Образ совершения Господом Иисусом Христом нашего спасения
Катихизис.
Лекция № 8.
ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ О СПАСЕНИИ,
ИЛИ О ТАЙНЕ ИСКУПЛЕНИЯ
Понятие "спасения"
В Св. Писании о спасении говорится двояким образом. С одной стороны, о спасении говорится как о событии, уже совершившемся и от нас независящем: "Вы спасены, и сие не от вас, Божий дар" (Еф.2,8).
С другой, утверждается необходимость для человека трудиться для достижения спасения: "Со страхом и трепетом совершайте свое спасение" (Флп.1,12).
Таким образом, Св. Писание различает истину уже совершившегося спасения и истину необходимости совершения спасения каждым верующим, то есть личного усвоения открытого для нас во Христе спасения. Это значит, что спасение предполагает соработничество Бога и человека: "Ибо мы соработники у Бога" (1 Кор.3,9).
Само понятие "спасение" имеет две стороны: объективную и субъективную. Объективная сторона — это все то, что сделано для нашего спасения Богом и является для нас даром, потому что сами мы не могли бы сделать этого при всем желании. Субъективная сторона — это те усилия, которые нам необходимо приложить для того, чтобы этим даром воспользоваться. В христианском богословии объективная сторона спасения называется Искуплением.
Этимология слова "искупление"
Слово "искупление", которое используется в Св.Писании для обозначения совершенного Христом дела нашего спасения, буквально означает "выкуп", за который пленные или рабы получали свободу, преступники освобождались от наказания. Таким образом, "искупление" означает выкуп за освобождение тех, кто не могут обрести свободу собственными силами.
Вследствие грехопадения мы обязаны были нести наказание за наши грехи в виде смерти. Христос, будучи Сам безгрешен, умирая, освобождает нас от последствий грехопадения, в том числе и от смерти. Тем самым, Его страдание и смерть носит характер выкупа или платы за наше освобождение от власти греха и смерти. Св. Писание говорит о подвиге Спасителя как о подвиге искупительном: "Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мф.20,28). Во Христе "мы имеем искупление Кровию Его" (Еф.1,7).
Искупление состоит в последовательном устранении преград, которые с момента грехопадения отделяют человека от Бога: греха, проклятия и смерти. Устранение этих преград силами самого человека было невозможно. Вся история Ветхого Завета свидетельствует о том, что естественная человеческая праведность и праведность от закона не могли доставить человеку спасения. Поэтому Искупление, совершенное Богочеловеком, необходимо для нашего спасения.
Образ совершения Господом Иисусом Христом нашего спасения
Согласно "Пространному Катихизису", Господь совершил спасение наше "учением Своим, жизнию Своею, смертию Своею и воскресением».
1) Прежде всего было необходимо сообщить человечеству полноту знания о Боге и научить праведной жизни по воле Божией. Учение Иисуса Христа есть "Евангелие Царства Божия (Мк.1,14), или иначе, учение о спасении и блаженстве, то самое, которое и теперь преподается в Православной Церкви. Учение Христово бывает для нас спасительным, когда мы "принимаем его всем сердцем, и поступаем согласно нему» (Пространный катихизис).
2) Господь Иисус Христос не только преподал Своим ученикам совершенное учение, но и явил пример Своей жизни, сделавшись для христиан идеалом духовно-нравственного совершенства на все времена. Жизнь Иисуса Христа бывает для нас спасительной, "когда мы ей подражаем. Ибо Он говорит: "Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет (Ин.12,26)".
Однако для спасения недостаточно одного только учения Господа Иисуса Христа и примера Его личной жизни. Вид здорового человека и пример здорового образа жизни сами по себе не могут исцелить тяжело больного. Для спасения грешного человечества необходима особая Божественная помощь, состоящая в обновляющем воздействии на человеческое естество, его возрождение.
