Материальные блага и духовное обольщение
В жизни христианина постоянно идет борьба за первенство между хлебом насущным и хлебом духовным. Это главная проблема всей человеческой жизни. Ее причиной является обольститель, желающий заставить нас поверить в то, что смысл жизни заключается в материальных благах, и что духовные ценности не имеют большого значения. Эта мысль внушается нам с самого рождения: в газетах, журналах, телевизионных программах, на афишах, рекламных щитах, в разговорах, которые мы слышим в общественном транспорте и на работе. Складывается впечатление, что вся жизнь только и состоит в том, сколько материальных благ вы смогли добыть, сохранить и употребить для удовлетворения своих потребностей. Нам внушают, что истинное счастье – в людях, в имуществе и в социальном положении. А поскольку мы [96] живем на свете только один раз, то, как говорится, надо брать от жизни все и получать при этом как можно больше удовольствия.
Борьба за первенство между хлебом насущным и хлебом духовным неоднократно описывается в Библии. Она лежала в основе сатанинских искушений, которым подвергался Христос (Мф. 4:1-11). Она дала знать о себе, когда Иуда продал Мессию за тридцать сребреников (Мф. 26:14-15). Тяга к плотскому – это очевидное проявление общечеловеческой тенденции поклоняться и служить твари, а не Творцу (Рим. 1:21-25). Именно об этом предупреждает Иоанн, призывая нас отказаться от любви к миру (1Ин. 2:13-15). Эта борьба наглядно показана в притче Христа о безумном богаче, который сломал свои житницы и построил еще большие, чтобы положить в них свое богатство, а в следующую ночь умер и предстал перед Творцом (Лк. 12:13-21). Павел также ведет речь об этой борьбе, когда призывает нас жить, помня о вечности, и говорит, что он смотрит «не на видимое, а на невидимое» (2 Кор. 4:l6-18). Псалом 72. описывает ту же борьбу, происходившую в сердце псалмопевца, который стал завидовать богатству и благоденствию нечестивых. Нам повсюду внушается информация, распространяемая отцом лжи и являющаяся причиной духовной битвы, происходящей в сердце каждого человека.
В сатанинскую пропаганду искусно вплетена хитрая, утонченная ложь, имеющая четыре аспекта. Кажется, что она предлагает жизнь, но поверивших ей ожидает смерть. Каждый аспект этой лжи направлен на то, чтобы увести нас подальше от того образа жизни, для которого мы были сотворены, – от любви к Создателю и от повиновения Ему. Давайте рассмотрим аспекты этой утонченной, но убедительной лжи.
1. Материальные блага вечны. Библия многократно и многообразно показывает нам, что этот мир проходит. Иоанн пишет: «И мир проходит, и похоть его...» (1 Ин. 2:17). Павел говорит, что «внешний наш человек тлеет» (2 Кор. 4:16). Псалмопевец сравнивает жизнь нечестивых людей и их богатство со сновидением, которое исчезает по пробуждении (Пс. 72:18–20). Вот почему Христос повелевает нам приготовлять себе «влагалища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается, и где моль не съедает» (Лк. 12:33).
2. Насущный, материальный хлеб – это единственный хлеб. Грешники склонны обожествлять творение и придавать ему больше значения, чем Творцу. Они склонны заменять поиски не-[97]-видимого Бога накоплением личного имущества. Вот почему Писание призывает нас не собирать себе сокровищ на земле, а искать прежде Царства Божия (Мф. 6:19–34). Именно поэтому мы призваны жить как пилигримы, как странники и пришельцы, не посвящающие себя накоплению материальных богатств. Всякий, кто считает материальное богатство своим единственным хлебом, веря сатанинской лжи, безумен (Лк. 12:20).
3. Успех в жизни определяется количеством материальных благ. Кто из нас не завидовал богатым? Кто из нас не мечтал выиграть крупный приз в лотерею и затем вести беззаботную, идиллическую жизнь? Кому хоть когда-либо не приходили в голову мысли о том, что мы были бы счастливее, если бы у нас было больше денег? Кто из нас не был очарован образом богатого, влиятельного и преуспевающего человека, который создает телевидение? Кто из нас не мечтал украдкой взглянуть, как живет «лучшая половина» человечества?
В такие минуты Писание обращается к нам с весьма проникновенными словами: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16:26). Христос прямо говорит нам: «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12:15). Иисус определяет успех через два фундаментальных принципа: любить Бога превыше всего на свете и любить ближнего как самого себя (Мф. 22:37-40). Следовать этим принципам в своей жизни – значит быть богатым независимо от того, сколько вам удалось накопить материальных ценностей.
4. Жизнь сокрыта в насущном хлебе. Это самая отъявленная ложь. Она подразумевает, что жизнь можно обрести без общения с Богом. Именно эту ложь провозгласил великий лжец в Эдемском саду, и теперь она повторяется каждый день бесчисленное количество раз. Питание материальным, насущным хлебом приводит к еще более сильному голоду. Вы можете получить удовлетворение и насыщение только тогда, когда будете питаться Христом по вере. Он есть Хлеб. Он есть Жизнь! Все другие предложения насытиться и обрести жизнь вне Христа ведут изнемогших и томимых жаждой людей к колодцам, в которых нет воды. Он истинный Хлеб. Он река жизни (Ин. 4:13-14). Без Него вы мертвы, даже если физически вы живы (Еф. 2:1-10).
Очень легко поверить лжи о том, что счастье можно обрести в людском одобрении, владении имуществом и социальном поло-[98]-жении. Мечты об успешной карьере легко могут начать управлять всей нашей жизнью. Так просто уверовать в то, что лишь романтическая любовь может принести подлинное удовлетворение. Так легко начать поклоняться идолам западной культуры, в числе которых большой загородный дом, роскошный автомобиль, отдых на фешенебельных курортах и т. д. Поклоняясь этим идолам, мы перестаем питаться Христом. От этого страдает наша духовная жизнь. Мы начинаем меньше молиться, и наши молитвы становятся все более эгоистичными. Мы обнаруживаем, что у нас все меньше времени остается на служение, и все больше времени мы проводим с коллегами по работе, а не с братьями и сестрами во Христе. Получается так, что мы начинаем питаться хлебом этого мира, а не Христом.
Вся наша жизнь определяется тем, какого хлеба мы ищем. Самая опасная ложь – это та, которая уводит нас от надежды, исполненной любви, и от подчинения невидимому Творцу, и толкает в рабство бесконечной, не приносящей удовлетворения погони за временным и преходящим.