Шрила Прабхупада и предыдущие ачарьи
С учетом всего вышесказанного, Шрила Прабхупада, как Ачарья-Основатель Международного Общества Сознания Кришны, является основным гуру для всех членов ИСККОН. Всем членам ИСККОН, на все времена, поощряется искать прибежища Шрилы Прабхупады. (303. Утверждение GBC о положении Шрилы Прабхупады, март 2013)
Духовный Учитель присутствует, где бы его искренний ученик ни пытался служить его наставлениям. Это возможно по Милости Кришны. В твоих попытках служить мне и во всех твоих искренних чувствах преданности я с тобой, так же как и мой Гуру Махараджа со мной. Всегда помни об этом. (Шрила Прабхупада, письмо Дону, 1 декабря 1973)
- Как на практике проявляется наша преданность Шриле Прабхупаде, если мы действительно приняли его духовным учителем?
Мин.
(Можно лекцию, включающую следующие тезисы: верность парампаре – мы не будем слушать других преданных, критикующих Шрилу Прабхупаду и его движение; непоколебимость в преданном служении – даже если все люди на Земле перестанут практиковать бхакти, то мы не перестанем; приверженность учению Шрилы Прабхупады – регулярное чтение его книг и принятие его утверждений)
- Зачем нужен «живой» духовный учитель?
Мин.
(Можно задать вопрос и затем дать свое понимание)
Исправить наше поведение, ошибки и недопонимания может лишь личность; лишь на личностном примере можно увидеть как кто-то воплощает в жизнь идеалы бхакти
Не следует горделиво считать, что мы можем понять трансцендентное любовное служение Господу просто читая книги… Мы Обязаны принять Гуру вайшнава (адау гурв-ашраям), и тогда, задавая ему вопросы, нам следует постепенно постигать, что из себя представляет чистое преданное служение Кришне. Это называется системой парампары. (Шри Чайтанья Чаритамрита, Антья 7.53, комментарий)
Предаться можно только личности; на отношениях с гуру мы учимся нашим отношениям с Господом
Бога называют чайтья-гуру, духовный учитель в сердце. А духовный учитель во плоти – это милость Бога. Если Бог видит, что вы искренни, Он пошлет вам духовного учителя, который защитит вас. Он поможет вам изнутри и извне – в образе духовного учителя а изнутри – как духовный учитель в сердце. (Рим, 23 мая 1974 года)
Объясняет как применять знания в соответствии со временем, местом и обстоятельствами; занимает нас подходящим практическим служением
Обязанность гуру - учитывая время, обстоятельства и индивидуальность конкретного человека, найти способ занять его преданным служением, которое Кришна принимает от тех, кто действительно хочет вернуться домой, к Богу. После долгих скитаний по всей материальной вселенной удачливая душа начинает искать такого гуру, ачарью, который обучит ее служить Верховной Личности Бога с учетом обстоятельств, так, чтобы Господь принял это служение. Благодаря этому, человеку становится легче достичь высшей цели. Итак, обязанность ачарьи - найти для преданных способ служения Господу в соответствии с предписаниями шастр. (Шримад Бхагаватам 10.2.31, комментарий)
- Разбор моментов из урока по Гуру-таттве.
Мин.
(Повторите/разберите какие-то наиболее важные и интересные на Ваш взгляд моменты из занятий по Гуру-таттве, проводимых до данного курса)
- Домашнее задание:
Прочитать цитаты к данному уроку.
Каждый день писать письма Шриле Прабхупаде.
Занятие 11. Уважение к духовному учителю: наставник
- Зачем нужен наставник, если есть духовный учитель?
Мин.
(Можно задать вопрос и дать лекцию, включающую следующие тезисы: Духовный учитель не всегда рядом, в то время как наставник всегда может помочь ученику, исправить ученика, наблюдать за развитием ученика и т.д. Поэтому духовный учитель может играть роль вдохновителя и давать знания, а наставник помогает применять их в жизни подопечного)
- Чем отличается наставник от шикша-гуру?
Мин.
(Можно лекцию, включающую следующие тезисы: традиционно шикша-гуру – любой, кто дает духовные наставления; однако в ИСККОН шикша-гуру – только тот, кто прошел авторизацию Джи-Би-Си на несение данного служения; поэтому нужно понимать, что наставник может быть не на том же высоком уровне, что авторизованные шикша-гуру, и их не стоит приравнивать; с другой стороны наставник лишь один – представитель духовного учителя и местных авторитетов, в то время как шикша-гуру много. Преданным важно понять особую роль наставника с одной стороны, а так же то, что он может быть не так совершенен как духовный учитель с другой стороны)
Кто-то может помочь человеку встать на духовный путь, но учитель, который посвящает его в повторение маха-мантры, именуется дикша-гуру, а святых, чьи наставления помогают человеку развиваться в сознании Кришны, называют шикша- гуру. Несмотря на то, что дикша-гуру и шикша-гуру находятся в разных отношениях с учеником, оба они - равноправные и неотличные друг от друга проявления Кришны, которые призваны привести обусловленную душу домой, к Богу. (Чайтанья Чаритамрита, Ади 1.34)
Преданный может служить в роли дикша или шикша гуру в ИСККОН только после прохождения процедуры авторизации, данной в секции: «Процедура авторизации Дикша и шикша Гуру» (Законы ИСККОН, 6.6)
Что касается твоего последнего вопроса, к тому, кто учит нас, мы должны относиться как к духовному учителю. Неверно, что, просто получив посвящение, мы становимся совершенными. Нет, требуется еще и обучение. И если мы принимаем наставления от наших старших духовных братьев, к ним нужно относиться как к гуру. Вреда от этого не будет. На самом деле духовный учитель только один — тот, кто дал тебе посвящение, подобно тому как у тебя только один отец. Но к каждому вайшнаву нужно относиться как к прабху, господину, и считать его выше себя. В этом смысле, если я учусь у него, я должен относиться к нему как к гуру. Но при этом я не должен проявлять непослушание по отношению к своему настоящему духовному учителю и называть духовным учителем кого-то другого. Это неправильно. Духовным учителем я могу называть только того, кто учит меня точно тому же, что и мой духовный учитель. Понимаешь? (ПШП Шри Галиму, 20 ноября 1971 г.)