В западном (католическом и протестантском) богословии господствует представление о том, что суть Искупления состоит в том, что Своей крестной жертвой Господь Иисус Христос «уплатил» Богу Отцу долг, который тяготел нал человеческим родом после грехопадения Адама. Однако, грех в православном понимании — это не сколько преступление или оскорбление Бога в юридическом смысле, а прежде всего, болезнь человеческой природы, ее повреждение. Поэтому спасение мыслится св. отцами, в первую очередь, как освобождение от болезни, исцеление и преображение человеческого естества. Сщмч. Ириней Лионский сформулировал фундаментальный сотериологический принцип православного богословия, согласно которому Бог "сделался Тем, что и мы, дабы нас сделать тем, что есть Он". Цель пришествия Христа в мир — соединить человека с Богом таким образом, чтобы каждый из нас мог стать "причастником Божеского естества" (2 Пет. 1,4), достичь обожения во Христе.
Грехопадение людей состояло в преслушании: Адам нарушил Божественную заповедь, и это привело к рассогласованию воли человеческой с волей Божией. Искупление означает обратное движение, возвращение в то состояние, из которого выпал Адам, что возможно только на пути абсолютного послушания Богу. Путь послушания, который должен был пройти Господь по Своему человечеству, предполагал принятие всех последствий нашей падшести вплоть до смерти и богооставленности. Принимая все эти бремена, Господь Иисус Христос являет Своей жизнью, что человеческое естество даже при наличии «безгрешных страстей» способно быть чистым, т.е. свободным от греха нравственного. Все искушения, которые влекут человека ко греху, Господь отвергает, побеждая их не только силою Своего Божества, но и при участии Своей человеческой воли, свободно и без колебаний подчиняющейся воле Божественной. По словам св. Иоанна Дамаскина, Христос " врачует наше непослушание принятием того, что подобно нам и от нас, и делается для нас примером послушания…". Это нетление человеческой воли Христа (т.е. пребывание только в добре, в воле Божией) закрепляется позже нетлением естества, то есть воскресением.
Спасение человечества во Христе не могло совершиться автоматически, с устранением человеческой свободы. Спасение предполагает изменение образа бытия человеческой природы. но такое изменение не может быть навязано человеку извне, помимо его собственного свободного выбора. Праведность, не являющаяся плодом сознательного выбора, не имеет перед Богом никакой нравственной ценности. В результате искупительного подвига Христа для каждого человека открыт путь к стяжанию свободы и нетления, которым обладал Христос по своему человеческому естеству. Эта цель достигается через жизнь во Христе, требующую со стороны человека постоянного усилия воли.
Царство Небесное, даруемое Христом тому, кто верует в Него, есть нечто гораздо большее, чем первозданный рай; это "нетленное, нескверное и неувядающее наследие", по словам апостола Петра (1 Пет. 1:4), это "третье небо", о котором апостол Павел не смог ничего сказать, потому что "неизреченные глаголы", звучащие там, превосходят всякое человеческое слово (2 Кор. 12:2-4). Воплощение Христа и Его искупительный подвиг имеют для человека большее значение, чем даже само сотворение человека. С момента боговоплощения наша история как бы начинается заново: человек вновь оказывается лицом к лицу с Богом, столь же близким, а может быть - еще более близким, чем в первые минуты существования людей. Христос вводит человека в "новый рай" - Церковь, где Он царствует и человек царствует вместе с Ним.
На кого распространяется действие искупительной жертвы Христа? Евангельское слово отвечает: на всех уверовавших во Христа ("кто будет веровать и крестится, спасен будет"; Мр. 16:16). Вера во Христа делает нас детьми Божьими, родившимися от Бога (Ин. 1:12-13). Через веру, Крещение и жизнь в Церкви мы становимся сонаследниками Царства Божьего, освобождаемся от всех последствий грехопадения, воскресаем вместе со Христом и приобщаемся жизни вечной.
Таким образом, подобно тому, как древний («ветхий») Адам стал прародителем по плоти всего человечества, так новый Адам – Христос становится родоначальником по духу всех людей, кто воспользуется плодами Его искупительного подвига.