Обман – это намеренное искажение действительности, выдаваемое за правду, а также провозглашение обещаний, которые не выполняются
Существуют различные виды лжи:
– клевета – это рассмотрение другого человека как препятствия на пути достижения собственных, эгоистических целей и стремление устранить его;
– ханжество и лицемерие, являющиеся своего рода «масками» добродетельности и доброжелательности. Ханжа предаётся тайным порокам, прилюдно осуждая их. Лицемер притворно сочувствует, выражает радушие, а на самом деле злорадствует, раздражается, имеет злые намерения;
– невыполнение обещаний.
Важной этической проблемой является «добродетельная ложь»–ложь во имя спасения. В различных сферах жизнедеятельности человека возникают ситуации, в которых обман является, возможно, единственным выходом:
– сокрытие информации больному с тем, чтобы не нанести вреда его здоровью и т. п.;
– сохранение информации в сфере политики (внутренней и внешней), бизнеса, права и т. п.
Однако существует иной взгляд в трактовке «добродетельной лжи»: И. Кант считал, что любой обман не может рассматриваться допустимым с точки зрения морали.
Контрольные вопросы
1. Проанализируйте высказывания:
«Правду всегда трудно сказать, ложь всегда легко слушать»(С. Броан).
«Две ненавидящие друг друга правды способны родить тысячи видов лжи» (В. Гжегорчик).
2. Можно ли с помощью хитрости достичь благих целей?
3. Принимаете ли вы «добродетельную ложь»?
4. В профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью допустим ли обман?
5. Что вы понимаете под хитростью? Можно ли хитрость оценивать как форму лживости?
Честность
Честность является одной из практических добродетелей человека.Честным называют совестливого, правдивого, добросовестного и верного человека. Честность также не совместима с воровством, мошенничеством.Честный человек, допустивший какую-либо ошибку, не прибегнет к оправданиям, разного рода хитростям, чтобы снять с себя ответственность. Честный человек – это ответственный человек.
Слово «честность» используется также как синоним справедливости. Честный человек лишён субъективизма в оценке других людей, а также адекватно оценивает самого себя.
Итак, честность – это интегральная характеристика человеческих добродетелей, характеризующая нравственную составляющую во взаимоотношениях человека с другими людьми. Она проявляет себя во всех видах человеческой жизнедеятельности, в том числе и профессиональной. Честность предполагает адекватную самооценку, не преувеличивающую своих профессиональных достоинств. Она является источником дальнейшего профессионального роста, самосовершенствования.
Психологи утверждают, что важную роль в формировании честности (как правдивости) играет воспитание, благодаря которому у человека формируется так называемое базисное доверие к окружающим людям. Оно позволяет не только не испытывать недоверия к окружающим людям, а также самому быть открытым, правдивым человеком. Если с детства человек получает опыт злостного обмана, то его уделом может стать недоверие, одно из самых тяжёлых нравственных состояний.
Контрольные вопросы
1. На ваш взгляд, в каком случае в раннем возрасте развивается «базисное доверие» и «базисное недоверие»? Каких ошибок необходимо избегать родителям?
2. Если ребёнок сталкивается с ложью и коварством, то возможно ли у него сохранение позитивного мироощущения?
3. Что понимается под профессиональной честностью специалиста по связям с общественностью?
4. Какие смысловые аспекты можно выявить в понятии «честность»?
Достоинство
В этической литературе начало рассмотрения проблемы достоинства связывают с И. Кантом. Достоинство человека, считает Кант, это то, что «поднимает» его над природой, которая подчиняется только законам природы. Человек же наделён разумом и свободой и должен на этом основании испытывать самоуважение. С точки зрения Канта, люди не могут различаться на «более значимых» и «менее значимых». Они принадлежат к единому человеческому роду, поэтому достоинство – их общее родовое качество. Человек как разумное существо, обладающее свободой воли, никогда не может выступать средством, а всегда является лишь целью.
Итак, каждый человек обладает достоинством, являющимся его безусловной ценностью. Эта же мысль утверждается Всеобщей декларацией прав человека, где записано, что «все люди рождаются свободными и равными в своём достоинстве и правах». Поэтому люди имеют право на достойную человека жизнь, которая предполагает реализацию права на получение работы, свободы выбора работы, получения достойной человека заработной платы, позволяющей жить и оказывать поддержку членам семьи. Право на медицинское обслуживание и на образование, жилище и хорошее питание – это также составляющие жизни человека, не унижающие его человеческого достоинства. Реализация этого принципа связана с необходимостью осмысления содержания этого понятия.
Какой смысл несёт в себе «достоинство» как этическое понятие? В религиозной и философско-религиозной традициях достоинство человека связывается с его богоподобностью. Человек как духовное существо обладает бессмертной душой, свободой творчества. В других концепциях достоинство определяется как совокупность свойств личности, характеризующих её высокие моральные качества. Достойным человеком называют человека доброго, справедливого, честного и т. д. Достойный человек поступает только достойно, он уважает своё достоинство и не унижает достоинства других людей.
Итак, достоинство человека в объективном смысле является характеристикой его внутренней ценности и представляет собою совокупность моральных, положительных качеств в профессиональной деятельности.
Исходя из этого определения, неявно просматривается мысль о том, что не всякая личность обладает положительно значимыми качествами и, следовательно, не может быть достойна уважения. Это обстоятельство обусловливает в некоторых случаях возникновение затруднений в реализации этого принципа.
