Премет и задачи курса «Антропология». Разделы антропологии. Методы исследований в антропологии

Содержание

Стр.

1.Премет и задачи курса «Антропология». Разделы антропологии. Методы исследований в антропологии. 3

2. Место человека в природе: общие признаки с млекопитающими и приматами 7

3. Современные приматы, систематика приматов. Представители, особенности образа жизни. 9

4. Основные признаки, характерные для представителей низших приматов, отражающие приспособление к древесному образу жизни. 11

5. Основные признаки характерные для представителей низших приматов. 14

6. Схема периодизации третичного и четвертичного геологических периодов. Выделение приматов в эволюции млекопитающих. Появление амфипитеков и египтопитеков. 15

7. Эволюция приматов в третичном периоде. Выделение ветви высших приматов 18

8. Систематическое понятие «гоминиды». Выделение гоминидной ветви эволюции. Эпоха двуногих человекообезьян – австралопитеков, палеонтологические открытия. 20

9. Эволюция выпрямленного способа передвижения. Причины, вызвавшие формирование бипедии у австралопитеков. 24

10. Первые представители человеческого рода – человек умный. Основные признаки гоминизации. 31

11. Древние люди – Homo erectus. Появление и эволюция. Основные признаки гоминизации. 32

12. Древние люди – Homo sapiens. 33

13. Причины возникновения неандертальцев. 35

14. Эволюция мозга от австралопитеков до поздних неандертальцев. 37

15. Появление современного человека, история открытия. 46

16. Образ жизни кроманьонцев. Особенности трудовой деятельности. 50

17. Эволюция мозга приматов. 52

18. Схема эволюции гоминидной ветви приматов. 56

19. Гипотезы моно – и полицентризма в происхождении Homo sapiens. 59

20. Возникновение человеческих рас. 61

21. Понятие «раса». Расовые признаки, основные критерии. 62

22. Основные критерия подразделения человека на расы. Классификация рас. 64

23. Основные соматометрические признаки, определяющие принадлежность человека к определенной расе. 66

24. Основные морфологические признаки скелета человека и мягких частей лица, определяющие принадлежность человека к определенной расе. 67

25. Ученые о конституциях. Различные подходы в определении понятия «конституция человека». Типы конституции, различные классифкации. 73

26. Типы конституции у женщин и детей. 78

27. Соматотип, определение. Виды соматотипов, различные классификации. Методы определения соматотипа. 83

28. Конституция и психологические особенности человека. Патологические конституции. 88

29. Связь телосложения с физиологическими функциями, болезнями и поведением 91

30. Социальные аспекты происхождения человека. 97

31. Неандертальцы: древние люди. Морфологический облик неандертальцев. Места обитания. 102

Премет и задачи курса «Антропология». Разделы антропологии. Методы исследований в антропологии.

Термин “Антропология” имеет греческое происхождение и означает дословно “наука о человеке” (антропос — человек; логос — наука). Его первое использование приписывается Аристотелю, который употреблял это слово преимущественно при изучении духовной природы человека. Применительно к физическому строению человека термин “антропология”, по-видимому, впервые встречается в названии книги Магнуса Хундта, вышедшей в Лейпциге в 1501 г.: “Антропология о достоинстве, природе и свойствах человека и об элементах, частях и членах человеческого тела”. Это сочинение чисто анатомическое. В 1533 г. появилась книга итальянца Галеаццо Капелла “Антропология, или рассуждение о человеческой природе”, содержащая данные об индивидуальных вариациях человека. В 1594 г. вышло сочинение Касмана “Антропологическая психология, или учение о человеческой душе” и вслед за ней 2-я часть — “О строении человеческого тела в методическом описании”.

Предмет Антропология

Таким образом, в западноевропейской литературе довольно рано укоренилось двойное понимание термина “антропология”, а именно как науки о человеческом теле, с одной стороны, и о человеческой душе — с другой. Такой двойственный смысл имеет, например, “антропология” в одном английском сочинении, опубликованном анонимно в 1655 г. под заголовком “Отвлеченная антропология или идея о человеческой природе, отраженная в кратких философских и анатомических выводах”.

