Установление взаимосвязи с окружающим миром
Если все идет нормально, мы начинаем устанавливать взаимосвязь естественным путем в младенческом возрасте. Рождаясь, мы перемещаемся из теплой, мокрой, темной, мягкой среды в холодную, сухую, яркую и твердую – из утробы матери, где все наши потребности автоматически удовлетворялись, в мир, где мы становимся зависимыми от людей, склонных ошибаться. В мгновения своего рождения мы находимся в шоке, в эмоциональной изоляции.
Один взгляд на новорожденного дает полное представление о его полной изоляции. Затем мать берет ребенка, прижимает к себе и мягко разговаривает с ним. И немедленно происходит преобразование. Он перестает плакать, и его мускулы расслабляются. Он поворачивается к своей матери в поисках теплоты, пищи и любви. Эмоциональная связь с матерью начинается именно в этот момент.
Со временем ребенок постепенно усваивает заботу своей матери. Он начинает накапливать воспоминания о том, как она ухаживает за ним. В каком-то смысле ребенок помещает мать внутрь себя и хранит ее в своей памяти. Этот процесс внутреннего принятия дает ему чувство безопасности. У него есть склад теплых воспоминаний, куда он обращается, когда мать отсутствует.
Таким образом формируется "самоуспокаивающая" система, в которой ребенок в буквальном смысле общается с тем, кто его любит, когда этого человека нет рядом. Ребенок не может выстроить эту систему сразу, потому что у него нет для этого достаточного количества любви. Но после тысячи проявлений взаимосвязи в памяти выстраивается след.
В то время как взаимоотношения крепнут, ребенок подходит к другому этапу: он достигает "эмоционального постоянства предмета".*
* Речь идет вот о чем: если мы посмотрим на какой-нибудь предмет, а потом закроем глаза, то на протяжении нескольких секунд у нас остается образ этого предмета. Мы можем, например, вызвать в своем мозгу образ стула, и совсем не обязательно смотреть на него в данный момент. В общем, это называется константностью восприятия. Автор применяет этот термин символически, желая показать, что любовь может храниться внутри как отражение любви, проявленной кем-либо извне. – Примеч. пер.
Это означает, что ребенок может ощущать себя любимым постоянно, даже в отсутствии того, кто его любит. Он также получает возможность любить того, кого нет рядом, кого он поместил в свой внутренний мир.
Если вы когда-либо переживали теплые чувства при мысли о любимом человеке, то вы понимаете преимущества этой драгоценной возможности. Если в момент страха или боли вы подумали о тех, кто вас любит, и вслед за этим обрели мужество и надежду, это значит, что у вас сформировалось "эмоциональное постоянство предмета". Этот феномен позволяет трехлетнему ребенку играть на заднем дворе и не впадать в панику, взрослому человеку – работать в офисе, когда жены нет рядом. В этом случае ребенок и взрослый человек чувствуют, что они эмоционально защищены, даже когда находятся в одиночестве.
Точно так же, как ребенок развивает "эмоциональное постоянство предмета", мы развиваем "духовное постоянство предмета". Рождаясь духовно, мы начинаем помещать воспоминания о Боге в свой внутренний мир. Пример такой духовности – молитва Иисуса Своему Отцу. Это молитва о том, чтобы Он был в нас и Его любовь пребывала в нас. Бог последователен в Своей работе с нами.
Авторы Библии постоянно напоминают своим читателям – надо "помнить", что Бог сделал это и это, что Он вел их куда-то или освободил от тех или других врагов. Бог взывает к нашей памяти духовного переживания, чтобы у нас были силы идти дальше. Мы годами выстраиваем чувство "духовного постоянства предмета" с Богом, по мере того как накапливаем записи моментов доверия.
Детская эмоциональная связь с матерью служит началом всех видов физиологических, психологических и неврологических процессов внутри ребенка. Он начинает развиваться физически и эмоционально, если за ним ухаживают. Бог предписал матери буквально "вызвать младенца к жизни". Эмоциональная взаимосвязь матери и ребенка вводит ребенка в человеческий мир, и у него развивается чувство принадлежности к человеческой расе.
Несмотря на то что веками матери интуитивно знали важность соединения со своими младенцами, только в последнем столетии ученые начали изучать этот феномен. В 1945 году было проведено одно исследование. Физические потребности всех младенцев были удовлетворены. Их кормили, когда они испытывали голод, и меняли мокрые пеленки. Однако из-за нехватки медицинского персонала только изредка детей брали на руки и разговаривали с ними. Среди тех детей, кого вообще не брали на руки, очень возрос процент заболеваемости и даже смертности. Кроме того, их психологическое развитие замедлялось или вообще останавливалось. Это и другие исследования наглядно демонстрируют, что из-за недостатка эмоциональной связи ребенок может заболеть или умереть, либо его развитие будет нарушено.
Если младенец в первый год жизни имеет взаимосвязь с матерью, во второй год жизни он начинает учиться независимости. В этой стадии независимости, однако, взаимосвязь также играет важную роль. Ребенку нужна эмоциональная безопасность, чтобы испробовать только что открытую возможность. Находясь в безопасности близких взаимоотношений, ребенок учится отличать хорошее от плохого и приобретает опыт ошибок.
Это чувство безопасности приводит ребенка на игровую площадку, чтобы установить взаимосвязь с другими детьми, чтобы почувствовать себя членом группы. После того как ребенок вкусит положительные эмоции в роли частички "общества", он сможет дальше развивать эмоциональные связи – вначале с детьми такого же пола, а затем – и противоположного, что станет основой будущих любовных отношений.
Через несколько лет ребенку потребуется развитое чувство эмоциональной привязанности, когда ему надо будет покинуть дом, найти работу или поступить в колледж, и все это на основе безопасности, которую он получил в детстве. Во взрослом мире молодой человек найдет друзей, с которыми у него устанавятся новые эмоциональные связи. Эти связи будут питать его всю жизнь.