В частности, это касается тех людей, которые своими действиями, опытом жизни показали, что были «далеки от моральных поступков». Однако в этой ситуации более «продуктивным», с точки зрения морали, будет желание увидеть в самом себе человека, способного либо на раскаяние, либо человека, потенциально способного на добрые дела и т. п.
В отношениях с людьми в профессиональной сфере, учёбе каждый человек должен признавать профессиональную подготовку, методы работы, наличие собственного мнения и т. д. Сотрудничество с людьми возможно только в случае признания правомерности наличия у них собственного мнения. Однако не всегда это признание «даётся» легко, потому что признание достоинства других людей тесно увязано с позицией о значимости своего мнения, своих методов работы и т. д.
Рассмотрение достоинства как совокупности положительных моральных качеств не исчерпывает содержание этого понятия.
Можно говорить о достоинстве не только в объективном значении, но и в субъективном. Во втором аспекте достоинство – это чувство самоуважения, понимание собственной значимости.
Представляется, что признание достоинства других людей не отделимо от оценки своей значимости. В этом значении понятие «достоинство» близко понятию «гордость». Оно может быть определено как моральное чувство, выражающее высокую оценку своих достижений, самодостаточность и независимость личности. В этом смысле можно говорить о различных разновидностях достоинства (гордости).
Применимо это понятие и к профессиональной гордости специалиста по связям с общественностью, отождествляющего свою профессиональную деятельность с профессией, имеющей высокую ценность в обществе.
Это связано с осознанием такого факта, что Я, как специалист, являюсь частью этой профессии и, следовательно, причастен к тем достижениям, которые для неё характерны.
Самоуважение играет большую роль во всех видах деятельности, оно сохраняет у человека ощущение своей значимости. Однако необходимо адекватно оценивать собственную значимость с тем, чтобы избежать иллюзии самомнения. Только умение реалистически оценивать себя позволяет признать профессиональную подготовку коллег, важность их мнения и т. п.
Хотя перед нами не стоит задача категориального анализа этических категорий, тесно связанных с понятием «достоинство», но сложность практической реализации принципа, характеризуемого в этой главе, заставляет нас обратиться также к понятию «скромность».
Дело в том, что с самоуважением тесно связано понятие «скромность». Скромным, как известно, называют сдержанного в обнаружении своих достоинств человека. Скромность – моральное качество человека; если оно проявляется в отношениях с другими людьми, то заключается в отказе от особых собственных претензий, подчёркивающих его внутренние достоинства. Скромность позволяет не только рассматривать свои достоинства чем-то естественным, но и увидеть достоинства других людей.
Отсутствие скромности может привести к высокомерному, презрительно-надменному отношению к другим людям. Такие люди (высокомерные, чванливые, тщеславные) вряд ли способны уважать достоинство других людей.
Итак, отметив роль самоуважения в жизни человека, необходимо:
утверждать собственное достоинство по результатам своей деятельности, в самооценке собственной значимости учитывать мнение других людей;
способствовать развитию чувства самоуважения у других людей в тех случаях, когда у них налицо неуверенность в собственной значимости;
поддерживать чувство собственного достоинства людей, одобряя их успешные действия.
Роль самоуважения в жизни каждого человека велика. Жить с самоуважением – значит уметь противостоять своим низменным, с точки зрения морали, влечениям, побуждениям. Жить с самоуважением – это умение стойко переносить житейские невзгоды, выпадающие на твою долю. Встретить такие испытания с достоинством – значит пытаться найти их эффективное решение. Человек, обладающий внутренним достоинством, испытывает ответственность перед самим собой и другими людьми за свои чувства и мысли.
Контрольные вопросы
1. Почему достоинство является не только оценочным, но и императивным понятием?
2. Можно ли человека, не имеющего достоинства (в субъективном смысле), назвать жалким, а человека, не желающего иметь достоинство, – презренным?
3. Определяется ли достоинство происхождением, богатством?
4. Связано ли достоинство с социальным статусом личности?
Честь
Понятие «честь» отражает признание достоинства человека другими людьми.Такие высказывания, как «честь имею», «для меня большая честь», характеризуют принятие человеком этого признания.
В понятии «честь» утверждается:
– наличие норм, требований, которые предъявляются данным сообществом к человеку;
– наличие поступков, позволяющих судить о степени соответствия этим требованиям;
– зависимость человека от мнения сообщества и страх перед ним, заставляющие «умножать собственные силы».
Исторически формирование понятия «честь» было связано с сословными представлениями о достойном. Честь приписывалась только определённым (высшим) сословиям. Задавались жёсткие стандарты поведения, так называемые кодексы чести. Таковым, например, в средневековой Европе являлся рыцарский кодекс чести. Он включал в себя следующие добродетели: смелость, постоянную готовность к смерти, верность, щедрость.
В эпоху Нового времени понятие «честь» связывается с правилами и обязанностями граждан в государстве.
Особое место принадлежит категории чести в протестантской этике, где она закрепляется за теми категориями людей, которые успешны, преуспевают в делах.
Контрольные вопросы
1. Как связаны понятия «честь» и «ответственность»?
2. Применимо ли понятие «честь» в профессиональном сообществе?
3. Как связаны понятия «честь» и «слава»?
4. Проанализируйте высказывания:
«Как не может человек сам поднять себя, так и возвеличить себя» (Л. Н. Толстой).
«Человек прав, если верит тому, что нет на свете ни одного человека выше его; но он очень ошибается, если думает, что есть на свете хоть один человек, который хуже его» (Л. Н. Толстой).