- Каковы функции духовного учителя и наставника?
Мин.
(Т.к. это связано с вопросами о необходимости «живого» гуру и наставника, то можно задать вопрос и потом дополнить тезисами: передает знание, опыт, вкус и энтузиазм; обучает на собственном примере; занимает учеников в служении соответственно их природе; помогает им и защищает их)
Привязанность к преданному — это привязанность к служению Господу, потому что садху учит тех, кто с ним общается, как стать преданными Господа, как поклоняться Господу и искренне служить Ему. Таковы блага, которые приносит общение с садху. Если мы хотим общаться с садху, то должны ожидать от него не советов о том, как улучшить свое материальное положение, а наставлений, которые помогут нам разрубить узел материальных привязанностей в сердце, избавиться от их оскверняющего влияния и прогрессировать в преданном служении Господу. Таков результат общения с садху. (Шримад Бхагаватам 3.25.20, комментарий)
- В чем роль текущего преподавателя, ведущего этот курс?
Мин.
(Объяснить. Тезисы: текущий преподаватель не является наставником, поскольку у Вас может еще не быть глубоких отношений с ним, либо он может еще не обладать достаточной квалификацией для того, чтобы играть роль полноценного наставника. Тем не менее он не просто тот, кто дает знания. Его задача – заботиться о Вас и помогать Вам в духовной жизни. Тем не менее, вполне возможно и естественно, что благодаря этой заботе у Вас разовьются с ним глубокие отношения, и Вы решите принять его своим наставником.)
- Приведите примеры того, что неправильно было бы ожидать от наставника/духовного учителя?
Мин.
(Попросите привести примеры. Дополните своими, а в частности (приводя примеры): не стоит ожидать, что гуру будет давать нам свои благословения на все, что мы хотим или считаем нужным; не стоит ожидать от гуру возмещения нашей эмоциональной незащищенности, проявляющейся в постоянном желании того, чтобы гуру обратил на нас внимание и похвалил нас; не следует обращаться в гуру, чтобы он «подтвердил» наши мысли; не следует задавать вопросы, которые не актуальны для нас;)
- Если главный повар на храмовой кухне, готовя пир, говорит нам о том, какие книги читать и какое служение делать, должны ли мы следовать его наставлениям?
Мин.
(Обсуждение. Затем дайте свое понимание. Предлагаемый ответ: нет; мы должны уважительно относиться ко всем преданным, особенно старшим; однако это не означает, что мы должны слушать и принимать их наставления; есть три типа старших: социально (старше по возрасту или раньше присоединились к движению; оказываем им почтение), административно (имеют административное положение; принимаем авторитет в административных вопросах), духовно (те, кого мы сами принимаем за старших; оказываем им почтение и принимаем духовные наставления, если они не противоречат наставлениям наставника или дикша-гуру).)
- Как найти духовного учителя? Как найти наставника?
Мин.
(Можно лекцию, включающую следующие тезисы: духовного учителя нельзя «выбрать», его можно лишь найти; необходимо молиться Кришне, который может послать нам учителя; необходимо слушать разных духовных учителей; критерием того, что кто-то является нашим учителем, является то, что слушанье его слов дает нам большой энтузиазм и разум: сомнения рассеиваются, понимание становится четким и ясным, появляется виденье того, как нужно действовать.)
Живые существа, влекомые своей кармой, скитаются по вселенной. Кто-то из них достигает высших планет, а кто-то попадает на низшие. Из многих миллионов таких существ лишь редкий счастливец по милости Кришны встречает на своем пути истинного духовного учителя. Тогда духовный учитель и Кришна оказывают ему благодеяние, сажая в его сердце семя преданного служения». (Чайтанья Чаритамрита, Мадхья 19.151)
- Чем не стоит руководствоваться при поиске духовного учителя?
Мин.
(Приведите примеры, такие как: количество последователей, эрудированность, остроумность, харизма, красивая внешность, ашрам и пр.)
- Домашнее задание:
Прочитать цитаты к данному уроку.
Продолжать писать письма Шриле Прабхупаде.
Написать эссе о Вашем понимании роли и важности наставника в Вашей жизни
Занятие 12. Уважение к духовному учителю:
Служение гуру
- Как принять учителя/наставника сердцем, а не формально?
Мин.
(Можно лекцией)