Понятие о богослужении. Цель совершения богослужения. Жертва и молитва как основные элементы богослужения. Понятие о Церкви
Богослужение - это внешняя сторона религии, или это внешняя деятельность, в которой раскрываются и осуществляются отношения Бога к человеку и человека к Богу. Богослужение имеет две стороны: мистическую, сверхъестественную, выражающую отношение Божества к человеку, и нравственно-эстетическую, выражающую отношение человека к Божеству. Христианское богослужение - совокупность священных действий и обрядов, в которой со стороны Бога происходит освящение человека посредством совершения таинств, и именно важнейшего из них - Таинства Причащения (Евхаристии), таинстве соединения человека с Богом и получают от Бога благодатные силы для праведной жизни ,а со стороны человека вера в Бога и Его подвиг ради спасения человека и благодарение за Искупление.
Целью богослужения также является назидание верующих в учении Христовом и расположение их к молитве, покаянию и благодарению Бога.
Богосужение состоит из чтения и пения молитв, чтения Священного Писания, обрядов, совершаемых по определённому чину (порядку), во главе со священнослужителем. Обряды при богослужении являются внешним выражением веры.
Христианское богослужение в широком смысле называется Литургией, то есть "общим делом", общей, соборной молитвой. Христос говорил: "Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них».
Литургия есть жертва, приносимая «за жизнь мира», то есть за живых и умерших. Литургическая молитва является молитвой о чадах Церкви.
Жертва выражает мысль, что все, что имеем, не наше, а Божие. Соединение молитв с жертвоприношением должно напоминать людям, что, Бог принимает их молитвы ради той жертвы, которую принес за всех людей пришедший на землю Сын Божий, Спаситель мира.
Церковь Христова подразумевает собрание под единой Главой – Господом Иисусом Христом всех православных христиан, живущих и умерших (Лк.20:38), соединенных между собою верою и любовью Христовой, священноначалием и святыми Таинствами.
Церковь условно разделяется на Небесную (Пресвятая Богородица, Ангельские силы, все святые и спасшиеся христиане), называемую также Торжествующей, и Земную, которая называется Воинствующей Церковью, ибо ведет на земле брань с диаволом и его слугами.
Церковью называется также сообщество людей, верующих во Христа, имеющее свою иерархическую и организационную структуру.
Церковь является Телом Христовым, к которому принадлежат все живые и усопшие христиане, истинно верующие во Христа и соединившиеся с Ним в таинствах Крещения и Евхаристии через Его благодать. Церковь есть Тело Христово, а верующие - члены этого Тела. Богочеловеческий организм - это и есть Церковь. Церковь - единство Духа, обитающего в людях, пытающихся жить по Евангелию.
Символ веры определяет Церковь как Единую Святую, Соборную, Апостольскую.
В историческом контексте Церковь можно подразделить на Ангельскую, Райскую, Патриархальную, Ветхозаветную и Новозаветную.
Символичность богослужения?
Речь у нас пойдет о том, что совершается в Церкви — о православных Таинствах. Под Церковью чаще всего подразумевается здание о четырех стенах, с куполом, — помещение в котором служится Литургия и совершаются другие богослужения. Но в богословском понимании Церковь есть нечто большее. Определение Церкви мы, вероятно, дать не сможем никогда, хотя известно, что во всех догматических учебниках, катехизисах такие попытки делаются. Но удовлетворительного определения мы в них никогда найти не сможем. Чтобы убедиться в этом, нужно лишь вспомнить о том, что Церковь — это Тело Христово. И точно также, как мы никогда не сможем дать исчерпывающее словесное объяснение тайны Христовой — Воплощения Сына Божьего, Его пришествия в мир, того Спасения, которое Он совершил, мы точно так же никогда не сможем до конца объяснить и тайну Его Тела, которое есть одновременно и Его Плоть, и мы с вами, — те, кто составляют Тело Церковное. Христос — наш Глава, а мы члены Его Тела. И в этом своем значении, смысле слово «Церковь» приобретает гораздо более глубокое, возвышенное измерение, чем просто увенчанное куполом здание, пусть даже на этом куполе и водружен крест. Церковь — это место встречи Бога и человека, и не только встречи, но и нашего с Господом духовного единения по Его благодати, того, что в Церкви именуется обόжением. По выражению святого Германа Константинопольского, «Церковь есть земное небо, где Небесный Бог живет и движется». Движется — не в смысле путешествует, переходит с места на место, от одного человека к другому, а в смысле — действует, животворит, в смысле — освящает. Итак, Церковь — есть небо на земле; и всякий раз, когда мы входим в храм, участвуем в церковном богослужении, Таинствах, мы с вами приобщаемся небесной благодати и отчасти принадлежим уже тому горнему Небесному Иерусалиму, в который мы призваны войти во Втором и славном пришествии Христовом.