Это практичный вид проповеди
Тамал Кришна: Конечно, они не очень-то проповедуют, но, по крайней мере, их поклонение Божествам…
Прабхупада: Это тоже проповедь. Арчанам. Одна из… Если они поддерживают роскошное поклонение Божествам, это тоже проповедь.
Тамал Кришна: Итак, основной принцип в том, что ни при каких обстоятельствах мы не должны кого-то потерять. (Из движения)
Прабхупада: Иначе что это за проповедь? Александра Македонского? Он завоевывал, но как только он шел завоевывать другое место, терял предыдущее.
Тамал Кришна: Что случилось?
Прабхупада: Допустим, я завоевал Бомбей. Потом я поеду в Карачи. Но в этом время потеряю Бомбей. Вот что произошло с Александром Македонским. Это значит отсутствие нормального управления. Так же как Великобританская империя была потеряна. Они не могли управлять. Пока они хорошо управляли, все шло нормально.
Тамал Кришна: Слишком быстрый рост с недостаточно хорошей организацией.
Прабхупада: Нет.
Тамал Кришна: Аналогично, нам не следует слишком быстро развиваться…
Прабхупада: Нет.
Тамал Кришна: … если у нас нет хорошей организации.
Прабхупада: Поэтому я делаю акцент на распространении книг.
Тамал Кришна: Хм…
Прабхупада: Не открытии храмов.
Тамал Кришна: Ах, да. Это причина, одна из причин. Хм. Я не думаю, что многие преданные смотрят на это под таким углом, но это очень практично, что распространяя книги, как только ты продал ее, то все. Книга начнет действовать.
Прабхупада: Да, это останется навсегда.
Тамал Кришна: Хм… Она становится Божеством в чьем-то доме.
Прабхупада: Да.
(Разговор в комнате, 17 июля 1977)
- Как быть тем, кто боится проповедовать?
10 мин.
(Можно спросить подопечных об их страхах в проповеди. Ответить на их страхи. Поделиться размышлениями на основе цитат, приведенных ниже)
Если мы считаем, что нам рано проповедовать:
Надеюсь, все в твоей проповеди идет хорошо. Просто читай мои книги и повторяй то, что в них написано, и тогда твоя проповедь будет совершенной. (ПШП Кширодакашайи-дасу, 4 сентября 1975)
Метод состоит в том, чтобы просто читать книги, изучать комментарии, а потом пересказывать их своими словами. (ПШП Ачьютананде Свами и Яшоданандане Свами, 21 ноября 1975)
Для широких масс людей это единственное лекарство. Господь Чайтанья никогда не проповедовал философию на людях, он проводил киртан и раздавал прасад. Когда Он встретил Сарвабхауму Бхаттачарью, он говорил с ним о возвышенной философии, но для всех остальных — пение и раздача прасада. (ПШП Ачьютананде и Яшоматинандане Махарадже, 18 декабря 1975)
Если мы боимся проповедовать:
Ты говоришь, что пока еще не можешь проповедовать смело. Ты наберешься смелости, если у тебя есть искренность. Вначале я тоже не мог говорить. Но Кришна пребывает внутри тебя, и если ты искренне Ему служишь, Он даст тебе и отвагу, и смелость, и все остальное. Мы не собираемся ни мошенничать, ни обманывать других, мы передаем послание от имени Верховного Господа, поэтому нам нечего бояться, и мы должны постоянно помнить о том, что нам доверено самое возвышенное из всех дел. Быть посланником царя это почти то же самое что быть самим царем, а положение царя самое высокое. Я действую, как царь, потому что никто не может победить меня. Так и ты прими свою ответственность очень и очень серьезно, как представитель Господа Чайтаньи Махапрабху, Самого Бога, и всегда помни, что я избрал тебя в числе тех немногих, которых я послал распространить мой труд по всему свету, и задача, стоящая перед тобой, огромна. Поэтому всегда моли Кришну, чтобы Он даровал тебе силу выполнить эту миссию, делая то же самое, что делаю я. Первое мое дело — давать преданным знание и занимать их преданным служением, это не очень трудная задача для тебя. Я дал вам всё, так что читайте книги и пересказывайте их, и для вас зажжется много новых огней. У нас очень много книг, так что если мы будем проповедовать, пересказывая их, на ближайшую тысячу лет материала хватит. Сейчас мы каждый день обсуждаем по одной шлоке, и ты введи эту систему во всех храмах, и преданные будут очень быстро прогрессировать, получая знание. (ПШП Сатсварупе, 16 июня 1972)
Успех или провал — роли не играет. В абсолютном мире не существует таких относительных вещей, как успех или неудача. Единственное, чем полон абсолютный мир — это служение Кришне. (ПШП Субале, 16 декабря 1967)
Если мы боимся быть напористыми («напористые» не значит «неуважительные»!)
Относительно проблемы, как быть напористыми на санкиртане и покорными в храме: я прошу вас оставаться напористыми на санкиртане. Я сам был напористым, когда приехал в вашу страну. Меня никто не приглашал. Даже вы, юноши и девушки, не пригласили меня. Но я приехал и проповедовал очень напористо, вот почему сейчас вы мои ученики. Теперь вы хорошо знаете, что обращаться к мужчинам и женщинам вашей страны необходимо, и внешне может показаться, что вы беспокоите их. Они спокойно занимаются своими делами, а вы приходите и отвлекаете их: «Пожалуйста, возьмите эту книгу “Кришна”». Это, конечно, хорошо, что вы стараетесь быть целомудренными, скромными и послушными перед своими духовными братьями. Чанакья Пандит сказал, что мужчина должен смотреть на всех женщин как на своих матерей, а женщина должна смотреть на всех мужчин как на своих сыновей. Так в чем же ваша проблема? Какими бы напористыми вы ни были на санкиртане, в вас не должно оставаться материальной напористости или гордости. Вы должны видеть различие между преданными и непреданными. Напористость ради Господа Чайтаньи Махапрабху чиста. Если вы полностью погрузитесь в такую напористость, чтобы распространить движение санкиртаны, у вас не будет возникать даже мысли господствовать в храме. Проповедь очищает нас от этой материальной склонности удовлетворять свои чувства. Вы сами это поймете со временем. Не беспокойтесь. Кришна поможет вам. (ПШП Шримати Джагаддхатри-деви-даси, Шримати Пашупати-деви-даси, Шримати Шайлогата-деви-даси, Шримати Памеле, 30 июля 1975)
Наш метод состоит в том, чтобы показывать сознание Кришны таким, какое оно есть, а не таким, каким другие хотят его видеть. Представляя сознание Кришны в таком виде, ты снижаешь уровень. Мы не должны подлаживаться под вкусы публики, мы должны сделать так, чтобы публика подладилась под нас. (ПШП Йогешваре, 28 декабря 1971)
- Как мы можем быть задействованы в проповеди, даже если не распространяем книги и не даем публичных лекций?
Мин.
(Можно лекцией, приводя различные примеры)