Правила обращения с друзьями и товарищами
А) Как выбирать друзей
Не спрашивай о человеке, кто он, а спроси о друге,
Ведь он пример берет с него всегда.
И если плох он, отстранись, не думай,
А коль хорош, то подружись,
И он дорогой нужной поведет тебя.
Ты должен дружить только с теми, кто будет тебе поддержкой в твоей богобоязненности и послушании Аллаху, кто поможет тебе приобрести и постичь полезное знание. Автор «Тазкират ас-сами‘…» сказал: «Искатель знания должен общаться только с теми, кто может научить его (чему-нибудь) и у кого он может поучиться. Если же ему случится подружиться с тем, с кем он попусту теряет свое время, кто ничему его не учит, у кого он ничему не поучается и кто не поддерживает его в том, что он делает, то пусть любезно прервет с ним отношения с первых же дней знакомства, пока их дружба еще не окрепла. Ведь от того, что уже укрепилось, избавиться тяжело. Факихи говорят: «Легче предотвратить, нежели прекратить».
И если он будет нуждаться в друге, то пусть выберет того, кто будет праведным, набожным, богобоязненным, благочестивым, умным, добродетельным, не причиняющим зла, уступчивым и не вступающим в споры товарищем. Если он забудет упомянуть Аллаха, то друг напомнит ему, а коль упомянет, то поддержит его, когда надо, утешит, а когда раздражится, внушит терпение. Вот стихи, которые передают со слов ‘Али, да будет доволен им Аллах:
С невеждой дружбу не води, остерегайтесь он и ты,
Ведь сколько добрых и кротких людей
Погибло, сроднившись с такими людьми.
И судить человека будут, глядя на тех,
С кем он любит общаться, с кем проводит он век».[265]
Больше всего искателю знания следует остерегаться дружбы и общества двух категорий людей: лентяев и плохих друзей. Послушай некоторые наставления на этот счет.
1) Глупцы и лентяи
Шейх Мухаммад ‘Абдуль‘азиз аль-Мани‘, говоря о друзьях искателя знания, сказал: «Он должен всячески остерегаться общества глупых, не знающих стыда, скверных, имеющих дурную славу, малоумных и бестолковых людей, поскольку общение с ними может стать причиной лишений и бедственного положения человека. Как хорошо об этом сказано в стихах:
Ты с глупцом не дружи, зная то,
Сколько добрых людей
Под влиянием пороков чужих с пути сбились.
Слабоумье глупца сильных, умных людей
Постигает, (коль с ним они дружат).
Словно тот уголек, что, пылая, горит,
Но, в золу попадя, быстро тухнет».[266]
2) Плохие друзья
Не водись с подлецом, ведь характер глупцов
И (хороших людей) заражает.
Передают со слов Абу Мусы аль-Аш‘ари, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, , сказал:
إِِنَّمَا مَثَلُ الْجَلِيسِ الصَّالِحِ وَالْجَلِيسِ السَّوْءِ كَحَامِلِ الْمِسْكِ وَنَافِخِ الْكِيرِ فَحَامِلُ الْمِسْكِ إِمَّا أَنْ يُحْذِيَكَ ، وَإِمَّا أَنْ تَبْتَاعَ مِنْهُ ، وَإِمَّا أَنْ تَجِدَ مِنْهُ رِيحًا طَيِّبَةً ، وَنَافِخُ الْكِيرِ إِمَّا أَنْ يُحْرِقَ ثِيَابَكَ ، وَإِمَّا أَنْ تَجِدَ رِيحًا خَبِيثَةً
«Поистине, праведный товарищ и дурной товарищ подобны продавцу мускуса и (человеку,) раздувающему кузнечные мехи. Что касается продавца мускуса, то он (может) либо подарить тебе (что-нибудь из своего товара), либо ты купишь у него что-то, либо ощутишь (исходящий) от него аромат. Что же касается раздувающего мехи, то он либо прожжет твою одежду, либо ты ощутишь неприятный запах, (исходящий) от него».[267]
Искатель знания, остерегайся «дружбы с лентяями, которые стремятся к мирским усладам, привлекают и прельщают тебя ими, говоря: «У тебя впереди длинная ночь, так что ложись спать».
И остерегайся общества праздных, не занятых, предавшихся пустословию и забавам людей, которые тебя отвлекают. Ведь твоя душа будет украдкой перенимать (некоторые черты их характера), когда ты об этом даже не будешь подозревать. Человек оказывает влияние на собеседника не только своими словами и поступками, но даже и взглядом! Взгляд, рассматривающий (определенный) образ, порождает в душе человека качества, присущие тому, на кого он смотрит… Можно наблюдать, как вода и воздух портятся, соприкасаясь с падалью, так что же говорить о человеческих душах?!»[268]
Б) Как вести себя с друзьями
Не обижай никого из своих друзей и не обращайся с ними плохо, но будь для них хорошим другом и товарищем.
«Сидя на уроке, не стесняй никого из своих братьев и подвигайся, чтобы они тоже могли сесть. Ведь, стесняя своих братьев на собраниях, ты возбуждаешь в них гнев, вызываешь злобу и негодование:
О вы, которые уверовали! Если вас просят подвинуться, чтобы дать друг другу место на собраниях, то предоставьте место, и Аллах вам даст просторное место. А если скажут вам: «Поднимитесь», то поднимитесь, и Аллах возвысит в степенях тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание. Аллах Сведущ в том, что вы делаете («Препирательство», 11).[269]
«Если одному из твоих братьев будет что-то неясно на уроке и он попросит учителя объяснить, то выслушай его ответ, и, быть может, повторяя, ты узнаешь для себя что-то новое. Не вздумай, не вздумай сказать что-нибудь неуважительное в его адрес или своим видом показать пренебрежительное отношение к его умственным способностям.
Имама Абу Ханифу, да будет доволен им Аллах, спросили: «Как ты достиг того знания?». Он ответил: «Я не скупился поучать и не гнушался поучаться».[270]
Если ты вместе с остальными по очереди читаешь шейху, то ты должен соблюдать очередь своих товарищей и не читать раньше кого бы то ни было без их на то согласия. Иногда ты даже должен уступить им свою очередь. Аль-Хатиб аль-Багдади сказал: «Желательно, если предшествующий уступит (свою очередь следующему за ним) незнакомцу с тем, чтобы заверить его в своем уважении и безусловном покровительстве ему».[271]
В) Не препирательство со своими товарищами
Искатель знания обязательно должен участвовать в обсуждениях, дискуссиях и обменах мнениями, которые должны проходить в атмосфере беспристрастности, благоразумия и внимания, без негодования и ссор. Ведь обсуждения и дискуссии – это совет, а совет собирается только для того, чтобы отыскать истину, которая постигается только благодаря внимательному и беспристрастному рассмотрению, а не в результате ссор и негодования.
Один беспристрастный ученый, когда ему было что-то непонятно и он не знал ответа, говорил: «То, что я вменил в обязанность, обязательно, и я это (дело) рассматриваю. Поскольку Всевышний Аллах сказал:
Ведь выше всякого обладателя знания есть более знающий . («Йусуф», 76)».[272]