Понятие «Социокультурный тип». «Запад» и «Восток» в истории культуры
Становление культурологии как научной дисциплины, ее предмет и задачи.
Как самостоятельная научная дисциплина, культурология возникла в середине 20-х годов ХХ в. Основоположником культурологии был Лесли Уайт. Культурология возникла прежде всего в западной науке в 70-80 гг. Позже в середине 90-х культурология приходит в Россию. Причина в том, что для становления и развития культурологии необходимы такие факторы, как:
общественный интерес; финансовая поддержка государства; осознание цели изучения;
В США существовала проблема коренного населения и культурология как наука была направлена на то, чтобы вписать традиционные культуры в современное общество. В Европе существовала проблема управления могущественных держав колониями – здесь задачей культурологии было познание культур зависимых стран. Из-за разнообразия причин культурология в различных странах отличалась. В России же она не имела научных теорий. Одна наука отличается от другой объектом исследования и наличием специфических методов исследования. Культура, как объект исследования, появилась раньше культурологии. Этапы становления культурологии как науки:
1. Этнографический (I половина 19 века)
2. Эволюционистский (60-90 г.г. 19 в.)
3. Исторический (конец 19-нач.20 в.в).
1. этап– накопление материалов и жизни других народов и культур.
многообразие культур связано с тем, что разные народы находятся на разном уровне развития.
2. критика эволюционизма
Идея – понимание каждой культуры через изучение ее истории. Культура – это абстракция от человеческого поведения. Не существует науки о культуре, т.к нет фактов. Культура – это набор символов (предмет, действие, нацеленное на результат). Интерес к культурологии возникает в 17-18 в.в, когда начинают обсуждаться вопросы о многообразии культур. Теория эволюции впервые позволила упорядочить имперический материал о жизни культур.
Предмет культурологии.Чаще всего культура рассматривается как способ жизнедеятельности, который рассматривается исторически и принципиально отличается от существующих в живой природе способов жизнедеятельности.
Задача культурологии.Понять, раскрыть историко-культурный процесс в общечеловеческом и национальном масштабе и показать его перспективы.
Функции культуры.(смотр. В семинаре)
Фун-ии култ. - совокупность ролей, которые выполняет култ. по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих ее в своих интересах; При этом все ф. култ. социальны, обеспечивают именно коллективный характер жизнеде-сти людей, а также опр. или корректируют почти все формы индивид, активности человека в силу его связанности с соц-ым окр-ем.
Понятие “култ.” исторически опр-ый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и де-ти людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Главная функция гуманистическая. Культура-это то, что делает человека человеком.
1)Функцию трансляции социального опыта нередко называют функцией исторической преемственности, или информационной. Культ. -Соц. память чел-ва.
2) Познавательная функция связана со способностью култ. концентрировать социальный опыт множества поколений людей.
3) Регулятивная функция култ. связана, прежде всего, с определением различных сторон, видов общ-ой и личной деят-сти людей. В сфере труда, быта, межличностных отношений култ., так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их поступки, действия и даже выбор тех или иных материальных и духовных ценностей. - мораль и право.
4) Семиотическая или знаковая функция, представляя собой опр-ую знаковую систему култ., предполагает знание, владение ею. Без изучения соотв-щих знаковых систем невозможно овладеть достижениями култ.
5) Ценностная, или аксиологическая функция отражает важнейшее кач-ое состояние култ. Култ. как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации.
6) Функция социализации личности. К.– средство формирования из индивида члена общества.
7)Нормативная ф-ия. К. – это регулятор разных сторон человеческой деятельности. Представления о "нормальном" и "ненормальном".
Категория культуры в системе научного знания. Принципы классификаций определений культуры.
Научное определение культуры:
научное определение | точные науки | гуманитарные |
Биология -плодово –ягодные культуры | История – связь ч-ка и времени, характеристика достижений человека конкретной эпохи | |
Георгафия – связь человека с континентом | Социология культура – одна из частей соц. жизни, нормы поведения человека в обществе | |
Экология – характеризует жизнедеятельность ч-ка как одну из эколог. систем | Религиоведение Психология Этнография, культурология лингвистика – заимствование языка разными культурами | |
Классификация Крюгера
- Описательный – перечисление элементов культуры.
- Исторический – трактовка в связи с развитием человечества.(пр. культура эт историч явление..)
- Нормативный – акцентируется значение норм в жизни чела.
- Ценностный – то, что имеет значение.(набор жизненно важных ценностей
- Психологический.
- На базе теории и обучения – построение на воспитательной концепции.
- Структурный. Культура – сложная, многоуровневая система.
- генетический (акцент на происхождение культуры ярко чел деят культ)
- Идеологическая. Основанная на системе идей. Символическое.Кульура – это знаки, символы.