Задача антропологии — проследить процесс перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование животного предка человека, к закономерностям социальным. Таким образом, антропология занимает в кругу биологических дисциплин особое место. Имея предметом своего исследования человека, она не может не выйти за пределы естественно-исторических вопросов; изучая человека, она вступает в ту область знаний, где действуют факторы социально-исторические. Из этого пограничного положения антропологии в ряду наук вытекает и ее отношение к смежным отраслям знания. Антропология неразрывно связана с другими биологическими науками и вместе с тем самым тесным образом соприкасается с науками общественными. Антропология в этом смысле как бы увенчивает собой естествознание. Основатель антропологической науки в России А. П. Богданов в речи на торжественном собрании Московского университета в январе 1876 г. указал, что естествознание без антропологии остается незавершенным и только "с антропологией естествознание не является каким-то особенным островом, отделенным бездною от других наук чисто человеческих, если можно так выразиться, т. е. касающихся самых высоких, самых увлекательных для ума сторон его природы, его истории и его существования".

Разделы Антропологии

Антропология включает три основных раздела: 1) морфологию, 2) антропогенез и 3) расоведение, или этническую антропологию.

Раздел морфологии разрешает вопросы, связанные: а) с индивидуальной изменчивостью физического типа, б) с его возрастными изменениями от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно, в) с явлениями полового диморфизма и, наконец, г) с анализом тех особенностей физической организации человека, которые возникают под влиянием различных условий жизни и труда.

Решение этих вопросов требует изучения взаимной связи отдельных признаков строения тела.

Раздел антропогенеза сосредоточивает свое внимание на тех изменениях, которые претерпевает природа ближайшего предка человека, а затем и самого человека в течение четвертичного периода. Это морфология человека и его предшественника, рассматриваемая во времени, измеряемом геологическим масштабом.

Раздел расоведения, посвященный изучению сходств и различий между расами человека, может быть назван по аналогии с разделом антропогенеза морфологией, рассматриваемой в пространстве, т. е. на всей поверхности земного шара, населенной человеком.

Само собой разумеется, эти краткие характеристики не следует понимать так, что морфология изучает человека вне времени и пространства, расоведение —вне эпохи, а раздел антропогенеза — вне территории. Конечно, и для проблемы антропогенеза важно знание места происхождения человека; точно так же для расоведения необходимо исследование истории возникновения рас и их родословной и, наконец, для морфологии существенна связь открываемых ею закономерностей изменчивости с фактами, дошедшими из далекого прошлого человечества, с одной стороны, и из различных областей распространения людей в настоящем — с другой. Однако важнейшая задача раздела антропогенеза — это изучение процесса становления человека и прежде всего последовательности возникновения его свойств и признаков; в разделе морфологии главная проблема — исследование факторов и проявлений изменчивости у современного человека, т. е. самих “механизмов” формообразования; и, наконец, в разделе расоведения основной целью является отыскание тех причин, которые объясняют распространение рас человека на поверхности Земли.

Раздел морфологии состоит из: 1) мерологии (от греческого “мерос” — часть), изучающей вариации отдельных органов человека и отдельных тканей, а также их взаимную связь, и 2) соматологии (от греческого “сома” — тело), которая изучает строение человеческого тела в целом, т. е. закономерности вариаций роста, массы, окружности груди, пропорций и т. д. Важным подразделом соматологии является та отрасль антропологии, которая ставит своей задачей установление стандартов или норм размеров человеческого тела, т. е. наиболее часто встречающихся комбинаций размеров, и разрабатывает методы расчета, позволяющие установить, как часто встречаются те или иные уклонения от этих комбинаций. Антропология тем самым дает возможность организовать на вполне научной основе массовое производство предметов индивидуального пользования (обувь, одежда, головные уборы, перчатки, мебель и т. д.), что особенно важно в условиях плановой организации народного хозяйства. Большое значение имеет морфология для установления норм физического развития в разных возрастах, а также вариаций телосложения и их связи с физиологическими особенностями организма.

Наши рекомендации