы, гамадрилы, гиббоны и др.
Отличительные особенности представителей человекообразных обезьян: шимпанзе, орангутаны, гориллы.
Выделение гоминидной ветви.
Тема 3. Антропогенез
Основные положения теории Дарвина*. Доказательства эволюции человека: морфологические, анатомические, эмбриологические, палеонтпологические*.
Эволюционное древо человека*. Факторы эволюции человека (биологические и социальные)*. Прародина человечества)*.
Палеонтологические данные и основные находки древнейших, древних людей и людей современного типа*.
Австралопитек. Ветви австралопитеков. Основные находки. Морфологические особенности австралопитека афарского, характерные черты в строении черепа, опорно-двигательной системе. Особенности поведения и образа жизни австралопитека. Орудия труда австралопитека. Гипотезы возникновения прямохождения.
Человек умелый. Основные находки. Морфологические особенности человека умелого, характерные черты в строении черепа, опорно-двигательной системе. Особенности поведения и образа жизни человека умелого. Орудия труда человека умелого.
Человек прямоходящий: питекантроп и синантроп. Основные находки. Морфологические особенности человека прямоходящего, характерные черты в строении черепа, опорно-двигательной системе. Особенности поведения и образа жизни австралопитека. Орудия труда человека прямоходящего. Использование огня.
Неандертальский человек. Основные находки. Морфологические особенности неадертальца, характерные черты в строении черепа, опорно-двигательной системе. Особенности поведения и образа жизни неандертальского человека. Орудия труда неандертальца.
Кроманьонский человек. Основные находки. Морфологические особенности кроманьонца, характерные черты в строении черепа, опорно-двигательной системе. Особенности поведения и образа жизни кроманьонского человека. Орудия труда кроманьонца.
Орудийная деятельность гоминид. Гипотезы появления орудийной деятельности человека. Появление орудийной деятельности гоминид. Остеодендокератическая культура – орудия труда австралопитека. Олдувайская культура – орудия труда человека умелого. Шельская, ашельская и мустьерская культура. Техника ретуши и техника леваула. Ориняькская, солютрейская, мадленская культуры.
Формы коммуникации и происхождение речи*. Виды коммуникации обезьян. Обонятельная, акустическая, тактильная, визуальная коммуникации. Гипотезы происхождения речи у человека.
Первобытное и традиционное искусство*. Искусство – качественно новый вид деятельности, возникший в начале палеолита. Значение живописи при развитии письменности через петроглифы. Возникновение религии. Определение цивилизации и социального прогресса. Антропология и социальная психология.