- символич
Понятие «Социокультурный тип». «Запад» и «Восток» в истории культуры.
(смотр. В семинаре Гребенкина)
Отличия западной и восточной культур
1. В отношении к миру:
а) Запад исходит из Бытия; главное внимание — поиску его
субстанции, основы. творчество — удел Бога и человека на
целено на разумное переустройство мира;
б) восточная культура исходит из не-бытия (как до-бытия).
Главное внимание — структуре мира, роли его частей. Творче
ство — исключительно удел Неба и богов. Мир совершенен
2. В отношении к природе:
а) Запад как бы противопоставляет человека и Природу
б) восточная культура ориентируется на нерасчлененность
человека и природы
3. В трактовке бытийного призвания человека и ориента
ции человеческого труда:
а) гуманистический подход нацеливает на изменение (совершенствование) мира и человека в соответствии с человеческими представлениями и проектами.
б) духовная ориентация — на изменение самого человека как части мира и некой высшей духовной субстанции в соответствии с изначальным (не человеку принадлежащим) замыслом. (Принцип — «недеяния».) Приоритет коллективного труда.
4. В понимании устройства мироздания, человеческой при
роды и человеческого бытия, механизмов исторического про
цесса:
а) В соответствии с принципом антропоцентризма в центр мироздания поставлен сам человек, достаточно совершенный, чтобы игнорировать какую-либо иную, трансцендентную волю;
б) принцип теоцентризма предполагает в основе мироздания некую высшую трансцендентную волю; призвание человека — научиться распознавать эту волю, «входить» в нее и творить ее как свою собственную.
5. В отношении к государству, власти, закону:
а) закон выше власти
б) власть выше закона, она не нуждается в обосновании, как
и лидер. Человек служит государству и начальству, служит и
душой и телом. Положение человека прежде всего обусловлено
его социальным статусом в общественной иерархии.
6. Во временной ориентации человеческого поведения:
а) ориентация на будущее (свое личное, своих детей, вну
ков, своего народа, человечества), имеющая иудео-христианс
кие корни;
б) ориентация на вечность (что, разумеется, не исключает
будущее), на циклы, круговороты, в том числе — рождений и
смертей.
7. В ценностных ориентациях личности и общества:
а) потребительски ориентированное бытие («улучшение»
жизни человека и человечества);
б) духовно ориентированное бытие, высшая ценность и высший критерий которого — служение высшей трансцендентной сущности, высшей воле.
8. В оценке познавательных и преобразовательных возмож
ностей человека:
а) антропоцентристский подход основывается на принципе
безграничной познаваемости мира
б) теоцентристская традиция полагает, что в мире есть об
ласти, где кончаются «проблемы» и начинаются тайны, что от
человека зависит далеко не все, что есть нечто принципиально
непознаваемое.
9. В сущности и механизмах познания:
а) процесс познания сводится к познающей активности
субъекта, исследующего (или иным путем постигающего) свой
ства объекта. Разум — высшая ценность;
б) познание есть не только исследование свойств объектов, но
и их духовное постижение на уровне, недоступном рационально
му исследованию.
10. В отношении человека к истине:
а) истинно лишь то, что подвластно уму и воле человека контролируемо им (фаустовское «что нужно знать, то можно взять руками»). Человек нуждается лишь в таких истинах, которые служат ему;
б) истина — есть само бытие, само сущее, то, что нам дано, ипоэтому она не зависит от ума и воли постигающего ее. Человек нуждается в истине, которой он мог бы служить, которой он мог бы подчинить свою жизнь.
11. В отношении к религиозной вере:
а) мировоззрение первого типа объективно находится в про
тиворечии с глубокой религиозной личной верой.
б) носителям мировоззрения второго типа, как правило, при
суще конкретное личное вероисповедание. В одних случаях вера
становится результатом сложившегося мировоззрения
5. Традиции и новации в культуре. Традиционное общество и цивилизация.
( смотр. В семинаре Гребенкина)
Теория модернизации и ее культурологические аспекты.
С. 252: Противоречия модернизации
«…Потребности промышленного и научного прогресса интенсивно требовали трансформации российского общества и освоения достижений Запада, который уже в сильной степени переманил на свою сторону господствующий класс, хотя и ценой сильного отрыва от народной культуры. Против такого отрыва Россия пыталась выставить свою самобытность, которая, как мы видели, была глубоко подорвана вековыми противоречиями. И уже оказалось невозможным продолжить это противостояние через мобилизацию православия — наподобие того, как десятилетия спустя в ответ на экспансию Запада проводили «ревайвал» своего религиозного достояния исламские фундаменталисты или индусские коммуналисты. Происходивший почти повсеместно в XX в. разрыв, обусловленный модернизацией, принял особенно катастрофические формы в России в силу отмеченной выше разорванности цивилизации…»